top banner

«Лобстер» на закуску

Можно ли заработать на фестивалях национального кино

Фестивали национального кино в Москве и регионах стартуют все чаще – сегодня нет, пожалуй, ни одной более-менее значимой кинематографии мира, которая не удостоилась хотя бы одного кинофорума в России. В то же время практически один за другим проходят и фестивали российского кино за рубежом. География этих смотров впечатляет – фильмы отечественного производства возят по меньшей мере в три десятка стран. «БК» попытался разобраться, как устроена экономика подобных мероприятий – кто их финансирует и можно ли на них заработать. 

В России фестивальное движение национального кино за последние годы выросло не только количественно, но и качественно – в том смысле, что отдельные его представители сумели укрепить свои позиции и превратиться в бренды, которым гарантирован интерес продвинутой, избирательной публики. За примером далеко ходить не надо – фестиваль нового британского кино в Москве в этом году пришлось продлевать трижды: изначально он должен был закончиться 8 ноября, но его продлили до 28 ноября. Очевидно, что с «Бритфестом» на этот раз все сложилось именно таким образом во много благодаря наличию в программе ЛОБСТЕРА Йоргоса Лантимоса. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, получил там отменные отзывы прессы, но так и не был куплен для проката в России. «Бритфест» же, сумев заполучить ЛОБСТЕРА в свою программу, обзавелся не просто важным эксклюзивом, но и фильмом-событием для аудитории, предпочитающей арт-мейнстрим. В итоге и без того не жалующийся на отсутствие внимания публики фестиваль в этом году стал самым заметным среди форумов национального кино, проводимых в России. Его организаторы приводят только общее количество зрителей по всей стране – это около 25 тысяч человек. Есть данные Rentrak по Москве – 11,7 тысяч зрителей в столице принесли киносмотру 4,8 млн рублей (у второго по популярности фестиваля, «Амфеста», московские сборы составили 1,6 млн рублей от 4 тысяч зрителей). Общие сборы по Москве составили более 5 млн рублей.

Для арт-объединения CoolConnections, которое проводит «Бритфест», организация подобного рода мероприятий является основной сферой деятельности – помимо киносмотра британского кино, на счету компании еще двадцать ежегодных национальных фестивалей, среди которых есть смотры американского, японского, немецкого, французского и итальянского кино. По сути, CoolConnections организует в России фестивали более-менее всех важных мировых кинематографий, и их пример служит хорошей иллюстрацией тезиса о том, что если что-то очень долго делать на хорошем уровне, то рано или поздно можно добиться успеха. «Первый фестиваль, к которому я имела отношение, был посвящен японскому кино и проходил, кажется, в 2000 году, – вспоминает генеральный директор CoolConnections Надежда Котова. – Тогда я была генеральным директором Cosmopol Film Distribution, и компания выпускала в прокат фильм Такеши Китано КИКУДЖИРО. Нам хотелось привезти Китано в Россию, поэтому мы обратились за помощью в японское посольство. С визитом режиссера не получилось, но зато мы подключились к фестивалю, который ежегодно организует посольство Японии и Японский фонд».

В то время Надежда Котова управляла кинотеатром «35 мм», ориентированным на арт-кино, что давало дополнительные возможности для организации различных спецмероприятий. То, что такие смотры проводить необходимо, стало понятно очень быстро – практика доказала, что российская аудитория арт-кино во время фестивальных показов готова брать кинотеатр штурмом, тогда как неделю спустя тот же самый фильм, но уже вышедший в прокат, может идти в совершенно пустом зале. В середине 2000-х количество фестивалей, к которым приложила свои организаторские навыки генеральный директор CoolConnections, приблизилось к тридцати, но после того, как она перестала работать в «35 мм», их количество сократилось на треть.

Для CoolConnections фестивали национального кино – конечно, бизнес-проект, но Надежда Котова подчеркивает, что это все-таки бизнес пополам с культуртрегерством. «Мы – компания, задача которой донести до зрителя в кратчайшие сроки в лучшем качестве интересный контент, который заслуживает и изначально предполагает просмотр на большом экране в хорошем качестве и в обществе людей, разделяющих ваши интересы», – замечает она.

По словам Котовой, изнутри экономика фестиваля выглядит следующим образом: бюджет формируется по формуле «количество фильмов программы, умноженное на 200 тысяч рублей». Иными словами, стоимость «Бритфеста», в программе которого в этом году была 21 полнометражная картина, составляет 4,2 млн рублей. Цифра эта, впрочем, может служить лишь условным ориентиром, потому что 200 тысяч рублей – это плата за один-два фестивальных показа на каждой площадке.

Не называя сумму, в CoolConnections подтверждают, что тот же ЛОБСТЕР, показ которого можно назвать полноценным фестивальным прокатом (этот прецедент мог бы стать темой для отдельного исследования), стоил значительно больше – каждый новый сеанс обходился организаторам фестиваля в фиксированную сумму.

Сборы между кинотеатрами и CoolConnections делятся по стандартной схеме 50 на 50, а стоимость билетов в Москве (от 200 до 500 рублей в зависимости от фестиваля) на 20–50% выше, чем в регионах. Таким образом, к 4,8 млн рублей, которые, по данным Rentrak, фильмы «Бритфеста» заработали в Москве, можно прибавить не больше 3,5 млн, собранных в провинции. В сумме получается 8,3 млн рублей – внушительная по меркам фестивальных сборов цифра, но и она позволяет лишь едва выйти в ноль. Поэтому, помимо бюджета, любому фестивалю в нашей стране требуется и второй ингредиент рецепта безубыточности. «Коммерчески успешным можно считать только кинофестиваль, у которого есть бюджет, покрывающий бόльшую часть расходов на организацию, и спонсор. Без спонсорских денег сделать коммерчески успешный фестиваль невозможно», – уверена Котова. Спонсоров у CoolConnections находить получается, поэтому успех в этом арт-объединении принято измерять не в абсолютных, а в относительных цифрах – так, фестиваль удался, если заполняемость залов была не меньше 70%.

Неудивительно, что все остальные смотры национального кино, которые проводятся в России, к бизнесу имеют и вовсе опосредованное отношение. Это особенно заметно, когда речь заходит о территориях за пределами Московской кольцевой автодороги. Один из старейших подобных кинофорумов – Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге, проводящаяся с 1990 года, – до сих пор не ведет статистику посещений своих сеансов, потому что никаких коммерческих целей не преследует. Этот фестиваль возник на волне интереса к перестроечному Советскому Союзу во многом по инициативе финской стороны – первыми его партнерами были генеральное консульство Финляндии и ее кинофонд. Они же числятся среди организаторов (наряду с Ленинградским объединением киноклубов) и сегодня. Фестиваль ежегодно проходит в «Авроре», старейшем кинотеатре в центре Санкт-Петербурга, который располагает двумя залами – на 600 и на 100 мест.

Программный директор Недели кино Финляндии Алексей Дунаевский говорит, что по приблизительным подсчетам заполняемость составляет больше 50%, особенно если речь идет о показах в выходные, но приводить цифры по соотношению проданных билетов и зрителей, пришедших по аккредитации, он не берется. «В последние годы параллельно Неделе кино Финляндии проводится большой и серьезный семинар с участием финских и российских продюсеров, его организатор – Кирси Тюккюляйнен. В данном плане Неделю кино Финляндии можно рассматривать и как бизнес-проект, хотя культуртрегерство, несомненно, главное», – так Дунаевский отвечает на вопрос о том, может ли его фестиваль считаться историей про бизнес.

Главное тут, впрочем, даже не культуртрегерство, а имидж – в данном случае речь идет об имидже финского кинематографа и культуры Финляндии в целом. Огромное количество национальных фестивалей во всем мире финансируется либо напрямую из бюджета стран-производительниц кинематографического контента, либо через культурные фонды (тогда речь идет о меценатстве). Особенно это касается государств, у которых есть культурные амбиции, но они при этом не относятся к кинематографиям первого ряда. Таковой, разумеется, является и финская. Впрочем, и российский кинематограф за рубежом пытается найти зрителя ровно таким же способом.

Один из крупнейших организаторов фестивалей российского кино за рубежом – «Интерфест» Рената Давлетьярова. Свою первую Неделю российского кино в Париже компания провела в 2003-м, два года спустя добавился аналогичный смотр в Берлине, а в этом году подобное мероприятие впервые состоялось в Монако. Все киносмотры компании «Интерфест» поддерживаются Министерством культуры РФ. Неделя российского кино в Берлине проводится в сотрудничестве с компанией Interkultura GmbH. Подробности об экономике этих мероприятий в «Интерфесте» сообщить отказались, однако там не скрывают, что ни о каких прибылях в данном случае речь не идет. «Выручка обычно остается кинотеатру в качестве платы за предоставление зала, поэтому бизнеса тут нет, это исключительно имиджевый проект, направленный на популяризацию российского кино», – говорит Евгения Полякова, руководитель отдела фестивалей компании «Интерфест».

При этом средняя стоимость билета на фестиваль в Париже и Берлине – 7 евро. Во Франции аудитория Недели российского кино год от года растет: в 2012-м в столице ее посетило 3,5 тысячи человек, в 2015-м – уже 5 тысяч. Аудитория – в возрасте от 15-ти до 80-ти лет. Молодежь составляет от 15% до 20% в Париже и от 20% до 25% в Берлине. Кинонедели посещают как представители российских диаспор, так и франкоязычные зрители (не менее 60% в Париже) и немецкоязычная публика (50% в Берлине).

Схожая картина и с Фестивалем кино России и СНГ, который проводится в Грузии с 2010 года. Помощь Министерства культуры РФ в этом случае нерегулярная (в 2015-м году фестиваль обошелся без господдержки), однако у кинофорума есть меценаты – Межгосударственный фонд сотрудничества стран СНГ (МФГС), который возглавляет бывший директор Большого театра Анатолий Иксанов, и предприниматели Константин Лузиньян-Рижинашвили и Георгий Базгадзе. C российской стороны организатором выступает компания Вячеслава Шмырова «М Премьера».

«Бюджет фестиваля составляет около 5 миллионов рублей, – рассказывает Шмыров. – Половину денег в этом году дал МФГС, вторая половина – собственные и привлеченные средства учредителей. Четыре фестиваля проходили в многозальном кинотеатре «Руставели» на одноименном проспекте в самом центре Тбилиси. В этот раз мы переместились в трехзальный кинотеатр «Амирани», который размещен в здании Тбилисской филармонии. Этот кинотеатр еще более современный, чем «Руставели», но занимает не столь центральное место, хотя относится тоже к проспекту Руставели. Билеты на сеансы имеют символическую цену – 3 лари (примерно 100 рублей). Но даже это многим зрителям, которые хотят увидеть по возможности всю программу, кажется дороговатым. Ведь средняя зарплата в Тбилиси – 250 лари. Поэтому на какие-то сеансы вход свободный. Цены устанавливает кинотеатр, и собранные деньги весьма условно покрывают арендную плату, при том что владельцы этих площадок – наши учредители».

Вячеслав Шмыров не скрывает, что одна из целей фестиваля – попытаться дать повод грузинской молодежи не забыть русский язык окончательно. Впрочем, лояльная аудитория старшего возраста по-прежнему способна обеспечить аншлаг на любом фестивальном показе российской картины. В этом году пожилые тбилисцы шли на КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ Станислава Говорухина, а студенты стремились попасть на ФРАНКОФОНИЮ Александра Сокурова.

Один из немногих примеров, когда показ российских фильмов оплачивается из муниципального бюджета города – форум Kinohaufen в Гамбурге, который проходит на протяжении пяти лет. Организатор смотра – компания RockFront e.V. Елены Бочановой. Бюджет фестиваля – 15 тысяч евро, бόльшую часть которых выделяет городская казна. «Наш кинофорум проводится в полюбившемся зрителям муниципальном кинотеатре «Метрополис», билеты на сеансы можно приобрести за 7 евро, для пенсионеров и студентов есть скидки 50 процентов», – рассказывает Бочанова. Пока никакой прибыли Kinohaufen не приносит, однако руководитель RockFront e.V. ничего не имеет против выхода на самоокупаемость – просто это, как и во всех предыдущих случаях, далеко не главная цель. «Основная часть бюджета до сих пор уходила на организацию, поэтому проект является, безусловно, нашей страстью, а не источником дохода, – продолжает Елена. – Если в будущем у нас получится заработать какие-то деньги, то это будет чудесным дополнением, но никак не отменит тот факт, что кинофорум всегда останется в первую очередь не коммерческим проектом, а проявлением нашего интереса к кинематографу».

Таким образом, имиджевая сторона вопроса является важной и в случае с фестивалями национального кино, проводящимися в России, и в обратной ситуации – когда российское кино демонстрируется за рубежом. Только когда речь идет о фестивалях иностранных фильмов, эта имиджевая часть при определенных условиях (страна-производитель с хорошей кинемтографической репутацией и наличие спонсора) перестает играть определяющую роль и уступает место коммерческой стороне вопроса – чего нельзя сказать о кинофорумах, демонстрирующих российское кино. Это пока чистое культуртрегерство и работа на «культурное присутствие» в том или ином регионе, что, кстати, хорошо отражает расклад национальных сил в мировой киноиндустрии. 


24.12.2015 Автор: Александр Нечаев

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Okko рассказал о новинках мая
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
Международная касса: сборы «Кунг-фу панды 4» в мировом прокате превысили $500 млн
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Американская касса: лидером уикенда стали «Претенденты» Луки Гуаданьино
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее