top banner

30-й «Кинотавр»: день четвертый. Злые улицы и эротическая гимнастика

На фестивале показали фильмы «Бык», «Мальчик русский», «Куратор» и «Верность»

Самый насыщенный день фестиваля стартовал с внеконкурсного показа пилота сериала «Шторм» Бориса Хлебникова, который он снял для компании «Марс Медиа» и видеосервиса Start. Ранее «Кинотавр» не включал в программы телевизионные проекты, но время изменилось – и фестиваль пытается идти с ним в ногу.

В конкурсе же сошлись три очень разных дебюта и новая работа Нигины Сайфуллаевой, которая приехала в Сочи уже в статусе звезды российской режиссуры.

Первым фильмом дня стал БЫК Бориса Акопова. Студия «ВГИК-дебют» продолжает приятно удивлять высоким качеством работ. Два года назад немало шума наделало роуд-муви Александра Ханта КАК ВИТЬКА ЧЕСНОК ВЕЗ ЛЕХУ ШТЫРЯ В ДОМ ИНВАЛИДОВ. У БЫКА есть все шансы стать таким же «сарафанным» хитом. Действие фильма происходит в промежутке между 1997 и 1999 годами, в Подмосковье. Главный герой – 22-летний парень, которого местный криминальный авторитет нанимает, чтобы тот разобрался с держащими рынок кавказцами. Подростковые банды, насилие, рейвы, группа «Анонс», треки Дельфина, героин и первая любовь на фоне всеобщего экономического коллапса – антураж 90-х тут воспроизведен до жути знакомо. При этом кино работает как жанровая история – неслучайно в кульминационный момент в этом жестоком пацанском романсе про злые улицы цитируется ЛЕОН Люка Бессона. Хотя куда чаще БЫКА будут сравнивать с ХРУСТАЛЕМ Дарьи Жук. В обоих фильмах блестяще сыграл Юрий Борисов (на этом фестивале он, пожалуй, пока единственный серьезный конкурент Александра Кузнецова в борьбе за актерскую награду) − и это не единственное сходство. Есть мнение, что кино Акопова на три головы выше. Потому что Жук исследовала эпоху 90-х, высокомерно деля героев на «их» и «нас». «Они» – копошащаяся масса противных провинциалов, «мы» – синеволосая богема с правильной музыкой в ушах. Акопов показывает те же 90-е без всякого морального превосходства над героями. И в итоге у него выходит мощнейшее высказывание на уровне КУРЬЕРА. С таким контентом отлично умеет работать дистрибьютор «ПРОвзгляд», но пока у картины нет прокатчика. Впрочем, есть подозрение, что это ненадолго.

МАЛЬЧИК РУССКИЙ – дебютный фильм Александра Золотухина, воспитанника Александра Сокурова. Это 70-минутный экзерсис на тему Первой мировой войны. Герой картины – паренек, попавший на передовую, в первом же коротком бою получивший ожог роговицы ядовитым газом и ослепший. Зато он хорошо слышит – и его усаживают за фантастического вида установку, направленную гигантским раструбом в небо: через первобытные наушники, прикрепляемые к голове шлангами, мальчик должен улавливать звуки немецких аэропланов и вовремя бить тревогу. Именно фотографии этого агрегата поразили воображение режиссера, решившего непременно снять про него фильм. «Военным» кадрам Золотухин сообщает «документальную» зернистость и эстетский серо-розово-зеленоватый колорит. И монтирует все это с кадрами репетиции современного оркестра, наяривающего Рахманинова. МАЛЬЧИК РУССКИЙ не более чем эксперимент, что-то вроде курсовой прилежного студента киношколы, пытающегося переварить и усвоить творческие методы своего мастера, тоже большого любителя зерна и зелени в кадре. Коммерческая его судьба представляется даже не то что туманной, а просто несуществующей. Зато фестивальное будущее у картины, чья мировая премьера состоялась в рамках Берлинале, наверняка будет счастливым.

То же самое можно сказать о КУРАТОРЕ Петра Левченко, спродюсированного Екатериной Филипповой (ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УДИВИЛ ВСЕХ). Главный аттракцион этого медленного и мрачного постнуара, вдохновленного кровавой историей «красногорского стрелка», – затылок большого российского артиста Юрия Цурило. Но даже с помощью столь скромных художественных средств режиссер умудряется придать истории о локальной катастрофе масштаб, вывести ее на уровень глобальных обобщений. Это кино сравнивают с продукцией «новой румынской волны», но родство у нее скорее с ранними фильмами Вадима Абдрашитова.

Любопытно, что рабочее название фильма ВЕРНОСТЬ Нигины Сайфуллаевой было… РЕВНОСТЬ. И оно тоже подошло бы к ее работе идеально. Герои, Лена и Сережа (Евгения Громова и Александр Паль), живут в Калининграде. Она – гинеколог, он – актер местного театра. У них вроде внешне все хорошо, а на самом деле в браке наступил кризис. Стоит Лене увидеть подозрительную смс в телефоне мужа и заподозрить его в измене, как она пускается во все тяжкие, совокупляясь буквально с первыми встречными в первых попавшихся местах. Хочет отомстить изменнику, «уменьшить его значимость в своих глазах», а еще – как-то взбодрить собственное порядком увядшее либидо. В ВЕРНОСТИ хватает эротических сцен, которые смотрятся свежо и откровенно: наблюдая за вдохновенной гимнастикой в исполнении Громовой и Паля, прямо-таки веришь (как Станиславский), что актеры ничего не имитируют. Фильм снят на средства онлайн-площадки ТНТ-PREMIER. Пока неясно, будет ли у него прокат. Но, быть может, «Вольге» имеет смысл присмотреться к картине.

Еще больше новостей в нашем официальном канале в Telegram


14.06.2019 Автор: Александр Нечаев

Самое читаемое

Предварительная касса уикенда: «Папины дочки» вырвались в лидеры
Подробнее
Касса четверга: новинка «Папины дочки. Мама вернулась» возглавила чарт
Подробнее
Фонд кино опубликовал список поддержанных мультфильмов
Подробнее
На условиях стопроцентной возвратности Фонд кино поддержит три фильма
Подробнее
Анастасия Чулкова назначена генеральным директором «Марс Медиа»
Подробнее
Okko представляет новинки ноября
Подробнее
Фонд кино назвал суммы поддержки национальных фильмов о Дальнем Востоке
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 национальных фильмов для детской и семейной аудитории
Подробнее
KION рассказал о новинках ноября
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в октябре 2025 года
Подробнее
«Синема Парк» отсудил у «Контент-Клуба» упущенную выгоду
Подробнее
Новинки ноября в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 27 октября – 2 ноября 2025 года
Подробнее
1-2-3 Production запустил военно-исторический проект совместного производства со странами СНГ
Подробнее
На IV фестивале «Зимний» вводится новая программа
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Папины дочки» уверенно возглавили прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 30 октября – 2 ноября
Подробнее
В Москве состоялась премьера сказки «Яга на нашу голову»
Подробнее
Вокруг света: cборы российского кино за рубежом по итогам трех кварталов 2025 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 6–9 ноября
Подробнее