Никита Аргунов: «В сфере VFX талантливые кадры – это всё»
«БК» вспоминает 2015 год с теми, кто делает кино
Никита Аргунов – один и самых известных российских спецалистов в области компьютерной графики. Он владелец собственной компании Argunov Studio, которая занималась спецэффектами к таким проектам, как ВЫЧИСЛИТЕЛЬ, ОГРАБЛЕНИЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ, МАФИЯ: ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ и ЗАЩИТНИКИ.
Какое событие 2015 года, на ваш взгляд, стало самым ярким в киноотрасли?
Я, честно говоря, не очень слежу, что у нас в кино происходит. Из глобального, наверное, самая важная новость – мировой рынок компьютерных игр по объему впервые превысил мировой рынок кино. И плюс на нас идет волна виртуальной реальности – кино и игры в 360 градусов. Технологии дозрели. Что-то грядет для всех нас интересное, думаю. Вообще для всех.
Какие российские и иностранные кинопроекты стали для вас как специалиста по компьютерной графике самыми запоминающимися в этом году?
В области графики сейчас, мне кажется, вообще мало интересного происходит. Теперь уже можно реализовать все что угодно – было бы что реализовывать. А вот в плане креативном – да, конечно, есть интересные проекты-события: БЕРДМЭН, БЕЗУМНЫЙ МАКС. Наше кино активно развивается, осваивая новые для себя жанры, которые требуют все большей работы с визуальной частью проекта, графикой и спецэффектами.
А какие профессиональные вызовы ставит вам современное российское кино?
Несоответствие устанавливаемой рынком планки качества и бюджета. Студия графики, если речь о ней, балансирует на грани банкротства, если хочет сделать что-то приличное. Нам приходится выдавать качество, сопоставимое с голливудскими проектами, но за бюджеты российского кино. Это отдельный трюк, конечно. Но это вполне закономерная и понятная ситуация. Бюджеты у Голливуда берутся от проката, а у российских фильмов серьезного проката нет. А проката нет, потому что контент неинтересен зрителю. А контент неинтересен, потому что нет ярких идей, нет сценариев, нет визуальных разработок, которые реально цепляли бы, на которые хотелось бы посмотреть. Даже когда, казалось бы, постарались и сделали вроде неплохо, но классных идей не заложили, то это все проходное, повторение уже виденного.
В отрасли, связанной с вашей профессиональной деятельностью, немало проблем. Какие из них системные, а какие не так сложно решить?
Зритель говорит: «Покажите мне то, что я не видел, развлеките меня. Не можете? Нет продукта, нет сделки!» И он абсолютно прав. Это наша главная и, по сути, единственная системная проблема. И это уже далеко не только про графику, а вообще про кино. Нехватка кадров тоже есть. Но эта проблема вытекает из первой. Мы могли бы нанять иностранную рабочую силу: к нам на корпоративную почту падают резюме очень крутых специалистов из Европы, Штатов, Канады, которые готовы приехать, им нравится, что мы делаем, но они слишком дороги для нас, и мы отказываем. И наши специалисты по достижении определенного профессионального уровня часто уезжают за границу. А в сфере VFX талантливые кадры – это всё. Нет людей – не выдержишь планку качества. Нам надо делать крутое зрительское кино. Иного выхода нет. Иначе все так и будет.
У вас своя компания. Насколько сильна конкуренция в вашей области на внутреннем рынке?
Мы не ощущаем конкуренции, проекты приходят, мы их делаем. Пока работы хватает. У нас своя ниша, фантастика и фэнтези, то, где надо разрабатывать мир. Такие проекты – большая морока, а мы беремся с удовольствием, просто потому что сами очень любим такое кино. И делаем, хотя часто и выходим в ноль по деньгам.
Каков уровень конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке предоставления услуг по визуальным эффектам и работой с графикой?
С одной стороны, очень высокий, потому что мы дешевые (после обвала рубля – особенно), а качество – на уровне европейских тяжеловесов. Но проблема в том, что российская экономика (как минимум в сфере кино) отчуждена от мировой. Очень трудно получить заказ из Штатов или Англии – никто не хочет давать деньги в непонятную Россию с мутной экономической и юридической средой. А крупные мировые кинопроизводители особенно консервативны. Серьезному продюсеру из той же Канады лучше отдать работу своим понятным ребятам, пусть и дорогим, чем непонятно кому из этой далекой, дикой России. Для мира мы все – сотрудники корпорации под названием Российская Федерация, хотим мы того или нет. Какие у нее позиции, такие и у нас. И никак иначе. Все в одной лодке. Мы потому и открыли сейчас представительство в Европе. Стараемся пробить этот барьер, есть пара светлых идей. Получится ли – скоро узнаем.
В следующем году вы собираетесь сделать свой первый фильм в качестве режиссера-постановщика. Что это за проект и почему вы решили попробовать себя в этой профессии?
Ну я это не сейчас решил. Я довольно давно что-то пишу и снимаю как режиссер – короткометражки, клипы, сценарии, вот сейчас сериал пытаемся запустить. В ходе работы над МАФИЕЙ продюсеры предложили мне сделать полнометражный фантастический фильм КОМА. Это такой навороченный экшн в загробном мире, некая смесь МАТРИЦЫ и НАЧАЛА, я бы сказал. Я стал думать над ним, у меня появилась идея, как сделать это реально интересно, круто, так, как никто еще не показывал, чтобы зрителю было любопытно на это поглазеть, причем не только российскому, а вообще. Я загорелся, мы написали сценарий, стали рисовать концепты. В общем, мы попробуем.