Особенности украинского кинопроката: тенденции, проблемы и перспективы

Как сегодня устроен прокатный бизнес соседней страны

Материал был впервые опубликован в электронном БК №31 от 11 августа 2017 года.

Рынок Украины активно восстанавливается после всем известных событий 2014 года, которые по разные стороны границ могут трактоваться по-своему. Мы попытались не касаться политики, а проанализировать имеющиеся у нас статистические данные, разузнать о тенденциях и проблемах украинского проката – словом, о том, чего нам из-за «баррикад» не видно.

По данным, которые удалось собрать БК, в первом полугодии 2016 года в украинский прокат вышел 121 фильм, а общие сборы составили 826,8 млн гривен. Прирост относительно аналогичного показателя 2015-го достиг впечатляющие 42,6%. Произошел рост кассы и в долларовом эквиваленте – он составил 11,8%, что на фоне более чем 50-процентного падения в 2015-м выглядит контрастно. В первой половине 2017-го положительная тенденция сохранилась. Увеличилось число зафиксированных нами релизов – по состоянию на 25 июня их 137. Общая касса составила уже 1126,8 млн гривен, и хотя прирост в сборах оказался несколько ниже, чем в 2016 году, он все же остался значительным – 36,3%. В долларах бокс-офис увеличился почти на треть и составил $42,1 млн. 

Данные «Бюллетеня» частично подтверждаются и цифрами, опубликованными Content Report (информационно-аналитическое электронное издание о производстве и дистрибуции аудиовизуального контента в Украине, России и странах СНГ). Так, по версии этого ресурса, за первые шесть месяцев 2016 года в прокат Украины вышло 152 картины и 13 тематических подборок фильмов. Однако изданию удалось получить информацию о сборах лишь 107 лент. Общий бокс-офис, по подсчетам Content Report, составил $31,3 млн. В первом полугодии 2017-го, по сведениям издания, вышла 141 картина и 18 тематических подборок, а сборы достигли $43,8 млн.

Положительно на бокс-офисе, безусловно, сказывается повышение посещаемости. В первом полугодии прошлого года, по нашим данным, украинские кинотеатры посетило 12,4 млн зрителей, а значит, произошел рост на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. В 2017-м цифра прироста и вовсе составляет 21,0% при 15 млн зрителей. По данным Content Report, количество проданных билетов в первом полугодии 2016-го равняется 12,2 млн, за шесть месяцев 2017-го – порядка 15,6 млн.

Вторым фактором, влияющим на кассу, является возрастающая средняя цена билета, причем в первом полугодии 2017-го впервые за три года был зафиксирован рост как в гривнах, так и в долларах. В национальной валюте цена растет непрерывно. В первой половине 2016-го прирост составил высокие 24,6%, а в 2017-м средний ценник увеличился еще на 12,6%, придя к значению в 75,3 гривны.

Всего, по нашим подсчетам, в 2016 году в украинский прокат вышло 254 релиза. Из них данные удалось получить по 192 картинам. В десятке лидеров, как и ожидалось, большие фильмы зарубежного производства – кинокомиксы, анимация, картины, основанные на компьютерных играх. Также в топ-10 попали ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ И ГДЕ ОНИ ОБИТАЮТ и КНИГА ДЖУНГЛЕЙ. В целом состав проектов в десятке напоминает ситуацию в аналогичном чарте России, однако позиции в двух топах у многих картин различаются. Так, лучшим фильмом года у соседей стал ОТРЯД САМОУБИЙЦ, который занял высокое второе место среди самых кассовых релизов украинского проката 2007–2017 годов. В России кинокомикс в прошлом году расположился на четвертой позиции. Вторая строчка в чартах двух стран совпадает – на ней ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ. Сильнее в рамках чарта Украины выступил ДОКТОР СТРЭНДЖ – в отличие от России, где картине покорилась девятая позиция, здесь у него третье место. ДЭДПУЛ в украинской десятке лучших на пятой строчке, а лидер топа России ЗВЕРОПОЛИС – на шестой. Также в чарт Украины 2016 года попал ЗВЕРОПОЙ, стартовавший на территории 29 декабря. У нас картина вышла заметно позднее, в связи с чем вошла в чарт уже нынешнего, 2017 года. Существенным отличием также является то, что в десятку сильнейших кассовых релизов 2016 года по России попали отечественные ЭКИПАЖ и ВИКИНГ, о прокате которых на Украине нам неизвестно. 

