«Кинотавр–2018». День второй: аж плакать хочется!
На фестивале показали фильмы «Пусть будет Лиза», «Мира» и «Временные трудности»
Ко второму конкурсному дню «Кинотавр» вошел в режим максимальной плотности показов. Днем это многочасовой конкурс короткого метра, а вечером – сразу три полнометражные картины, первая из которых обязательно из конкурса дебютов, а остальные – из основного конкурса. Но, несмотря на разнообразие конкурсов, все фильмы этого насыщенного дня оказались объединены общим настроением, и настроение это лирическое.
Проект ПУСТЬ БУДЕТ ЛИЗА режиссера Игоря Каграманова у искушенной фестивальной публики вызвал сдержанный интерес. Впрочем, зал Зимнего театра был заполнен почти на две трети, что для дебютных картин уже неплохой результат. С самим фильмом все не так однозначно: чисто технически он сделан неплохо, а вот по форме и содержанию к нему есть вопросы. ПУСТЬ БУДЕТ ЛИЗА работает с теми же темами, что и хиты ЕЛЕНА, НЕЛЮБОВЬ и ТЕСНОТА, – темами взаимоотношений детей и родителей, последствий недолюбленности одних и эгоизма других. Но если у Звягинцева и особенно у Балагова это обрамлялось оригинальной оболочкой, то здесь все свелось к простоватой банальной мелодраме в стиле телемуви канала «Россия 1». При этом нельзя не отметить имеющуюся здесь удачную операторскую работу и неплохую работу композитора.
Со вторым фильмом дня – проектом Дениса Шабаева МИРА – все сложнее. С одной стороны, это авторское высказывание на актуальную тему (в данном случае так называемого «русского мира»), выполненное в хорошо знакомом режиссеру стиле, сочетающем элементы художественного и документального кино. И это крайне интересная работа. С другой стороны, эта картина совершенно некоммерческая – из тех лент, которые подходят исключительно для фестивалей. При этом призы такие работы получают редко. Вот и проект МИРА, как мотылек, сгоревший в пламени нынешней программы фестиваля, вряд ли осветил себе дорогу к основным наградам киносмотра и уж тем более открыл путь в прокат.
А вот картина ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ режиссера Михаила Расходникова, закрывавшая этот конкурсный день, с прокатом проблем не имеет. И это не удивительно, ведь, в отличие от двух предыдущих проектов, она отличалась нарочитой направленностью в сторону зрительского кинематографа. Но от этого претензий к ней даже больше. Кино вышло чересчур прямолинейным и слишком явно давящим на жалость. Есть вопросы и к его структуре: логически сюжет разделен на две части, которые совсем не равны друг другу. Первая, затрагивающая прошлое главных героев, получилась сильной и трогательной. Вторая, переносящая зрителя в настоящее, выглядела куцей и скомканной. Есть ощущение, что значительная часть отснятого материала просто не вошла в финальную версию фильма. Критики кино разгромили, хотя оно оказалось единственным фильмом дня, который на финальных титрах получил овации от зрителей в зале. Потому что, несмотря на все структурные и сценарные огрехи, нельзя не признать, что эта лента никого не оставляет равнодушным. И это, наверное, важнее всего остального.
05.06.2018 Автор: Артур Чачелов