top banner

Эксперты киноотрасли о квотах

Среди респондентов Алексей Рязанцев, Дмитрий Казуто, Олег Березин и Дмитрий Литвинов

1. Что вы думаете об обсуждаемых сейчас законопроектах по увеличению доли российского кино (квотированию) и отмене льгот по НДС? Как это может отразиться на индустрии?

2. Что бы вы предложили для решения проблемы увеличения доли российского кино – не с точки зрения кинопроизводства, а именно государственной политики?

3. Считаете ли вы, что в нашем прокате слишком много зарубежных фильмов и что часть из них могла бы не выходить на большие экраны?

Изначально материал был опубликован в электронной рассылке "БК" № 6 (470) за 15.02.2013.

АЛЕКСЕЙ РЯЗАНЦЕВ,
генеральный директор кинокомпании «Каро Премьер»

1. Я уже неоднократно высказывался по данным темам, и мое отношение не изменилось к тем протекционистским мерам, которыми пытаются «защитить» российское кино и российское производство. Я считаю, что любые ограничения, подразумевающие под собой благородные цели, приводят к абсолютно противоположному результату. Пока кот спит, мышка не дремлет. Под котом я подразумеваю большой Голливуд, а мышка – это наш развивающийся коммерческий кинематограф. Конкуренция всегда дает свой стимулирующий позыв к тому, чтобы подняться выше. Я не говорю об искусстве – с ним у нас все в порядке: есть и призы, и фильмы, все это будет у нас появляться и дальше, страна не обижена талантами и творческим потенциалом. Я говорю о бизнесе. Подтверждение тому – новогодние праздники, где доля российского кино снова была на уровне 30 процентов. Это показатель того, что пока у нас происходит не совсем грамотное распределение сил на всей дистанции года. Просто надо правильно распределить силы на выходе, и все будет нормально. Я считаю, помощь государства в производстве – это абсолютно правильно, но, выделяя деньги на продакшн, неразумно забывать о дальнейших затратах на выпуск картины, на это тоже надо обратить внимание. А квотирование и отмена льгот по НДС приведет к тому, что одни успокоятся и будут мечтать, что им уже выделена квота по сеансам и они могут снимать все, что угодно, не беспокоясь о качестве, а вторые – что кинотеатры найдут ответные меры. Это однозначно приведет к увеличению цены на билет. Мы потеряем ту небольшую часть зрителей, которые только-только привыкают ходить в кино даже по таким высоким ценам, не говоря уже о менее обеспеченных гражданах. Все-таки, я считаю, в наших кинотеатрах сегодня заоблачные цены. Поэтому надо более внимательно подойти к нововведениям, дабы не наломать дров.

2. В качестве решения проблемы увеличения доли российского кино я вижу, во-первых, распределение правильного количества релизов на протяжении всего года. Российским производителям не надо бояться выходить в любые даты. В свое время мы выпускали фильм ЗВЕЗДНЫЕ СОБАКИ: БЕЛКА И СТРЕЛКА в жесточайшей конкуренции с проектом КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА – и ничего. Если картина качественная, если правильно проведена рекламная кампания, то все получится. Да, мы собрали не миллиард, но были свои достойные 250 миллионов рублей. Думаю, что доля в 25–30 процентов вполне достижима для года, а четверть проката – это достойный результат для любой страны. И от проектов Голливуда нельзя отказываться – даже китайцы, настолько закрытые и не популяризирующие чужую культуру, удвоили свою квоту и теперь могут демонстрировать до 50 картин в год, практически каждую неделю у них может выходить какой-то иностранный фильм. Я бы задумывался не о квотировании того, что весь мир смотрит, а об уменьшении доли того, что мир не смотрит, но к нам в прокат это почему-то попадает.

3. Слишком много фильмов, много «шелухи», которой кинотеатры вынуждены находить место, потому что в основном эти фильмы попадаются в пакете дистрибьютора. На один приличный фильм 5-6 средних или даже ниже среднего уровня релизов. Что стоило бы квотировать, так именно этот контент.


ДМИТРИЙ КАЗУТО,
исполнительный директор НП «Киноальянс»

1. Мы делаем все возможное и невозможное, чтобы донести до лиц, принимающих решения, ошибочность данных мер и их губительные последствия для киноиндустрии. Тем не менее то, что кажется очевидным для нас, не кажется таковым людям, далеким от киноиндустрии. Именно поэтому «Киноальянс» с конца прошлого года активно распространял свою позицию по данным вопросам через СМИ и инициировал парламентские слушания, которые состоятся 21 февраля.

Как сказано в нашем заявлении для СМИ (размещено на нашем сайте), принятие вышеуказанных законопроектов в отсутствие стабильного предложения востребованных зрителями российских фильмов и в условиях ничем не ограниченного предложения пиратского контента неизбежно приведет к резкому ухудшению экономического положения кинотеатров, повышению цен на билеты, значительному снижению налоговых поступлений из-за уменьшения аудитории кинотеатров и дальнейшего увеличения пиратства. Будут свернуты инвестиционные программы по развитию киносети, произойдет отток инвестиций из кинотеатрального сектора. Станет невозможным завершение цифровой модернизации инфраструктуры кинопоказа, финансирование которой осуществляется в основном за счет поступлений от билетов на зарубежные фильмы. Последующее в результате уменьшение количества кинотеатров приведет к снижению посещаемости российских фильмов и рентабельности всей отечественной киноиндустрии, потере многочисленных рабочих мест, вызовет серьезные негативные последствия для социальной сферы.

Директивное увеличение количества сеансов российских фильмов не может привести к соразмерному росту количества зрителей, так как российских фильмов в прокате недостаточно, их выпуск осуществляется крайне неравномерно и многие из них не пользуются успехом у зрителей. Большинство отечественных картин широкого проката выпускается, как правило, в первом и четвертом кварталах, средняя доля сеансов российских фильмов в крупнейших киносетях в эти периоды в прошлом году составляла почти 25 процентов (данные «Бюллетеня кинопрокатчика»). Этот показатель зависит исключительно от зрительского спроса на тот или иной фильм. Достаточно ознакомиться с графиком релизов, чтобы убедиться, что выходящих в 2013 году российских картин широкого проката будет недостаточно для соблюдения каких-либо квот. Проблемой является не недостаточное количество сеансов в кинотеатрах, а недостаточность и нестабильность предложения востребованных зрителями отечественных фильмов.

2. В настоящий момент наиболее эффективным способом увеличения посещаемости российских картин в кинотеатральном прокате является всесторонняя, в том числе государственная поддержка инновационного развития кинотеатров и системное продвижение национального кино к российским зрителям, в том числе с использованием всех видов СМИ. Задачу повышения посещаемости отечественного кино необходимо решать в комплексе со многими другими проблемами российской киноиндустрии, в частности, с проблемой нелегального использования аудиовизуальных произведений в цифровой среде.

Еще в прошлом году предложения «Киноальянса», направленные на увеличение посещаемости и кассовых сборов национальных фильмов, были представлены на рассмотрение председателю правительства Российской Федерации, председателю Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии Дмитрию Анатольевичу Медведеву. В октябре 2012 года «Киноальянс» предложил комплекс совместных мер по продвижению национального кино Ассоциации кино- и телепродюсеров, Гильдии продюсеров и Фонду кино.

«Киноальянсом» давно разработана «Программа развития кинотеатров России и повышения посещаемости национальных фильмов 2013–2016». Меры для реализации данной программы в тезисах:

1) Системное продвижение национального кино к российским кинозрителям.

Создание под эгидой «Роскино» постоянно действующего Координационного совета по развитию кинотеатрального проката национальных фильмов с участием представителей киноиндустрии и крупного бизнеса. Главной целью работы совета должно стать постепенное повышение посещаемости российского кино посредством разработки и внедрения общенациональных программ по его продвижению в масштабах страны (с использованием всех видов СМИ), таких как, например:

  • Общенациональная программа лояльности при поддержке крупного бренда (например, сотового оператора), включающая централизованное приобретение нескольких миллионов кинобилетов в течение года, по аналогии с действующими программами в Европе.
  • Национальная школьная кинонеделя – общенациональная акция, в рамках которой школьники организованно бесплатно посещают сеансы российских фильмов в кинотеатрах. Данная инициатива может стать важнейшим элементом программы привлечения новой аудитории в кинотеатры вообще и на российские фильмы в частности.
  • Реализация программы поддержки государственными телеканалами продвижения посещения российских фильмов в кинотеатрах.
  • Работа со СМИ по изменению восприятия общественностью российского кино.
  • Проведение специальных мероприятий в целях продвижения и формирования положительного имиджа российского кино.
  • Продвижение российских фильмов в кинотеатрах.

