top banner

Система возрастных рейтингов (ограничений) в России: революция или профанация?

Утвержден новый порядок присвоения возрастных рейтингов кинолентам

Действующая система классификации фильмов и выдачи прокатных удостоверений давно находилась в центре всеобщего интереса: хотя бы потому, что не все до конца понимали, как она работает – особенно в области контроля над соблюдением этих правил. Более того, вокруг этой системы регулярно возникали скандалы локального масштаба. То довольно невинной картине присвоят жесткий рейтинг, то, наоборот, общественность возмущается недостаточной строгостью оценки, то на сайте Министерства культуры РФ в числе одобренных найдутся видеофильмы содержание, которых тянет больше, чем на эротическое, а название – больше, чем на неприличное… Не совсем ясно, кто уполномочен проверять кинотеатры и кто является высшей инстанцией, и уж совсем непонятно, почему в одних регионах проверки случаются с завидной регулярностью, а в других об их существовании даже не подозревают.

Сегодня дискуссия о возрастных ограничениях обрела новое дыхание – в связи с принятием Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и внесением в июле соответствующих поправок в законодательство. Новая схема должна вступить в действие с 1 сентября 2012 года. «БК» решил выяснить, как работают возрастные рейтинги за рубежом, как система функционирует в России и как она изменится в следующем году.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ У НИХ

В демократических странах системы возрастных рейтингов в целом придерживаются ограничений, связанных со сценами секса, насилия, пропаганды нетерпимости и дискриминации, издевательства над животными, эксплуатации детей и тому подобным. В Азии и Африке отношение к сексу обычно намного строже, а к упомянутым критериям добавляются политические мотивы или вопросы, связанные с религией. И не только там, кстати. В либеральной Украине по политическим причинам был не рекомендован к показу фильм МЫ ИЗ БУДУЩЕГО 2. При этом западные страны чаще всего приблизительно совпадают в оценке картин, хотя не обходится без исключений. Разнится само устройство системы: в первую очередь, роль государства, индустрии и общества в ее работе. От этого зависит и сам механизм выполнения рейтинговых требований: где-то они носят рекомендательный характер, где-то – законодательный, где-то – смешанный. У каждой из них есть свои преимущества, и каждая из них неизменно подвергается критике как со стороны консерваторов старой закалки, так и со стороны поборников большей свободы.

В США

Система рейтингов Американской киноассоциации (MPAA) считается если не образцовой, то самой известной в мире: она уже многие десятилетия эффективно функционирует в условиях самого развитого кинорынка планеты, причем государство не имеет к ней никакого отношения. Это самый яркий пример саморегулирования индустрии, которое трансформировалось в соответствии с изменениями общественной морали и вызовами времени.

Организация-предшественник MPAA – Ассоциация кинопродюсеров и дистрибьюторов Америки (Motion Pictures Producers and Distributors of America) – объединяла крупнейшие голливудские студии с 20-х гг., по сути монополизировав рынок. В 1930-х гг. по инициативе консервативного республиканца и пресвитерианского пастора Уильяма Хейза, приглашенного на пост главы Ассоциации, чтобы поправить имидж оскандалившегося Голливуда, был принят свод правил, фактически вводивший цензуру (так называемый «кодекс Хейза»). По нынешним меркам правила выглядят до смехотворного ханжескими: среди прочего, запрещались любые упоминания наркотиков, сцены с обнаженными актерами и «соблазнительные» танцы, намеки на гомосексуализм или межрасовые связи, положительное изображение адюльтера, демонстрация сцен убийства, критика религии, неуважительное обращение с американским флагом… В числе пострадавших от цензуры картин – культовая КАСАБЛАНКА, из которой были изъяты упоминания о внебрачной связи героев. Кодекс сразу же подвергся резкой критике, но с 1934 года разрешительная виза Ассоциации стала обязательной для выхода фильма на экран. Главной причиной введения кодекса был страх студий перед возможным вмешательством государства (на чем настаивала консервативная общественность) – и потому они предпочли самоцензуру. Этот викторианский свод безнадежно устарел к 60-м, к тому же конкуренцию Голливуду составили телевидение и более откровенные иностранные фильмы. Никакие поправки уже не могли спасти кодекс: так, уже в 1959 году авторы комедии В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ просто наплевали на его требования, а Хичкоку удалось отбить все несусветные претензии цензоров к ПСИХО.

В 1968 году Ассоциация (тогда уже называвшаяся MPAA) заменила «кодекс Хейза» системой, сохранившейся в общих чертах до сегодняшнего дня. После серии корректировок (одна из последних заключалась в том, что категория X была переименована в NC-17) образовалось пять рейтингов: G (без ограничений для любой аудитории), PG (рекомендуется, чтобы дети смотрели фильм в присутствии родителей), PG-13 (для детей до 13 лет настойчиво рекомендуется присутствие родителей), R (зрителям до 17 лет требуется присутствие родителей), NC-17 (зрители 17 лет и младше не допускаются). Рейтинг дополняется кратким объяснением, почему аудитория должна быть ограничена: сексуальные сцены, насилие, нецензурная брань, нагота, сцены употребления наркотиков. Процесс принятия решений непрозрачен – даже имена членов комиссии (10-13 человек) держатся в секрете, а заключения экспертов часто подвергаются критике за непоследовательность и необоснованность. Внятного руководства для вынесения вердикта не существует, и толерантность судей колеблется в зависимости от настроений в обществе. К примеру, ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА получили рейтинг R за короткий кадр с полуобнаженной девушкой, в то время как СКАФАНДР И БАБОЧКА, в котором таких девушек оказалось куда больше, был оценен как PG-13. Продюсеры могут опротестовать приговор в Апелляционной комиссии (Уэсу Крейвену так удалось понизить рейтинг КРИКА с NC-17 до R) или же перемонтировать картину (в фильм КОРОЛЬ ГОВОРИТ пришлось внести небольшие изменения, связанные с войной и нецензурными словами, чтобы получить PG-13).

Система MPAA абсолютно соответствует самой природе американского общества, в которой общественность и корпорации (в данном случае – мейджоры) играют важную роль. Вердикт Ассоциации на деле не имеет никакой законодательной силы, так как не связан с государственными органами, а служит лишь рекомендацией для родителей, но тем не менее играет решающую роль в прокате фильма. Картины, оцененные как NC-17 или Unrated (не получившие рейтинга), обречены на радикально меньшие сборы – их даже не возьмут в библиотеку крупные видеопрокатные сети. Независимые продюсеры критикуют MPAA за предвзятость: по их словам, независимому фильму сложнее получить хороший прокатный рейтинг, чем продукции мейджора – они даже пытаются создать параллельные системы оценки, правда, без особого успеха. Однако MPAA, в последние годы вынужденная уступать претензиям публики, объявила о готовности провести некоторые реформы. Как бы то ни было, система работает, и даже Тарантино отдал ей должное, назвав лучшей альтернативой контролю со стороны государственных и муниципальных органов.

В БРИТАНИИ

В Великобритании возрастные рейтинги определяет Британская комиссия по классификации фильмов (British Board of Film Classification, BBFC) – неправительственная организация, финансируемая участниками киноиндустрии. Законодательно решения о допуске картины в прокат принимаются местными властями: еще с 1909 года кинотеатры обязаны обращаться к ним за лицензиями, выдача которых была позднее увязана с содержанием репертуара, и создание BBFC отвечало желанию индустрии держать ситуацию под контролем. Сегодня власти, как правило, соглашаются с выводами комиссии – хотя бывали и исключения вроде ПОСЛЕДНЕГО ТАНГО В ПАРИЖЕ, запрещенного к показу, или ЧЕЛОВЕКА-ПАУКА, на который разрешили пускать детей до 12 лет.

Так же, как и в США, BBFC присуждает рейтинг с кратким описанием: U (для любой аудитории), PG (для любой аудитории, однако некоторые сцены могут оказаться неуместными для детей до 8 лет, потому рекомендуется присутствие родителей), 12А (дети до 12 допускаются только в присутствии родителей), 12 (только для DVD и прочих видеоносителей – детям до 12 запрещено покупать или брать в прокат), 15 (дети до 15 лет не допускаются), 18 (зрители до 18 лет не допускаются), 18R (можно демонстрировать только в специализированных кинотеатрах или продавать в специализированных магазинам только лицам, достигшим 18 лет).

Сегодня BBFC придерживается примерно тех же критериев, что и американская MPAA, но темы, которыми руководствуются в Британии, описаны конкретнее: секс, насилие, нагота, нецензурная лексика, любые виды дискриминации, «взрослые» темы, привлекательное изображение употребления наркотиков, отсылки к теме самоубийства, опасные трюки, которые легко повторить в реальности, издевательство над животными, участие детей в сексуальных сценах. Резолюции MPAA и BBFC, разумеется, не всегда схожи: полнометражные СИМПСОНЫ в Англии получили более мягкий, в сравнении с PG-13, рейтинг PG. В Британии в полных версиях вышли в кинотеатрах НЕОБРАТИМОСТЬ и АНТИХРИСТ. Деятельность BBFC прозрачнее, чем MPAA, ее состав известен всем. И хотя без критики не обходится, исходит она главным образом от одиозных консервативных изданий.

ВО ФРАНЦИИ

Совсем иначе дело обстоит во Франции, где роль государства всегда была велика: здесь разрешение выдает Министерство культуры. Вся процедура строго прописана законодательством: специальная Комиссия по классификации фильмов выносит рекомендацию, которую подписывает министр. Министр может попросить пересмотреть вердикт в пользу большей строгости, но это происходит крайне редко. В случаях, когда особых возражений ни у комиссии, ни у продюсера не возникает, выдача лицензии проходит в упрощенной форме, если же ситуация осложняется, созывают особое совещание. Решение можно обжаловать в суде.

Фильму присуждается одна из четырех категорий: U (для любой аудитории), 12 (запрещен к показу детям до 12 лет), 16 (запрещен к показу детям до 16 лет), 18 (запрещены к показу зрителям до 18 лет) – или же его запрещают совсем. Франция известна своим либерализмом в отношении искусства, и рейтинг 18 сегодня используется крайне редко. Совершенно исключительный случай – фильмы, признанные порнографическими или поощряющими насилие: их дозволено демонстрировать только в специализированных кинотеатрах и на них не распространяются никакие инструменты финансовой поддержки. В 2000 году фильм ТРАХНИ МЕНЯ изначально получил рейтинг 16, но благодаря возмущениям высоконравственной общественности суд постановил вообще запретить его к показу, затем смягчил приговор до статуса «порнографического». Однако в итоге – опять благодаря общественности, но на этот раз – протестовавшей против цензуры – министр культуры выдала фильму лицензию с рейтингом 18.

В ГЕРМАНИИ

В Германии актуален промежуточный вариант, более близкий к англо-американской схеме. В 40-е гг. здесь пытались ввести нечто вроде «кодекса Хейза», но в итоге на территории, оккупированной западными державами, в 1948-49 годах заработала негосударственная система «Добровольного саморегулирования киноиндустрии» (Freiwillige Selbstkontrolle der Filmwirtschaft, FSK). Управляет ею Руководящая организация киноиндустрии (Spitzenorganisation der Filmwirtschaft, SPIO), но в решения FSK не вмешивается, а финансируют систему участники медиаотрасли. Комиссия состоит из 190 экспертов, назначаемых на три года представителями индустрии и властей, причем от экспертов требуется знакомство с проблемами детей, знания в области психологии или медиа. Одобрение FSK формально получать не обязательно, тем не менее, все члены SPIO сами обязуются выпускать только продукцию, сертифицированную FSK: не получившие оценки фильмы подпадают под категорию «только для взрослых» – и потому кинотеатры и магазины предпочитают иметь дело с рейтингами. Однако критерии FSK строго соответствуют законодательству о защите молодежи, о государственных праздниках (ограничения показов в определенные дни) и «Базовым принципам FSK», которые формулируются комиссией, состоящей из представителей индустрии, властей и вещательных компаний. В рамках FSK действуют также два комитета: один из них рассматривает апелляции продюсеров, другой – апелляции детских инспекторов.

Сегодня в Германии действует пять рейтингов: FSK0 (без ограничений), FSK6 (подходит для зрителей 6 лет и старше), FSK12 (подходит для детей 12 лет и старше и для детей 7 лет и старше в сопровождении родителей), FSK16 (подходит для зрителей 16 лет и старше), FSK18 (подходит для зрителей 18 лет и старше). Фильмы, не соответствующие принципам FSK, изучает юридический департамент SPIO (SPIO/JK), который может вынести одно из двух суждений: что фильм не представляет серьезной угрозы для детей (однако небольшой вред нанести может) или что фильм, хоть и соответствует законодательству, представляет серьезную опасность. Решения эти не носят характера закона: например, фильм ХОСТЕЛ 2, попавший во вторую категорию, был позднее изъят решением мюнхенского суда и подвергнут цензуре. Тем не менее, большинство дистрибьюторов избегает рейтинга FSK18 или сертификата SPIO/JK (на сеансы этих фильмов требуется предъявлять документы) и предпочитают урезанные версии с меньшими ограничениями.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ У НАС

Возрастная классификация, существующая в России по сей день, выросла из старой советской системы, в которой шестнадцатилетний возрастной ценз был практически единственным. Понятно, что в СССР фильмы, неугодные цензуре – как по политическим, так и по моральным и эстетическим критериям, на экраны просто не попадали. Перерождение индустрии повлекло адаптацию к новым реалиям с оглядкой на европейские страны.

За прошедшие годы система рейтингов обогатилась новыми категориями. Помимо «Фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории» и «Фильм разрешен для показа зрителям старше 16 лет» появились «Детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей», «Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 14 лет», «Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 16 лет», «Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет». В основу разграничений были положены темы, позаимствованные у более опытных стран: секс, нагота, насилие, грубый язык, «ужасы», наркотики, национальная, расовая и религиозная дискриминация, «асоциальное поведение», а также прочие «взрослые темы» (самоубийства, преступления, коррупция, проблемы замужества и женитьбы, развод и другие эмоциональные травмы, алкогольная зависимость, смерть и серьезные болезни). Самого строгого рейтинга заслуживают фильмы, в которых присутствуют сексуальные сцены (в том числе с насилием) при условии их художественной оправданности, «реалистическое» насилие без «чрезмерной жестокости», эпизоды с употреблением наркотиков («но не в положительном контексте»), асоциальное поведение, весь спектр нецензурных выражений. Поводом для отказа в прокатном удостоверении могут послужить более специфические критерии: сексуальное насилие над детьми, неоправданные садистские подробности, чрезмерное насилие и жестокость – особенно в отношении детей и животных, крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных, насилие над трупами, методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток, прославление шовинизма и национальной исключительности, расизм, пропаганда войны, призывы к свержению политического строя, натуралистическое изображение полового акта «вне какой-либо художественной или просветительской цели», «самоцельное изображение групповых сексуальных действий», детализированные инструкции или поощрения к преступлению, насилию и злоупотреблению наркотическими веществами.

Функции определения возрастных рейтингов сохранилась в России, как в СССР или во Франции, за государственными органами. С 2005 года основным документом являлось «Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений», утвержденное Министерством культуры, а кроме него в действии остается правительственное Постановление от 28 апреля 1993 года «О регистрации киновидеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» со всяческими изменениями и дополнениями. Решение о присвоении категории принимает Департамент государственного регистра Министерства культуры, но законодательство предусматривает и дополнительную процедуру: если у Департамента возникают сомнения или если правообладатель не согласен, то в теории вопрос может быть рассмотрен особым Экспертным советом, который выносит рекомендацию. Возглавляет его глава Департамента кинематографии, а кроме того в совет должны входить еще несколько «представителей заинтересованных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, творческих союзов, работников кинопроката».

Как можно заметить, экспертам даны вполне понятные инструкции, не очень-то отличающиеся от требований западных стран, но пространство для интерпретации все равно остается. Фильмы Павла Бардина РОССИЯ 88 и ГОП-СТОП удостоились самого жесткого прокатного ограничения «до 18 лет», но если в первом случае объяснением послужили «ненормативная лексика, сцены насилия и жестокости», то во втором – внятного объяснения рейтингу найти трудно. С другой стороны, известен скандал, случившийся с фильмом ПИПЕЦ: озабоченные сценами насилия, употребления наркотиков и грубым языком зрители вознегодовали из-за рейтинга «с 14 лет» – и Министерство культуры подняло его возрастной ценз до 18-ти. В прошлом году список фильмов, разрешенных к показу, спровоцировал другой скандал: блогеры обнаружили на сайте Министерства культуры некий эротический видеофильм ЗЛОЕБУЧКА, а позже Генеральная прокуратура устроила проверку в Минкульте, объявила о нарушении законов о культуре, о государственном языке и правах ребенка и отозвала 147 прокатных удостоверений. Как бы то ни было, очевидно, что Министерство культуры на деле не в состоянии адекватно справляться со своим каталогом, насчитывающим под 70 тысяч наименований.

Информация о возрастных ограничениях вносится в известное всем прокатное удостоверение, без которого кинотеатральный показ невозможен. Однако если обратиться к законам, то из них можно сделать довольно противоречивые выводы. Положение о регистрации кино- и видеофильмов 1993 года (редакция 2007 года) называет указанные в удостоверении возрастные ограничения «рекомендациями», а Правила по киновидеообслуживанию населения 1994 года (редакция 2009 года) лишь требуют от кинотеатров достоверно информировать зрителей о существующих рейтингах. Министерство культуры в официальном письме от 29 июля 2002 года разъясняет, что кинотеатр обязан не только информировать, но и «соблюдать установленные в процессе регистрации возрастные ограничения зрительской аудитории». Однако если требования рекомендательные, то каким образом кинотеатры могут навязать их соблюдение зрителям?

Для сравнения, в Эстонии существуют две группы критериев для фильмов: предупреждающие (например, MS-12, не рекомендовано до 12 лет) и запрещающие (например, R-12, запрещено детям до 12 лет), и во втором случае проверка возраста обязательна. При этом инициаторами запретов выступают дистрибьюторы и кинотеатры, опирающиеся на Закон о защите детей и мотивирующие свое право тем, что видели все фильмы репертуара и «имеют возможность более объективно, чем родители, оценивать, что является в киноленте неприемлемым для детей и молодежи».

Контроль – самое слабое место сегодняшней системы. «Мы не обладаем контрольными полномочиями», – говорит Юрий Васючков, глава Департамента государственного регистра Министерства культуры. Проверками, как правило, занимаются федеральные и региональные органы исполнительной власти, муниципальные органы – в общем порядке, принятом в отношении всех предприятий обслуживания. А если кинотеатр, например, относится к муниципальным или детским, то его контролируют инстанции, в подчинении которых он находится. Это означает, что в одних случаях кинотеатры могут стать всеобщими «мальчиками для битья», а в других – проверки, наоборот, оказываются никому не нужны.

Анастасия Яковлева, директор чебоксарской сети «КиноЭксперт», рассказывает, что ее кинотеатры регулярно (примерно раз в год) подвергаются ревизиям со стороны прокуратуры: контролеры изучают все информацию вплоть до анонсов, стендов, уличных баннеров (подробнее – см. «Мнения букеров» в рубрике «Спецпроект»). Однажды прокол случился с фильмом БРУНО: в кинотеатрах не успели поменять баннеры с информацией «с 16 лет» на окончательную «до 18 лет», что грозило сети штрафом.

По словам одного уральского букера, за восемь лет его работы кинотеатр, наоборот, ни разу не проверяли на предмет соблюдения возрастных ограничений: «Вообще, в этом вопросе кинотеатры (особенно региональные) не ограничены ни чем: если понадобится – продают билеты детям даже на эротику и ужасы. На моей памяти один муниципальный детский специализированный кинотеатр в свое время катал ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ Акерлунда и НЕОБРАТИМОСТЬ Ноэ (возрастные ограничения от 18 лет). И ничего – процветает до сих пор, правда, уже предусмотрительно отказался от статуса «детского».

Московская же сеть кинотеатров для детей и юношества («Салют», «Березка», «Искра» и другие) регулярно – до 15 числа каждого месяца – согласует репертуар с соответствующими инстанциями.

Если же внимательно изучить сайты и информацию некоторых кинотеатров, то можно обнаружить прямые несоответствия существующим возрастным категориям: например, встречаются ограничения «до 13 лет» и «до 17 лет», которые отсутствуют в российском законодательстве, зато есть в рейтингах MPAA. Очевидно, что для кого-то американская система выглядит более авторитетной. Проблем много – и принятые недавно законы как будто призваны их решить.

КАК ЭТО БУДЕТ

По словам руководителя Департамента государственного регистра Юрия Васючкова, одно из главных преимуществ нового Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» заключается в том, что теперь положения о возрастных ограничениях и их соблюдении прописаны в одном подробном федеральном законе, а не в нескольких разномастных актах. Выглядит закон и вправду глобально: затрагивает он не просто «аудиовизуальные произведения», а «информационную продукцию», которая объединяет СМИ, печатную и аудиовизуальную продукцию (на любых видах носителей), компьютерные программы и базы данных, «информацию, распространяемую посредством зрелищных мероприятий», информацию в телекоммуникационных и мобильных сетях, в том числе Интернете.

Рейтинговая схема станет больше похожей на немецкую. В ней предусмотрены такие же возрастные границы: для детей до 6 лет, для детей от 6 лет, для детей от 12 лет, для детей от 16 лет плюс информационная продукция, запрещенная для детей (если исходить из понятий международного права, то это должно означать «разрешена с 18 лет»). Перечень запрещенных тем внушителен: оправдание насилия и жестокости по отношению к людям или животным или противоправного поведения, отрицание семейных ценностей и неуважение к родителям, порнография, нецензурная брань, темы, которые побуждают совершить действия, представляющие угрозу собственной жизни и здоровью (включая самоубийство), употребить наркотики, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкоголь, пиво, принять участие в азартных играх, заняться проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. С другой стороны, категории, аналогичной «отказу в прокатном удостоверении», здесь нет: неясно, как поступать с теми ужасами, которые запрещало к показу предыдущее Руководство по классификации. В Министерстве считают, что новое Руководство составлять не придется, но как же поступать с фильмами для взрослых? Закон необходимо дополнить отдельным правовым актом, затрагивающим такую продукцию.

В различных категориях «информационной продукции» в разной степени дозволяется использовать бранные слова (кроме нецензурных), изображать заболевания и их последствия, несчастные случаи, аварии, катастрофы либо ненасильственную смерть, антиобщественные действия (сюда включены употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры, бродяжничество и попрошайничество), преступления, жестокость, насилие, «половые отношения между мужчиной и женщиной, за исключением действий сексуального характера». Последний пункт звучит обескураживающее, ибо не очень понятно, что именно скрывает эта формулировка. А детям до 6 лет, например, теперь доступны «оправданные жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия». В описаниях фигурируют такие параметры, как «ненатуралистичность» изображения, сострадание жертве насилия, осуждение антисоциальных явлений, эксплуатация сексуального интереса – явления довольно субъективного восприятия. Описания категорий выглядят как список того, что разрешено, – но он в принципе не может быть исчерпывающим. Кому, например, можно показать фильм ДЕТКИ В ПОРЯДКЕ: с одной стороны, он рассказывает о не упомянутых в Законе отношениях женщины и женщины, а с другой – активно пропагандирует семейные ценности и в перечень запрещенных тем тоже не попадает. Новый акцент сделан на совершенно неожиданных аспектах вроде бродяжничества или побуждения к азартным играм (РАСМУС-БРОДЯГА и везучий Фандорин теперь вне закона?).

Знак возрастного ограничения должен будет появляться перед началом демонстрации фильма (точный порядок еще не определен), присутствовать на афишах и объявлениях, входных билетах, занимая не менее пяти процентов площади. Наверняка детали будут пояснены в дополнительных актах.

Существенное нововведение – решение передать ответственность за оценку собственно продюсерам и дистрибьюторам. Теперь они должны получить сначала заключение у экспертов (или экспертных организаций), аккредитованных федеральными органами и обладающих специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии. Определяются эксперты «методом случайной выборки», которая поручена «уполномоченному органу исполнительно власти». Эксперты одной или разных специальностей в течение 90 дней выносят заключение о наличии или отсутствии вредной для детей информации и соответствии продукции той или иной возрастной категории. В этой системе есть сходство с немецкой моделью – с той разницей, что в Германии инициатива исходила от самой индустрии, а не от государства, все эксперты – заинтересованные люди, да и работают они в рамках конкретной организации. В России отобрать необходимый пул специалистов и обрисовать их статус – еще одна задача государства. Аккредитация экспертов требует создания новых процедур и институций, но есть опасения, что в российских реалиях «договориться» с экспертом для получения нужной категории будет куда легче, чем с Минкультом.

Далее все опять выглядит туманным. Закон упоминает однажды «прокатное удостоверения», в которое необходимо внести информацию о категории продукции, – оно сохранится, но каким образом изменится его форма и процедура выдачи? Действующие правила однозначно требуют корректировки. Наверняка здесь «уполномоченным органом» станет Министерство культуры – но каковы будут теперь его функции?

Зато с проверками ситуация яснее: осуществлять их будут по-прежнему те же самые федеральные, региональные и муниципальные органы, но к ним добавится еще и некий «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством». За нарушения Закона о защите детей в Кодексе об административных нарушениях уже предусмотрены штрафы от двух до пятидесяти тысяч, конфискация предмета нарушения, приостановка деятельности на срок до девяноста дней.

Закон также расширяет функции общественного контроля: проведения экспертизы вправе потребовать граждане, юридические лица, общественные организации, федеральные органы – то есть таким образом можно пересмотреть решение. Есть и упоминание общественного контроля со стороны некоммерческих организациям, которым разрешен «мониторинг оборота информационной продукции». Таким образом, новое законодательство пытается задействовать помимо государства (без него в России пока невозможна ни одна конструкция, и американская модель для нас нереалистична) еще и самих членов индустрии, ученых специалистов и даже общественность. Очевидно, что оно хочет придать новой системе немного больше ясности и повысить ее в статусе, не только обрисовывая ее юридически, но и обеспечивая некий социальный фундамент. Однако «белых пятен» по-прежнему много, и если к сентябрю 2012 года они не исчезнут, этот механизм не сможет прийти в движение.

 


09.08.2012 Автор: Максим Туула

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат
Подробнее
Фонд кино безвозвратно выделит 3,1 млрд рублей на поддержку фильмов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Новый указ президента России предполагает госзаказ на историческое кино
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
На «Кинопоиск» и Wink составили протоколы о пропаганде ЛГБТ*
Подробнее
Оригинальнее некуда: итоги 2023 года для российских онлайн-кинотеатров
Подробнее
Официальная касса России: сборы фантастики «Сто лет тому вперед» превысили 900 млн рублей
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках мая
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Как я встретил ее маму» обходит «Папашу в бегах»
Подробнее
«Сто лет тому вперед» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Warner Bros. готовит новые фильмы во вселенной «Властелина колец»
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» остается лидером третью неделю подряд
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Кантемир Балагов готовится к съемкам англоязычного проекта
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 9–12 мая 2024 года
Подробнее
Вадим Перельман готовит триллер с Джимоном Хонсу
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 мая
Подробнее