top banner

Российские продюсеры о квотах

Среди респондентов Георгий Малков, Игорь Мишин и Андрей Радько

1. Что вы думаете об обсуждаемых сейчас законопроектах по увеличению доли российского кино (квотированию) и отмене льгот по НДС? Как это может отразиться на индустрии?

2. Что бы вы предложили для решения проблемы увеличения доли российского кино – не с точки зрения кинопроизводства, а именно государственной политики?

3. Считаете ли вы, что в нашем прокате слишком много зарубежных фильмов и что часть из них могла бы не выходить на большие экраны?

Изначально материал был опубликован в электронной рассылке "БК" № 6 (470) за 15.02.2013.

ГЕОРГИЙ МАЛКОВ,
генеральный продюсер компании Enjoy Movies

1. Вопрос в том, каков масштаб квотирования российского кино и в какой форме оно будет проходить. Мы как отечественные кинопроизводители заинтересованы в том, чтобы какая-то форма квотирования защитила нас от достаточно жесткого, неконтролируемого потока зарубежного киноконтента на экранах. Безусловно, мы за.

2. В свое время мы предлагали бывшему директору Фонда кино Сергею Толстикову, лично курировавшему вопрос увеличения доли российского кино, квотировать не кинотеатры, а прокатчиков. Обязывать их делать не менее 10–15 процентов годового оборота российским контентом. Тогда, условно говоря, какой-то западный дистрибьютор был бы заинтересован в хорошем прокате русского кино и в том, чтобы поставить трейлер отечественного фильма перед своими голливудскими блокбастерами. На наш взгляд, кинотеатры – что называется, всего лишь полки, а заполняют эти полки продуктом поставщики – прокатчики. Дистрибьюторы подчас имеют мощное влияние на кинотеатры, иногда навязывают репертуарную политику площадкам, потому что у них в пакете есть какое-то мегабольшое кино. То есть мотивацию к показу российского продукта скорее нужно давать прокатчикам.

3. Не берусь оценивать долю зарубежного кино, но точно есть фильмы, которые даже в странах-производителях не выходят на киноэкраны, а выходят на DVD и других носителях. Когда-то говорили о ранжировании картин на категории A, B, C, D, как в Америке, чтобы по прокату лент, попавших в класс C или D, была особая политика в нашей стране. Наверное, это сложная история, но факт в том, что есть кино, которое могло бы и не попадать в наши кинотеатры. Справедливости ради некоторые российские фильмы тоже можно не выпускать на большой экран.


ИГОРЬ МИШИН
продюсер, вице-президент Академии российского телевидения

1. История с квотированием или отменой льгот по НДС для меня не представляет никакого интереса, чтобы ее обсуждать. Почему? Потому что это мертвому припарка. На качество российского кино, на изменение отношения нашего зрителя к нему внедрение этих норм (или невнедрение) никак не повлияет.

2. У меня есть кардинальное предложение по увеличению доли российского кино в прокате, которое является абсолютно фантастическим и никогда не будет реализовано. И тем не менее. Чтобы увеличить эту самую долю, нужно принципиально изменить качество нашего кино, чтобы это был продукт, способный бороться за аудиторию в массе своей, а не в отдельных случаях. Для этого надо прекратить финансировать производство фильма на старте. И перенести основные средства, которые государство способно выделять на формирование индустрии, на продвижение законченных картин, прошедших определенную экспертизу и получивших право на финансирование своего продвижения, а в отдельных случаях – получивших право на компенсацию производства постфактум. Независимые продюсеры, режиссеры или крупные продакшн-компании должны рисковать собственными деньгами, заемными средствами и на свой страх и риск снимать кино. А государство (не важно, в лице какого органа – Фонда кино, министерства культуры или экспертного совета по кинематографии) будет принимать решение по финансированию конкретной законченной работы, чтобы можно было реально оценить ее фестивальные перспективы или коммерческий потенциал. В третьем случае государство может финансировать готовое произведение, когда в этом есть некий общегуманитарный, патриотический смысл. Суть такого предложения именно в том, что финансируется продвижение законченного фильма. Например, продюсер и режиссер производят фестивальную картину, и в случае ее попадания в программу международного кинофестиваля класса А государство компенсирует сто процентов понесенных на производство затрат. Это внятный и очевидный критерий. Конечно, это фантастическая формула, предложение, которое никогда не будет реализовано, потому что основная часть компаний и продюсеров еле-еле сводят концы с концами, зарабатывая на процессе. Вряд ли кто-либо сможет рискнуть реализовать подобную формулу. Просто в момент ее реализации количество производящихся картин в стране резко сократится – условно говоря, со ста проектов производство может упасть до 20. Огромное количество людей потеряет работу, большое множество компаний может прекратить свое существование. Никто не возьмет на себя ответственность за подобный очень тяжелый эксперимент. Но только он может принципиально изменить ситуацию, и все начнется с чистого листа. А пока мы лишь пытаемся трансформировать доставшиеся нам в наследство правила и принципы прошлой жизни, исходя из формулы дотационной экономики. Хотя все уже и так поняли, что нет никакой возможности эффективно приспособить советскую систему дотаций к современным рыночным условиям для изменения качества российского кино – замкнутый круг получается.

3. В нашем прокате ровно столько зарубежных фильмов, сколько может смотреть зритель. Нет ни одной математической формулы, ни одного правила, по которым можно было бы запрограммировать зрительский интерес. Поэтому аудитория голосует, покупая билет в кассе. Фильмов ровно столько, сколько их хотят смотреть.


АНДРЕЙ РАДЬКО,
продюсер компании ГОРАД

1. Мне кажется, что внутренний рынок, конечно, нуждается в защите. Но квотирование чем-то напоминает цензуру, что не очень-то правильно как метод. Ну если не хотят смотреть наши зрители такое российское кино, может, тогда лучше научиться делать то, которое им понравится? Может, тогда стоит выделять государственное финансирование продюсерам, которые делают зрительское кино? То кино, которое выходит в кинотеатрах и собирает кассу. А не то, которое сдается одной копией в Госфильмофонд и потом показывается по ТВ-каналам (во многих случаях вне прайм-тайма). При этом зрительское кино не значит кино без идеологии. И голливудское кино – яркий тому пример. А у нас склеивать одно с другим так, чтобы это не раздражало зрителей, многие не умеют.

2. Отсюда и вытекают предложения:

1) Государство должно финансировать «кассовых» продюсеров. Тех, которые уже смогли без помощи государства сделать свои фильмы, которые собрали кассу. И выделять им эти средства в целях снижения рисков этих продюсеров, существующих по причинам того, что государство не может сейчас физически решить проблему пиратства в стране. А от этого пиратства те же продюсеры теряют огромные деньги на DVD-рынке и в интернет-пространстве.

2) Составить так называемый черный список продюсеров. Из тех, кому давались государственные деньги, а фильмы кассы не собирали или вообще не выходили в прокат. Это сделает систему господдержки прозрачной и понятной. Будет здоровая конкуренция. Ошибся раз, ошибся два, а потом уже делай кино без господдержки, доказывай, что учишься на ошибках своих.

3) Идеологические высокобюджетные проекты доверять тем же «кассовым» продюсерам. Может быть, даже  открытый тендер между ними проводить на «видение» проекта. Если тратить действительно большие деньги на фильм, то так, чтобы в кинотеатрах в залы ломились.

3. Фильмов в нашем прокате столько, сколько могут вместить залы. Есть и такие зарубежные картины, выходившие у нас в широкий прокат, которые в Штатах, например, выпускались сразу на видео. Но не из-за местной цензуры или квотирования, а потому что выпуск их в прокат (даже с учетом в 10 раз большего по сравнению с нами количества кинозалов) был нерентабелен. Просто местный зритель на них бы не пошел.

Мне бы хотелось, чтобы окончательное решение о появлении или отсутствии того или иного фильма на экранах в конечном итоге принимал бы наш зритель. Он с каждым годом все лучше разбирается в продукте. Все меньше его можно «купить» на рекламные трюки. Давайте дадим ему качественный российский продукт, и соотношение, уверен, изменится в нашу пользу. И давайте для начала поменяем наш собственный взгляд и будем делать на 10 зрительских качественных фильма 1-2 артхаусных, а не наоборот.


20.02.2013 Автор: Саша Плющ, Анастасия Дугинова

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее