top banner

«Каникулы строгого режима»

Почему летом в кинотеатрах так мало российского кино

Материал был опубликован в печатном «Бюллетене кинопрокатчика» №7-8 за июль-август 2015 года.

С июня по август российские зрители увлечены Голливудом. А у отечественного кино словно каникулы. Есть ли предпосылки для отмены летнего простоя в будущем или отечественная ЖАRА всегда будет настигать зрителей исключительно в Новый год? 

Лето две тысячи пятнадцатого запомнится российским букерам рекордами МИНЬОНОВ, отличными сборами ГОЛОВОЛОМКИ и ностальгического дуэта МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА / ТЕРМИНАТОР: ГЕНЕЗИС. Российское кино на этом празднике жизни Голливуда осталось в тени: две комедии от ЦПШ (БАРМЕН и ГОРОСКОП НА УДАЧУ), ДЕДУШКА МОЕЙ МЕЧТЫ да ЕДИНИЧКА, выход которой сопровождался недовольством продюсера Рубена Дишдишяна, сетовавшего в социальных сетях, что с его припозднившимся военным кино не делится сеансами российский офис Universal.

Летом доля российского кино, набравшая массу в дни новогодних каникул, стремительно теряет в весе. Причем так происходит из года в год. Шесть лет назад «Парадиз» рискнул и выступил с ЛОПУХАМИ Сарика Андреасяна против РАЙОНА №9 Нила Бломкампа. В конце августа того же года досрочно освободились герои КАНИКУЛ СТРОГОГО РЕЖИМА, причем продюсеры тогда особо отмечали, что, открыв с ДНЕВНЫМ ДОЗОРОМ и ИРОНИЕЙ СУДЬБЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ золотые прииски Нового года, а с АДМИРАЛОМ – выгоду хмурого октября, комедией с Сергеем Безруковым и Дмитрием Дюжевым они намерены прокачать стык августа и сентября. Но это все же исход лета и начало столь любимой российскими продюсерами осени.

В пекле июня спустя два года предстала другая комедия «Парадиза», ВСЕ ВКЛЮЧЕНО – звезды СТС многих удивили, когда фильм стал лидером даты и увеличил стартовые сборы в 2,4 раза. Еще выше множители были у трех релизов прошлого года – стартовавшего в конце мая семейного фильма ПОДАРОК С ХАРАКТЕРОМ (3,2), молодежной комедии ВСË И СРАЗУ (2,9) и духоподъемного ПОДДУБНОГО (3,1). Лето выгодно для «сарафанного» кино высокими множителями – за счет каникул у школьников и студентов и высоких сборов в будние дни. Поэтому вполне логично, что это время года могло бы стать плодородной почвой для семейного контента. «Может, и есть смысл студии «Мельница» выпустить дополнительно хороший анимационный проект летом?» – задается вопросом директор курганского кинотеатра Megafilm Алексей Орлов. Видит проблему в летнем простое и директор по репертуарному планированию киносети Mori Cinema Анна Титова: «Я считаю, что российские проекты могут быть востребованы круглый год. У меня есть знакомые, которые ходят в кино в основном на российские фильмы, и они, конечно, страдают в периоды блокбастеров. Не вижу особого смысла терпеть все лето, а потом выпускать по два-три российских релиза на дате». 

Если оставить за скобками немногочисленные комедии, то за последние десять лет большого успеха летом добивалась лишь спортивная драма с Михаилом Пореченковым. И это стало большим сюрпризом для индустрии – у ПОДДУБНОГО в активе имелись лишь сложный жанр и ориентация на взрослую и мужскую аудитории. «Летом те, кто смотрит российское кино еще менее активны в качестве зрителей кинотеатров по причине занятости – отпуска, курорты, загородные участки и так далее. Поэтому если целевая аудитория, например, патриотического кино отдыхает на море или пропалывает грядки, какой смысл ставить такие фильмы в прокат? Люди заняты совершенно другим», – рассуждает Алексей Орлов. Но ПОДДУБНЫЙ, несмотря на подобные доводы, все же «выстрелил» – минусы героически перебороли поддержка холдинга ВГТРК (как никогда кстати подвернулся чемпионат мира по футболу, во время трансляций которого зрителей щедро потчевали телероликами фильма) и хорошая реакция аудитории на картину – не уровень ЛЕГЕНДЫ № 17, конечно, но 7,3 балла на «КиноПоиске» и 85% положительных рецензий критиков случаются все же не часто.

До ПОДДУБНОГО доля сборов российских фильмов за лето варьировалась от 1% до 1,5%. Одного релиза ЦПШ хватило, чтобы поднять планку до 4% – это кардинально ниже средней доли отечественного кино за год (17-18%), но уже не крохи с барского стола. Неожиданный успех продюсерского проекта Леонида Верещагина не подтолкнул российские кинокомпании к осаде лета 2015-го. У кого-то еще в памяти результаты ГАГАРИНА, ЧУЖОЙ и ИГРЫ В ПРАВДУ, кто-то просто не успевает по производственным срокам: весной раздаются госденьги, летом проходят съемки, а выход на экраны – осенью, зимой или, самое позднее, весной. При этом большинство продюсеров все же прислушивается к советам дистрибьюторов, а те, в свою очередь, предлагают не спешить: запустить трейлер в марте, летом – пиар от допремьерных и фестивальных показов, а осенью организовать широкомасштабное наступление. По такой схеме выходил, например, ДУХLESS.

Прокатчикам летом не до российского кино – в очереди друг за другом стоят блокбастеры, и только когда их мало (как в этом году у Paramount), появляется квота для отечественного продукта. Пробиться сквозь ТРАНСФОРМЕРОВ и ТЕРМИНАТОРА получается преимущественно у комедий. По большому счету это касается и независимого зарубежного контента, когда успешно соседствовать с блокбастерами могут только молодежные хорроры и летние комедии вроде ЭТОГО НЕЛОВКОГО МОМЕНТА, где пляж, обнаженные девушки, французский юмор и Венсан Кассель. К слову, летом планировался к выходу и ожидаемый российский хоррор ПИКОВАЯ ДАМА: ЧЕРНЫЙ ОБРЯД, но дистрибьютор все же не стал конкурировать с многочисленными зарубежными собратьями по жанру (АСТРАЛ 3, ПОЛТЕРГЕЙСТ, ОНО, УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ, ВИСЕЛИЦА, ВАТИКАНСКИЕ ЗАПИСИ – настоящее жанровое недержание), а, наоборот, использовал их для трейлеринга своего проекта, выбрав дату в начале сентября. Летом мог прокататься и ряд российских анимационных проектов, но в итоге три (!) мультфильма (СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, КРЕПОСТЬ, БОГАТЫРША: РОСА и ДРАКОН) выйдут на осенние каникулы, а САВВА. СЕРДЦЕ ВОИНА – спустя две недели. Хотя анимация – отдельная история, сильно завязанная на не всегда просчитываемых сроках производства.

Летний застой – отнюдь не исключительно российская тенденция. В Германии, Италии и Испании летом в широкий прокат выходит от 4-х до 11-ти проектов (см. таблицу) и их общие сборы иногда достигают лишь $2–7 млн. В южных странах вроде той же Италии лето – в принципе мертвый сезон. Традиционно особняком среди европейских территорий стоит Франция. Там в 2012-2013 годах летняя касса составляла $62–67 млн (12-13% от общих сборов национального кино за год), причем лидерами сезона становились каннские конкурсанты СЕКРЕТЫ ПРОШЛОГО Асгара Фархади и РЖАВЧИНА И КОСТЬ Жака Одиара. Кардинально изменился расклад в прошлом году, когда летом дорабатывала БЕЗУМНАЯ СВАДЬБА, удачно прошла семейная комедия КАНИКУЛЫ МАЛЕНЬКОГО НИКОЛЯ ($20 млн), а в августе на зрителей обрушилась ЛЮСИ. В этом году относительно громко выступили только БЕЗУМНЫЕ ПРЕПОДЫ 2, первая часть которых выходила в апреле 2013-го и привлекла 4 млн зрителей. У сиквела за две недели – 1,8 млн, и догнать оригинальный фильм будет крайне сложно. Средне выступил во Франции в июне и ЭТОТ НЕЛОВКИЙ МОМЕНТ.

В нашей стране проблема проката национального кино осложняется еще и тем, что помимо голливудских блокбастеров летом много независимого контента, который тоже отбирает себе определенную часть сеансов. Любопытно также, что хотя российских фильмов в летний период выходит крайне мало, они все же умудряются вставать на одну дату, как ГОРОСКОП НА УДАЧУ и ДЕДУШКА МОЕЙ МЕЧТЫ.

