top banner

«Неужели это русское кино?»

Реакция иностранцев на трейлеры наших фильмов, как инструмент их продвижения

Несмотря на регулярные отчеты российских продюсеров об их успехах на международных рынках, в целом в отечественном киносообществе сохраняется предубеждение, что наше кино зарубежная аудитория не знает и особенно не замечает. Тем удивительнее и приятнее получать хоть и небольшие, но доказательства обратного. Так, недавно в Сети появился ролик с позитивной реакцией иностранных блогеров на трейлер к фильму НЕВЕСТА. Памятуя о том, что это уже не первый подобный формат (в свое время на кинофорумах активно «гуляло» аналогичное видео ЗАЩИТНИКОВ), БК решил исследовать, как и по чьей инициативе возникают эти ролики и что они дают продвижению отечественного контента.

Тематические каналы на YouTube, авторы которых смотрят, реагируют и оценивают трейлеры или фильмы, существуют уже несколько лет во всем мире. И все это время продукты российского кинопроизводства оценивали исключительно отечественные онлайн-критики, иностранцы же обычно выбирали для своих разборов голливудские блокбастеры или европейские фестивальные хиты. Первые подвижки в этом четком раскладе произошли пару лет назад, когда в поле зрения зарубежных блогеров попал бойкий трейлер ХАРДКОРА, всерьез заставивший их поохать от удивления. Однако причислять это к достижениям российского кинематографа, наверное, будет не совсем честно, учитывая, что это был все-таки проект совместного производства с США. Так что лавры первенства в этом направлении достаются другому отечественному продукту. «Без ложной скромности могу сказать, что наш фильм ЗАЩИТНИКИ стал первым, на который обратили внимание известные зарубежные блогеры, – признается продюсер компаний Enjoy Movies и «Большое кино» Гевонд Андреасян. – Так что индустрия может сказать нам за это спасибо. А после ЗАЩИТНИКОВ появились обзоры трейлеров других больших российских фильмов. Теперь во всем мире знают, что в России есть кино, на которое стоит обратить внимание, западные блогеры стали целенаправленно следить за русскими проектами».

И действительно – после того, как в марте 2015 года некий афробританский блогер под ником The 1st Take на своем канале прокомментировал тизер ЗАЩИТНИКОВ, сказав «вау!», назвав фильм российскими ЛЮДЬМИ ИКС и заработав более 46 тысяч просмотров, «блокада» была снята, тему подхватили, и на сегодняшний день роликов с реакцией иностранцев только на картину про советских супергероев насчитывается несколько тысяч. Дальше – больше: иностранцы, чья географическая принадлежность чрезвычайно пестра – от Индии до Германии и США, стали выделять в своих блогах целые тематические разделы под российское кино. Сегодня на YouTube можно обнаружить видео с реакцией на трейлеры практически всех недавних и будущих крупных отечественных релизов: от БИТВЫ ЗА СЕВАСТОПОЛЬ и ДУЭЛЯНТА, до НЕВЕСТОЙ и СТАНЦИЕЙ 88, которая выйдет в прокат только в 2019 году. Наибольшей популярностью, помимо вышеназванных ЗАЩИТНИКОВ, пользуются «реакционные» ролики к картинам КОМА, ПРИТЯЖЕНИЕ, ВИКИНГ и 28 ПАНФИЛОВЦЕВ. Конечно, нельзя сказать, что они бьют рекорды, собирая по 100–200 тысяч просмотров, но и эти цифры говорят о стабильном интересе.

Любопытна сама реакция зарубежных блогеров на наши кинопродукты, и надо сказать, что ни одного откровенно негативного или тем более издевательского отзыва найти так и не удалось. Максимум, что они позволяли отметить – это не всегда идеальная графика в наших фантастических проектах. Но сами по себе концепты зарубежным зрителям очень нравятся, и вообще они удивлены, что в России снимаются такие большие фильмы. Так, по ЗАЩИТНИКАМ самую бурную реакцию ожидаемо вызывает медведь, в котором иностранные блогеры видят изюминку, отличающую российский супергеройский проект от голливудских. В трейлере ВИКИНГА американцы оценили брутальность и аутентичность, посетовав, правда, что ждали от проекта скорее морскую тему и много кораблей, а в 28 ПАНФИЛОВЦАХ зарубежные ценители похвалили атмосферу в целом.

Естественное для российского человека подозрение, что просто так иностранцы наше кино хвалить не будут, не нашло подтверждений. Как заявили опрошенные нами дистрибьюторы и продюсеры обсуждаемых проектов, они ко всем этим видео никакого отношения не имеют. Так, в частности, представители компаний ЦПШ и Sony Pictures сказали, что эти ролики имеют органическое происхождение, что у них нет и не планируется никаких договоренностей с зарубежными блогерами. Гевонд Андреасян, в свою очередь, подчеркнул, что для него в данном вопросе политика невмешательства принципиальна. «Никакой нашей инициативы в появлении этих обзоров нет, – замечает продюсер. – Я вам больше скажу: мы вообще никак не взаимодействуем ни с иностранной прессой, ни с блогерами. И причина в том, что там за обзоры не принято платить. Блогеры делают ролики, чтобы раскачать свои каналы – это целая индустрия заработка на просмотрах. Думаю, что если начать им за это платить, можно испортить сам подход».

Вместе с тем именно в этом подходе, в непосредственной оценке продюсеры и видят самую важную миссию таких видео. «Эти ролики позволяют понять важную вещь: как абсолютно нейтральные люди воспринимают то, что происходит в российском кинематографе, – продолжает Андреасян. – Наши блогеры, к сожалению, российскую киноиндустрию в основном ругают, потому что отрицательные отзывы в нашей стране собирают намного больше просмотров, чем хвалебные. Западные же очень лояльны и позитивны, реагируют на все фильмы непредвзято». Подобного мнения придерживается и продюсер компании Art Pictures Дмитрий Рудовский: «Эти ролики дают возможность преодолеть эффект кривого зеркала, увидеть реакцию людей, не встроенных в нашу хейтерскую систему».

При этом какого-либо значения для продвижения своих проектов продюсеры в иностранных роликах не видят, считая их скорее нишевой историей, рассчитанной в первую очередь на зарубежных подписчиков соответствующих каналов.

Однако нельзя сказать, что эта история совсем уж не касается российских интернет-пользователей. Пару месяцев назад ряд наших блогеров начал делать подборки самых интересных зарубежных тематических видео, дублируя их на русский язык. И стоит отметить, что количество их просмотров даже превышает показатели блогов – первоисточников видео. Так, наиболее активный в этом направлении канал Vaseslav набирает до 260 тысяч просмотров одного видео, что выглядит уже довольно приличной цифрой и основанием рассчитывать на то, что этот тренд будет и дальше развиваться.

Очевидно, что российской аудитории интересно, что думают про наше кино «за бугром». И реакция иностранцев, которые говорят «круто!» и как будто бы искренне округляют глаза при виде спецэффектов российского производства, рождает не только вопросы-намеки «сколько им за это заплатили?». Судя по комментариям, для определенной части интернет-аудитории мнение со стороны имеет ощутимый вес. «Оценки иностранцев оказывают определенный эффект на наших хейтеров, – разделяет эту мысль Гевонд Андреасян. – Зачастую пользователи останавливают чью-то, мягко скажу, неконструктивную критику, ставя в пример именно эти ролики: «Ребята, имейте совесть, посмотрите, как реагируют люди за границей, ведь им нравится! Сколько можно выплескивать ненависть?»

Прямо скажем, ненависти в комментариях к видео с реакцией иностранцев значительно меньше, чем, к примеру, на официальных страничках русских проектов в YouTube. Так, вышедший третий трейлер фильма ПРИТЯЖЕНИЕ на канале Sony Pictures получил более тысячи комментариев, среди которых подавляющее большинство – это даже не отзывы об увиденном, а оскорбления и проклятия в адрес создателей. На этом фоне реакция иностранцев на трейлер ПРИТЯЖЕНИЯ, опубликованная в блоге Vaseslav и укладывающаяся, по сути, в одну фразу: «чуваки, это круто!», вызвала у русскоговорящих комментаторов как риторические вопросы, вроде: «почему американцам это так нравится, а русским – нет, ведь они привыкли к более крутой графике?», так и не менее глубокие и самообличающие рассуждения на тему, что мы действительно недооцениваем свое (к сожалению, выраженные исключительно в нецензурной и не подходящей для цитирования форме).

В свою очередь, этот же самый ролик на американском киноманском ресурсе собрал пусть и не так много комментариев, но большинство из них были позитивные: «Выглядит довольно прилично, учитывая, что это не от голливудской студии», «Признаюсь, я заинтригован, это выглядит как американский фантастический фильм. А я ожидал полной ерунды!» и так далее.

Подобная картина, когда по факту американцы дают нашим фильмам более высокие оценки, в который раз наводит на размышления о природе российского хейтерства как основополагающего настроения в Рунете. Примечательно, что продюсеры, которые, как правило, активно разоблачают безосновательность сетевых «кинокритиков», на вопрос, какие методы борьбы с этим злом они видят, ответили в философском ключе. «Бороться с хейтерами целенаправленно нет смысла – время все расставит на свои места, – заявляет Гевонд Андреасян. – Это просто такое поколение. Они закончат школы, институты, у них появятся заботы, придется зарабатывать деньги, и станет не до того, чтобы строчить миллион комментариев на тему «как все плохо». Потом вырастет следующее поколение, со своими плюсами и минусами. Время не стоит на месте – был ЖЖ, теперь есть «ВКонтакте», где каждый второй что-то комментирует, пытаясь заработать на ругани. Надо просто выждать, они сами по себе исчезнут, как многое другое до этого».

Дмитрий Рудовский, в свою очередь, в принципе не видит в хейтерстве особой проблемы для индустрии. «Благодаря социологическим исследованиям мы убедились, что количество хейтеров не безгранично. В основном это люди, которые зарабатывают на этом деньги, и их не так уж и много. Они не создают такого критичного фона, который может влиять на прокат», – делится продюсер с оговоркой, что за личные оскорбления в Сети необходимо привлекать к ответственности.

Конечно, невозможно точно посчитать убытки отрасли от деятелей хейтерского фронта и также сложно предположить, когда они угомонятся или пойдут зарабатывать деньги другим способом. Но понаблюдав, как реакция простых американских и европейских ребят на российские фильмы вносит смуту в их ряды, закрадывается призрачная надежда на то, что, может быть, таким путем определенный контингент российской аудитории начнет менять свое отношение к родному кинематографу. Конечно, звучит дико, но вдруг? Ведь чужой пример всегда заразителен.


03.01.2017 Автор: Мария Позина

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее