«Кинотавр–2018». День четвертый: сложно, но можно
На фестивале показали фильмы «Глубокие реки», «Дядя Саша» и «Русский бес»
Четвертый день киносмотра ознаменовался показами трех необычных картин. Традиционно открывать конкурсный день выпало дебюту – ленте ГЛУБОКИЕ РЕКИ – камерному, монотонному и мрачноватому проекту режиссера Владимира Битокова, еще одного представителя Кабардино-Балкарии, поддеживаемого фондом «Интонация» Александра Сокурова. Первым таким автором год назад был Кантемир Балагов с ТЕСНОТОЙ.
Надо отметить, что, как и вчера, лента из конкурса дебютов снова оказалась интереснее проектов из основного конкурса. Созерцательные ГЛУБОКИЕ РЕКИ, почти полностью снятые на кабардинском языке, неспешно погружают зрителя в кажущийся экзотичным мир его главных героев, живущих отшельниками недалеко от одного из горных сел на Кавказе, и оставляют осторожно плавать в этой опасной воде. Действие никуда не спешит, картина раскачивается медленно, повествование идет ровно, почти на одной ноте, в одной краске. И тем неожиданнее для зрителя ее стремительный, неоднозначный финал.
Серьезность работы Битокова сильно резонировала со следующим фильмом – лирической комедией ДЯДЯ САША Александра Гордона, в которой известный телеведущий Первого канала выступил еще и как сценарист, продюсер и исполнитель главной роли. Это острохарактерная разговорная комедия, напоминающая ранние фильмы Вуди Аллена. Впрочем, напоминать Вуди Аллена еще не значит быть им, хотя в целом ДЯДЯ САША как представитель своего жанра получился. И пусть Александр Гордон, играющий здесь человека, похожего на Александра Гордона, делает это не очень хорошо, в фильме есть Сергей Пускепалис, Никита Ефремов и Анна Слю, смотреть на которых одно удовольствие.
Показ фильма Григория Константинопольского РУССКИЙ БЕС – пока самый аншлаговый на «Кинотавре». Нашпигованную звездами абсурдистскую комедию, пересказывающую с поправкой на российские реалии сюжет АМЕРИКАНСКОГО ПСИХОПАТА, публика встретила воодушевленно – динамичное хулиганское панк-высказывание Константинопольского на фоне остальных конкурсных фильмов и впрямь можно воспринять как глоток свежего воздуха. Картина повествует о циничном молодом человеке, который вот-вот женится на дочери московского бизнесмена. Семья невесты не в восторге от небогатого жениха, однако отец выдает ему кредит на открытие собственного бизнеса – модного ресторана на месте бывшего заводского цеха. При этом юноша явно тронулся головой – под ернические патриотические спичи в своих фантазиях он регулярно совершает кровавые убийства. Вернее, это он уверен, что все происходит исключительно в его воспаленном сознании, а как оно обстоит в действительности, зрителю предстоит узнать лишь в финале. Как и любой другой фильм Константинопольского, РУССКИЙ БЕС – не столько цельное произведение, сколько остроумный набор скетчей и видеоклипов. Идейно это рефлексия поколения 90-х на тему актуальной общественно-политической повестки пополам с циничным стебом на тему этой самой повестки. Если какому-то фильму из конкурса нынешнего «Кинотавра» суждено стать культовым, то наибольшие шансы на это именно у РУССКОГО БЕСА – как в свое время у ДАУН ХАУСА Романа Качанова, который в 2001 году на «Кинотавре» остался без наград, но который до сих вспоминается как яркое явление российского кинематографа «нулевых» годов.
07.06.2018 Автор: Артур Чачелов, Александр Нечаев