top banner

Пакетное телевидение: когда мультиплекс – это не только про кинотеатр

Стало ли бесплатное цифровое ТВ в России головной болью для телеканалов

Материал был впервые опубликован в печатном БК №9 (122) за сентябрь 2016 года 

Одна из острых тем в телевизионно-рекламном сообществе – мультиплексы, а точнее – их влияние на доли телесмотрения каналов. Обсуждают ее преимущественно в кулуарах, поскольку вопрос считается околополитическим. По случаю начала нового телевизионного сезона БК решил выяснить, действительно ли мультиплексы усложнили жизнь каналам, а также разобраться в уже свершившихся и еще происходящих процессах перехода на цифровое телевещание. 

Если углубиться в историю, то можно отметить, что развитие телевизионных стандартов всегда определялось желанием улучшить качество экранного изображения, добиться так называемой высокой четкости. В середине 1930-х это означало переход от 30-строчного механического телевидения к 240–343-строчному электронному. В конце 1940-х годов телевидением высокой четкости стали стандарты 625–815 строк, то есть современные SD (Standard Definition). Появлению цифровых способов передачи телевизионного сигнала в 1980-е годы поспособствовал прогресс в области микроэлектроники, пришедшийся как нельзя кстати: дальнейшее повышение количества строк в условиях аналогового телевизионного вещания неизбежно приводило к резкому росту стоимости – как телеприемников, так и производственного оборудования. Цифровой стандарт телевещания позволил не только повысить качество изображения на экране телевизора, но и предоставил возможность вещания на одной частоте 6–10 каналов. 

На заре появления цифровых технологий в их разработке участвовали советские, европейские, японские и американские специалисты. В ходе конкурентной научной и технологической борьбы были созданы две основные цифровые системы телевещания: в 1993 году – европейская DVB (Digital Video Broadcasting) и в 1996-м – американская ATSC. В основе обеих систем находился один цифровой стандарт компрессии видеосигнала – MPEG-2. В 1998 году появился усовершенствованный стандарт MPEG-4, позволяющий эффективно вещать в современном HD-качестве. 

Европейцы разработали различные варианты цифрового вещания: DVB-T, DVB-T2 – для традиционного «наземного» эфирного вещания через антенны; DVB-S, DVB-S2, DVB-SH – для вещания через спутники; DVB-C, DVB-C2 – для вещания через кабель; DVB-H – для мобильных устройств (аналогичен DVB-T).

С 1998 года европейские страны, первой из которых стала Великобритания, начали переходить на цифровой стандарт, выбрав в большинстве случаев для государственной программы DVB-T, поскольку спутниковый стандарт хоть и был значительно дешевле, но представлял собой технологическую новинку. Европейцы же решили пойти проверенным путем, тем более что для этого типа вещания можно было использовать старые телевизионные мачты. К 2008-2009 годам в европейских странах цифровое вещание охватило все население, и аналоговое было отключено.

Так как аналоговое вещание мешало цифровому, в 2006 году конференция Международного союза электросвязи в Женеве (GE-06) приняла решение о прекращении в 2015-м международного распределения частот аналогового телевещания. По условиям соглашения GE-06, с этого года в трансграничных районах (пограничные территории, которые охватываются телевизионным вещанием из другой страны) радиочастоты будут присваиваться с приоритетом цифрового вещания перед аналоговым. Это означало, что если в трансграничном районе в 2015 году за страной закреплена частота для вещания в аналоговом стандарте, то ее может перерегистрировать страна, в которой ведется цифровое вещание.

В России проблема перехода на цифровое вещание обсуждалась также с конца 1990-х. В 1998 году Минсвязи разработало «Концепцию внедрения наземного цифрового вещания», а в 1999-м – «Стратегию перехода от аналогового к цифровому телевизионному вещанию в России». В основу концепции легли предложения профессора Марка Кривошеева, одного из самых авторитетных международных специалистов в области как цифровых, так и аналоговых стандартов вещания, возглавлявшего 11-ю исследовательскую комиссию (по телевещанию) Международного союза электросвязи в течение 30-ти лет. Эти документы рекомендовали ориентироваться на европейский стандарт наземного цифрового вещания DVB-T.

Согласно концепции перехода, в 2000–2005 годах цифровые сети должны были заработать в густонаселенных районах, а в 2006–2015-х – охватить всю страну. Но к 2007-му успели появиться только проекты, причем с каждым годом они становились все дороже и дороже: стоимость проекта Мининформсвязи составляла 14,3 млрд долларов, а ФГУП «Российские телерадиовещательные сети» (РТРС) – 6,38 млрд долларов. В 2005–2007 годах уже четыре ведомства (Россвязьохранкультуры, Мининформсвязи, Минкультуры и РТРС) пытались создать единый проект. Ситуация становилась критической – 80% оборудования сети распространения телевизионного сигнала исчерпало свой ресурс и требовало замены. Было очевидно, что проводить техническую модернизацию лучше сразу с учетом современных стандартов телевещания, а принятие соглашения GE-06 резко ограничивало сроки разработки создания системы цифрового вещания. В 2015 году Россия могла потерять свои частоты в трансграничных районах.

Чиновникам Мининформсвязи удалось добиться, чтобы в 2005–2006 годах правительство и Государственная Дума приняли решения о том, что в 2010–2015-м Россия перейдет к цифровому вещанию. Впрочем, конкретный план так и не был утвержден, и спустя три года вопрос пришлось решать уже в авральном режиме.

В конце 2008-го правительственная комиссия под руководством Дмитрия Медведева, бывшего на тот момент первым заместителем председателя Правительства РФ, утвердила проект федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы», разработанный Минкомсвязи.

Во второй половине 2009 года были срочно приняты нормативные акты, утвердившие ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы». Дмитрий Медведев, будучи уже президентом России, подписал указ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», включенных в первый мультиплекс. При этом бюджет ФЦП был кардинально сокращен с предлагаемых 10–14 млрд долларов до примерно 3,8–4 млрд.

В рамках концепции этого целевого плана можно выделить несколько принципиальных положений. Во-первых, населению гарантировалось получение бесплатного пакета цифровых телеканалов. Первоначально их было восемь (Первый канал, «Россия», «Культура», «Спорт», «Вести 24», Пятый канал, НТВ и «Карусель») плюс три радиостанции («Радио России», «Вести FM» и «Маяк»). В июле 2010 года Госдума приняла поправки к закону «О связи», которые обязывали операторов кабельного и спутникового телевидения транслировать пакет обязательных телеканалов бесплатно. В 2013-м добавились каналы Общественное телевидение России и «ТВ Центр». В 2015 году спортивный канал «Матч ТВ» занял место канала «Россия 2» (бывший «Спорт»). Во-вторых, утвердилась фактическая монополия РТРС на трансляцию телеканалов в цифровом стандарте – каналы или операторы связи не могут самостоятельно разрабатывать частоты и ставить цифровые передатчики. В-третьих, государство отказалось субсидировать покупку для населения устройств, принимающих цифровой сигнал (ресивер, приставка, set-top box), как предполагалось в предыдущих проектах. Было решено, что бюджет профинансирует приобретение устройств только для социально незащищенных групп, но каких именно категорий и в каком объеме, не определили. В-четвертых, был принят экстремально высокий уровень обеспечения населения с помощью наземного цифрового вещания – 98,8%, из-за чего резко возросли сложность и стоимость создания системы. В программах европейских стран, разработанных в 1990-х годах, также закладывается высокий уровень охвата с помощью наземного вещания – до 95%. Однако во второй половине 2000-х страны, осознавшие, насколько дорого это стоит, стали постепенно снижать обязательный охват. В Великобритании, например, охват четырех мультиплексов должен был составить 90% населения, а двух – только 70%.

В 2011 году было решено перейти на стандарт DVB-T2, который более приспособлен для вещания высокой четкости (HDTV) за счет увеличенной в два раза пропускной способности. В 2012-м Роскомнадзор провел конкурс на получение места во втором мультиплексе, и в 2013-м каналы РЕН ТВ, «Спас», СТС, «Домашний», ТВ-3, «Пятница!», «Звезда», «Мир», ТНТ и МУЗ-ТВ подписали договоры с РТРС. При этом под угрозой фактического уничтожения оказалось региональное эфирное вещание. Изначально рассматривался вопрос о предоставлении места для одного регионального канала в первом мультиплексе, затем решено было дать такую возможность во втором или третьем. В итоге региональное вещание будет представлено в виде локальных вставок в эфир федеральных каналов «Россия 1» и «Россия 24», подготовкой которых займутся местные филиалы ВГТРК. 

На данный момент созданную в России систему цифрового эфирного вещания можно по праву считать не только самой масштабной (к середине 2016 года РТРС построил в рамках первого мультиплекса 4027 объектов из 4984-х, а в рамках второго мультиплекса – 2418), но и самой дорогой. В 2015-м программа перехода на цифровое вещание была продлена до 2018 года и государство выделило на нее дополнительные деньги – по сравнению с изначальными планами ее стоимость выросла на 36%, до 164,8 млрд рублей. Капиталовложения в развитие вещания и строительство наземной сети увеличились с 40,81 млрд до 44,18 млрд рублей. Стоимость создания четырех спутников (13 млрд рублей) не изменилась, так как три из них уже запущены на орбиту. Основную часть увеличения финансирования программы составило субсидирование вещания телеканалов первого мультиплекса, размер которого возрос с 19,6 млрд до 38,9 млрд рублей.

При всех масштабах перехода на «цифру» в России, говорить о его высокой эффективности не приходится. С одной стороны, по данным РТРС на июль 2016-го, уже 92% населения могут принимать первый мультиплекс, а к концу года 65% смогут принимать дополнительно и второй мультиплекс. Однако еще в середине 2000-х стало ясно, что платежеспособные потребители перешли на получение цифрового сигнала с помощью спутника и кабеля, позволяющих смотреть сотни телеканалов, задолго до того, как были закончены программы создания цифрового вещания с 10–20-ю каналами. В таких условиях бесплатное наземное цифровое вещание превратилось в большей степени в социальную программу. В Европе страной с одним из самых высоких уровней цифрового наземного вещания оказалась Великобритания: 40% ее жителей получали сигнал DVB-T, а 41% – DVB-S (спутниковый сигнал). Такой высокий уровень был достигнут благодаря активным действиям двух британских телекорпораций – общественной BBC и частной ITV. Впрочем, осознав ограниченность возможностей DVB-T, в 2008 году BBC и ITV запустили совместную бесплатную спутниковую платформу цифрового вещания Freesat. При этом если в Европе изначальная реализация цифрового телевидения в варианте только DVB-T экономически себя оправдывала в условиях сравнительно малой площади и высокой плотности населения, то в России комбинация эфирного (DVB-T), спутникового (DVB-S) и кабельного вещания (DVB-C) позволила бы существенно сэкономить на создании системы цифрового ТВ. Ведь в больших городах даже после запуска DVB-T зрители все равно будут получать сигнал при помощи кабеля, а спутниковое вещание могло бы сократить расходы в несколько раз. Кроме того, такой вариант предоставил бы зрителям не 10–20 телеканалов, а 200–500, в том числе несколько десятков – в HD-качестве. Правда, по данным самой РТРС, для охвата населения городов свыше 100 тысяч человек достаточно 10% затрат на программу цифровизации, тогда как 90% финансирования идет на охват оставшихся 40% жителей. К организации вещания в HD-качестве РТРС планирует перейти только после 2021 года. Однако в 2014-м РТРС, осознавая, что цифровое эфирное телевещание при современном развитии технологий широкополосного доступа (broadband) уступает как в количестве телеканалов, так и в функциональности, предоставляемой зрителю, предложило внедрить стандарт HbbTV (Hybrid Broadcast Broadband Television). Он позволяет зрителям получить дополнительный функционал (история просмотра, прогноз погоды, голосования, «магазин на диване» и интеграция с социальными сетями) для телевизоров при условии подключения к Интернету.

По данным агентства J’son & Partners Consulting (сама РТРС не приводит данные о том, сколько людей смотрят телевизор с помощью цифрового эфирного вещания ), в 2015 году из 41,3 млн домохозяйств только 5% смотрели телевизор через цифровое эфирное вещание. С помощью спутниковых антенн телесигнал получают 38% (15,7 млн) домохозяйств, с помощью кабельных операторов – 44%, с помощью IP ТВ – 13%. То есть несмотря на, казалось бы, успешное осуществление грандиозного, технологически самого сложного в мире проекта стоимостью в 166 млрд рублей, Россия получила систему, которой пользуется только 2 млн домохозяйств.

Именно небольшое количество зрителей цифрового вещания вызвало возмущение телеканалов – прежде всего тех, что входят во второй мультиплекс. Если первый оплачивает государство, ежегодно выделяя на это десятки миллиардов рублей, то второй стоимостью в 22,86 млрд изначально должен был строиться за счет телеканалов. Когда программа разрабатывалась, представители РТРС уверяли, что она позволит каналам сократить расходы на вещание в 2–4 раза. По их подсчетам, ежегодный платеж должен был составить 685 млн рублей. Затем эта сумма выросла до 1 млрд, при том что телеканалы уже платят за аналоговое вещание через РТРС и своих региональных партнеров 120–200 млн рублей в год, а до 2018-го им придется оплачивать и цифровое, и аналоговое вещание. Размер оплаты стал составлять в бюджетах многих каналов до трети всех расходов, тогда как ранее она была не более 5%. Для некоторых телеканалов ежегодный платеж стал в несколько раз превышать общий бюджет. В итоге многие каналы из второго мультиплекса отказались платить РТРС. К концу 2014 года их задолженность достигла 2,6 млрд рублей, и для разрешения ситуации летом 2015-го премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание с телекомпаниями, РТРС и чиновниками Минсвязи и Роскомнадзора. На совещании Медведев потребовал от телеканалов выплатить долг, а также указал РТРС на необходимость договориться с ними. По «смягченному графику» каналы должны будут до конца 2018-го выплачивать по 150 млн рублей в год, а также аванс на общую сумму 840 млн рублей. Только два канала не договорились с РТРС – «Спас», принадлежащий Московской патриархии, и МУЗ-ТВ. В ноябре 2015-го РТРС подала иск к МУЗ-ТВ на сумму 664,6 млн рублей, 447 млн из которых были перечислены каналом в конце прошлого года. Еще 216,7 млн, по условиям подписанного в феврале мирового соглашения, МУЗ-ТВ выплатит РТРС до конца 2016-го. В июле 2015 года были приняты поправки в законы «О СМИ» и «О связи», по которым все операторы связи должны будут бесплатно транслировать телеканалы обоих мультиплексов бесплатно для самих вещателей и для абонентов. То есть фактически за счет кабельных и спутниковых операторов государство компенсировало затраты телеканалов второго мультиплекса на его создание и оплату. Кроме того, закон обязал вещателей отводить под эти общедоступные каналы в своих сетях первые двадцать позиций (кнопок). 

Итак, каким же образом мультиплекс сказался на доле телесмотрения каналов? С учетом того, что эфирный цифровой мультиплекс смотрят только 5% телезрителей, пока его влияние не слишком ощутимо. Тем не менее некоторые изменения выделить можно, и прежде всего они касаются роста аудитории, произошедшего благодаря требованию закона об обязательности показа телеканалов второго мультиплекса. В результате непопулярные телеканалы, которые обычно шли в «дополнительных пакетах» операторов, переместили в пакет бесплатных обязательных каналов, и огромное количество телезрителей получило доступ к их программам. Так, по данным TNS Russia, аудитория православного телеканала «Спас» с августа 2015 года по июль 2016-го выросла в 22 раза (с 0,01 до 0,22), аудитория «Мира» – в 2,2 раза, значительно увеличилась аудитория МУЗ-ТВ, РЕН ТВ и «Домашнего». Еще один фактор роста – изменение порядка показа телеканалов первого и второго мультиплекса и закрепление их на 1–20-й кнопках телесетей. И это подтверждает динамика того же «Спаса», расположившегося на 12-й кнопке, или Общественного телевидения России, которое переместилось на девятую кнопку, тогда как раньше кабельные операторы ставили эти каналы в третий-четвертый десяток. В результате доля ОТР выросла в 1,5 раза. Некоторым каналам, напротив, пришлось занять менее выгодные, по сравнению с прежними позициями, кнопки – например, ТНТ и СТС, обычно размещавшиеся операторами в промежутке между 6-й и 15-й позицией, теперь занимают 19-ю и 13-ю кнопки соответственно. За год доля ТНТ сократилась с 6,6% (январь–июнь 2015) до 6% (январь–июнь 2016), а доля СТС почти не изменилась, показав символический прирост – с 4,6% (январь–июнь 2015) до 4,7% (январь–июнь 2016). Возможно, номер кнопки отчасти сказывается на показателях, но ключевым фактором изменения популярности этих каналов является их собственная программная политика и глобальный тренд фрагментации телевизионной аудитории. Кроме того, небольшие корректировки рейтингов могут быть связаны с тем, что количество каналов, измеряемых TNS, выросло. Из-за этого некоторые каналы теряют на бумаге несколько сотых процента, но с реальными падениями долей это никак не связано.

На долю телесмотрения «большой тройки» (Первый, НТВ, «Россия») изменение порядка кнопок также повлияло слабо. Она снижается на протяжения последних десяти лет из-за глобального тренда на рост тематических телеканалов, предоставляющих зрителям программы по их интересам. Если в 2010 году доля тематического телевидения составляла 10,2%, а «большой тройки» – 41%, то по итогам 2015-го доля центральных каналов упала до 36,%, а доля тематического телевидения выросла до 15,6%, то есть стала больше, чем у любого центрального канала в отдельности. Через 5–10 лет влияние тематических каналов, транслирующихся через кабель, Интернет и спутник, будет настолько велико, что эфирное цифровое вещание останется отголоском былого величия самой грандиозной системы телевещания в мире, создание которой началось еще в Советском Союзе.


11.11.2016 Автор: Алексей Зубок

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Американская киноакадемия обновила правила премии «Оскар»
Подробнее