top banner

«Последнее, что нам нужно, это новая холодная война в кино»

Актер, режиссер и продюсер Александр Невский об образах русских в западных фильмах

Материал был опубликован в печатном выпуске журнала «Бюллетень кинопрокатчика» №9 за сентябрь 2015 года.

Изображение русских в голливудском кино нередко сопряжено с неофициальным, но плотно вошедшим в кинообиход термином «клюква». Дело это уже, кажется, настолько привычное, что отсутствие «клюквы» приятно удивляет – как, скажем, в случае нового фильма Гая Ричи АГЕНТЫ А.Н.К.Л., вышедшего минувшим летом, в котором русский герой красив, умен и обаятелен. Однако это все же исключение из правил. Своим взглядом на то, какими предстают российско-американские отношения в кино и что с этим делать, с «БК» поделился создатель картин МОСКОВСКАЯ ЖАРА и ЧЕРНАЯ РОЗА, «наш человек в Голливуде», единственный россиянин в жюри «Золотого глобуса», актер, режиссер и продюсер Александр Невский.

Я, как и большинство людей моего поколения, познакомился с голливудским кино в конце 80-х – начале 90-х. Так как мне уже тогда нравился бодибилдинг, то как только у меня появился видеомагнитофон, я пересмотрел все культовые боевики – с Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне, Чаком Норрисом и другими. И в большинстве тех фильмов мы, русские, были представлены далеко не лучшим образом. Достаточно вспомнить НЕ ОТСТУПАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ, где Жан-Клод ван Дамм играл русского с перекошенным от злобы лицом, РЭМБО. ПЕРВАЯ КРОВЬ и РОККИ 4 со Сталлоне. Конечно, я тогда не понимал всей пропагандистской подоплеки этих картин, по-детски восхищался накачанными парнями. Тогда я не думал о том, что цель этих фильмов – заставить американских зрителей воспринимать нас как врагов. И это явно работало, потому что я хорошо помню статьи в «Комсомольской правде» и «Известиях» советских корреспондентов, которые за границей на показах РОККИ 4 наблюдали, как люди просто вскакивали с мест, когда главный герой начинал бить нашего боксера в исполнении Дольфа Лундгрена, и кричали: «Давай, давай, мочи русского!»

По ряду причин максимум, чем мы отвечали США на тот момент – интеллигентными фильмами про разведчиков наподобие ОШИБКИ РЕЗИДЕНТА. Лишь значительно позднее у нас было снято явно антиамериканское ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ, в котором покойный Александр Фатюшин в роли старшины морской пехоты стрелял из пулемета по врагу и тот красиво падал, заливая кровью американский флаг. Я слышал, этот фильм вроде даже шел в европейских кинотеатрах, где демонстрировался РОККИ 4, под названием ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

Прошло несколько лет. Когда я впервые приехал в Америку, был 1999 год – самый разгар перезагрузки наших отношений с Западом. К тому моменту злодеев в голливудском кино изображали уже другие персонажи – от арабов и афроамериканцев до англичан и немцев. К слову сказать, в нашем кинематографе тех лет не было вообще никаких злодеев, потому что не было и самого кинематографа, все развалилось. 

Затем, спустя какое-то время, с развитием отечественного кинопоказа отношения наших стран еще более укрепились. В Россию пришли мэйджорские студии. Голливудские продюсеры начали специально вносить изменения в свои проекты с расчетом на то, чтобы они лучше продавались на нашей территории. В кино появились другие русские герои, созданные без избитых шаблонов. В американских блокбастерах стали сниматься наши актеры – Владимир Машков в МИССИИ НЕВЫПОЛНИМА: ПРОТОКОЛ ФАНТОМ, Светлана Ходченкова в РОСОМАХЕ: БЕССМЕРТНЫЙ, Константин Хабенский в ОСОБО ОПАСЕН. Звезды первой величины приезжали к нам на премьеры своих картин. Российское кино завоевывало признание и собирало награды по всему миру – от «Золотых глобусов» до «Оскаров». Нас принимали и уважали.

И вот наступил 2015 год. Я лечу в самолете, рейс Москва – Лос-Анджелес. За время полета успеваю посмотреть три фильма: ВЕЛИКИЙ УРАВНИТЕЛЬ, ЗАЛОЖНИЦА 3 и ЧЕЛОВЕК НОЯБРЯ. И я вижу, что во всех этих голливудских картинах русские представлены исключительно как бандиты. Причем использованы худшие стереотипы 80-х годов: герои в татуировках с головы до пят без конца матерятся, плохо говорят по-русски. Это какие-то махровые злодеи до мозга костей, обижающие женщин, детей, животных, кого только можно. О’кей, мы можем привести в пример вышедший недавно фильм Гая Ричи АГЕНТЫ А.Н.К.Л. Это крепкое кино, в котором русский агент представлен как умный и крутой парень. Но сравните результаты его проката у нас и в США. В России оно идет на ура, а американцы его просто игнорируют. Вопрос: почему?

Далее, я прилетаю в Москву и в журналах о кино читаю, что на господдержку от Фонда кино претендует проект НАШИ, в котором российские подростки дадут отпор американским морским пехотинцам, высадившимся под стенами Кремля. Такой ответ КРАСНОМУ РАССВЕТУ, снятому 30 лет назад. Очевидно, что прошлое возвращается, и позабытое разжигание неприязни между нашими народами опять становится трендом, что, скажу честно, меня всерьез беспокоит. 

Я начал продюсировать кино в 2003 году. И про мой первый проект, МОСКОВСКАЯ ЖАРА, американский журнал Variety написал, что это похоже на заказ Кремля. В противном случае кому нужно пропагандировать русских героев? Но это кино было абсолютно независимым, без какой-либо государственной поддержки. В этом году я как продюсер и актер участвую в создании двух картин – РАЗБОРКА В МАНИЛЕ и МАКСИМАЛЬНЫЙ УДАР американского режиссера Анджея Бартковяка. Учитывая, что часть инвесторов у нас из России, чтобы попасть в течение, мы могли бы заставить русских и американцев схлестнуться друг с другом в зрелищной схватке. Но мы принципиально на это не пошли. Да, в МАКСИМАЛЬНОМ УДАРЕ есть некоторые веяния времени, и в начале персонажам с разных сторон приходится преодолевать определенные предубеждения, но в итоге они становятся единой командой. Я просто сам для себя изначально решил, что во всех моих фильмах не будет негативных стереотипов ни о русских, ни об американцах. В конце этого или в начале следующего года я запущу еще одну картину, там снова русские и американцы будут сотрудничать и бороться с общим злом. 

Я считаю, что сейчас необходимо делать фильмы только с таким посылом. Политика политикой, а обычным людям нечего делить. Мы, русские и американцы, во многом похожи, к тому же не стоит забывать, что наши страны в свое время сообща победили фашизм.

Думаю, что сейчас тот момент, когда нужно работать в противовес негативу между нашими странами. И это именно то, что я делаю. Пусть некоторые критики или высоколобая публика не воспринимают экшн как серьезный жанр. Но, с другой стороны, это самый простой и легкий способ привлечь внимание молодежи, донести до нее правильные моральные устои. На фильме КРАСНЫЙ РАССВЕТ с Патриком Суэйзи выросло целое поколение. И как это повлияло на отношения наших стран? Конечно, негативно. Я помню, как к нам на премьеру ЧЕРНОЙ РОЗЫ приехали Кристанна Локен, Эдриан Пол, Роберт Дави и еще ряд известных голливудских актеров. Некоторые из них были в шоке, увидев, что у нас красиво, что по улицам Москвы не гуляют медведи, что у нас не арестовывают на каждом углу. Многие американцы, насмотревшись картин того времени, были уверены, что СССР – это империя зла. 

Я не хочу, чтобы это время вернулось. У нас сегодня есть реальный враг, с которым мы должны бороться сообща, – это международный терроризм. Это зло, у которого нет расы, которое не приемлет никаких правил, с которым сталкиваются люди повсюду. Давайте бороться с ним и в кино. 

Не надо забывать, что, имея дело с самым популярным из видов искусств, мы должны быть особенно осторожны. Мы зарабатываем деньги, развлекая людей, но надо нести ответственность за свои действия. В противном случае все может вернуться обратно. Я уверен, что антирусские фильмы в Голливуде – это не заказ из Пентагона. Это просто спекуляция на общественном настроении. То же самое и в России – нет никаких указаний сверху. Есть только желание проехаться на чувствах толпы. В итоге это может привести к нагнетанию напряжения между нами. Последнее, что нам нужно, это новая холодная война. Нельзя позволить, чтобы целые поколения с обеих сторон вновь отдалились друг от друга. Продюсеры и режиссеры должны воспрепятствовать этому, и я уверен, что все в наших руках.


29.10.2015 Автор: Александр Невский

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Сергей Минаев и Андрей Золотарев выступят отборщиками фестиваля сериалов «Пилот»
Подробнее