2) Установление ставки и базы расчета вознаграждения авторам музыкальных произведений на уровне 0,3 процента от суммы общих сборов от продажи билетов, уменьшенной на сумму, фактически отчисляемую кинотеатрами за право проката кинофильмов, в соответствии с решением Совета по развитию отечественной кинематографии от 29 ноября 2011 года.

3) Меры по обеспечению репертуарного разнообразия малозальных кинотеатров.

4) Финансовая поддержка показа цифровых копий национальных фильмов в кинотеатрах путем предоставления субсидий кинотеатрам.

5) Реформа ЕАИС, которая должна стать одним из действенных элементов механизма поддержки показа и увеличения доли национальных фильмов в прокате.

6) Установление возможности использования при реализации кинобилетов наряду с БСО «Кинобилет» иных фискальных документов, при условии сохранения льготы по НДС на кинобилеты – внедрение электронного кинобилета.

7) Введение неналогового (парафискального) сбора в процентах от дохода, получаемого от услуг доступа к цифровым сетям передачи данных, услуг хостинга и различных сервисов в цифровой среде для финансирования отечественной кинематографии.

8) Ограничение нелегального использования аудиовизуальных произведений в цифровой среде.

9) Реформа государственной сельской и муниципальной киносети.

Еще в октябре прошлого года «Киноальянс» официально предложил российским продюсерам реализовать новую совместную инициативу по продвижению российского кино в кинотеатрах – создать единый трейлер всех крупнейших отечественных релизов с декабря 2012-го по начало марта 2013 года под единым лозунгом, например: «Новые российские фильмы – смотрите в кинотеатрах!» Пример подобного трейлера, который прокатывают кинотеатры Великобритании –Autumn in Cinemas (http://www.cinemauk.org.uk/media-files/37).

Кинотеатры «Киноальянса» выразили готовность демонстрировать подобный трейлер, начиная с декабря 2012 года, в целях активного продвижения всех российских фильмов вышеуказанного периода с целью одновременного привлечения внимания зрителей сразу ко всем отечественным релизам. Данный трейлер может демонстрироваться как на большом экране перед каждым показом, так и в фойе кинотеатров, а также в Интернете. Создание и прокат такого ролика создаст информационный повод для СМИ, что также будет способствовать повышению интереса к российским фильмам.

К сожалению, данное предложение осталось без ответа. Реализация всех вышеуказанных мер привела бы к значительному росту доли российского кино в кинотеатральном прокате, без всяких квот!

3. Этот вопрос лучше адресовать кинотеатрам. Как зритель я могу подтвердить, что в прокат выходит слишком много фильмов, которые недостойны кинотеатрального проката и в других странах выходят сразу на DVD или на ТВ. Часто случается, что я не успеваю посмотреть даже какие-то блокбастеры, потому что их слишком быстро снимают с проката. Как зритель я уверен, что многие фильмы недобирают, так как их не успевают посмотреть, ротация происходит очень быстро, и, возможно, одна из причин – слишком большое количество релизов.


ОЛЕГ БЕРЕЗИН,
генеральный директор компании «Невафильм»

1. Как отразится? «Оздоровляюще» – все слабые умрут. Вообще, любое регулирование ничего хорошего не приносит. Все это образец несостоятельности нашего государства (иначе говоря, импотенция). Вместо того чтобы разрабатывать системы, которые действительно будут полезны отрасли, государство действует только во вред кинотеатрам. Я даже скажу, что оно является большим врагом кинотеатров.

Например, НДС. Кто от этого не пострадает, так это зарубежные дистрибьюторы, потому что они получают деньги от кинотеатров, в том числе НДС, даже если его нет в платежках. У крупных сетей, структура расходов которых построена так, что у них очень много исходящего НДС (на приобретение оборудования, аренду, коммуналку, услуги и так далее), теперь будет как исходящий, так и входящий НДС. Глобально они тоже сильно не пострадают. То, что позакрываются  маленькие кинотеатры, у которых другая структура расходов, очевидно. Вот так убьют эти маленькие кинотеатры, даже не включив голову и не проанализировав ситуацию. Что, у кого-то спросили чиновники, когда у них возникли эти идеи, кто-нибудь сделал этот анализ: что произойдет, если ввести НДС, что он изменит на рынке? Все почему-то считают, что льготы – это такой пряник для кинотеатров. Дальше получится, что большие сети придут к российскому дистрибьютору и скажут: «Мы за твои фильмы не должны платить НДС, давай пересмотрим процент». Введут квоты – что сделают большие сети? Они скажут: «Нам не очень выгодно показывать российские фильмы, поэтому мы с тебя 70 процентов будем брать, а тебе будет 30 оставаться, чтобы хоть как-то компенсировать убытки». Одна история тащит за собой другую.

2. Естественно, нужно не ограничивать выбор, а стимулировать спрос – это очевидно, этим занимаются все развитые кинематографические страны. Для этого придумываются разные программы, которые стимулируют желание зрителя ходить в кино. Очень важно и другое: нельзя упираться только в хождение в кинотеатры и по результатам кинотеатрального проката оценивать интерес зрителей к тому или иному продукту. Это вредно, сегодня это не показатель. Сегодня зритель больше смотрит российское кино не в кинотеатре, а по телевизору, в Интернете. Это связано с тем, что у нас преобладают фильмы, снятые для небольших экранов. Картин, рассчитанных на показ на большом экране, у нас единицы.

Вообще, если будет спрос, то будет предложение – это всем известно и это касается как строительства кинотеатров в новых городах, так и производства фильмов. Если будет спрос на фильмы, то предложение в виде производства тоже всегда будет. Это законы экономики. Поэтому стимулировать нужно потребление – школьными программами, факультативами, музеями кино хотя бы в крупных федеральных округах, теми же центрами российской кинематографии, которые в свое время придумали, но которые надо было довести до ума. Тогда у зрителей появилось бы желание смотреть кино, появился бы спрос, и в этот момент появляется бизнес, который предлагает кинотеатры.

3. Никто не может сказать, что один фильм должен выходить в прокат, а другой мог бы и не выходить. Фильмов много, и их будет еще больше, это закон рынка. Та же самая «цифра», которая демократизирует как производство фильмов, так и их показ, ведет к тому, что количество картин начинает резко возрастать.

Так что это разговор ни о чем. Опять же границы размываются. ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС – это российский фильм или зарубежный? Это проект, в производстве которого достаточно много денег российского происхождения, но формально он по всем признакам иностранный. И таких фильмов много, есть российские инвесторы, которые вкладывают деньги в производство голливудских картин. Сегодня у фильма нет национальности.


ДМИТРИЙ ЛИТВИНОВ,
генеральный директор ГК Planeta Inform, издатель Variety Russia, «БК», «Киномеханик сегодня»

1. На долю российского кино может повлиять только качество фильмов, а методами, которыми хотят воспользоваться наши уважаемые законодатели, ничего, кроме негатива, добиться не получится. Введение НДС приведет к увеличению цены билетов и к падению зрительской активности в городах, где покупательская способность населения и индекс потребления платных услуг низки, потому как кинотеатры, которые и так находятся в длительном сроке окупаемости, будут компенсировать введенную налоговую нагрузку за счет увеличения цен. В конечном итоге это отразится на кармане зрителей. Если столица и города-миллионники это могут «переварить», то развитие кинопоказа в более бедных регионах может затормозиться.

Что касается квотирования, то его (я даже не берусь сейчас обсуждать размер процента), на мой взгляд, инициируют люди, которые не имеют никакого отношения к индустрии и не понимают ее вообще. По своему качеству голливудское кино превосходит коммерческий кинематограф любой другой страны мира, и если ограничить его показ, то поколение, которое на нем выросло (а реинкарнация российского кинопоказа с 1996 года произошла именно благодаря голливудскому кино), на менее качественное российское кино просто не пойдет и залы будут пустовать. Это опять же скажется на кинотеатрах, на их окупаемости и замедлении темпов развития кинофикации страны. Доля российского кино это, может быть, и повысит в процентном отношении, а абсолютные показатели рынка обвалятся. Они хотят повысить долю российского кино, сократив общий бокс-офис. Это не интенсивный метод развития, а экстенсивный. К тому же ни в одной стране мира, за исключением Франции (мы не берем в расчет восточные страны – Китай, Японию, они ментально очень отличаются от нас), ни в одной европейской стране нет такого, чтобы национальная кинематография занимала лидирующие позиции – ни в Германии, ни в Англии, ни в Испании. Везде доминирует Голливуд, он является локомотивом, который приучает людей к культуре похода людей в кинотеатры, и за ним уже следует национальная кинематография. Можно ли довести ее долю до 20 процентов через какое-то время? Можно, но качественным продуктом, правильным маркетингом и поддержкой телевидения, которое должно играть бóльшую роль в продвижении кино. Телевидение раньше оказывало значительную помощь отечественным картинам, но сейчас его роль уменьшилась, потому что нет больших национальных проектов, которые поддерживаются каналами, как было в случае с АДМИРАЛОМ или ДОЗОРАМИ, 9 РОТОЙ. Надеемся, что таковым будет СТАЛИНГРАД. Только таким образом можно увеличивать долю. Если мы говорим о системе поддержки отечественного кино, то есть способы непрямого воздействия на рынок. Рынок – живой механизм, саморегулируемый, вмешательство государства, чтобы якобы защитить отечественного производителя, нарушит его работу. Это как операция на здоровом теле, потому что кто-то вдруг решил, что какой-то орган мешает другому.

2. Я считаю, что есть два конструктивных способа поддержать российское кино косвенно. Во-первых, надо понимать, что отечественные продюсеры и отечественный контент, выходя на экраны в условиях жесткой конкуренции с голливудским продуктом, проигрывают маркетинговую войну. Российские продюсеры, заведомо уступая голливудским мэйджорам в бюджетах на продвижение, вынуждены тратить колоссальные деньги на промо. А голливудские мэйджоры просто забивают телевидение своей рекламой. Во Франции, например, на ТВ жестко запрещена реклама кино. Я не говорю о полном запрете, но ограничение по GRP на западные фильмы стоило бы рассмотреть как инструмент. Так как у нас телевидение эфирное и практически все сосредоточено на первых пяти кнопках, то за счет рекламы на них и происходит информирование аудитории. Если каким-то образом выровнять возможности по маркетингу российских и западных картин, например, путем введения какого-то ограничения, это может помочь. Нужно дать равные или даже преимущественные возможности продвижения российским картинам по сравнению с западными. Таким образом донесение информации до зрителей о российских картинах будет иметь фору на старте.

Во-вторых, государству нужно развивать сеть кинопоказа в городах России, где еще нет культуры похода в кино. Таких городов огромное количество. В том случае, если государство тем или иным способом (беспроцентными долгосрочными кредитами, прямыми дотациями на строительство, на оборудование и так далее) поддерживает строительство кинотеатров, это сокращает срок окупаемости частных инвестиций в кинотеатральном секторе. Если государство дотирует, тогда в этих кинотеатрах оно может говорить, чтобы там была определенная квота на российское кино. Именно в тех кинотеатрах, которые построены с помощью государства. Тогда это честно, это правильно: мы построили вам площадку и хотим, чтобы там показывались фильмы, которые производит наша страна.

Итак, на мой взгляд, есть два способа: равные или преимущественные возможности российского кино в маркетинге (льготы по рекламе российского продукта или квота по GRP на западные) и развитие сети кинопоказа с государственным дотированием.

3. Вернемся к началу. Рынок – саморегулирующийся механизм. Дистрибьютор не станет работать себе в убыток. Если он решает выпускать кино в прокат, то либо идет на сознательный риск, либо уверен в продукте. Если этот фильм по конкуренции уступает другому российскому, он так же провалится, как и любой другой, если будет неправильный расчет. Что значит «могли бы не выходить»? Если субъект бизнеса решает выпустить, значит, он берет на себя бизнес-риски. Если правообладатель понимает, что продукт должен выходить на DVD, то он берет и выпускает его на DVD. Выпуск любой картины – достаточно дорогостоящее занятие, на это требуется определенный бюджет, а то, что это как-то повлияет в дальнейшем на стоимость классических прав, прямой такой зависимости нет. Она есть косвенная, но прямой – нет. Тут слишком большие риски – выпускать картину, в которой ты не очень уверен. Проблема-то как раз в качестве российского контента, а не зарубежного. У нас не выходят какие-то индийские, китайские, испанские картины сомнительного качества. Рынок сам себя регулирует, это основной принцип, и вмешиваться в него не надо.


20.02.2013 Автор: Саша Плющ, Анастасия Дугинова

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее