Александр Роднянский: «В киноиндустрии грядут неизбежные изменения»

Размышления продюсера о будущем отрасли на конференции «Кинобизнес–2026» на «Кино Экспо–2016»

В киноиндустрии грядут неизбежные изменения. Первое, чему важно уделить внимание, – это то, что связано с человеческим восприятием. Второе – те форматы, которые позволят предоставить зрителям эмоциональные переживания на всех этапах производства фильма. Это касается всех технологических предложений: экраны IMAX, все, что связано с виртуальной реальностью, 4D, 4K. Все это приведет, безусловно, к тому, что в кино появится все больше форматов, которые будут продвигать эти технологические возможности. Необходимо вырвать зрителя из домашних обстоятельств и комфорта. Это также будет касаться технологий, связанных с маркетинговыми коммуникациями.

Все мы стараемся предложить зрителям те фильмы, которые сумеют их поразить и захватить именно на большом экране. На сегодняшний день вопрос для аудитории не в том, хороший фильм или нет, а в том, в какой степени она увидит для себя потребность оторваться от гипотетического очень быстрого просмотра этого фильма дома, по телевизору, и прийти в кинотеатр. То есть важно особое эмоциональное переживание, опыт коллективного переживания, который люди приобретают в кинотеатрах. Также стоит упомянуть необычную коллаборацию кинотеатральной и телевизионной сферы, а именно премьеры больших телевизионных шоу (сериалов), имеющих колоссальную зрительскую базу, в кинотеатрах. 

Недавно IMAX показывал перед началом шестого сезона  ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ несколько серий последнего, пятого, сезона. То же самое они делали с ДОКТОРОМ КТО. Я абсолютно убежден в том, что неизбежной перспективой является показ специально сделанных превью (пилотных) или так называемых демонстрационных серий, которые вводят зрителя в правила игры или мира, в котором будут действовать герои. Все, где есть потенциал для большой зрительской аудитории, безусловно, придет в кинотеатры. Потому что в этом смысле кинотеатры – это не только место, где показывают кино, но и место событий, так как там могут проводиться и живые концерты, различные шоу. Так что подобные площадки прекрасно подойдут тем, кто делает телевидение.

Далее – стриминговые ресурсы. Они меняют жизнь категорически. Ожидается, что окно между кинотеатральным прокатом и выпуском фильмов на них будет сокращено до трех недель. Три недели – как максимум. Мы-то с вами знаем другую ситуацию. При затратах в 300 млн (а то и больше) на производство студии будут продолжать всячески эксплуатировать именно театральную среду, пусть и в течение этих трех недель. Не думаю, что что-либо может измениться в ближайшее время.

Также всегда будут неизбежные поражения и гигантские успехи. Даже большой БЕН-ГУР при всех своих способностях, при использовании выдающихся технологий и невероятной маркетинговой стратегии, был обречен. Мы же видим, какое количество фильмов проиграло. И в этом списке огромную роль играет творческий компонент, который и будет помогать выходить за рамки привычного. Мы вынуждены делать не просто конкурентоспособные картины, но и делать их на своем материале и для своей аудитории. Иногда предлагать что-то провокационное, чтобы привлечь ее, поспорить и испытать новый опыт. В силу затрат необходимо думать и о международном прокате. 

Также мы недооцениваем вероятную силу предстоящих изменений, которые будет касаться всей индустрии производства контента, а именно каналов на YouTube. Например, у Disney есть компания, которая называется Maker Studios, у которой 650 миллионов зарегистрированных подписчиков с 10 млрд просмотров. То есть это практически телевизионный канал, в рамках которого можно выпускать какой-либо контент. YouTube  стал площадкой, где можно создавать любые сообщества или запускать каналы. И это, безусловно, возможность производить специализированный контент для особенной аудитории. Это приведет к созданию совершенно новой системы дистрибуции. Думаю, что вскоре традиционные дистрибьюторы столкнутся с колоссальными испытаниями, когда они должны будут научиться конкурировать с совершенно новыми компаниями, которые начнут предлагать гарантированному, СВОЕМУ зрителю СВОЙ материал. То есть времена, когда мы адресуем что-то широкой аудитории, не понимая, кто они, что они смотрят и до какой степени они увлечены определенным контекстом, эти времена давно завершены. Точно так же и целевая реклама на сегодняшний день является реальностью: не просто реклама для лиц от 18 до 45 лет, а для конкретных людей с определенными социальными ожиданиями и потребностями. То же самое касается и контента: он будет адресован, и, соответственно, появятся новые эксперименты.

Все это приведет к категорическим изменениям системы звезд. Долгие годы существовавшая система звезд перестала работать. Если раньше наличие в проекте, условно говоря, Уилла Смита гарантировало внимание целевой аудитории, то на сегодняшний день такого фактора уже нет. К примеру, ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ – франшиза, построенная уже на новых лицах. Потому что звезды на сегодняшний день – это колоссальная часть бюджета. Просто зашкаливающая и очень опасная. Избавиться от звезд – постепенная задача. Появляется огромное количество новых актеров, потому что все это просто перестало работать.

Фильмам сейчас действительно тяжело отбить деньги на кинотеатральном показе, деньги возвращаются совокупно. Поэтому нужно использовать все возможности, которые предлагают современные технологии. Примерно через десять лет придет универсальная индустрия. Россия – на сегодняшний день одна из очень немногих стран, претендующих на долю в собственном прокате. Не каждая страна может похвастаться наличием собственной киноиндустрии. У нас действительно выходит множество амбициозных проектов, они могут завоевать успех или пройти незаметно, но они амбициозны, несут на себе культурную идентичность. В них есть идея, и они могут побороться за аудиторию, в том числе и за мировую. У нас есть и большое количество успешных проектов. Но США делают универсальные истории, увлекательные. В нашем же случае многое касается культуры и памяти, поэтому  у нас появляются фильмы, важные для определенной аудитории, но не вообще для зрителя. Возможно, поэтому нам и сложно выйти на определенный (мировой) уровень. Но тем не менее индустрия есть, и она очень амбициозная. Нужно проанализировать предстоящие изменения и понять свое место, в этом случае мы можем добиться большого успеха.


26.09.2016 Автор: Яна Суетина

Самое читаемое

Проекты от «ТРИТЭ», Yellow, Black and White, Art Pictures Studio и СТВ

Питчинги Фонда кино 2019: кинокомпании-лидеры. Часть 1

Подробнее
Лучшая из новинок – «Пиковая дама»

Предварительная касса четверга: «Капитан Марвел» сохранил лидерство

Подробнее
Проекты «Нон-Стоп Продакшн», «Профит», Bazelevs, ТПО «Рок» и «Централ Партнершип»

Питчинги Фонда кино 2019: кинокомпании-лидеры. Часть 2

Подробнее
Локации, грим, компьютерная графика

Где и как снимали фильм «Пиковая дама: Зазеркалье»

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100