top banner

«1993» Александра Велединского: фильм о непрожитой травме и цикличности нашей истории

Автор: Юлия Шампорова

26 сентября 2023

Жизнь, слезы, любовь и комедия

Спустя ровно тридцать лет, прошедших с момента описываемых событий, классик отечественного кинематографа Александр Велединский снимает широкомасштабное историческое полотно 1993 для того, чтобы осмыслить травму российского народа, связанную с распадом Советского Союза и разрушением огромной страны.

«Ты за белых или за красных?» – вопрос, который в нашей стране не теряет актуальности последние сто лет, режиссер ставит перед своими героями, которые судорожно ищут на него ответ, как и возможности для выживания. В центре сюжета – события сентября-октября 1993 года, связанные с конституционным кризисом в стране и противостоянием президента Бориса Ельцина с народными депутатами и членами Верховного совета, повлекшие за собой вооруженные столкновения на улицах Москвы, штурм Белого дома и телецентра «Останкино», в результате которого погибли сотни людей. Супруги Виктор и Елена занимают разные политические позиции и, как следствие, стороны баррикад. Елена в исполнении Екатерины Вилковой мечтает построить свой бизнес и видит в будущем много перспектив, персонаж Виктора, которого играет Евгений Цыганов, считает, что народ обманули, и едет защищать Белый дом.

В картине, основанной на одноименном романе Сергея Шаргунова, есть и жизнь, и слезы, и любовь, и комедийная линия, которая уравновесит трагедийность описываемых событий, и мастерски воссозданная атмосфера 90-х, которая моментально переносит в прошлое всех, кто помнит этот период, и элемент буффонады и мюзикла, который помогает героям пережить самые сложные моменты своей жизни. Это история, показанная через призму ностальгически теплой атмосферы отдельно взятой семьи.

1993 – это фильм, которого остро не хватало современному российскому кинематографу. Это смелый разговор со зрителем о недавнем прошлом как о незатянувшейся ране, попытка осмыслить и понять, почему российская история движется по очень узкой спирали, повторяясь вновь и вновь, и почему представители одного народа не могут найти друг с другом общий язык.

Велединский, сочетая в картине и войну, и мир, не ударяется в излишний трагизм или патетику, какие-то сцены он намеренно решает комедийно и бытово для того, чтобы, как и его герой, быть с народом и говорить от его имени. Очевидно, ностальгическая атмосфера отдельно взятой семьи из 90-х чередуется с масштабными сценами взятия Белого дома, с танками и вооруженными военными, а любовная линия одной из героинь вдруг резко обрывается криминальными разборками. Бытовые детали периода, связанные с приездом в Москву Майкла Джексона или кандидатами наук, продающими вещи на улице, подобно прустовскому печенью «Мадлен» погружают зрителя в то непростое время. 1993 – это мощное и честное высказывание, которое как никогда резонирует с сегодняшним днем.

Фото: кадр из фильма 1993

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Надежда Мотина: «Верю, что «Падение империи» – главный иностранный фильм месяца, и он будет хорошо работать до середины мая»
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее