top banner

Футбол против кинопроката: кто кому помешал?

Как чемпионат мира по футболу отразился на российских кинотеатрах

Материал был впервые опубликован в ЭБК №28, 2018.

Почти месяц важнейших футбольных баталий на полях российских стадионов совпал с не самыми высокими сборами фильмов, идущих в отечественном прокате. Связь между этими событиями очевидна, но вот насколько она глубока? И нет ли в попытке списать низкие сборы только на чемпионат мира некоего самообмана?

За период с 14 июня по 15 июля в рамках чемпионата мира по футболу было сыграно 64 матча. В приведенной ниже таблице на основании исследований компании Mediascope собран топ-15 наиболее рейтинговых телетрансляций прошедшего турнира. При этом следует напомнить, что рейтинг трансляции – это среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории, а доля телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любую программу, включая оцениваемую) в данный момент времени. Исследование учитывает людей старше 4 лет в городах с населением более 100 000 человек и только среди зрителей, которые смотрели передачу по домашнему телевизору. Количество просмотров в ресторанах, спортбарах, фан-зонах, а также через Интернет (на смартфонах и компьютерах) в данной таблице не отражено. Телетрансляции остальных событий чемпионата мира имеют более низкий рейтинг, сопоставимый с регулярными телевизионными передачами, поэтому говорить об их влиянии в масштабах всей страны вряд ли разумно.

Наибольшее внимание зрителей предсказуемо привлек матч одной четвертой финала Россия – Хорватия, который в среднем смотрел по ТВ каждый пятый житель в крупных городах страны. За последние 20 лет это третий результат среди спортивных телетрансляций. Более высокие рейтинги были только у трансляций игры сборной России против Испании на чемпионате Европы по футболу в 2008 году и у игры нашей сборной против Японии на чемпионате мира по футболу в 2002-м (их рейтинги – 25,1% и 21% соответственно). Из всех зрителей, которые вечером в субботу, 7 июля включили телевизор, за игрой национальной сборной с Хорватией наблюдали 63,4%. Стоит отметить, что в список наиболее рейтинговых трансляций не вошли оба полуфинальных матча, и это говорит о том, что подход россиян к просмотрам событий чемпионата мира был достаточно избирательный.

Теперь, определившись с наиболее значимыми событиями чемпионата мира, можно начать рассматривать их влияние на кассовые сборы фильмов, шедших в то время в кинотеатральном прокате. В первую очередь предположим, что наиболее сильно это влияние было в городах проведения соответствующих матчей. В следующей таблице представлена разница между динамикой кассовых сборов в дни матчей там, где они проводились, по сравнению со среднероссийской.

Как видно, наиболее сильным это влияние было в региональных центрах. Так, для Саранска, казалось бы, рядовой в турнирном отношении матч между Перу и Данией вылился в крупнейшее событие. Примечательно, что встреча Ирана с Португалией спустя девять дней прошла здесь уже без подобного ажиотажа. Хотя, конечно, сказался и тот факт, что этот матч проходил в будни. Схожая ситуация с поединками в Сочи и Нижнем Новгороде. Причем здесь статус матчей был гораздо выше. Можно также отметить, что в ряде случаев (хотя их и не так много) футбол не оказывал никакого влияния на кассовые сборы в городе, где проводился матч.

Теперь от региональных событий постараемся перебраться на федеральный уровень и попробуем оценить, насколько все-таки чемпионат мира мог повлиять на кассу отдельных фильмов. При этом будем рассматривать проекты по уикендам, поскольку на разных этапах проведения чемпионата важные матчи приходились на разные дни недели, и количество таких матчей в течение уикендов и будней было разным.

Наверное, наиболее наглядным в этом отношении является уикенд 12–15 июля. На него пришлось только два поединка: финал и матч за третье место. А полуфинальные встречи, состоявшиеся во вторник и среду, как мы уже отмечали, не стали общенациональным событием, поэтому их влияние можно считать минимальным. Три крупные новинки уикенда были рассчитаны на разные зрительские сегменты. На семейную аудиторию работал мультфильм МОНСТРЫ НА КАНИКУЛАХ 3: МОРЕ ЗОВЕТ, внимание преимущественно мужчин должен был привлечь экшн НЕБОСКРЕБ, а маркетинг хоррора РУСАЛКА. ОЗЕРО МЕРТВЫХ заманивал в кинотеатры девушек.

Безусловно, каждый проект уникален. Выбор референсов в данном случае – это процесс творческий и не всегда однозначный. Но в качестве таковых мы постарались подобрать летние релизы, работавшие в предыдущие годы на те же самые аудитории. Если на основании предварительных данных можно было предположить, что динамика МОНСТРОВ НА КАНИКУЛАХ 3 ниже, чем у ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА: СТОЛКНОВЕНИЕ НЕИЗБЕЖНО, то итоговые цифры опровергли этот тезис. Даже при наличии двух решающих матчей множитель уикенда новинки оказался точно таким же, как и у референса. Это говорит об отсутствии значимого воздействия на проект со стороны чемпионата мира. Немного более скромная динамика в субботу и воскресенье была скомпенсирована пятницей. А в дни матчей зрители вместо вечерних сеансов выбирали дневные и утренние.

Несколько большее воздействие матчи оказали на российский фильм ужасов РУСАЛКА. ОЗЕРО МЕРТВЫХ. Видимо, в первые дни девушки активно вели на картину своих кавалеров. Но и здесь все не выглядит катастрофическим. Если бы у новинки был такой же множитель, что и у ЧЕРНОЙ ВОДЫ, выпущенной тем же прокатчиком годом ранее, то ее сборы увеличились бы на 7,1%. При этом снижение кассы в понедельник оказалось меньше, то есть пошел процесс компенсации.

В уикенд 5–8 июля выходила одна крупная новинка, кинокомикс ЧЕЛОВЕК-МУРАВЕЙ И ОСА, который и принял на себя основной удар чемпионата. На первые две недели работы фильма пришлись, наверное, самые значимые события турнира. Так, в случае множителей первой части франшизы новинка заработала бы в стартовый уикенд больше на 19%, а за первые двенадцать дней проката – на 23,9%. Впрочем, это опять же экстремальная оценка, поскольку зачастую множители сиквелов ниже, чем у предшественников. Но, видимо, решения ряда европейских прокатчиков перенести национальные премьеры фильма на период после чемпионата мира были не случайны.

В последний уикенд июня на экраны выходило много жанровых проектов, но блокбастеров среди них изначально не было. Мы не стали рассматривать влияние чемпионата мира на мультфильм РАСПРЕКРАСНЫЙ ПРИНЦ, поскольку основные его проблемы лежали в иной плоскости, а из синхронно выступившего и нацеленного на мужчин тандема боевиков ПЛАН ПОБЕГА 2  и УБИЙЦА 2. ПРОТИВ ВСЕХ взяли одного представителя жанра. 

Как случае с НЕБОСКРЕБОМ, самые большие потери понес именно ПЛАН ПОБЕГА 2. Причем недобор в первый уикенд составил 25,1% (впрочем, здесь опять отчасти мог сказаться фактор сиквела), а за двенадцать первых дней он несколько скомпенсировался до 16,1%.

В первый уикенд новинки этого периода испытали воздействие чемпионата мира лишь в воскресенье, а во второй – в пятницу и субботу. Лучшим по кассе новым проектом стала комедия ТЫ ВОДИШЬ!  При этом в сравнении с НЕСНОСНЫМИ БОССАМИ на старте фильм недобрал 8,5%, а за первые двенадцать дней – 12,4%.

Если в качестве референсных использовать множители СИНЕЙ БЕЗДНЫ, то нацеленный преимущественно на женскую аудиторию фильм Бальтазара Кормакура ВО ВЛАСТИ СТИХИИ в первый уикенд недобрал 7,4%, а за первые двенадцать дней за счет позитивного «сарафана» даже обогнал морского собрата.

К сожалению, по новинкам двух других уикендов, сопутствовавших чемпионату мира, подобные расчеты провести затруднительно по причине того, что их первый прокатный день пришелся на значимые матчи. Таким образом, невозможно оценить реальную точку отсчета, а на последующий прокат могло повлиять уже достаточно много разных факторов. Очевидно только, что потери первого дня проката были существенны, поскольку у 8 ПОДРУГ ОУШЕНА, СУПЕРСЕМЕЙКИ 2 и ФОТО НА ПАМЯТЬ из-за низкой базы четверга множители стартовых уикендов оказались даже выше, чем у референсов.

Также не стоит забывать о том, что в России много часовых поясов, и чем дальше на восток нашей родины, тем влияние событийности футбольного чемпионата должно было снижаться, поскольку прямые трансляции матчей приходились на ночное время суток. Собственно, подобная зависимость нашла свое отражение в таблице динамики изменения кассовых сборов относительно часового пояса. Из нее видно, что основные потери понесли регионы европейской части России.

Резюмируя изложенное, можно отметить, что ни одно из спортивных событий последнего времени, в том числе Олимпиада в Сочи, не оказывало на кинопрокат столь продолжительного и комплексного негативного влияния. Именно уникальность мероприятия привела к тому, что зачастую прокатные неудачи списывались лишь на чемпионат мира, что вряд ли корректно. С другой стороны, можно себе представить, что было бы с прокатом, если бы игроки рынка попридержали ряд проектов «до лучших времен». Чемпионат мира оказался для киноиндустрии своеобразной «новогодней битвой», только со знаком минус. Позитив, однако, в том, что «новогодняя битва» случается каждый год, а чемпионат мира по футболу в следующий раз пройдет в нашей стране очень не скоро.


26.07.2018 Автор: Семен Брожитов, Анна Багрова

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат
Подробнее
Фонд кино безвозвратно выделит 3,1 млрд рублей на поддержку фильмов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Новый указ президента России предполагает госзаказ на историческое кино
Подробнее
На «Кинопоиск» и Wink составили протоколы о пропаганде ЛГБТ*
Подробнее
«Сто лет тому вперед» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Warner Bros. готовит новые фильмы во вселенной «Властелина колец»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Как я встретил ее маму» обходит «Папашу в бегах»
Подробнее
Оригинальнее некуда: итоги 2023 года для российских онлайн-кинотеатров
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках мая
Подробнее
Официальная касса России: сборы фантастики «Сто лет тому вперед» превысили 900 млн рублей
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 мая
Подробнее
Сериал «Король и Шут» получит полнометражное продолжение
Подробнее
Вадим Перельман готовит триллер с Джимоном Хонсу
Подробнее
Онлайн-кинотеатр KION рассказал о новинках мая
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 9–12 мая 2024 года
Подробнее
Кантемир Балагов готовится к съемкам англоязычного проекта
Подробнее