top banner

Конфликт релизов на дате 7 марта: что думает рынок?

Мы опросили кинотеатры, продюсеров, дистрибьюторов и простых зрителей

Уикенд 7−10 марта 2019 года войдет в историю кинопроката: это время страстей вокруг двух анимационных релизов − бельгийского КОРОЛЕВСКОГО КОРГИ от компании «Вольга» и российско-чешского ГУРВИНЕКА. ВОЛШЕБНАЯ ИГРА от компании MVK, время громких заявлений и ультиматумов, время проверки индустрии на прочность, сплоченность и силу. Одна из сторон подключила административный ресурс, запустив законный, но несправедливый механизм «раздвижки релизов». Другая − официально ничего не комментировала и не предпринимала, но, выведя ситуацию в публичное пространство, простимулировала к действиям третью сторону − кинотеатры. Последние решили объединиться и выступить единым фронтом против применения нерыночных методов работы с привлечением государства. Это не первый подобный конфликт, но впервые он кажется настолько острым. Кто виноват, что делать и каких последствий ждать? БК попросил представителей кинотеатров, дистрибьюторов и российских кинопродюсеров прокомментировать ситуацию. Чтобы респонденты были максимально честны, мы пообещали, что мнения будут опубликованы анонимно.   

ОБЩЕЕ МНЕНИЕ О СИТУАЦИИ:

Кинотеатры: 

1. Я не могу сказать, что мы сильно расстроены уходом КОРГИ и этой ситуацией в целом. По сути, два отстойных проекта пободались, это же не Marvel. У меня лично паники нет. Мы просто расширили КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 3, и все. ГУРВИНЕКА мы изначально не планировали брать, зачем он нам нужен? А по поводу того, что КОРГИ не выходит, зрители наши сильно не поплачут. Неудобство доставляет тот факт, что нам приходится переделывать расписание за несколько дней до старта, это плохо. Говорили бы нам об этом заранее. С другой стороны, ведь уже не в первый раз такое. Нас такой фигней не напугаешь (улыбается). Думаю, что в этой ситуации больше виновата «Вольга». Может быть, не от большого ума решили выпендриться. А может, просто захотели прославиться, показать себя.

2. То, что проектам не удалось договориться о совместном выходе, это, конечно, печально. Судя по хронологии, ГУРВИНЕК собирался выходить еще в прошлом году, и выбор именно даты 7 марта – их личное пожелание. Компания «Вольга», насколько я знаю, стояла на этой дате раньше, просто у них не было названия. Думаю, что никто не виноват в этой ситуации, а страдать в итоге больше всех будет зритель. Зрители, конечно, задавали вопросы в соцсетях, на «горячую линию» постоянно поступают вопросы по поводу КОРГИ – что такое, где мультфильм? Тем более у нас было запланировано мероприятие на выходные, фотосессии с собаками, а теперь все отменяется, дети будут расстроены. Думаю, в первую очередь должна быть договоренность между прокатчиками. Неужели, когда ГУРВИНЕК вставал на эту дату, они рассчитывали, что будут единственным зарабатывающим релизом на этой дате? Это же смешно. В любом случае есть как минимум КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 3.

3. Смущает, что это происходит только с «Вольгой» и уже в третий раз. И непонятно, то ли это Минкульт вдруг за несколько дней до начала проката фильма не разрешил им стартовать, то ли «Вольга» знала еще месяц назад и молчала до последнего. Неясно, кто виноват и что делать, но больше всего беспокоит, что мы узнаем об этом за несколько дней до выхода проекта. Но мы не сливаем ГУРВИНЕКА, он у нас будет работать. По большому счету 90 процентов фильмов получают прокатку за день до старта, а некоторые и вовсе уже постфактум. Мы каждую неделю, по сути, не уверены в старте того или иного проекта. Сейчас просто еще больше раздувают события, не стоит оно такого скандала. Может, это чей-то пиар, кому-то было необходимо придать огласку. В идеальном мире такие конфликты должны решаться минимум за две недели, чтобы мы могли подготовить расписание.

4. Сейчас все выглядит так, что действительно «Вольга» понимала, что им не дадут прокатное удостоверение, и не пыталась никак договориться. Возможность договориться была бы, если бы «Вольга» вступила в переговоры с продюсерами. Дата ведь сладкая. Но получилось все очень некрасиво: как со стороны «Вольги», так и со стороны продюсеров ГУРВИНЕКА. Ведь все эти заявления, что, мол, Минкульт защищает наше кино, это все ширма. На самом деле интересы одних продюсеров ставят в ущерб интересам всей отрасли – как было перед Новым годом и в новогодние каникулы. За фильмом ГУРВИНЕК стоит не государство, а конкретные люди, которые пользуются административным ресурсом и попытались увеличить свою прибыль за счет всей отрасли.

5. Виноваты все. В первую очередь Минкульт. Министерство могло сразу отклонить документы, поданные на одну дату. Насколько я знаю, ПУ уже лежало на подписи и не было подписано только после просьбы представителей MVK. Значит, Минкульт не смущало наличие двух мультов на одной дате, а сейчас они прикрываются законом, который сами же и нарушили. Могу еще добавить, что Минкульту неплохо было бы уметь оценивать коммерческий потенциал картин и не ломать рынок из-за проходных провальных проектов. «Вольга» – потому что не среагировала вовремя, разговоры ходили давно, может быть, имело смысл поговорить о возникшей ситуации с MVK, а также потому, что от них до сих пор не поступило официального письма. MVK – (продюсер, представитель ВГТРК и т.д.), потому что решили, что можно кинотеатрам и зрителям в очередной раз навязать свое кино путем давления сверху. Мировая дата старта ГУРВИНЕКА, по данным «КиноПоиска», 31 августа 2017 года. За полтора года можно было найти удобную дату для выхода в прокат в России. Для меня самым комфортным было бы, если бы наш Минкульт занимался исключительно повышением качества российского кино. Пока получается, что функция Минкульта заключается в том, чтобы дать денег и потом расчистить дату или шантажом заставить сети подписаться под немыслимыми долями сеансов в 35 процентов. Когда все участники процесса, наконец, поймут, что победить может только качественный продукт, а выбирает только зритель, такие ситуации не будут возникать в принципе. Если кинотеатры выдерживают по году долю более 20 процентов российского кино, то нет разницы, за счет каких релизов. Зритель сам решит, что ему смотреть. И качественное российское кино зритель смотрит с большим удовольствием и сам добровольно приходит в кино.

Дистрибьюторы:

1. Это абсолютно абсурдная ситуация. Самое главное, что этот абсурд устроили оба дистрибьютора вместе. Исходя из доступной информации – заявления АВК и MVK, могу сказать, что никто из дистрибьюторов явно не собирался даже говорить друг с другом. MVK пишет в своем письме, что никаких контактов по поводу даты не было, хотя обычно на рынке в таких ситуациях дистрибьюторы созваниваются и что-то пытаются придумать до начала разговора. Здесь проблемы скорее возникают для кинотеатров, потому что они уже составили расписание, запустили рекламную кампанию и т.д., а тут в последний момент начинается раздвижка релизов. Мне кажется, основная системная ошибка в том, что обо всем этом можно было договориться заранее.

2. Сложилась плохая для рынка ситуация. В первую очередь недозарабатывают кинотеатры из-за абсолютно маленького проекта ГУРВИНЕК. На мой взгляд, дело не в «Вольге». В прошлом году в случае с РАСПРЕКРАСНЫМ ПРИНЦЕМ и САДКО проекты собирались развести правильно, так как у САДКО был достаточно большой потенциал. Тут действительно нужно придумать правила игры. Русское кино должно себя защищать от огромных зарубежных фильмов, поэтому механизмы раздвижки должны быть, но они должны применяться только в том случае, если русский фильм имеет потенциал сборов более 300 млн. Если на одной дате в одном жанре и на одну аудиторию выходит крупнобюджетное западное кино с потенциалом более 300 млн, то только в этом случае необходимо применять механизм раздвижки и отдавать приоритет русскому кино, потому что иначе ему не пробиться. Когда ради маленького фильма с потенциалом 50 млн двигают любой фильм, это неправильно. Это приносит ущерб как зрителям, так и кинотеатрам. В случае выпуска такого маленького релиза подключать любой ресурс и взывать к закону бессмысленно. Это бред. И против такого точно нужно что-то делать. По сути, дистрибьюторы ГУРВИНЕКА борются не с КОРГИ, а с кинотеатрами, у которых эта ситуация снижает бокс-офис – зрители бы нашлись на оба мультфильма. Другое дело, если бы на одной дате столкнулись условные ТРИ БОГАТЫРЯ и КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА – оба с потенциалом более миллиарда рублей. Конечно, их надо было бы разводить, еще и не на одну неделю.

3. Ситуация ужасна. Тут вопрос не в том, кому надо было что предпринять, а в том, кому не надо было ничего предпринимать. А если конкретно, MVK – жаловаться. Желание поставить мультфильм в каникулы нельзя назвать системной ошибкой. Тогда надо сразу запретить выходить иностранным фильмам в праздники, потому что всегда найдется кто с кем похож.

4. Ситуация с ГУРВИНЕКОМ и КОРГИ — это доведенное до кульминации (а поэтому до тяжелейших последствий для зрителей и индустрии в целом) желание Министерства культуры самостоятельно определять дату выхода фильмов в прокат. Дата релиза — наиболее важный, чувствительный и влияющий на успех фактор среди всех маркетинговых активностей. Почему некоторое время назад право определять дату релиза почти без боя присвоили себе чиновники министерства, которые не несут при этом никаких финансовых рисков, с одной стороны, а с другой – не обладают никакими компетенциями по выпуску фильмов в прокат, непонятно. Но вот по прошествии почти двух лет – напомню, что эта история началась два года назад с фильма ФОРСАЖ – она превратилась в полноценный цугцванг, где нет ни одной непострадавшей стороны.

Продюсеры:

1. Это прецедент – хороший, и нехороший одновременно. Хорошо, что российскому кино дают какие-то дополнительные поблажки, в том числе теперь и анимации. Это приятная инициатива, которая, на мой взгляд, необходима. Да, кинотеатрам она не нравится. Но если мы живем в этой стране, мы должны развивать российское кино. Оно становится лучше, его больше смотрят. Если кинотеатры будут жестко давить на коммерческую составляющую, нам, назовем это так, будет тяжело спорить. При этом плохо, что компанию предупредили, что они не получат прокатное удостоверение, за три дня. Вместе с тем возникает вопрос, почему прокатчики не обсудили вопрос заранее. MVK могли связаться с «Вольгой» или наоборот. С той же Ассоциацией нужно было попытаться войти в диалог раньше, спросить, что они думают о ситуации. Прошли и времена, когда мы не могли вести диалог с властью. Телефон Ольги Любимовой наверняка у всех есть. Все закрылись Министерством культуры, а сами не сделали ни одного шага, чтобы попробовать сгладить ситуацию. Это беда нашей страны, мы все пытаемся отложить на последний момент – а уж потом что случилось, то случилось, ничего не поделаешь.

2. Продюсер как заинтересованное лицо всегда понимает, конечно же, что избавление от конкурентов на датах сказывается на сборах благоприятно. Если смотреть именно с точки зрения развития рынка и конкурентной способности, наверное, игра не совсем чистая. Но есть один момент. ГУРВИНЕК встал на 7 марта раньше, это действительно так. «Вольга» же выбрала дату, которая кажется ей наиболее благоприятной, несмотря на то, что мировой релиз уже состоялся. И это тоже нечестно. Одно дело, когда общемировая дата попадает на дату с российской картиной – это спорная ситуация. Но специально передвигать на дату свой релиз и топить соседа не очень правильно. При желании «Вольга» могла бы выйти и на неделю раньше. Она точно так же достояла бы до праздников и каникул, но претензий к ней не было бы. Бизнес – это отчасти набор компромиссов и уступок, и компания должна была проявить гибкость.

3. Я не очень знаю ситуацию. Могу сказать, что в любом случае такие решения о раздвижке дат, если они принимаются, должны приниматься месяца за 2–3, а лучше и за полгода.

4. Я знаю мнение лишь одной стороны конфликта, от «Вольги» никакой информации нет. Не понимаю, зачем нужны эти действия со стороны правообладателей и продюсеров ГУРВИНЕКА. На дате 7 марта, на которой стоит КАПИТАН МАРВЕЛ, вообще не имеет смысла за что-либо так серьезно бороться, потому что очевидно, что это никак не улучшит их положения. Если бы это была хотя бы каникулярная дата, но 8 марта традиционно лучше работает взрослое кино. Наверное, если у продюсеров есть какая-то поддержка, ее нужно было использовать по-другому. В любом случае в моем понимании информирование прокатчика о сносе даты должно происходить сильно раньше, хотя бы за месяц. При разруливании за неделю, даже при соблюдении всех регламентов, эта ситуация выглядит некорректной и не имеющей оснований. Все знали про два мультфильма на одной дате давно, значит, надо было решать вопрос, искать компромисс. Если Минкульт включился, мне кажется, он должен был придумать компенсацию этого переноса. Чтобы все понимали, что хоть ситуация и болезненная, вторая картина тоже что-то приобретает. Понятно, что фильм не российский, но конкретно в данном случае было бы корректно найти модель, которая бы учла интересы сдвигаемой стороны, если уж кому-то эта дата показалась настолько привлекательной. Опять же, мне кажется, что, если КОРГИ после всего этого хайпа встанет на дату 28 марта, на каникулярный период, он приобретет больше. Если это будет правильно решено, можно развернуть все в свою сторону. Возможно, это вообще такая стратегия продвижения. Вместе с тем странно, что «Вольга» не выходит с новой датой, не показывает готовности рассматривать предложения кинотеатров, которые за нее вступились.

5. Ситуация отвратительная. Очень плохой прецедент – получается, мы готовы двигать релизы ради любой чепухи и вредить кинотеатрам. Когда подвижки инициируют крупные прокатные компании, они понимают свою ответственность, знают, что должны обеспечить кинотеатры кассой. Как прокатчик MVK планирует компенсировать показчикам недополученные деньги? Это безответственно по отношению к бизнесу. Понятно, что можно винить «Вольгу», но как она могла предвидеть, что релиз подвинут из-за совсем небольшого прокатчика? Такое ощущение, что «Вольгу» внесли в «черный список». Неужели нужно, чтобы она обанкротилась и стало одним дистрибьютором меньше? От этого никому не будет пользы, даже российским фильмам. Сейчас «Вольгу» просят подвинуть релиз на две-три недели. Скорее всего, компания понимает, что к тому моменту появится пиратка, и в этом случае она потеряет практически все.

О ЗАЯВЛЕНИИ АВК

Кинотеатры:

1. Мы входим в АВК, поэтому не будем показывать ГУРВИНЕКА.

2. Мы поддерживаем АВК и считаем, что зубы тоже надо показывать, чего нас все время третируют?

Дистрибьюторы:

1. АВК пытается сделать, что может. Ресурсов у самих прокатчиков зарубежного кино нет, поэтому на передовой остаются кинотеатры. Уйти зарубежным контентом с дат с российским кино нельзя – в году 52 уикенда, а российских фильмов сильно больше сотни. Сейчас уже российские картины начинают при помощи административного ресурса двигать друг друга.

2. Кинотеатрам и дистрибьюторам надо дать возможность самостоятельно договариваться. И с той, и с другой стороны находятся достаточно умные и профессиональные люди, с явной способностью к коммуникации и нахождению компромисса. Просто убирать с дат «спорный» контент — не получится. Посчитайте: в России выходит более 600 фильмов в год, а недель всего 52. Неизбежны и дублирование жанров, и работа на одну аудиторию. Но это живой процесс, просто надо дать возможность профессионалам самим договариваться, надо уменьшить патернализм государства в вопросах проведения досуга, развлечений, свободного времени граждан.

3. Я придерживаюсь мнения, что надо не бороться, а договариваться. Если у кинотеатров по вине какого-то продюсера забрали часть бокс-офиса, на который этот кинотеатр нужно содержать, платить зарплаты, аренду и т.д., то кинотеатры вправе бороться с такими продюсерами, вообще не взяв фильм или взяв одним сеансом в 10 утра. Это их право. Не знаю, надо ли делать заявления, но, наверное, это единственный способ защиты.

4. Не думаю, что это надо было выносить в публичную плоскость.

5. Если были бы четкие и прописанные правила игры, то можно было бы принять их и работать дальше. Почему-то никто не убрал ЩЕЛКУНЧИКА с первой даты ГУРВИНЕКА, а MVK взяли и сами перенесли свой мульт за полтора месяца до релиза, хотя, по их словам, они опять-таки были первые на дате и у них уже с мая была прокатка. Видимо, в этих правилах все прокатчики равны, но некоторые равны более, чем другие.

Продюсеры:

1. Члены Ассоциации здорово покажут небольшим проектом, что они – сила и с ними нужно считаться. Министерство культуры в будущем будет это учитывать, и все встанет на свои места.

2. Кинотеатры не очень дружны между собой, но если они настолько солидарны по этому вопросу, нужно понимать, как их довели. 8 марта им нечем работать на детскую аудиторию – у КАПИТАНА МАРВЕЛ рейтинг 16+, КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 3 будет работать третью неделю.

3. Я понимаю, почему кинотеатры волнуются. Очевидно, ГУРВИНЕК не самый сильный анимационный российский проект, и, возможно, с двумя мультфильмами хорошие утренние сеансы могли бы наполниться лучше. Решение кинотеатров – их личное дело, и уже задача прокатчика – как-то все им объяснить, замотивировать.

4. У кинотеатров есть право брать кино или не брать. Если они, обладая экспертной оценкой, считают, что в этой ситуации это правильное решение, то почему бы и нет.

5. Это же не первая история, когда кинотеатры выступают со своей позицией по поводу переноса дат, ведь каждый раз передвижки касаются их лично. Они в очередной раз показывают, что у них есть свое мнение, что для них важно иметь на этой дате два фильма. Но на этом примере действия кинотеатров вряд ли поменяют правила игры. Они никогда не откажутся от проката какого-то потенциального российского блокбастера, потому что все понимают бизнес. Сейчас они оценили, что это действие никаких потерь не стоит.

КАКИМ БЫЛ ВАШ ПРОГНОЗ ДЛЯ КОРГИ И ГУРВИНЕКА ДО КОНФЛИКТА?

Кинотеатры:

1. С точки зрения росписи оба релиза могли бы спокойно отработать, в том числе и в однозальниках. Нет никакой трагедии, что два середнячковых мультика стоят на одной дате. Тот же КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 3 на третьей неделе соберет больше ГУРВИНЕКА и, возможно, даже больше ГУРВИНЕКА и КОРГИ вместе взятых.

2. Совершенно спокойно два мультфильма могли бы отработать на одной дате. Хотя малозальные кинотеатры отдали бы предпочтение КОРГИ, а ГУРВИНЕКОМ могли поработать на неделе с 14 марта. Понятно, что ГУРВИНЕКУ это было бы во вред.

3. Я считаю, что оба релиза могли отработать на одной дате. У каждого мультфильма своя аудитория. Реальные рейтинги ожиданий в Интернете у ГУРВИНЕКА очень низкие (у КОРГИ выше). Как показывает опыт, это означает, что при отсутствии в кинотеатрах КОРГИ зрители все равно сделают выбор не в пользу ГУРВИНЕКА, скорее всего, пойдут на ДРАКОНА. И даже при полном отсутствии конкуренции, зрители лучше заменят поход в кино с ребенком другим досугом, чем поведут свое чадо непонятно на что. Посмотреть мультфильм целиком пока не удалось, только ролик, поэтому могу судить о качестве проекта по ролику. И моя оценка очень низкая. Вердикт многих из своих знакомых и коллег, не имеющих отношения к кинопрокату, тоже был единогласным – «мы бы на такой мультфильм своего ребенка не повели». Говорю я это не для того, чтобы обидеть создателей этого мультфильма, а чтобы разобраться, как можно было создать подобный мультфильм за 385 млн рублей (частично из бюджета, а значит, из наших налогов), чтобы его даже на стадии ролика смотреть не хотелось. Для сравнения: ВОЛКИ И ОВЦЫ 2 – 350 млн, ФИКСИКИ – 292 млн, а эти мультфильмы явно на две-три головы превосходят ГУРВИНЕКА и по графике, и по содержанию диалогов.

4. Эти мультики могли бы совершенно спокойно стоять оба в расписании.

Дистрибьютор:

1. Если бы на дате выходили ГУРВИНЕК и КОРГИ, то ГУРВИНЕКА с потенциалом сборов до 50 млн никто бы даже не заметил, потому что он бы стоял своими двумя сеансами и совершенно не мешал бы всему остальному, что выходит на этой дате. На мой взгляд, эти два фильма могли бы стоять вместе. Тем более и КОРГИ не особо суперогромное кино с потенциалом, наверное, около 100 млн. Для кинотеатров было бы просто разнообразие мультфильмов. Речь идет о слишком маленьких релизах, чтобы их раздвигать. 

2. Потенциал КОРГИ, наверное, выше, я не могу делать прогнозы, да и самые точные кинопрогнозы часто попадают в «молоко». Но ГУРВИНЕК по-своему замечательный фильм, редкий тип копродукции в анимации. До конфликта у него была весьма убедительная роспись. А сейчас у зрителей сложилось впечатление, что это никчемный фильм, ради которого убирают милейшего КОРГИ.

3. Мультфильм про милых корги (даже если бы он был ужасный) в любом случае взял бы верх над странной анимацией с чуждым чешским именем. Постер КОРГИ вызывает улыбку, постер ГУРВИНЕКА со странной рептилией под мальчиком вызывает желание пересмотреть ДРАКОНОВ 3.

4. Раздвижка дат касается только тех релизов, которые претендуют на очень большие сборы. Это не случай ГУРВИНЕКА и КОРГИ. Здесь я не вижу смысла – раздвигай, не раздвигай, ДРАКОНЫ соберут больше.

5. Очевидно, КОРГИ сильнее.

Продюсеры:

1. Если бы фильмы стартовали 7 марта, КОРОЛЕВСКИЙ КОРГИ в сумме собрал бы 100–150 млн рублей, а ГУРВИНЕК – 30–35 млн. Они отобрали бы друг у друга около 10–15 млн, но если для ГУРВИНЕКА это большая сумма, то для проекта «Вольги» – не очень. Вот и вся разница. От подвижек касса ГУРВИНЕКА увеличится на те же 10 млн, но посчитайте недобор кинотеатров.

2. Исходя из росписи, которая планировалась, думаю, что ГУРВИНЕК собрал бы млн 70–80 млн рублей, КОРГИ – 100–150. С моей точки зрения, на одной дате они бы друг другу не очень помешали. Судя по тому, что пишут, в общем кинотеатры недособерут 50 млн рублей. Думаю, показчики в этой ситуации сильно не пострадают. Они закроются КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 3, и у них все будет здорово. Есть детское кино? Есть. Придут люди? Придут. На самом деле страдают только два участника – «Вольга» и MVK.

3. Я думаю, скорее всего, соотношение сборов проектов было бы 1 к 3 в пользу КОРГИ. ГУРВИНЕК недособрал бы процентов 30 или больше. Соответственно, при разносе дат это будет скорее 1 к 2.

4. Если судить по трекингам, у КОРГИ ситуация была лучше, больше присутствие в информационном поле, осведомленность до конфликта выше. Сейчас осведомленность, думаю, еще вырастет.

КАКОЙ ПРОЕКТ МОЖЕТ СТАТЬ СЛЕДУЮЩИМ НА ВЫБЫВАНИЕ?

Кинотеатры:

1. Ситуация с КОРГИ не очень горячая, гораздо горячее она будет в апреле, где не очень удачные подвижки. Я так понимаю, расчищают место для МИЛЛИАРДА, подвинули МСТИТЕЛЕЙ. И не знаю, то ли МИЛЛИАРД, то ли ДОМОВОЙ подвинули мультфильм ПОТЕРЯННОЕ ЗВЕНО с 11 апреля на 4-е. 11 апреля оно очень хорошо вписывалось, а сейчас наступает на ДАМБО, что для малозальных кинотеатров очень напряженно.

2. Что теперь, получается, что все иностранные релизы будут абсолютно бесправными? Случится так, что какой-нибудь БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ решит встать на неделю позже, и оттуда теперь все уберут просто потому, что он так решил, несмотря на то, что ему дали прокатку на 21-е число? Или он вообще решит встать на 9 мая, давайте МСТИТЕЛЕЙ ради РУБЕЖА подвинем, да? Сейчас мы смотрим на проект ДЕВОЧКА МИА И БЕЛЫЙ ЛЕВ, который зачем-то ушел со своего 4-го числа на 11 апреля, где уже заявлен ДОМОВОЙ, а это прямая конкуренция по жанрам. Мне интересно, что будет тут.

3. Следующий, видимо, КУРСК

Дистрибьюторы:

1. Любой. Это зависит только от того, кто и на кого жалуется. Понятно, что никто не тронет мэйджоров. Ведь странно предположить, что такой потенциальный хит, как ПРОКЛЯТИЕ ПЛАЧУЩЕЙ, совсем не отберет зрителей у МИЛЛИАРДА, но их точно никто не будет двигать.

2. Я надеюсь, эта ситуация положит конец порочной практике не только раздвижки релизов, но и выдачи прокатного удостоверения с определенной датой. Надеюсь, что в Министерстве культуры сделают выводы из этой печальной ситуации, от которой пострадали все, и закончат свои эксперименты за чужой счет.

3. К сожалению, любой.

4. Понятия не имею.

Продюсеры:

1. Очередные МСТИТЕЛИ, которые уже переехали, могут столкнуться с проблемами. Насколько я понимаю, там есть неочевидный российский проект. Посмотрим, как себе поведет Министерство культуры.

2. Если такая ситуация разворачивается сейчас, значит, она может произойти с любым проектом. Но особенно внимательно надо подходить к праздничным уикендам. Всем кажется, что там есть больший потенциал, поэтому я думаю, что нужно смотреть на майские праздники, Новый год, февральские выходные.

3. Любой проект от российского кино или анимации, по которому Министерство культуры сочтет это необходимым. Хотя здесь, наверно, не только Министерство культуры участвовало, но и прокатчик.

ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ, ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ БЫ ВЫ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ? 

Дистрибьюторы:

1. Ни за что. Единственное, что может упорядочить этот начавшийся хаос – саморегуляция рынка. 20 лет так все работало, и никто не жаловался. И прозрачные правила игры. Если есть сакральные даты – они должны быть известны всем игрокам рынка. И их должно быть, допустим, две. Или, как обсуждали вначале, когда только начинался диалог про дату в прокатном удостоверении, что Минкульт обозначает несколько важных отечественных релизов в год, к которым рекомендовано не приближаться. Это не могут быть все российские фильмы. И особенно фильмы без блокбастерного потенциала. Нельзя держать кинотеатры пустыми в надежде на то, что кто-то зайдет и посмотрит слабый фильм просто потому, что в кинотеатрах есть только он.

2. По мне, к административному ресурсу нужно было подключаться в последнюю очередь – это то, что надо задействовать последним, если такая возможность существует. Сначала имеет смысл договариваться между собой, что на самом деле и происходит в большинстве случаев. О том, что оба фильма столкнутся на одной дате, стало известно, когда фильмы заявились еще в октябре. Я не понимаю, почему никто с тех пор не попытался договориться друг с другом. Чтобы понять, нужно ли бороться с раздвижкой релизов, нужно понять ее глубинную суть. Она очевидна. По сути, в любой развитой кинематографической стране, кроме США, подобная практика существует. Где-то негласная, где-то очень гласная, как в Китае. В Северной Корее негласная, но там законом зафиксировано количество корейских фильмов, которые должны выходить в прокат. Надо с этим не бороться, а работать. И не доводить до крайностей.

3. Раздвижку можно производить только в случае, если речь идет о крупнобюджетных фильмах с высоким кассовым потенциалом одного жанра и одной аудиторией. Если выходит российский фильм с высоким потенциалом, то абсолютно неправильно ставить на ту же дату большой зарубежный фильм того же жанра, рассчитанный на ту же аудиторию. В своей работе мы учитываем это. Сейчас все работает правильно, закон в том числе правильный, нужно только уточнить, что дело касается только больших фильмов в одном жанре и с одной целевой аудиторией. Если продюсеры и кинопрокатчики не договорились между собой, то должен вмешаться Экспертный совет, который оценит кассовый потенциал, а затем повлияет на дистрибьюторов и либо оставит фильмы на дате, либо обратится в Минкультуры и разведет их. 

4. Если бы мы были компанией, которая хотела бы губить и без того не самый здоровый рынок, то да. У протекционизма (чтобы это был именно он, а не какие-то хаотичные капризы) должны быть четкие правила. Если запретить на праздники и каникулы вставать иностранным фильмам, то это надо озвучить. Если сказать, что «иностранные фильмы специально встают на праздники, а пусть тогда выходят в свою мировую дату релиза», то надо быть готовым, что эта дата может кому-то тоже не понравиться. Но если она не праздничная, то у Минкульта не будет оснований что-то требовать. Со временем станет правилом, что когда будут встречаться российские релизы и кто-то еще, остальные должны будут уступать место российским.

5. Посмотрите на продюсеров ГУРВИНЕКА — они подключили административный ресурс и вот что получилось. Полный «эпик фейл». Поэтому, как говорится: «Не делайте, как продюсеры ГУРВИНЕКА!» Конфликты должны решаться с помощью слов и убеждений, а не использования «ресурса». Контент в кинотеатрах должен быть разнообразным, сейчас в эпоху всевозможных онлайн-сервисов и стриминговых каналов кинотеатры оказались в самом уязвимом положении, и все непродуманные «протекционистские меры» только еще больше уменьшают желание людей ходить в кино. Судите сами: Министерство культуры само решило, что в эти выходные должен выйти релиз ГУРВИНЕКА, а не КОРГИ. Кинотеатры были поставлены перед фактом, с ними никто не посоветовался, они неделю не могли закрыть расписание. И в результате такого неуважения они солидарно решили просто не брать в прокат ни ГУРВИНЕКА, ни КОРГИ. Эта консолидированная позиция вызывает уважение. Но вот до зрителя это все доходит таким образом, что двух классных семейных фильмов не будет, и зритель легко соглашается остаться дома, включить что-нибудь из старого или из нового — выбора предостаточно — и спокойно, на диване, с детьми и собаками провести время. И через пару лет мы увидим очередное снижение посещаемости в кинотеатрах. То есть вместо того, чтобы видеть хотя бы на два шага дальше, разрабатывать какие-то по-настоящему антикризисные меры для кинотеатров — профильное министерство и аффилированные с ним продюсеры ратуют только за свои очень узкие и кратковременные интересы. Но нужно же думать о культуре и обществе в целом!

Продюсеры:

1. Нет. У меня много раз была возможность подключить ресурс, но это благо ни разу не было использовано. Если мой фильм рабочий, он собирает в любых условиях.

2. Если бы у меня была возможность подключить административный ресурс для кино, у которого есть зрительский потенциал, и если сейчас это общая модель, то конечно. Точно не хотелось бы создавать прецедент, но в устоявшейся системе странно будет не воспользоваться этим ресурсом. Естественно, на стадии, когда все остальные методы использованы, а ставки на фильм большие. В данном случае христианская мораль не работает, потому что продюсер всегда ищет способ донести свое кино до большего количества зрителей. Оценивать систему регулирования рынка министерством нужно не моментами, а общим результатом. Перед отраслью ставилась задача увеличить долю российского кино, и все-таки плюс-минус адекватными путями это сделано. Поэтому нужно просто принять ситуацию и остальным игрокам быть заряженными на то, чтобы защититься в условиях регулирования. Эту данность поддерживает большинство – новогодними результатами все вроде бы довольны. Как только система перестанет давать результат, все начнет меняться. Никто здесь себе не враг.

3. Да, особенно, если крупный зарубежный фильм перебросили бы на дату моего проекта в последний момент. У больших зарубежных картин есть сложности с выбором дат, но вместе с тем они зарабатывают свои деньги при любом старте. Вообще я думаю, что нужно установить честные, прозрачные правила игры, и такие попытки уже были. Все должны понимать, за сколько нужно вставать на даты, чтобы не было перепрыгиваний. И нужно обходиться и без административного ресурса. Новый год показал, что это возможно. Да, зарубежные картины сильно недобрали, и все эти деньги фактически поделили между собой две российские картины. Но в итоге же все всё равно как-то договорились. И люди пошли в кино и в целом, видимо, остались лояльными к российскому продукту.

4. Да, естественно, если это помогло бы мне заработать.

ЧТО ДУМАЮТ ПРОСТЫЕ ЗРИТЕЛИ? (опрос в кинотеатрах)

Мнение 1: Рекламу ГУРВИНЕКА я сегодня услышала в первый раз по радио, о КОРОЛЕВСКОМ КОРГИ ничего не знаю. Идти с детьми на эти фильмы в кинотеатр не планировала, поэтому мне все равно, когда они выходят. Если захочется, посмотрим их дома. В праздники мы пойдем на КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 3. Детских фильмов недостаточно. На каникулах очень нужны хорошие мультфильмы, но осенью смотреть было нечего, и на Новый год ничего интересного мы для себя не нашли.

Мнение 2: Сейчас мы идем смотреть КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 3. Рекламу ГУРВИНЕКА и КОРОЛЕВСКОГО КОРГИ не видели, не планируем их смотреть и вряд ли посмотрим позже. На каникулах поедем в деревню. Семейных проектов в кинотеатрах не хватает, хочется более детских мультфильмов, в которых не было бы жестокости и взрослых шуток.

Мнение 3: О ГУРВИНЕКЕ мы не знаем, но рекламу фильма про собачек видели. Возможно, пошли бы в кино на оба мультфильма – как дети захотят. Если не пойдем в кинотеатр, позже скачаем их и посмотрим дома. На каникулах у нас все непредсказуемо, и мы пока не думали, что будем смотреть. Детских фильмов нам хватает.

Мнение 4: Я знаю только о КОРГИ. Мы планировали пойти на него в ближайшие выходные, но тот факт, что мультфильм не выйдет в прокат, не влияет на наши планы – все равно обязательно посмотрим его позже. Еще на мартовские праздники и на каникулах пойдем на КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 3 и КАПИТАН МАРВЕЛ. Семейных и детских фильмов в прокате вполне достаточно.

Мнение 5: Я слышала и о ГУРВИНЕКЕ, и о КОРГИ. На праздниках мы планировали посмотреть только КОРГИ. Серьезно на наши планы невыход КОРГИ не влияет, но повторяющаяся ситуация с импортозамещением печалит. Возможно, сходим на КОРГИ позже. На каникулах планировали посмотреть РОЖДЕННЫЙ СТАТЬ КОРОЛЕМ. На мой взгляд, семейного и детского контента в кинотеатрах достаточно, но хотелось бы не только развлекательного кино и анимации.


07.03.2019 Автор: Анна Багрова, Дмитрий Некрасов, Рая Башинская

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее
Мэрил Стрип получит почетную награду Каннского кинофестиваля
Подробнее