32-й «Кинотавр», день пятый: Сны о чем-то большем
«Герда», «Дунай» и «Капитан Волконогов бежал»
ГЕРДА – вторая полнометражная картины Натальи Кудряшовой. И так же, как в ее дебютных ПИОНЕРАХ-ГЕРОЯХ, тут важен не сам событийный ряд, а то, что проступает за ним. Этот фильм можно посмотреть как историю провинциальной девушки Леры, которая днем учится на социологическом факультете и проводит опросы, а вечером зарабатывает деньги, танцуя стриптиз под псевдонимом Герда. Ее папа ушел из семьи, а мама ведет себя неадекватно и видит странные сны. Лере эти ночные видения тоже передались.
А можно посмотреть на картину как на обряд инициации со всеми ее атрибутами. Подчеркнуто неженственное тело героини отселено в другую среду, оно подвергается ритуальным избиениям. Омовение водой, белое платье, падение и вознесение. Лера – еще ребенок, ей неведомы ни секс, ни смерть, ни откровения. Герда (скандинавское имя, означающее «защитница») переживает все это, чтобы перейти на новый уровень. Ей помогает друг Олег (от древнескандинавского «священный», «посвященный»). Он художник – и сотрудник ритуальной службы. Он тот, кто помогает мертвым упокоиться, а живым – возродиться. Найти себя и преодолеть все трудности взросления. Так что недаром Гаспар Ноэ, мастер режиссуры пограничных территорий и состояний, восхитился ГЕРДОЙ. И недаром у Натальи Кудряшовой самый любимый фильм Ноэ – это ВХОД В ПУСТОТУ. В прокат ГЕРДА выйдет уже 14 октября, дистрибьютор проекта – «Белые ночи».
ДУНАЙ Любови Мульменко (одна из самых известных сценаристок страны, которая дебютирует в режиссуре) – тоже отчасти об инициации. Главная героиня – московская сотрудница турфирмы Надя (Надежда Лумпова) – приезжает в отпуск в Белград и оказывается покорена столицей Сербии, ее витальностью и населяющими ее обаятельными раздолбаями. С одним из них, бездомным жонглером Нешей, у нее тут же вспыхивает роман. Многообещающие первые минуты, к сожалению, так и остаются лучшим, что есть в этой картине. Чем дальше, тем больше ДУНАЙ топчется на месте и в конечном счете превращается в парад довольно однообразных богемных вечеринок, на которых героиня все с большей отчетливостью понимает, что не вписывается в весь этот балканский балаган имени Эмира Кустурицы. Особенно разочаровывает, что именно сценарий – не самая сильная сторона этой неплохо поставленной и сыгранной, но абсолютно не цепляющей истории.
Завершал программу показов пятого дня КАПИТАН ВОЛКОНОГОВ БЕЖАЛ Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, участвовавший в этом году в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля. Продюсерский проект Валерия Федоровича и Евгения Никишова – экспортное фэнтези про сталинские репрессии, попытка сделать эффектный жанровый фильм на тему, которую в нашем кино закрыл шедевр Алексея Германа ХРУСТАЛЕВ, МАШИНУ! Скорее всего именно эта картина увезет из Сочи главный приз, но однозначного приятия это решение жюри точно не вызовет.
24.09.2021 Автор: Зоя Апостольская, Александр Нечаев