top banner

Кинопрокат идет войной

К чему приводит переизбыток военно-патриотического кино

Материал был опубликован в электронном выпуске «Бюллетеня кинопрокатчика» № 19 (587).

По предварительным итогам первого полугодия доля российского кино в общих сборах кинопроката по сравнению с прошлым годом немного упала. Это может показаться странным, ведь за первые шесть месяцев 2015 года в кинотеатрах работало много российских картин, причем в большинстве своем – картин больших и знаковых. Правда, есть один нюанс: новое российское кино в эти полгода было в основном на военно-патриотическую тему (сказалось грандиозное празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне). И, кажется, зрителю эта кинематографическая «война» успела надоесть. Или не успела? Попробуем разобраться.

В первой половине 2015 года в кинопрокат вышло пять российских военных фильмов. Это БАТАЛЬОНЪ, БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ, А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… ДОРОГА НА БЕРЛИН и ЕДИНИЧКА. Первые четыре картины выпустили до 9 мая. ЕДИНИЧКА по разным причинам своего места в сетке релизов в канун празднования 70-летия Победы не нашла. Ей пришлось сложнее всех, ведь праздничный пафос поутих, а за ним, что логично, у публики наступило некоторое отторжение темы. И все же, пять картин о войне за шесть месяцев, это много или мало? В 2010 году, когда страна отмечала 65-летие Победы, в кинотеатры вышло аж шесть военных фильмов, и пять из них выпустили до 9 мая (МЫ ИЗ БУДУЩЕГО 2, ПОП, ОДНА ВОЙНА, УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2: ПРЕДСТОЯНИЕ, РЯБИНОВЫЙ ВАЛЬС). В том же году стартовала еще и БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ, но позже, уже осенью. Кстати, это помогло релизу не стать жертвой усталости зрителя от фильмов одной тематики. Однако не спасло от скепсиса, который возник у аудитории по отношению к такому кино после просмотра ПРЕДСТОЯНИЯ.

Но вернемся в наши дни. История частично повторяется: фильмов о войне много, они толпятся рядом, и интерес к такому кино у российского зрителя с каждым новым релизом все меньше. То, что аудитория пресытилась военными картинами, следует из результатов последних двух фильмов «военного» списка 2015 года – ДОРОГИ НА БЕРЛИН и ЕДИНИЧКИ. Первая собрала скромные 27 млн рублей, вторая и вовсе только 1,7 млн. Судя по отзывам на киносайтах, фильмы понравились тем, кто их посмотрел, но, похоже, таких людей оказалось катастрофически мало. К июню зрители устали «воевать», а ведь в начале года был еще и БАТАЛЬОНЪ. Каждый из новых военных фильмов подавался как большое событие. Однако большим событием в кассовом плане, прорывом наподобие СТАЛИНГРАДА, ни один из них почему-то так и не стал.

Что же им помешало? Причин много. БАТАЛЬОНЪ открывал этот год и, как и положено первому, собрал больше остальных. Лента закончила прокат с 481 млн рублей, что очень неплохо, но ее продюсер Федор Бондарчук во время последнего «лидерского» питчинга в Фонде кино признался, что создатели остались в минусе. Тематика оказалась одновременно и главным козырем, и основной сложностью этого фильма. Изначально он создавался к круглой дате – 100-летию начала Первой мировой войны, однако ко времени старта в прокате этот инфоповод уже потерял свою актуальность. Свои почти пять сотен миллионов рублей картина сделала благодаря сильному маркетингу и «сарафану».

Прокатчики БИТВЫ ЗА СЕВАСТОПОЛЬ и А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… за актуальность и инфоповоды стояли горой. Однако стремление выпустить эти картины в канун празднования 70-летия Победы натолкнулось на непреодолимое препятствие в виде ФОРСАЖА 7 и МСТИТЕЛЕЙ: ЭРЫ АЛЬТРОНА. Отработав две недели, БИТВА сдала львиную долю сеансов ФОРСАЖУ. Впрочем, это еще не значит, что, сохрани кинотеатры эти сеансы, фильм смог бы работать на прежнем уровне. 

Несмотря на действительно большой масштаб маркетинговых и рекламных кампаний российских военных релизов, а также поддержку их Первым каналом, показать рекордные сборы эти ленты так и не смогли. БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ собрала 436 млн рублей и молниеносно ушла в телеэфир. А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… до финальных цифр БИТВЫ так и не добрались: остановились на 271 млн. А был ли шанс получить кассу выше? Скорее всего нет. В условиях столь жесткой конкуренции и отсутствия длинного проката кино выступило на нынешнем максимуме своих возможностей. Уровень ожидания этих картин был чуть выше среднего, особенно у БАТАЛЬОНА и БИТВЫ. Это значит, что отлично сработал маркетинг. У ЗОРЕЙ он тоже был неслабым, но начался несколько позже и сильно помочь уже не смог. Против фильма Рената Давлетьярова сыграла заочная нелюбовь многих зрителей к римейкам советской классики, поэтому уровень ожидания картины на киносайтах был ниже, чем у двух других вышеназванных проектов.

Показатели основных релизов большого российского военного кино 2010–2015 годов (данные на 28.06.15)

Название

 Дистрибьютор 

Релиз

Касса первого уикенда, млн

Общий сбор

НАРАБОТКА

 Копии 

Рубли

USD

Зрители

Рубли

USD

1.  СТАЛИНГРАД WSDDPR  10.10.13   524 266 979  1500  1 669 594 028   $51 594 377  6 186 340  1 113 100   $34 400 
2.  БАТАЛЬОНЪ WSDDPR 19.02.15 154 634 774 1550 481 144 015 $7 795 593 2 070 038 310 400 $5 000
3.  БИТВА ЗА  СЕВАСТОПОЛЬ  FOX 02.04.15 208 911 879 1825 435 590 240 $7 465 128 1 948 757 238 700 $4 100
4.  А ЗОРИ ЗДЕСЬ  ТИХИЕ... NKI 30.04.15 130 202 239 2437 271 332 920 $5 248 219 1 174 152 111 300 $2 200
5.  МЫ ИЗ  БУДУЩЕГО 2 CP 18.02.10 97 695 678 716 246 722 508 $8 156 116 1 445 473 344 600 $11 400
6.  УТОМЛЕННЫЕ  СОЛНЦЕМ 2:  ПРЕДСТОЯНИЕ CP 22.04.10 108 900 676 1079 217 495 347 $7 476 636  1 136 346  201 600 $6 900
7.  БРЕСТСКАЯ  КРЕПОСТЬ CP 04.11.10 70 128 084 542 135 965 428 $4 418 766 758 329 250 900 $8 200
8.  УТОМЛЕННЫЕ  СОЛНЦЕМ 2:  ЦИТАДЕЛЬ CP 05.05.11 19 255 685 570 41 832 863 $1 528 420 206 229 73 400 $2 700
9.  ДОРОГА НА  БЕРЛИН CRP 07.05.15 14 089 092 877 26 593 608 $532 100 132 400 30 300 $600
10.  ЕДИНИЧКА KNLG 11.06.15 859 468 143 1 691 373 $31 281 8 678 11 828 $219

Усталость от военной темы видна в динамике посещаемости: у БАТАЛЬОНА – 2,1 млн билетов, у БИТВЫ ЗА СЕВАСТОПОЛЬ – 1,9 млн, у А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… 1,2 млн зрителей. Все эти цифры не идут ни в какое сравнение с 6,2 млн посещений сеансов СТАЛИНГРАДА. Впрочем, стоит ли сравнивать эти проекты? СТАЛИНГРАД – фильм-веха, а такие появляются на свет редко. Особенно если учесть, что наша индустрия – не Голливуд и пока не способна выпускать подобное кино регулярно.

И все же чего такого особенного было в СТАЛИНГРАДЕ, что он сумел стать событием в истории отечественного кинопроката? Сыграло ли наличие премиального формата вроде IMAX большую роль в успехе ленты Федора Бондарчука? Скорее всего да. Не столько в финансовом плане (хотя свои немалые проценты к кассе фильма IMAX добавил), сколько на уровне восприятия ленты зрителем. IMAX – это гарантия чего-то невероятно зрелищного и особенного. СТАЛИНГРАД продавался как блокбастер с голливудским размахом и соответствующим трейлером, ориентированным в большей степени на мужскую аудиторию, чем на женскую. У БАТАЛЬОНА, БИТВЫ ЗА СЕВОСТОПОЛЬ и А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ... этого не было. Там на авансцену выведены женщины, а масштаб и экшн уступают место локальным историям. Все это существенно снижает интерес подростков и молодежи. Помимо всего уже перечисленного у СТАЛИНГРАДА были многолетняя подготовка информационного поля, большой бюджет, именитые создатели, известность на грани скандальности и очень большая поддержка крупнейшего государственного медийного холдинга (что-то из этого было и у картин 2015 года, но все-таки в меньшей степени). Как результат – на фильм пошел зритель, который в кино обычно не ходит. К тому же СТАЛИНГРАД выпустили после достаточно долгого отсутствия в широком прокате большого российского военного кино. И, кстати, бытует мнение, что этот проект заработал бы еще больше, окажись он не чистой драмой, а эпическим батальным экшном.

Впрочем, об эпических постановках уровня фильмов Юрия Озерова мы пока можем только мечтать. Снимать большое военное кино очень дорого и рискованно. Поэтому деньги на такие проекты дает государство, формируя заказ и тематику. Фонд кино и министерство культуры поддерживают подобные фильмы уже не первый год, хотя справедливости ради стоит заметить, что эпического кино среди тех проектов, которые защищают на государственных питчингах, нет. В основном это все те же военные драмы, одинаковые по сути и способу реализации, отличающиеся друг от друга лишь местом действия и деталями. Понятно, что так вернее, что так минимизируются продюсерские риски... И хотя юбилей Победы прошел, на следующие годы у российских кинопроизводителей уже припасены проекты вроде ЛЕНИНГРАДСКОГО ВАЛЬСА, КОРИДОРА БЕССМЕРТИЯ, ЛЕГЕНДЫ О ПОБЕГЕ и других. А значит, без военного кино зритель не останется еще долго. Впрочем, это хорошо и правильно – с патриотической точки зрения. Другое дело, что полезнее, возможно, было бы говорить об ужасах войны не количественно, а качественно – и под качеством в данном случае подразумевается исключительно разнообразие и масштабность происходящего на экране.


02.07.2015 Автор: Артур Чачелов, Артем Логинов

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее
Американская касса: «Падение империи» продолжает лидировать
Подробнее
Американская киноакадемия обновила правила премии «Оскар»
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Каннский кинофестиваль добавил еще три фильма в основной конкурс
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее