top banner

Российские кинодеятели обсудили проблемы и достижения отрасли

Итоги отраслевой конференции «Индустрия кино. Игра за кадром»

20 апреля 2016 года издание «Ведомости» провело II Ежегодную конференцию «Индустрия кино. Игра за кадром», в рамках которой эксперты киноотрасли обсудили насущные вопросы национального производства и проката. Мероприятие проходило в демонстрационном зале ГУМа и состояло из двух дискуссионных панелей и двух творческих мастер-классов от режиссеров и продюсеров.

Первый блок деловой программы, «Кинопроизводство в деталях», был посвящен актуальным проблемам развития российского кинематографа. В роли спикеров на нем выступали: генеральный директор Disney в России Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор киностудии имени Горького Сергей Зернов, первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Олег Иванов, генеральный продюсер компании Yellow, Black & White Эдуард Илоян и режиссер Алексей Учитель. В качестве модератора беседы был приглашен продюсер и генеральный директор студии СТВ Сергей Сельянов.

Среди основных тем дискуссии можно было выделить: недостатки системы государственной поддержки, развитие детского кино и рост интереса к региональному кинематографу.

Относительно господдержки полнее всех высказался сам модератор Сергей Сельянов. Высоко оценивая ее роль в развитии отрасли, продюсер в качестве главного минуса указал лишь ее размер. «Она чрезвычайно мала, она ничтожна. Вся поддержка Фонда кино – это половина бюджета одного голливудского блокбастера», – посетовал Сельянов. По его мнению, сумму выделяемых государством средств следует «удвоить, а то и утроить» – лишь таким путем можно рассчитывать на прорыв отечественной индустрии. При этом Сергей Сельянов подчеркнул, что увеличение государственных субсидий, в свою очередь, приведет и к росту интереса со стороны частных инвесторов, что даст индустрии возможность развиваться более динамично. «Мы очень много делаем и уже многого добились. Мы просим у государства не потому, что мы по-другому не выживем. Мы просим, потому что у нас появились крылья!», – отметил генеральный директор СТВ.

Тему дефицита финансирования поддержал и режиссер Алексей Учитель. Он поделился с аудиторией, что этот год будет «как никогда» богат на российские фильмы-события: выйдут в прокат БОЛЬШОЙ, ВИКИНГ, ЭКИПАЖ, ЛЕДОКОЛ, МАТИЛЬДА. Это проекты, которые «зритель ждет». Но чтобы снимать кино такого уровня, продюсерам каждый раз приходится сталкиваться с двумя глобальными проблемами: поиск денег (а стоимость одной большой картины Учитель оценивает от 10 млн долларов) и низкий технический уровень производственных компаний. На примере своего фильма МАТИЛЬДА режиссер рассказал, как приходилось быть первооткрывателем в решении огромного количества вопросов: от создания декораций до наложения грима и пошива костюма для масштабного исторического полотна.

Также режиссер отметил важность участия государства в регулировании дат выхода фильмов в прокат, потому что сами продюсеры между собой договариваться пока не могут. Так, на октябрь этого года планируется пять больших российских премьер, в связи с чем Фонду кино предстоит предпринять ряд усилий, чтобы разрешить эту ситуацию.

Отдельно режиссер сообщил изменения в планах по прокату собственного проекта: релиз МАТИЛЬДЫ не состоится осенью, как отмечено в графике. Причина – по картине ведутся переговоры с IMAX, и в связи с этим дата релиза будет зависеть от загруженности IMAX-площадок. По словам продюсера, выйдет картина примерно через год – весной 2017-го.

Поводом для обсуждения второй большой темы – развития детского кино – стало совместное заявление российского подразделения компании Disney и студии Yellow, Black & White (YBW) о запуске производства фильма-сказки ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ. Проект станет полноценной копродукцией американского мэйджора и российской независимой студии. Как рассказал Эдуард Илоян, начало съемок фильма намечено на май 2016 года, а в прокат картина должна выйти в октябре 2017-го. Если для YBW это будет первый опыт работы в «детском» жанре, то российский Disney уже принимал участие в производстве подобных проектов, в 2009 году выпустив фильм КНИГА МАСТЕРОВ, который собрал в России 316 млн рублей.

Сергей Сельянов назвал КНИГУ МАСТЕРОВ «единственным детским фильмом, снятым в России за последние 25 лет», и поблагодарил коллег за то, что они продолжают заниматься развитием столь важного и сложного жанра. Продюсер признался, что лично он уже десять лет разрабатывает сценарий детского фильма, но пока безуспешно. По его мнению, есть два вида детского кино: для детей и о детях. И многие продюсеры сегодня снимают фильмы о детях – про школы, пионерлагеря и т.п. – ошибочно полагая, что это будет интересно целевой аудитории. Но дети, как и взрослые, хотят аттракционов, и это требует правильного концепта, а также серьезных затрат. «Детское кино, которое примет сегодня рынок, должно стоить не менее 300 млн рублей, – констатировал Сельянов, при этом добавив, что из-за низкой окупаемости подобного контента половину этой суммы должно предоставить государство.

Третья важная тема первого блока была посвящена региональному кино. Освещал этот вопрос Олег Иванов, который отметил, что за последнее время в ряде регионов появилось активное местное кинопроизводство. Например, в одном Якутске в прошлом году было снято и выпущено в прокат целых 13 полнометражных картин. Как заметил Иванов, региональное кино отличается высокой рентабельностью: бюджет подобных фильмов колеблется в районе 150–300 тыс. рублей, и эти деньги легко отбиваются в местных кинозалах. Несмотря на то что качество фильмов таких «доморощенных» студий не соответствует большому прокату, снятые на актуальные для земляков темы в узнаваемых локациях, они работают подчас лучше голливудских блокбастеров. «Благодаря такому явлению, как региональное кино, увеличивается как жанровое и тематическое разнообразие, так и потенциальная киноходящая аудитория», – подчеркнул Иванов. В рамках программы по развитию российского кинематографа Союз кинематографистов при поддержке Министерства культуры организовал опрос администрации всех российских регионов для выявления, в каком состоянии находится локальное кинопроизводство. Результаты этого опроса будут известны в августе, они будут обнародованы и проанализированы в Якутске на форуме регионального кино.

Еще один важный вопрос, который был затронут в рамках первой части конференции – пути развития российских киностудий, и в частности перспектива их приватизации, о чем с недавних пор ведутся активные разговоры на совещаниях государственного уровня. В связи с этой нависшей угрозой глава киностудии им. Горького Сергей Зернов обратил внимание собравшихся, что данную инициативу нельзя допустить. Отдав киностудии в частные руки, государство рискует их потерять, ведь новые владельцы могут решить перепрофилировать предприятия и заняться более выгодной деятельностью. В качестве оптимального решения вопроса существования киностудий Зернов видит частно-государственное партнерство, в чем его поддержали как модератор, так и присутствующие в зале.

Второй блок конференции, «Тенденции и новые возможности продвижения кино- и телепродукции», модерировал главный редактор ресурса «Фильм Про» и ведущий программы «Индустрия кино» Иван Кудрявцев. В качестве экспертов выступали: продюсер компании Enjoy Movies Гевонд Андреасян, заместитель генерального директора по кинодистрибуции «Централ Партнершип» Вадим Верещагин, управляющий директор 20th Century Fox Home Entertainment Russia & CIS Андрей Громковский, продюсер и соучредитель Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский, генеральный продюсер Star Media Владислав Ряшин, генеральный директор WDSSPR Антон Сиренко и генеральный директор киносети «Формула кино» Никита Щеголь.

Свежая статистика российского кинопроката на середину апреля по данным БК такова: общий вал сборов снизился на 13%, а доля российского кино – на 4%, достигнув отметки в 24%. Иван Кудрявцев предложил экспертам обсудить, что в данных условиях нужно предпринять, чтобы вернуть зрителей в кинотеатры.

В качестве одного из вариантов решения представители прокатных компаний Антон Сиренко и Вадим Верещагин отметили, что в последнее время их кампании по продвижению релизов стали более агрессивными. Однако это касается только блокбастеров, а на маркетинге фильмов с более скромным потенциалом дистрибьюторы стараются, наоборот, сегодня сэкономить. Эта тенденция связана напрямую с изменением зрительских предпочтений. «Блокбастеры стали смотреть еще больше, а средние жанровые фильмы, наоборот, практически, перестали работать», – обрисовал общую ситуацию Вадим Верещагин.

Единственный среди спикеров представитель кинотеатров, Никита Щеголь, выразил пожелание к дистрибьюторам не ограничиваться лишь вливанием дополнительных денег, а стараться находить новые пути продвижения фильмов, которые бы цепляли зрителей. В продолжение идеи главного редактора ресурса «Фильм Про» Иван Кудрявцев попросил всех ораторов назвать наиболее удачные, по их мнению, рекламные кампании фильмов. Так, генеральный директор «Формулы кино» назвал ЗВЕРОПОЛИС и ХАРДКОР, Антон Сиренко выделил ВЫЖИВШЕГО и ДЖОНА КАРТЕРА, Вадим Верещагин – ДЭДПУЛА, САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ и ЛЕГЕНДУ №17, Дмитрий Рудовский – САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ и БАТАЛЬОНЪ, Андрей Громковский – ДЭДПУЛА, ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ, Гевонд Андреасян – ДЭДПУЛА, БИТВУ ЗА СЕВАСТОПОЛЬ, добавив заодно, что гордится продвижением своих проектов МАФИЯ и ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ, Владислав Ряшин отметил только САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ. В итоге большинство голосов было отдано за картины САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ и ДЭДПУЛ, чьи образцы креативного маркетинга сумели в итоге привести в кинотеатры массовую аудиторию.

Далее дискуссия перешла на обсуждение продвижения конкретно российского кино. Отдельным моментом этой беседы стали призывы продюсеров Дмитрия Рудовского и Гевонда Адреасяна к оказанию моральной поддержки производителям, недостаток которой они остро ощущают как среди обычных зрителей, так и среди представителей СМИ. Разговоры о предвзятом отношении к отечественному кино не стихают все последние годы, и, по мнению продюсеров, ситуация и не думает меняться к лучшему. В качестве подтверждения своих слов продюсер Enjoy Movies рассказал о презентации трейлера к их будущему фильму КОМА, который они на днях запустили в Сеть. «Сначала мы выложили ролик через иностранные сайты, и реакция зрителей и журналистов была восторженная. Но стоило разместить его уже напрямую от компании Enjoy Movies – тишина, ноль отзывов», – с горечью заметил Андреасян. В свою очередь Дмитрий Рудовский обратился к присутствующим с призывом «пожалеть российских продюсеров», которые несмотря на все сложности снимают кино, а получают в ответ только негатив и критику, подчас необъективную.

После этого эмоционального отступления спикеры вернулись к обсуждению более конкретных шагов по продвижению отечественного кинематографа, в частности ситуации с международными продажами. По следам своих впечатлений от презентации фильма ЭКИПАЖ на последнем EFM в Берлине Вадим Верещагин высказал убеждение, что даже очень качественное российское кино неинтересно американскому и европейскому рынкам. «Фокус стоит делать на Азию и Латинскую Америку», – сделал вывод Верещагин.

В ответ ему возразил Гевонд Андреасян, заверив, что шансы у отечественного кинематографа привлечь внимание крупнейших кинорынков есть, главное, понимать, их специфику. На примере своих проектов Андреасян рассказал, что МАФИЯ пользовалась спросом в Китае и других странах Азии, потому что там воспевается культ самоубийств. А вот ЗАЩИТНИКИ неожиданно оказались интересны американским покупателям. Образы супергероев, решенные в лубочной российской стилистике, зацепили иностранцев, для них это напоминание о Советском Союзе, это им в какой-то степени близко и понятно. «Нужны универсальные истории, не завязанные исключительно на национальном менталитете. А главное, пока мы не начнем снимать на английском языке, у нас международные продажи с мертвой точки не сдвинутся», – выделил главные принципы успеха продюсер, отметив, что отныне Enjoy Movies все новые проекты будет производить сразу в двуязычных версиях.

С необходимостью предоставлять контент на понятном международным покупателям языке согласился и Владислав Ряшин. В настоящее время продюсер работает над сериалом «Мата Хари», англоязычная версия которого в октябре будет впервые представлена на телерынке в Каннах. «Мы уже научились производить качественный контент. Проблема в том, что у крупных западных каналов пока не выработалась привычка сотрудничества с российскими производителями», – поделился своими наблюдениями генеральный продюсер Star Media.

В качестве еще одного сравнительно нового рынка сбыта российского контента спикерами была названа онлайн-дистрибуция. Как отметил управляющий директор подразделения Home Entertainment компании «Двадцатый век Фокс СНГ» Андрей Громковский, этот сегмент является наиболее растущим, и в ближайшие год-два доходы от него превысят прибыль от продажи телевизионных прав. Данный оптимизм, правда, с Громковским никто из спикеров не разделил. Дмитрий Рудовский согласился, что выручка от реализации интернет-прав действительно у них за последние пару лет выросла в разы, но она все равно еще не идет в сравнение ни с телепродажами, ни с цифрами DVD-рынка в период его расцвета. Его поддержал и Гевонд Андреасян, приведя конкретные кейсы по своим картинам: «От продажи прав на онлайн-площадки мы в лучшем случае получаем 10–12 млн рублей, тогда как релизы на DVD приносили нам около 1 млн долларов». А вот в чем все спикеры единогласно сошлись, так это в необходимости более жестких антипиратских мер, без которых диджитал-рынок не сможет развиваться должным образом, а все участники отрасли продолжат терять деньги.


21.04.2016 Автор: Мария Позина

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее