top banner

Бюджеты – контент – Интернет: представители медиаотрасли о насущном

Продюсеры и руководители телеканалов и холдингов обсудили положение дел

В Москве прошла очередная, уже 11-я по счету ежегодная конференция «Медиабизнес», организованная деловой газетой «Ведомости». Мероприятие оказалось очень представительным: в различных секциях конференции приняли участие ведущие медиаменеджеры страны, представлявшие все крупные холдинги отрасли. Участники обсуждали вопросы неизбежной трансформации рынка, кризис в отрасли, влияние Интернета на структуру распределения доходов и контент, а также перспективы среднесрочного и долгосрочного развития.

Одной из самых интересных и информативных оказалась панель, посвященная телевидению и сериалам. Организаторы неспроста озаглавили ее интригующей фразой «Не только мыльные оперы»: обсуждаемые вопросы затрагивали куда более широкие темы. В частности – финансирование производства контента в кризис. Не секрет, что отрасль пережила трудные времена, связанные с падением рынка, что заставило многих игроков отказаться от амбициозных планов и бюджетов. Впрочем, по словам нового директора канала СТС Дарьи Легони-Фиалко, многих проблем удалось избежать из-за хороших, доверительных отношений, установленных между каналами и производителями контента. «В кризисе есть и свои плюсы: происходит оздоравливание отрасли, – уточнила глава СТС. – Мы пересматриваем бюджеты, но стараемся сохранить качество, а потому ищем новые подходы, новых людей, новый угол зрения».

Глава «Всемирных русских студий» (RWS) Юрий Сапронов рассказал, что основная проблема, с которой столкнулся рынок, не столько в сокращении бюджетов (которые, по его словам, остались примерно теми же), сколько в задержках положенных производителю выплат от телеканалов. Кассовые разрывы ставят независимых производителей контента в трудное положение, заставляя искать средства на третьей стороне. При этом Сапронов посетовал, что многие каналы стремятся осуществлять полный контроль над продуктом, «выверяя все до запятой», и не доверяют экспертизе производителя, каким бы опытным он ни был. «Из креативного крыла мы превращаемся в технического исполнителя», – рассказал Сапронов. 

Если производство контента осуществляется продакшном, находящимся по крылом канала, это уже никакая не проблема. В этом уверен глава принадлежащей ТНТ Good Story Media Антон Щукин. «Ложиться под канал», особенно в кризис, – это приятно. Особенно, если это такой канал, как ТНТ, – признался он. – Наша выручка, например, выросла в три раза. Приятно, когда канал слышит и позволяет делать что хочешь. Правда, требует за это очень высокого качества». Такой подход Щукин назвал правильным, уточнив, что большинство вещателей предпочитают не разбираться в производстве, а это как раз – большой минус.

Глава RWS заметил, что ТНТ на рынке находится в привилегированном положении. «То, что позволено ТНТ, не позволено другим каналам», – заявил он, говоря о содержании проектов. Кроме того, Сапронов отметил особенность подхода к разработке проектов на этом канале: «Здесь значительно вкладываются еще на этапе разработки. Могут заниматься девелопментом два-три года, переснимать, переделывать, доводить до совершенства». 

Долгая разработка проекта положительно сказывается на конечном результате, но только в том случае, если создатели угадали с темой и способом ее преподнесения. «Сегодняшние основные телепродукты запущены как минимум год назад, – обратил внимание Антон Щукин. – Мы начинали их в другой стране, в другой общественно-политической и финансовой обстановке. Получается, что мы, запуская проект, должны уметь предугадывать будущее, иначе это мало кому будет интересно». Неудачные примеры такой недальновидности на нашем телевидении есть: например, сериал «Лондонград», который за несколько лет разработок и съемки к моменту выхода в эфир перестал быть актуальным для той целевой аудитории, для которой создавался. Однако СТС учел ошибки. «Мы сейчас мощно вкладываемся в проекты 2018–2020 года, – рассказала Дарья Легони-Фиалко. – Другое дело, что для проектов ближайшего будущего мы не можем себе такого позволить. У нас крайне короткая «полка готовых проектов». Мы вынуждены быстро снимать и запускать проекты в эфир с колес».  

Генеральный продюсер компании Yellow, Black & White Эдуард Илоян подтвердил, что этим летом в производство было запущено рекордное число проектов. Одна только Yellow, Black & White занимается разработкой двух десятков новых сериалов, однако далеко не все они для СТС. Илоян уверен: кризис на ТВ закончился. «Когда был кризис, мы предпочли уйти в кино. Сейчас мы видим, что рынок вновь растет. Но мы продолжаем заниматься фильмами. У нас намечено 7–8 полнометражных проектов на будущий год», – попутно рассказал Илоян. Продюсер уверен, что в системе взаимоотношений «производитель–вещатель», особенно по части сериалов, телеканалы являются лишь проводником для доставки готового продукта до зрителя. И это выгодно всем. Эта точка зрения кардинально противоположна мнению, которое за пару часов до этого на конференции озвучил гендиректор «СТС Медиа» Вячеслав Муругов в открытом разговоре с Федором Бондарчуком. Он заявил, что в этой цепочке именно телеканалы решают, что заказывать производителю, а не наоборот. 

Не согласился с Илояном и гендиректор телеканала «Пятница!» Николай Картозия. Он вообще усомнился в значимости сериала как основного продукта для телеканала: «У меня на канале нет сериалов. И мы растем. Нам хорошо без них них. У нас отлично работают реалити. Они показывают схожую долю с сериалами и их бесконечными повторами, только стоят они дешевле, а для привлечения прямых спонсорских денег подходят лучше». Однако Дарья Легони-Фиалко заметила, что такой подход к программированию не сможет работать долго. «На ТВ-3 в свое время мы не могли долго расти на одних только программных продуктах. Пришлось запускать сериалы», – рассказала она.

Что же касается СТС, то, по словам директора, канал не зря делает ставку на сериалы и давно вышел на высокую маржинальность за счет повторов полюбившихся зрителю проектов. Собеседники долго спорили о том, не меняется ли положение дел сейчас, ведь появляется информация, что зритель устал смотреть одно и то же. Но в конце концов все сошлись во мнении, что повторы в качестве инструментов привлечения зрителя и заработков каналов пока продолжают быть эффективными.

Бывший глава ТНТ Игорь Мишин заметил, что существующая сегодня медиасреда, формируемая пятью основными телеканалами, накладывает заметные ограничения на производителей сериалов. Прежде всего это касается тем, затрагиваемых в их проектах. Выходом из этого положения может стать новая модель дистрибуции – платные сервисы, где телеканалы как посредники-вещатели исключены из взаимоотношений с конечным потребителем. «Это позволит сделать упор не только на сюжет, но и на качество, – уверен Мишин. – И эта схема может стать выходом для независимых производителей, не заточенных под конкретные холдинги». Эдуард Илоян согласился с такой точкой зрения. «Основные игроки на рынке сейчас борются не друг с другом, а с конкуренцией как таковой. У нас один подавец рекламы, одна тематика для контента. И это приведет к тому, что лучшие люди отрасли уйдут туда, где можно экспериментировать: в смежные области, на платные сервисы».

Продюсер заметил, что его компания, предвидя такой исход, уже начала заниматься разработкой контента для подобных сервисов. Есть они и у Первого канала (сериал «Салам, Москва»). Однако пока это лишь разовые эксперименты. Пока говорить о том, что новая модель потребления контента вытесняет традиционную, преждевременно.    


30.09.2016 Автор: Артур Чачелов

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее