Словарь

 
 
1-9   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
 


3D-формат — (от англ. 3-dimensional – трехмерный) стереоскопическая технология кинопоказа, имитирующая наличие третьего измерения или вызывающая у зрителя иллюзию глубины пространства.

 

4DX — премиальный формат кинопоказа, позволяющий просматривать художественные и анимационные фильмы с дополнительным набором спецэффектов, усиливающих впечатления от просмотра и более полного погружения в передачу сюжета. 4DX предусматривает использование визуально-осязательных и обонятельных дополнений, изменения положения зрительского места в пространстве синхронно с видео и звуковой дорожкой. В России технология показа 4DX эксклюзивно представлена в сети кинотеатров «Синема Парк».

 

A

Auro-3D — звуковая технология премиального показа, уникальность которой заключается в особом расположении динамиков по трем перпендикулярным осям, что позволяет создать «объемный» звук.

 

C

CGI — (от англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, сгенерированные компьютером») широко применимая в игровом и анимационном кинематографе технология по созданию неподвижных и движущихся изображений при помощи трехмерной компьютерной графики.

 

ComScore/Rentrak — международный сервис мониторинга кассовых сборов кинотеатров во всем мире. На данный момент Rentrak аккумулирует информацию о бокс-офисе в более чем 70 странах мира. Данные, передающиеся от кинотеатров в систему, доступны только зарегистрированным пользователям (преимущественно это правообладатели и дистрибьюторы).

 

D

D-Box — премиальный сегмент кинотеатральных кресел, основной особенностью которых является возможность вибрировать и наклоняться в разные стороны во время просмотра фильма

 

DCP — (от англ. Digital Cinema Package, букв. «цифровой кинопакет») формат цифрового кинопоказа, разработанный консорциумом ведущих мировых киностудий DCI (Digital Cinema Initiatives). DCP представляет собой пакет файлов, необходимых для воспроизведения фильма при помощи цифрового кинопроектора вместо обычного пленочного. Подробнее о DCP читайте в специальной справке БК.

 

Dolby Atmos — звуковая технология премиального показа, уникальность которой заключается в том, что звуковая дорожка фильма формируется для каждого кинотеатра в отдельности установленным в нем мощным процессорным блоком с учетом акустических особенностей конкретно взятого зала и с максимальным использованием установленных в нем акустических систем.

 

G

GRP — (от англ. Gross Rating Point, «суммарный рейтинг») – основной маркетинговый показатель, представляющий собой сумму рейтингов всех выходов рекламных сообщений в рамках рекламной кампании и отражающий масштаб рекламно-информационного воздействия. Также могут быть использованы термины «накопленный рейтинг», «суммарный рейтинг» и некоторые другие. Для расчета GRP телевизионной маркетинговой кампании необходимо знать все рейтинги (не доли), набранные отдельными выходами рекламных сообщений. GRP, как и рейтинг, считается только в рамках одной зрительской категории (например, 6+ или 16–34).

 

I

IMAX (формат) — премиальный формат кинопоказа, разработанный канадской корпорацией «Мультискрин» в 1970 году. Изначально формат IMAX подразумевал использование кинопленки шириной 70 мм вместо стандартных 35 мм и проекцию изображения на экран, значительно превосходящий по размеру обычные экраны. В 2008 году был запущен цифровой стандарт IMAX Digital. От обычных цифровых кинотеатров IMAX Digital отличается планировкой зала и размерами экрана, наблюдаемого с небольших расстояний. Кроме того, используется более совершенная звуковая система. В качестве цифрового стандарта может быть использован как обычный DCP, так и специальный пакет IMAX, представляющий собой расширенную версию DCP. При этом возможен показ как «плоских», так и 3D-фильмов.

 

P

P&A — (от англ. Prints and Advertising, букв. «копии и реклама») расходы студии или продюсера/ов фильма на производство копий (ранее пленочных, а ныне — цифровых) для кинотеатрального показа и рекламу релиза. P&A не входит в производственный бюджет и является отдельной статьей расходов.

 

V

VoD — (от англ. Video on Demand, букв. «видео по запросу») система легального индивидуального доступа абонента к телевизионным программам и фильмам с помощью цифровой кабельной, спутниковой или эфирной телевизионной сети. К сервисам VoD относятся онлайн-кинотеатры (Ivi.ru, Okko, TVZavr и др.); телеканалы, монетизирующие свой контент в Интернете (Первый, СТС, ТНТ и др.); операторы платного ТВ (Ростелеком, Билайн, АКАДО и др.) и платформы цифровой дистрибуции (iTunes, Google Play и др.).

 

А

Альтернативный контент — кинотеатральные релизы, не являющиеся игровыми или документальными фильмами. К альтернативному контенту относятся концерты, опера, балет, интерактивные игры, спортивные события, прямые трансляции событий и др.


Арт-мейнстрим — (от англ. art и mainstream – «искусство» и «основное направление») термин российского изобретения, означающий сегмент фильмов, по формальным признакам частично относящийся к артхаусу, частично – к мейнстриму. По целевой аудитории и бокс-офису арт-мейнстрим также обычно занимает нишу между артхаусом и массовым кино. Подробнее об арт-мейнстриме читайте в специальном материале БК.


Артхаус — (от англ. arthouse, букв. «дом искусств») кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, рассчитанные на узкий сегмент аудитории. К категории артхауса относят фестивальное немейнстримовое кино, жанровые картины, расширяющие представления о жанре, работы классиков мирового кинематографа (авторское кино) и так называемое интеллектуальное кино. Немаловажно также, что артхаус зачастую стремится затронуть провокационные, деликатные или непопулярные темы. Зачастую артхаусные фильмы располагают маленьким бюджетом, которым определяются и методы их продвижения – артхаус в основном продвигает сам себя за счет профессиональной критики, отзывов в блогах и зрительского «сарафана».

 

Б

Блокбастер — (от англ. blockbuster, букв. «разрушитель квартала») высокобюджетный фильм с участием известных актеров, рассчитанный на массовую аудиторию, с предполагаемыми высокими кассовыми сборами. Чаще всего под блокбастером подразумевается голливудский студийный проект, однако в последнее время это слово активно используется и российскими продюсерами применительно к фильмам отечественного производства, создаваемым с расчетом на высокие показатели посещаемости и сборов.
В английском языке слово blockbuster появилось в годы Второй мировой войны и применялось по отношению к сверхмощной фугасной бомбе в своем прямом значении, то есть «бомба, способная разрушить целый квартал». Впоследствии это слово в переносном значении стало употребляться в театральной среде по отношению к пьесам, имевшим наибольший успех (образно говоря, производившим эффект разорвавшейся бомбы), а затем, в середине 1970-х годов, перекочевало в киноиндустрию.


Бокс-офис — (от англ. box office, букв. «будка билетера») кассовые сборы фильма, выручка от продажи кинотеатральных билетов. Бокс-офис того или иного фильма может быть подсчитан как за конкретный временной период (например, за первый уикенд), так и за все время проката проекта. Кассовые сборы являются одним из важнейших параметров ведения кинопрокатной статистики (о том, как разобраться в статистических данных, представленных на сайте БК, можно подробнее прочитать в специальном путеводителе).


Букер — (от англ. booker, booking, букв. «бронирование») сотрудник кинотеатра, ответственный за репертуарное планирование; сотрудник дистрибьюторской компании, ведущий роспись фильмов в кинотеатрах. Если речь идет о кинотеатральном букере, то номинально такой сотрудник может занимать различные должности – от менеджера по репертуарному планированию до руководителя отдела проката, либо вообще не числиться в штате кинотеатра, работать удаленно и предоставлять свои услуги нескольким площадкам сразу. Фактически же в обязанности и полномочия букера входит выбор фильмов для демонстрации в конкретном кинотеатре с учетом его особенной, взаимодействие с дистрибьюторами (согласование количества и времени сеансов и других условий проката) и контроль выполнения договоренностей с ними. В свою очередь, букер со стороны дистрибьюторской компании взаимодействует и согласовывает условия проката каждого фильма с букерами кинотеатров.

 

В

Внутрикинотеатральная реклама, или индор — (от англ. indoor – «внутренний») рекламные материалы к будущим или идущим в прокате релизам, размещаемые внутри кинотеатра. Индор-реклама может быть представлена как в полиграфическом формате (постер, флаер, стенди и т.д.), так и в «цифровом», то есть на плазменных панелях. Подробнее об основных внутрикинотеатральных материалах читайте в кратком гиде по индору, а о последних тенденциях, связанных с индор-рекламой, – в специальном исследовании БК.

 

«Второй экран» — см. «Первый экран».

 

Д

Дистрибьютор — (от англ. distributor – распространитель), или прокатчик – компания, владеющая правами на фильм или представляющая владельца прав на фильм на определенной территории. Дистрибьютор занимается организацией проката фильма, предоставляя кинотеатрам права на его публичный показ на прописанных в специальных договорах условиях. Всего на российском рынке трудится более 30-ти дистрибьюторских компаний. Пять из них, так называемые мэйджоры, официально представляют крупнейшие голливудские студии на территории России. Остальные являются независимыми прокатными компаниями.

 

Е

ЕАИС — единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах. Назначение ЕАИС состоит в сборе, учете и обработке сведений о публичной демонстрации кинофильмов в кинозалах российских кинотеатров, оператором системы является Фонд кино. Обмен информацией между демонстратором фильмов и оператором системы происходит в автоматическом режиме. Передача данных является обязательной для всех демонстраторов, осуществляющих платный показ фильмов в кинозалах. В сентябре 2016 года было запущено мобильное приложение ЕАИС, позволяющее в открытом доступе следить за кассовыми сборами в режиме реального времени.

 

К

Капсоревнование дистрибьюторов — статистическая таблица, демонстрирующая вклад каждого прокатчика в суммарный бокс-офис на территории РФ — как в абсолютных (сборы в рублях, долларах, количество зрителей), так и относительных показателях (процентная доля). Подробнее о капсоревновании читайте в специальном материале БК.


Ки-арт — (от англ. key art – «ключевое изображение») изображение или композиция, на основе которых создаются визуальные рекламные материалы к фильму (постеры, флаеры, баннеры и др.).


Кинорынок — (полное название — Российский Кинорынок) профессиональный форум и выставка киноиндустрии, в рамках которых проходят презентации и показы фильмов российских дистрибьюторов и студий, мероприятия деловой программы, презентация широкого спектра технического оборудования и услуг для киноотрасли. Кинорынок проходит ежегодно в марте (Москва), июне (Сочи, параллельно с фестивалем «Кинотавр») и декабре (Москва).


«Кино Экспо» — международный профессиональный форум и выставка киноиндустрии и индустрии развлечений. В рамках форума проводятся презентации и показы фильмов российских дистрибьюторских компаний и студий, презентации программы «Новое российское кино: pre, pro, post» (представление новых кинопроектов российских продюсерских компаний на разной стадии реализации). Кроме того, «Кино Экспо» отличается традиционно сильной и насыщенной деловой и технической программой. На выставке представлен весь спектр оборудования и услуг для кинотеатров, для кинопроизводителей и многое другое. «Кино Экспо» ежегодно проходит в Санкт-Петербурге во второй половине сентября.


Консешн — (от англ. concession stand, concession bar – постоянная или временная точка продажи продуктов питания на площадке, где проходят спортивные или развлекательные мероприятия) сегмент питания в кинотеатральном бизнесе. Употребляется как для обозначения всей сферы деятельности кинотеатров, связанной с реализацией продуктов питания (Пример: «Более половины доходов кинотеатру приносит консешн»), так и в более узком смысле (например, «консешн-зона» – то есть, территория кинобара).


Контрпрограммирование — прием формирования графика релизов дистрибьюторами или составления репертуара кинотеатрами, при котором в прокате в одно и то же время идут фильмы, предназначенные для разной целевой аудитории. Такой подход позволяет каждому релизу максимально отработать свой потенциал, а кинотеатрам — привлечь наибольшее количество зрителей.


Копродукция — участие в создании фильма представителей (студий или продюсеров) двух и более стран, подразумевающее совместное финансирование и производство картины.


Кросс-промо — (от англ. cross-promotion – «перекрестное продвижение») активно используемая в кинопрокате технология продвижения, представляющая собой комплекс маркетинговых мероприятий, совместно реализуемых двумя (или несколькими) неконкурирующими брендами, чей товар ориентирован на одну и ту же или схожую целевую аудиторию (например, проект ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ и бренд детских игрушек Hasbro).

 

М

Меморандум — документ, в котором изложены требования кинопрокатной компании относительно показа того или иного фильма, такие, как запрет на проведение акций и действие скидок на билеты в течение установленного прокатного периода. Меморандум также может устанавливать минимальную цену билета на фильм.


Мерчендайзинг — (от англ. merchandising, букв. «искусство сбыта») в широком смысле методика продажи товара конечному потребителю. Применительно к киноиндустрии мерчендайзингом обычно называют одно из его многочисленных направлений, а именно – лицензионную продукцию, связанную как с анимационными, так и игровыми проектами.


Множитель — коэффициент итоговых сборов фильма к его стартовому результату. Множитель может рассчитываться в рамках одного уикенда (множитель уикенда — отношение сборов фильма за уикенд к сборам четверга) или всего проката релиза (итоговый множитель — отношение общего бокс-офиса фильма к сборам первого уикенда). Данный показатель используется как при оценке результатов того или иного фильма, так и при прогнозировании. Значение множителя зависит не только от жанра и масштаба релиза, но и от сезона. Так, например, с осени по весну множитель уикенда игровых картин в среднем равен 7-8, а летом, когда посещаемость в будни дни повышается, — 5-6. Та же закономерность касается анимационных релизов, у которых в летний период множитель уикенда может составлять 6–8, а в остальные месяцы доходить до 20-25. В первый уикенд множитель любого релиза почти всегда ниже, чем во второй и последующий уикенды, особенно у ожидаемых фильмов, так как основной наплыв зрителей в первый же день проката.


Мокьюментари — (от англ. mockumentary; to mock и documentary – «подделывать», «издеваться» и «документальный») кинематографический и телевизионный жанр игрового кино, которому присущи имитация документальности. Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным фильмам, но их предмет, в отличие от настоящего документального кино, является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Иногда в таком кино создается иллюзия реальности происходящего за счет участия реальных людей, в том числе знаменитостей.


Мэйджор — (от англ. major, букв. «старший, главный») крупнейший кинопроизводитель или кинопрокатчик. Изначально определение «мэйджор» возникло по отношению к «большой шестерке» голливудских студий, состав которой уже много лет остается неизменным – это Disney, Fox, Sony, Paramount, Universal и Warner Bros. Дистрибьюторы, официально представляющие эти студии на российском рынке, также называются мэйджорами – это WDSSPR, «Двадцатый Век Фокс СНГ», «Каро», ЦПШ и UPI (справочную информацию о них вы можете найти здесь). Кроме того, использование термина «мэйджор» можно также встретить по отношению к студиям – лидерам отечественного кинопроизводства, каждый год определяемым Фондом кино.

 

Н

Наработка — величина кассовых сборов фильма в расчете на один сеанс или один кинотеатр. Наработка рассчитывается путем деления бокс-офиса релиза за определенный отрезок времени на количество сеансов, состоявшихся в этот же временной промежуток, или количество кинотеатров, в которых шел фильм.


Независимый дистрибьютор — компания, не являющаяся официальным представителем одной из крупнейших голливудских студий и прокатывающая отечественные или независимые зарубежные проекты. На российском рынке на текущий момент работает порядка двадцати независимых дистрибьюторов (справочную информацию о них вы можете найти здесь).

 

О

Ограниченный прокат — прокат фильма в 50-ти или менее кинотеатрах в общей сложности.

 

П

«Первый экран» — старт фильма в кинотеатре в день официального релиза. Понятие «первого экрана» наиболее активно применялось во времена использования пленки, когда количество копий одного фильма было ограниченным, из-за чего не все кинотеатры начинали его показ одновременно. Если кинотеатр получал копию фильма не в день официального старта, а спустя неделю проката, это называлось «вторым экраном». Форматы работы «первым» и «вторым» экранами до сих пор практикуются в российском кинопрокате. Однако с повсеместным переходом на «цифру» они связаны уже не с ограниченным количеством копий, а со спецификой работы дистрибьютора с каждым отдельно взятым кинотеатром.


Питчинг — (от англ. pitch – «выставлять на продажу») презентация кинопроекта с целью привлечения финансовых инвестиций в его производственный или рекламный бюджет. В России питчинги проходят в рамках фестивалей (в частности, на «Кинотавре», ММКФ и др.), а также в рамках программ государственного финансирования кинопроизводства Министерством культуры и Фондом кино.


Постер — (от англ. poster – «афиша, объявление, плакат») художественно оформленный плакат, используемый для рекламных целей. Как правило, помимо графического изображения (ки-арта), на постере фильма значатся имена его создателей и дата выхода в прокат.


Постпродакшн — завершающий этап производства фильма, включающий все работы по обработке отснятого материала: монтаж, наложение спецэффектов, озвучание и т.д.


Прайм-тайм — (от англ. prime time, букв. – «первоклассное время») на телевидении – эфирное время, охватывающее максимальное количество телезрителей (обычно с 19:00 до 22:00 часов). Прайм-тайм является самым дорогим эфирным временем для размещения рекламы и наиболее предпочтительным временным отрезком для показа ТВ-программ с высоким рейтингом. Применительно к кинопрокату термин «прайм-тайм» означает временной период (как правило, с 19:00 до 20:59), в который наработка на сеанс может достигать пиковых значений.


Превью — (от англ. preview – предварительный просмотр) выход фильма за несколько дней до официального старта проката. Обычно режим превью подразумевает ограниченное количество сеансов на ограниченном количестве площадок, однако в российском кинопрокате также существует понятие «широкого превью» – этот формат мало чем отличается от обычного старта. Как правило, основная цель превью-показов – «разогрев» аудитории и запуск «сарафанного радио».


Премиальный формат кинопоказа — формат, в основе которого, как правило, лежит уникальная технология. Для осуществления кинопоказа в премиальном формате кинотеатр должен располагать специальным оборудованием. К премиальным относятся такие форматы кинопоказа, как 3D, IMAX, D-Box, 4DX, PLF, Dolby Atmos, Auro 3D.


Препродакшн — подготовительный период создания фильма, предшествующий началу съемочного периода и включающий актерский кастинг, формирование съемочной группы, разработку графика съемок, составление сметы производства, выбор локаций.


Приквел — см. Франшиза.


Продакт-плейсмент — рекламный прием, заключающийся в том, что в сюжет и реквизит фильма включается товар, бренд, образ, являющийся реальным коммерческим продуктом или имеющий его аналог. Такая скрытая реклама демонстрирует сам рекламируемый товар и его логотип или упоминает о его назначении, качестве, способе употребления.


Прокатное удостоверение — документ, который выдается владельцу прав на фильм (кино- и видеофильм российского, зарубежного и совместного производства), позволяющий использование фильма на территории РФ в целях показа в кинозале, проката на материальном носителе, показа другими техническими способам. Сведения о фильме и иная информация, содержащаяся в прокатном удостоверении, включая возрастное ограничение, вносятся Министерством культуры Российской Федерации в Государственный регистр фильмов

 

Р

Ребут — (от англ. reboot – перезагрузка) новая версия художественного произведения – фильма, компьютерной игры, комикса и др. Как правило, ребут игнорирует события предыдущих произведений из серии и создает новую сюжетную линию, но с теми же героями и идеями, с целью привлечения новой аудитории и увеличения доходов. Примеры ребутов: ГОДЗИЛЛА (1954, 1998, 2014), СУПЕРМЕН (1978) и ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ (2013), БЕЗУМНЫЙ МАКС (1979) и БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ (2015).


Релиз — (от англ. release – выпуск) выпуск фильма в кинотеатральный прокат, на VoD или физических носителях, или непосредственно сам фильм, предназначенный для выпуска или уже выпущенный в прокат, на VoD или физических носителях. Пример: 1. Релиз новой картины с Брэдом Питтом был перенесен. 2. В рамках презентации дистрибьютор представил релизы второго полугодия.


Референс — (от англ. reference – ссылка, эталон) ориентир, аналог. В кинопрокате понятие референс употребляется применительно к уже вышедшему фильму, результаты которого используются в качестве базы для прогнозирования кассовых сборов новинки. Подбор референса осуществляется на основе схожих параметров – жанра, производственного бюджета, команды создателей, даты выпуска и др.


Рибейт — (от англ. rebate – скидка, уступка) возврат кинокомпании части их затрат на производство фильма из бюджета региона, в котором проходили съемки. Система налоговых возвратов кинопроизводителям является одной из самых распространенных и эффективных мер стимулирования кинопроизводства и применяется во многих регионах мира, в том числе и в России.


Римейк — (от англ. remake – переделка) фильм, созданный на основе другого, уже существующего фильма. Римейки могут повторять оригинальные произведения с разной степенью точности. Чаще всего римейк создается без участия режиссера, актеров и съемочной группы, задействованных в оригинальном фильме. Однако в истории кинематографа есть случаи, когда тот или иной режиссер сам работал на римейком собственной картины – например, австрийский режиссер Михаэль Ханеке в 2007 году снял англоязычную версию своего фильма ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ спустя десять лет после выхода оригинала.


Роспись — представительство релиза в кинотеатрах. Роспись фильма можно оценить как по количественному параметру (число кинотеатров и сеансов), так и по качественному (время начала сеансов). Аналитика росписи новинок проката (публикуется еженедельно в электронных выпусках БК; о росписи в крупнейших сетях читайте в специальном материале) позволяет отслеживать ожидания рынка относительно потенциала того или иного релиза.

 

С

«Сарафан», или «сарафанное радио» — неформальные формы и способы передачи устной информации о товаре или услуге от потребителя к потребителю. В кинопрокате «сарафаном» называют зрительские отзывы на тот или иной фильм. В зависимости от характера отзывов «сарафан» может положительно или отрицательно влиять на результаты фильма в прокате, а также сказываться на зрительском интересе к сиквелам в случае франшиз.


Сиквел — см. Франшиза.


Скрининг — (от англ. screening – показ) показ фильма в рамках его производственного цикла (например, показы для фокус-групп или заинтересованных лиц на кинорынках) или подготовки к выпуску в прокат (например, для прессы). В БК также существует постоянная рубрика «Скрининг». Материалы выходят в пятничных номерах и представляют собой разбор фильма, показанного целиком накануне его выхода в прокат.


Спин-офф — (от англ. spin off – раскрутка) фильм, являющийся производным от уже существующего кинематографического произведения, в котором главными действующими лицами становятся персонажи, игравшие в оригинальном фильме второстепенную или эпизодическую роль (например, ПИНГВИНЫ МАДАГАСКАРА, МИНЬОНЫ, КОТ В САПОГАХ). Характерной чертой спин-оффа считается также то, что он базируется на ответвлении сюжета по отношению к существующему произведению, обычно не являясь его продолжением или предысторией (однако некоторые спин-оффы могут одновременно быть и приквелами — например, ИЗГОЙ-ОДИН: ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. ИСТОРИИ).

 

Т

Тантамареска — разновидность внутрикинотеатрального стенда, предназначенная для фотографий. Обычно такие рекламные конструкции имеют отверстие для лица или располагают специальным местом, расположившись в котором, зритель может сделать фото на память.


ТВ-спот — короткий рекламный ролик фильма продолжительностью от 10-ти до 30 секунд, который демонстрируется по телевидению с целью напомнить зрителю о картине (как правило, уже прорекламированной трейлером), в частности, о дате ее появления в кинотеатрах.


Телевизионный рейтинг — рейтинг телепрограммы, который выражается в процентах от общего числа людей в исследуемом регионе, обладающих телевизором, и считается в рамках одной зрительской категории (например, 6+ или 16–34). То есть рейтинг, равный единице, означает, что данную программу или рекламное сообщение посмотрел 1% людей, имеющих телевизор.


Тентпол — (от англ. tent pole, пер. «опора») крупный студийный проект с большим производственным и рекламным бюджетом, призванный обеспечить студии гарантированно высокие финансовые показатели (в том числе за счет дополнительных статей доходов – например, реализации сопутствующих товаров) и тем самым покрыть возможные риски по другим проектам.


Тизер — короткий рекламный ролик фильма (обычно продолжительностью не больше минуты), смонтированный в период съемок или постпродакшна и, как правило, не дающий представления о сюжете картины. Материалы, представленные в тизере (короткие фрагменты, список создателей фильма, название), призваны зацепить зрителя, «раздразнить» его (название происходит от английского глагола tease – дразнить). Поскольку тизер монтируется во время производства фильма, в нем иногда можно увидеть кадры, которые не вошли в окончательную версию картины.


Трейлер — полноценный рекламный ролик фильма, смонтированный из готового отснятого материала. Его хронометраж, как правило, составляет 2-2,5 минуты и включает наиболее эффектные и удачные кадры. Обычно к одному фильму создается несколько трейлеров. Они могут работать на разные сегменты аудитории, либо последовательно представлять зрителям новые детали проекта.


Трейлеринг — продвижение фильма в кинотеатрах с помощью трейлера. Подробнее о трейлеринге читайте в специальном материале БК.


Трекинг — (от англ. tracking, «отслеживание») исследование, позволяющее оперативно отслеживать уровень осведомленности и заинтересованности широкой аудитории в фильме. Трекинги осуществляют исследовательские компании с помощью пула постоянных респондентов (от полутора тысяч и выше), которые с необходимой регулярностью отвечают на вопросы анкеты, касающейся различных аспектов их потребления и образа жизни. В эту анкеты включаются в том числе вопросы о фильмах, которые респондент планирует посмотреть, чью рекламу он видел, и так далее. Трекинги могут проводиться как на еженедельной, так и на ежедневной основе, до или во время кинопроката.

 

У

Уикенд — временной промежуток, начинающийся с премьеры фильма в прокате и завершающийся с наступлением первого рабочего дня недели. Премьерные дни в разных странах могут отличаться, поэтому количество дней в кинопрокатном уикенде также бывает разным (подробнее читайте об этом в специальном материале БК). В России премьерным днем является четверг, поэтому уикенд включает в себя четыре дня (исключение — расширенный уикенд, включающий пять дней, в случае если на понедельник выпадает государственный выходной).

 

Ф

Флаер — рекламная листовка, как правило, формата А6 (105*148 мм). Флаеры могут быть односторонними – с изображением ки-арта; или двусторонними – с описанием фильма на оборотной стороне.


Фонд кино — (полное название — Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии) государственная организация, основными целями которой являются поддержка (в том числе финансовая) отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, популяризация национальных кинофильмов в Российской Федерации и за рубежом. С 2014 года Фонд кино является оператором системы ЕАИС.

 

Франшиза — серия композиционно самостоятельных фильмов, связанных единством замысла, сюжета, общими героями, брендом. Второй и последующие фильмы франшизы, продолжающие сюжетную линию первой части, называются сиквелами (для обозначения третьей и четвертой части также могут использоваться специальные термины триквел и квадриквел соответственно). Фильм, сюжет которого предваряет события первой части, обозначается термином приквел.

 

Х

Хардлок — трейлер или набор трейлеров, прикрепленный дистрибьютором к кинотеатральной копии фильма. С помощью прихардлоченных трейлеров прокатчик может рекламировать как свои будущие релизы, так и релизы дистрибьюторов, с которыми был произведен обмен роликами.


Холдбэк, или «окно» — (от англ. hold back, букв. «удержание, задержка») временной отрезок, отделяющий выход фильма на телевидении или на VoD от его релиза в кинотеатре.


Холдовер — (от англ. hold over – задерживать, продлевать) релиз, демонстрирующийся в кинотеатрах дольше одной недели. Изначально в англоязычной прессе выражение hold over применительно к фильму или театральной постановке означало «продолжать показывать дольше намеченного срока» и обычно касалось популярных релизов или спектаклей, задержавшихся на экранах или сцене благодаря непрекращающемуся зрительскому спросу. Однако в русском языке понятие холдовер приобрело более широкий смысл и стало означать все идущие на данный момент в прокате фильмы, не являющиеся новинками текущего уикенда.

 

Ц

Цифровой релиз — выход фильма на цифровых платформах (сервисы VoD, цифровое телевидение и др.).

 

Ш

Широкий прокат — прокат фильма в 51-м кинотеатре и более в общей сложности.

 

Э

Эстимейт — (от англ. estimate – оценка, наметка) ожидаемые сборы релиза, приблизительная оценка продюсером и/или дистрибьютором его кассового потенциала, которая производится с учетом бюджетов, затраченных на производство и выпуск фильма.

 

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100