Впрочем, с сентября плотность локального контента возрастет. Главные надежды отрасли связаны с ВОИНОМ, РОДИНОЙ и БЕЗ ГРАНИЦ, которые выйдут в октябре. Причем несмотря на то, что сезон блокбастеров уже давно закончится, большие голливудские проекты (МАРСИАНИН, ПЭН, сменивший как раз лето на осень, ПОСЛЕДНИЙ ОХОТНИК НА ВЕДЬМ, БАГРОВЫЙ ПИК) никуда не денутся, хотя понятно, что это все же не уровень МИРА ЮРСКОГО ПЕРИОДА и ТЕРМИНАТОРА с их миллиардом плюс. Если ВОИН и РОДИНА – драмы, которые требуют особого зрительского настроя и настроения, то БЕЗ ГРАНИЦ (а также ПРО ЛЮБОВЬ Анны Меликян) по всем формальным признакам могли выйти и летом – там красивая картинка, юмор, яркие герои и атмосфера радости. Но продюсеры и прокатчики считают, что солнечное кино будет более востребовано промозглой осенью или даже зимой.

Вот и получается из года в год, что летом российские картины фактически выпадают из репертуара кинотеатров. Возможно, исключением станет следующий сезон, когда после спада 2015-го наступит рост локального кино за счет фильмов-событий (ЭКИПАЖ, ВРЕМЯ ПЕРВЫХ, ВИКИНГ, БОЛЬШОЙ, ДУЭЛЯНТЫ, ЗАЩИТНИКИ, КОЛОВРАТ, ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ), которые полностью займут нишу весны-осени, и остальным проектам ничего не останется, как вставать на лето и менять стереотип о том, что с мая по август аудитория отечественных фильмов не покидает дачи. ПОДДУБНЫЙ всем в пример. А уж многочисленным мультфильмам следующего года (ВОЛКИ И ОВЦЫ, СИНДБАД, САДКО, БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ, КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ) уж точно ничто не мешает подбирать дату с июня по август, когда целевая аудитория свободна от учебы и может смотреть «сарафанный» проект все лето.

Когда ФОРСАЖ и МСТИТЕЛИ выходят в апреле, а БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА готовится к старту в марте, когда самый успешный уикенд приходится на 14 февраля, а ноябрь уже давно оккупировали Бонд и ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ (а до этого – ГАРРИ ПОТТЕР и СУМЕРКИ), трепетать от словосочетания «сезон блокбастеров» едва ли стоит. Теперь весь год как сезон блокбастеров.

Для успешного проката главное – это качество релиза (чтобы в полной мере воспользоваться работой в будние дни и в длину), контрпрограмминг и свободная ниша для своей целевой аудитории (можно вспомнить, как сиквел ТРЕХ МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ НЕБА вышел с очередным ЧЕЛОВЕКОМ-ПАУКОМ, а все тот же ПОДДУБНЫЙ – с ПРЕВОСХОДСТВОМ и на второй неделе МАЧО И БОТАНА 2), а также своевременная раскрутка проекта, не за месяц до старта, как это часто случается. Все решает репертуар, нужно правильно и вовремя его анализировать, чтобы проявлять гибкость и находить свободные даты в том числе летом, а не по старой привычке держаться за март, апрель, май и октябрь, даже если там уже обосновались очередные мстители и марсиане. А кинотеатры будут только благодарны прокатчикам и продюсерам, когда какой-нибудь российский фильм-событие «вытащит» май, июнь, июль или когда нишевый проект (комедия, семейное кино, анимация) дополнит голливудский блокбастер и сработает в длину. 

 


13.08.2015 Автор: Николай Ларионов, Семен Брожитов, Мария Позина, Ангелина Манахова, Анастасия Дугинова

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
«Рай под ногами матерей» стал самым кассовым релизом ограниченного проката в России
Подробнее
Стали известны лауреаты второй профессиональной премии Гильдии кастинг-директоров
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Майор Гром: Игра» обгоняет «Сто лет тому вперед»
Подробнее
«Первый канал. Всемирная сеть» оштрафован на 1 млн рублей за демонстрацию ЛГБТ*-контента
Подробнее
Фрэнсис Форд Коппола осудил голливудскую студийную систему
Подробнее
Касса четверга: «Министерство неджентльменских дел» стало лидером проката
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Министерство неджентльменских дел» ожидаемо первое
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 13–19 мая 2024 года
Подробнее
Андрей Бегунов покинул должность генерального директора «Киностудии КИТ»
Подробнее
Кинофестиваль в Торонто запустит официальный кинорынок c 2026 года
Подробнее
В Москве состоялась светская премьера сериала «Красные линии»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Министерство неджентльменских дел» уверенно заняло первое место
Подробнее
Главе «Телеспорта» может грозить до десяти лет лишения свободы
Подробнее
Фонд кино начал прием заявок на поддержку производства фильмов для детской и семейной аудитории
Подробнее
ИРИ объявил номинантов III Национальной премии интернет-контента
Подробнее
Фантастическая драма «Пришелец» откроет кинофестиваль «Новое движение»
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Санкт-Петербургский международный контент-форум объявил состав участников
Подробнее