top banner

Фонд кино обсудил с кинотеатрами работу ЕАИС

Полицейский был скорее добр, чем зол

Вот уже больше года, с 12 мая 2014 года, Фонд кино несет бремя агрегатора ЕАИС. За это время организация успела дважды отчитаться перед киносообществом о проделанной работе – сначала в июне 2014-го, на сочинском Кинорынке, когда система только-только была передана в Фонд из ГИВЦ Министерства культуры РФ, а затем в декабре, на последнем Кинорынке в ЦМТ, где в том числе присутствовали и продюсеры, много лет назад всю эту историю с «электронным билетом» и пролоббировавшие. Настал черед третьей отчетно-информирующей встречи. И если зимой с агрегатором системы в большей степени дискутировали прокатчики и правообладатели, то теперь в диалог – надо признать, как всегда, несколько неожиданно – вступили кинотеатры. Беседа вышла занятная. Однако прежде чем перейти к занимательной части, развлечемся сухой статистикой, озвученной в начале мероприятия руководителем аналитического департамента Фонда кино Федором Сосновым.

Считается, что к системе на сегодняшний день подключено 100% демонстраторов, осуществляющих коммерческий кинопоказ. Этот факт был объяснен следующим образом – дистрибьюторы предоставили в Фонд список кинотеатров, хотя бы раз за 2014 год принявших участие в росписи хотя бы одного их фильма. В итоге все площадки, оказавшиеся в перечне, к системе теперь подключились. За прошедший год в ЕАИС зарегистрировался 331 новый демонстратор. Тем временем 607 кинотеатров были, наоборот, исключены на основании официальных уведомлений – за неработоспособностью. Но не количественными показателями едиными. Фонду нашлось чем похвастаться и в отношении качества предоставляемой информации, а точнее – ее достоверности. По результатам сравнения данных, переданных в ЕАИС, дистрибьютору и правообладателям по основным релизам 1 квартала 2015 года, от 331 кинотеатра цифры в разных источниках совпадали абсолютно, а по 246 площадкам разница составляла менее 1%. По 131 кинотеатру процент отличия превысил 1%, но в пользу ЕАИС (в системе по тем или иным причинам показатели оказались выше). Из оставшихся 120 площадок 68 не передали данные по релизам, 31 на тот момент еще не были подключены, а по 21 кинотеатру невозможно было сопоставить цифры. С повышением точности данных, указываемых в ЕАИС, закономерно возросло и количество обращений к системе. Если в 2013 году было всего 332 запроса пользователей о результатах проката фильмов на территории РФ, то в 2014 году этот показатель составил 2032 обращения. По данным на 1 июня 2015 года, число запросов уже достигло 2723-х. Все закономерно – с этого года и некоторые СМИ, например, информационное агентство «ТАСС», стали публиковать информацию о кассовых сборах со ссылкой исключительно на ЕАИС.

Собственно именно этих достижений и ждал от Фонда «заказчик» проекта в лице Министерства культуры РФ, а вовсе не штрафов и судебных разбирательств. Контролирующие функции минкульт оставил за собой. Другое дело, что именно Фонд кино обязан докладывать обо всех нарушениях соответствующего законодательства, которое с 2015 года, напомним, распространяется на все виды демонстраторов без исключения. На конец 2014 года суммарный объем уже наложенных штрафов превысил 5 млн рублей. Выступивший перед собравшимися Ратмир Умаев из управления минкультуры по Южному, Северокавказскому и Крымскому федеральным округам рассказал, что их ведомство занимается этими правонарушениями с 2013 года, но основной объем работы пришелся на 2014 и 2015-й. Так, в 2014 году управлением было составлено 11 протоколов, и постановлением суда было назначено 650 тысяч рублей суммарного штрафа, из которых на сегодняшний день взыскано 450 тысяч рублей. В 2015 году контроль усилился, и только за пять месяцев было составлено уже 28 протоколов, 7 из которых в суде, а по 17 протоколам назначены штрафы на суммарные 1080 тысяч рублей, из которых 420 тысяч уже взыскано. И так же, по всей видимости, в других управлениях министерства. Озвучивались цифры и в 200 тысяч одного штрафа, и в 400. Эти отдельные примеры особенно будоражили собравшихся. Не внушали оптимизма и ремарки относительно того, что согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 17.01.2013 № 1-П по решению суда возможно назначение административного штрафа в размере ниже минимального предела. «Демонстратор не должен занимать пассивную позицию. Как будет построена защита кинотеатра, такой и будет административный штраф, – заверял Ратмир Умаев и рассказывал о ситуации, когда кинотеатру при грамотной защите в случае первичного правонарушения вменили штраф не в сто тысяч, а пятьдесят. – Второй раз им назначили не четыреста тысяч, а двести. Человек взял рассрочку платежа и выплачивает каждый месяц по двадцать тысяч».

Тут кинотеатры не выдержали. Тем более что в начале встречи Федор Соснов мельком показал на слайдах списки кинотеатров, которых в самое ближайшее время, если не уже сейчас, ожидают проверки. Начались реплики и вопросы из зала. Самой яркой и, наверное, в наибольшей степени отражающей позиции показчиков была речь Бориса Собко, управляющего омским восьмизальником «Вавилон»: «У меня такое ощущение, что я нахожусь сейчас в опорном пункте ближайшего района. Выражения какие звучат: «Профилактика правонарушения»! Чего только не звучит! У меня ощущение, что мы здесь не кино показываем, а скупка краденного у нас. Настолько мощно вы за нас взялись. Я понимаю, что всех надо загнать в одно стойло, надо как-то это все сделать правильно, но, я думаю, я выражаю мнение множества людей: нас проверяют сейчас слишком много. Вы от нас слишком многого хотите: в раз, быстро и немедленно. Это не только связано с ЕАИС, это связано и с кинокомпаниями, которые это делают. Вы говорите про лояльность судьи. Какая лояльность судьи? Вы вообще о чем? На что мы должны надеяться, когда суммы-то какие крупные: двести, четыреста тысяч. Вот у нас в Омской области маленький кинотеатр – на двадцать тысяч населения. Его оштрафовали на двести тысяч рублей. Они это не тянут, не могут. Они, знаете, к кому пришли за деньгами? Ко мне. Займи, пожалуйста. До чего дошли, до чего доехали. Я, конечно, не сижу в Президиуме, рядом с Сорочкиным, но я честный. Я надеюсь на это, что судьба, удача, боженька в нашу сторону повернутся, и не случится ошибки, потому что в случае малейшей ошибки я должен буду заплатить крупную сумму. А знаете, как поступит со мной учредитель? Он скажет: Борис Сергеевич, дорогой, заплати. Это судьбоносно, я могу остаться без работы. А у меня детки. Может, я после этого пойду торговать трусами, носками, там, может быть, нет таких драконовских законов. На плаву, со всем тем, что сейчас происходит, останутся самые сильные, а самым независимым и маленьким будет очень трудно, поэтому мне остается пожелать только, как в американском кино говорят, когда должна произойти катастрофа: «Да поможет нам всем Бог!».

Звучали также сравнения, якобы штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним ниже штрафов за непредоставление или неполное предоставление данных в ЕАИС. В ответ Федор Соснов отметил, что не стоит говорить о штрафах как о чем-то неотвратимом. «Я думаю, мы потратим какое-то время, чтобы донести идею о том, что при правильной гражданской позиции, при правильной защитной позиции, имеются случаи вынесения решения судьями о малозначительности нарушений, о назначении штрафа нижнего предела. Мы всячески пытаемся дать вам все возможные доводы и доказательства для использования и защиты своей позиции, чтобы штрафы были не двести тысяч, а пять, десять. Что касается минимальной ошибки, вероятность того, что контрольная проверка выявит нарушение в вашем кинотеатре при использовании тех мероприятий, который позволяют вам контролировать передачу данных, крайне низка, потому что перед тем, как направить проверку, или перед тем, как собственно ее использовать, люди заходят в систему и видят, скольким критериям достоверности демонстратор соответствует. Демонстратор тоже это видит и он всегда знает, почему к нему есть возможные вопросы от правообладателей или от Министерства культуры. С появлением этих вопросов надо позвонить своему региональному менеджеру и снять все вопросы, все критерии недостоверности, которые есть, чтобы снизить вероятность проверки до минимума». В качестве доводов для снижения непосильного штрафа кинотеатр, например, может приводить данные о своих доходах. «Если вы принесете в суд справку о том, что ваши обороты составляют тридцать тысяч рублей в месяц, безусловно, судья просто не сможет назначить штраф в двести-четыреста тысяч», – заверил Федор Соснов.

По приведенным цитатам несложно понять, что Фонд кино как инстанция, не контролирующая, но пособничающая проверкам и судебным разбирательствам, всей этой встречей пыталась предоставить кинотеатрам перечень эдаких лайфхаков, как облегчить себе жизнь с ЕАИС. И если коротко перечислить все обсужденное за два с лишним часа, то советы сведутся к следующему. Надо подключиться к системе и при этом внимательно составлять договор с поставщиком программного обеспечения, потому что в случае непредоставления информации в ЕАИС по вине сбоя в программе его нельзя будет заставить заплатить штраф, но можно будет привлечь к материальной ответственности впоследствии, подав соответствующий иск. Подключившись к системе, нужно вменить в обязанность одного из сотрудников регулярно (допустим, в конце рабочего дня) заходить в систему и проверять, все ли данные за день были переданы и переданы своевременно, а в случае форс-мажора писать в Фонд официальное письмо на бланке организации с объяснением, что, как в известной песне, кобыла умерла, конюшня сгорела, а замок выгорел дотла. Еще Федор Соснов настоятельно попросил проверить в системе актуальность указанных электронных адресов и прочих исходных данных, чтобы в случае чего Фонд мог оперативно уведомить кинотеатр о неполадках и предупредить возможность последующих проверок.

Однако кинотеатры не готовы были воспринимать все эти советы конструктивно просто потому, что они не были готовы смириться с наличием ЕАИС и связанного с ней законодательства, хотя еще два года назад, если не больше, на одной из конференций в рамках «Кино Экспо» Олег Березин призывал показчиков направить энергию в более конструктивное русло и обсудить, как существовать в ситуации наличия и необратимости всех этих законов, а не дискутировать на тему надобности или ненадобности индустрии пресловутого «электронного билета». Неготовность кинотеатров прислушаться к словам представителей Фонда и министерства выражалась в традиционных контраргументах относительно отсутствия Интернета в малых городах нашей необъятной родины, а также дороговизны необходимого ПО и оргтехники. Впрочем, показчиков более чем можно понять. Законы приняли, ЕАИС ввели, штрафы выписывать приготовились, но никто не задумался о том, чтобы кинотеатры заинтересовать, замотивировать участием во всем этом деле. Кнутом можно многого добиться – в конце концов стопроцентная подключенность кинотеатров к ЕАИС уже провозглашена. Однако кнут противоречит идее взаимовыгодного сотрудничества, результатом которого могла бы стать действительно достоверная и рабочая система, из которой было бы приятно и радостно выгружать огромное количество ценной для рынка информации. Как замотивировать кинотеатры и что предложить им в качестве пряника? Озвученные Федором Сосновым соображения, что данные из ЕАИС помогут кинотеатрам облегчить переговоры с дистрибьюторами, кажутся сомнительными. В то время как автоматическая выгрузка данных в том виде, в котором кинотеатрам необходимо отчитываться перед дистрибьютором (а не секрет, что показчики до сих пор должны отправлять прокатчикам вручную забитые икселевские файлы с цифрами сборов, и это помимо прочей отчетности – например, в РАО), могла бы действительно облегчить всем жизнь. И Фонд кино обещал, что такая возможность будет предоставлена. О том, когда обещание будет выполнено, на встрече Федора Соснова закономерно спросила директор по букингу краснодарской киносети «Монитор» Елена Полянская. Выяснилось, что сам по себе это сервис уже разработан, но для того, чтобы его можно было запустить, необходимо согласование юридических нюансов с минкультом. Когда госзаказчик системы с этой задачей справится, прогнозировать сложно.

И вот тут, пожалуй, самая главная загвоздка. Фонд кино является агрегатором ЕАИС, работает с системой, знает все нюансы и проблемы, мешающие ее полноценной работе, но он не может напрямую влиять на существующее законодательство. А хотелось бы как минимум действенной обратной связи, как минимум лоббирования решения важных для системы вопросов. Кинотеатры высказали на встрече ряд предложений по доработке существующего механизма отчетности. Например, было предложено создать модуль, который бы сам следил, были ли в систему переданы данные или нет, есть нарушения в передаче информации или нет. Или было предложено создать из средств, полученных от штрафов, некий премиальный фонд, из которого можно было бы перечислять средства сельским кинотеатрам, за счет которых те устанавливали бы себе необходимое оборудование. Или увеличить временной интервал, за который кинотеатры могли бы успевать передавать данные в случае форс-мажора. Кинотеатры высказывали свои предложения, но они уперлись в просьбу прислать в Фонд кино официальное письмо с инициативами за подписью значительного числа площадок.

«БК» сформировал официальное письмо исходя из тех предложений, которые озвучивались на встрече (и тех, что, возможно, появятся в комментариях к этой статье) и теперь просит все заинтересованные кинотеатры подписать эту электронную петицию. Сделайте это, пройдя по ссылке http://www.petitions247.com/118367


10.06.2015 Автор: Мария Мухина

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее