Словарь

 
 
1-9   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
 


C

ComScore/Rentrak — международный сервис мониторинга кассовых сборов кинотеатров во всем мире. На данный момент Rentrak аккумулирует информацию о бокс-офисе в более чем 70 странах мира. Данные, передающиеся от кинотеатров в систему, доступны только зарегистрированным пользователям (преимущественно это правообладатели и дистрибьюторы).

 

Б

Блокбастер — (от англ. blockbuster, букв. «разрушитель квартала») высокобюджетный фильм с участием известных актеров, рассчитанный на массовую аудиторию, с предполагаемыми высокими кассовыми сборами. Чаще всего под блокбастером подразумевается голливудский студийный проект, однако в последнее время это слово активно используется и российскими продюсерами применительно к фильмам отечественного производства, создаваемым с расчетом на высокие показатели посещаемости и сборов.
В английском языке слово blockbuster появилось в годы Второй мировой войны и применялось по отношению к сверхмощной фугасной бомбе в своем прямом значении, то есть «бомба, способная разрушить целый квартал». Впоследствии это слово в переносном значении стало употребляться в театральной среде по отношению к пьесам, имевшим наибольший успех (образно говоря, производившим эффект разорвавшейся бомбы), а затем, в середине 1970-х годов, перекочевало в киноиндустрию.


Бокс-офис — (от англ. box office, букв. «будка билетера») кассовые сборы фильма, выручка от продажи кинотеатральных билетов. Бокс-офис того или иного фильма может быть подсчитан как за конкретный временной период (например, за первый уикенд), так и за все время проката проекта. Кассовые сборы являются одним из важнейших параметров ведения кинопрокатной статистики (о том, как разобраться в статистических данных, представленных на сайте БК, можно подробнее прочитать в специальном путеводителе).


Букер — (от англ. booker, booking, букв. «бронирование») сотрудник кинотеатра, ответственный за репертуарное планирование; сотрудник дистрибьюторской компании, ведущий роспись фильмов в кинотеатрах. Если речь идет о кинотеатральном букере, то номинально такой сотрудник может занимать различные должности – от менеджера по репертуарному планированию до руководителя отдела проката, либо вообще не числиться в штате кинотеатра, работать удаленно и предоставлять свои услуги нескольким площадкам сразу. Фактически же в обязанности и полномочия букера входит выбор фильмов для демонстрации в конкретном кинотеатре с учетом его особенной, взаимодействие с дистрибьюторами (согласование количества и времени сеансов и других условий проката) и контроль выполнения договоренностей с ними. В свою очередь, букер со стороны дистрибьюторской компании взаимодействует и согласовывает условия проката каждого фильма с букерами кинотеатров.

 

Д

Дистрибьютор — (от англ. distributor – распространитель), или прокатчик – компания, владеющая правами на фильм или представляющая владельца прав на фильм на определенной территории. Дистрибьютор занимается организацией проката фильма, предоставляя кинотеатрам права на его публичный показ на прописанных в специальных договорах условиях. Всего на российском рынке трудится более 30-ти дистрибьюторских компаний. Пять из них, так называемые мэйджоры, официально представляют крупнейшие голливудские студии на территории России. Остальные являются независимыми прокатными компаниями.

 

Е

ЕАИС — единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах. Назначение ЕАИС состоит в сборе, учете и обработке сведений о публичной демонстрации кинофильмов в кинозалах российских кинотеатров, оператором системы является Фонд кино. Обмен информацией между демонстратором фильмов и оператором системы происходит в автоматическом режиме. Передача данных является обязательной для всех демонстраторов, осуществляющих платный показ фильмов в кинозалах. В сентябре 2016 года было запущено мобильное приложение ЕАИС, позволяющее в открытом доступе следить за кассовыми сборами в режиме реального времени.

 

К

Кинорынок — (полное название — Российский Кинорынок) профессиональный форум и выставка киноиндустрии, в рамках которых проходят презентации и показы фильмов российских дистрибьюторов и студий, мероприятия деловой программы, презентация широкого спектра технического оборудования и услуг для киноотрасли. Кинорынок проходит ежегодно в марте (Москва), июне (Сочи, параллельно с фестивалем «Кинотавр») и декабре (Москва).


«Кино Экспо» — международный профессиональный форум и выставка киноиндустрии и индустрии развлечений. В рамках форума проводятся презентации и показы фильмов российских дистрибьюторских компаний и студий, презентации программы «Новое российское кино: pre, pro, post» (представление новых кинопроектов российских продюсерских компаний на разной стадии реализации). Кроме того, «Кино Экспо» отличается традиционно сильной и насыщенной деловой и технической программой. На выставке представлен весь спектр оборудования и услуг для кинотеатров, для кинопроизводителей и многое другое. «Кино Экспо» ежегодно проходит в Санкт-Петербурге во второй половине сентября.

 

П

Приквел — см. Франшиза.

 

Р

Релиз — (от англ. release – выпуск) выпуск фильма в кинотеатральный прокат, на VoD или физических носителях, или непосредственно сам фильм, предназначенный для выпуска или уже выпущенный в прокат, на VoD или физических носителях. Пример: 1. Релиз новой картины с Брэдом Питтом был перенесен. 2. В рамках презентации дистрибьютор представил релизы второго полугодия.


Референс — (от англ. reference – ссылка, эталон) ориентир, аналог. В кинопрокате понятие референс употребляется применительно к уже вышедшему фильму, результаты которого используются в качестве базы для прогнозирования кассовых сборов новинки. Подбор референса осуществляется на основе схожих параметров – жанра, производственного бюджета, команды создателей, даты выпуска и др.


Римейк — (от англ. remake – переделка) фильм, созданный на основе другого, уже существующего фильма. Римейки могут повторять оригинальные произведения с разной степенью точности. Чаще всего римейк создается без участия режиссера, актеров и съемочной группы, задействованных в оригинальном фильме. Однако в истории кинематографа есть случаи, когда тот или иной режиссер сам работал на римейком собственной картины – например, австрийский режиссер Михаэль Ханеке в 2007 году снял англоязычную версию своего фильма ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ спустя десять лет после выхода оригинала.

 

С

Сиквел — см. Франшиза.


Спин-офф — (от англ. spin off – раскрутка) фильм, являющийся производным от уже существующего кинематографического произведения, в котором главными действующими лицами становятся персонажи, игравшие в оригинальном фильме второстепенную или эпизодическую роль (например, ПИНГВИНЫ МАДАГАСКАРА, МИНЬОНЫ, КОТ В САПОГАХ). Характерной чертой спин-оффа считается также то, что он базируется на ответвлении сюжета по отношению к существующему произведению, обычно не являясь его продолжением или предысторией (однако некоторые спин-оффы могут одновременно быть и приквелами — например, ИЗГОЙ-ОДИН: ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. ИСТОРИИ).

 

Т

ТВ-спот — короткий рекламный ролик фильма продолжительностью от 10-ти до 30 секунд, который демонстрируется по телевидению с целью напомнить зрителю о картине (как правило, уже прорекламированной трейлером), в частности, о дате ее появления в кинотеатрах.


Тизер — короткий рекламный ролик фильма (обычно продолжительностью не больше минуты), смонтированный в период съемок или постпродакшна и, как правило, не дающий представления о сюжете картины. Материалы, представленные в тизере (короткие фрагменты, список создателей фильма, название), призваны зацепить зрителя, «раздразнить» его (название происходит от английского глагола tease – дразнить). Поскольку тизер монтируется во время производства фильма, в нем иногда можно увидеть кадры, которые не вошли в окончательную версию картины.


Трейлер — полноценный рекламный ролик фильма, смонтированный из готового отснятого материала. Его хронометраж, как правило, составляет 2-2,5 минуты и включает наиболее эффектные и удачные кадры. Обычно к одному фильму создается несколько трейлеров. Они могут работать на разные сегменты аудитории, либо последовательно представлять зрителям новые детали проекта.


Трейлеринг — продвижение фильма в кинотеатрах с помощью трейлера. Подробнее о трейлеринге читайте в специальном материале БК.

 

Ф

Фонд кино — (полное название — Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии) государственная организация, основными целями которой являются поддержка (в том числе финансовая) отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, популяризация национальных кинофильмов в Российской Федерации и за рубежом. С 2014 года Фонд кино является оператором системы ЕАИС.

 

Франшиза — серия композиционно самостоятельных фильмов, связанных единством замысла, сюжета, общими героями, брендом. Второй и последующие фильмы франшизы, продолжающие сюжетную линию первой части, называются сиквелами (для обозначения третьей и четвертой части также могут использоваться специальные термины триквел и квадриквел соответственно). Фильм, сюжет которого предваряет события первой части, обозначается термином приквел.

 

Х

Хардлок — трейлер или набор трейлеров, прикрепленный дистрибьютором к кинотеатральной копии фильма. С помощью прихардлоченных трейлеров прокатчик может рекламировать как свои будущие релизы, так и релизы дистрибьюторов, с которыми был произведен обмен роликами.


Холдовер — (от англ. hold over – задерживать, продлевать) релиз, демонстрирующийся в кинотеатрах дольше одной недели. Изначально в англоязычной прессе выражение hold over применительно к фильму или театральной постановке означало «продолжать показывать дольше намеченного срока» и обычно касалось популярных релизов или спектаклей, задержавшихся на экранах или сцене благодаря непрекращающемуся зрительскому спросу. Однако в русском языке понятие холдовер приобрело более широкий смысл и стало означать все идущие на данный момент в прокате фильмы, не являющиеся новинками текущего уикенда.

 

Э

Эстимейт — (от англ. estimate – оценка, наметка) ожидаемые сборы релиза, приблизительная оценка продюсером и/или дистрибьютором его кассового потенциала, которая производится с учетом бюджетов, затраченных на производство и выпуск фильма.

 

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100