Среди выходивших в прокат российских фильмов наиболее востребованной, по нашим данным, оказалась комедия ДЕНЬ ВЫБОРОВ 2 от «Квартета И». В чарт также вошли и другие комедии – СТАТУС: СВОБОДЕН, 30 СВИДАНИЙ и ОДНОКЛАССНИЦЫ, драмы ДУЭЛЯНТ и КОЛЛЕКТОР, боевик ХАРДКОР, мультфильм СИНДБАД: ПИРАТЫ СЕМИ ШТОРМОВ и хоррор ДИГГЕРЫ. Также дистрибьютор Ukrainian Film Distribution выпускал в 2016 году мультфильм БРЕМЕНСКИЕ РАЗБОЙНИКИ, однако его сборы неизвесны. Наиболее активным с точки зрения выпуска российских фильмов оказался прокатчик «Мульти Медиа Дистрибьюшн» – он работал с четырьмя релизами из девяти. 

В топ-50 рынка Украины также находятся российско-украинская картина 8 ЛУЧШИХ СВИДАНИЙ (14-е место, 34,5 млн гривен в тотале), которая позиционируется там как национальная, еще один проект с Владимиром Зеленским в главной роли, СЛУГА НАРОДА 2 (23-е место, 23,8 млн гривен), а замыкает чарт украинский мультфильм НИКИТА КОЖЕМЯКА (11,3 млн гривен), который работал и в российском прокате.

Вообще же, сборы по национальному украинскому кино предоставляются неохотно, поэтому их сложно отследить. В значительной степени это касается документальных и небольших игровых картин. В 2016 году мы зафиксировали 17 украинских релизов.

Чарт самых кассовых релизов 2017 года в прокате Украины также в чем-то схож, а в чем-то различен с аналогичным топом России. Первые три строчки совпадают – в обеих странах зрители проголосовали рублем за пятую часть франшизы ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ, полюбившихся СТРАЖЕЙ ГАЛАКТИКИ. ЧАСТЬ 2 и за восьмой ФОРСАЖ. МУМИЯ, НА ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ ТЕМНЕЕ и КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ занимают в украинском топе более высокие позиции, чем в России и входят в первую десятку, а КРЕДО УБИЙЦЫ и ЛОГАН: РОСОМАХА, напротив, находятся за ее пределами. Вновь отмечаем, что если в чарте России шестую строчку с общими сборами в 1039,8 млн рублей занимает ПРИТЯЖЕНИЕ, то у соседей фильм в прокат не выходил. Интересной особенностью является то, что там СПАСАТЕЛИ МАЛИБУ опередили по общим сборам ЧУДО-ЖЕНЩИНУ, в то время как на нашем рынке касса кинокомикса более чем в два раза превышает показатель хулиганской комедии. Украинские фильмы по состоянию на 6 августа в чарт не вошли.

Крайне любопытное зрелище представляет собой топ самых кассовых релизов в прокате Украины 2007–2017 годов. Три первых строчки принадлежат ПИРАТАМ КАРИБСКОГО МОРЯ: МЕРТВЕЦЫ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ, ОТРЯДУ САМОУБИЙЦ и ТАЙНОЙ ЖИЗНИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, а вот непобедимый в рамках российского чарта АВАТАР по сборам в гривнах занимает лишь четвертую строчку, хоть и лидирует по кассе в долларовом эквиваленте, а также по посещаемости. Такой разрыв в гривенных сборах при большем количестве зрителей может быть связан со стремительно повышающейся средней ценой билета. Интересно и то, что две трети чарта – 20 картин – были выпущены в 2016–2017 годах, а единственный русскоязычный фильм закрывает топ-30 – это картина 2014 года ВИЙ.

В капсоревновании дистрибьюторов Украины по итогам 2016 года учитывались все имеющиеся данные, которые, однако, могут быть неполными. Также за недостатком информации в соревнование не были включены такие прокатчики, как ParakeeT Film, «Каскад Украина», SVOEkino, 86PROKAT и некоторые другие. 

Тройка лидеров капсоревнования вырисовывается достаточно четко. На первом месте с долей рынка в 51,4% находится B&H Film Distribution Company. Компания работает с четырьмя мэйджорами – студиями Disney, Paramount, Sony и Universal, общая доля которых составляет 51,1%. В топ-50 самых кассовых релизов 2016 года 27 картин были выпущены именно B&H. Вторую по величине часть общего «пирога» держит Ukrainian Film Distribution, которая работает в том числе с фильмами Fox. Доля рынка этой компании почти в два раза меньше, чем у лидера капсоревнования, однако все равно остается значительной – 25,5% (среди которых 15,0% приходится на долю контента Fox). 15 картин из пятидесяти самых кассовых релизов года вышли под эгидой этой компании, и среди них – все три из присутствующих в чарте украинских фильма. На третьей строчке с долей в 17,3% расположился официальный дистрибьютор Warner Bros. «Киномания». Всего же в топ-50 семь картин этой компании.

Небольшое количество дистрибьюторов и сосредоточение пакетов четырех мэйджоров в одних руках – специфика рынка, которая накладывает на него свой отпечаток. Если права на независимые фильмы находятся в руках одной из крупных компаний, которая по какой-либо причине не планирует их выпуск в прокат, они иногда просто не появляются на украинских экранах. Так случилось, к примеру, с лентой Т2 ТРЕЙНСПОТТИНГ, которую в кинотеатрах Украины зрители посмотреть не смогли. Не планировался здесь и выпуск ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОКУПАТЕЛЯ, права на прокат которого на территории страны достались B&H Film Distribution Company. Тем не менее показать картину удалось дистрибьютору SVOEkino. Его руководитель Ольга Скрипачева рассказывает, что в интересы компании входит работа с хорошим мейнстримом, который украинский зритель заслуживает и хочет увидеть, но не всегда имеет возможность это сделать.

При этом, по словам дистрибьютора, одной из проблем настоящего момента является то, что блокбастеры перетягивают на себя почти все внимание аудитории, поскольку они занимают 60–70% экранного времени. Экономическая ситуация заставляет зрителей бережнее относиться к деньгам (как это происходит и в России), и они обычно выбирают один проект в месяц – чаще всего самый громкий и ожидаемый. «А кинотеатры идут на поводу у зрителя, желая максимально заработать, и ставят очень большое количество сеансов главного блокбастера, – рассуждает Ольга Скрипачева. – Вызванное необходимостью экономить желание публики подкрепляется расписанием. Мультиплексы из тех кинотеатров, которые должны давать зрителю выбор, превратились в площадки одного-двух фильмов в неделю. Таким образом, кинотеатры сами создают ситуацию, при которой частота походов людей в кино уменьшается. Эта некая стратегия снятия сливок в краткосрочный период, но в долгосрочной перспективе – тенденция, угрожающая самим мультиплексам». 

Также дистрибьютор выделяет тенденцию сокращения стандартных двух недель проката. Кинотеатры стараются взять все проекты, поэтому на втором уикенде некоторые картины приходится снимать. «Это тоже не совсем понятная логика, ведь простой зритель за неделю может не понять, что фильм уже идет, и не успеет собраться и сходить в кино, – делится своими мыслями Ольга Скрипачева. – Кинотеатры оказывают себе медвежью услугу, отправляя большое количество публики на онлайн-платформы. Ведь фильм стартовал, о нем наслышаны, но сходить не успели, а желание осталось. Выигрывают от этого онлайн-площадки», – подытоживает руководитель компании SVOEkino.

Все проблемы обсуждаются, а радостями делятся, как положено, на Кинорынках. Их в стране два: первый проходит в июле, в рамках Одесского кинофестиваля, второй – в декабре, в Киеве. Для дистрибьюторов Кинорынки – важное профессиональное событие, ведь это способ мобилизовать усилия и получить новые материалы, а также возобновить контакты. Директор летнего Кинорынка 8-го Одесского международного кинофестиваля Анна Мачух рассказывает, что в этом году мероприятие прошло успешно. Помимо постоянных участников, приехали и новые представители индустрии – кинотеатры, дистрибьюторы, технические компании. В рамках Кинорынка прошло публичное обсуждение результатов работы Объединения кинотеатров и кинотеатральных сетей Украины, а активно развивающиеся Ассоциация киноиндустрии Украины и Украинская киноакадемия представили свои планы работы на ближайший год. По словам Анны Мачух, презентации участников проводились на высоком уровне, а аудитория проявляла к Кинорынку большой интерес даже несмотря на то, что атмосфера располагала к отдыху. «Рынок проката растет и меняется, игроков сейчас интересует и контент, с которым они работают, и техническое оборудование кинозалов, инновационные решения для кинотеатров, – комментирует Анна Мачух. – Одна из проблем индустрии, которая озвучивается практически на каждом Кинорынке, остается неизменной – маленькое количество залов. Сейчас в Украине порядка 470 залов, для такой большой страны это очень мало». О заявленной проблеме говорит и Ольга Скрипачева: «В Украине, несмотря на то, что среди всех бывших советских республик у нее наиболее мощная инфраструктура, порядка 160 кинотеатров, включая совсем маленькие однозальники старого образца. Это достаточно мало, учитывая, что количество жителей превышает 40 миллионов».

Еще одной проблемой является недостаточное количество кинотеатров там, где проживает менее 500 тысяч человек. Сети развиваются в крупных городах, и пока нет серьезных игроков, которые отправились бы в регионы. Практически все новые площадки открываются в торговых центрах, в то время как реставрация старых кинотеатров не ведется, хотя тренд мог бы стать позитивным – есть фильмы, которым уютнее в небольших кинотеатрах. Впрочем, нельзя не назвать крайне положительным явлением открытие мультиплексов, хотя, по мнению игроков индустрии, процесс идет не так быстро. Однако в многозальных кинотеатрах все-таки проще разойтись с блокбастерами, чем в малозальниках, которых на Украине на данный момент около 40%.

Одной из главных положительных тенденций, которые отмечают организаторы и участники одесского Кинорынка по его результатам, стало появление большого количества качественного украинского кино. «Летний Кинорынок этого года показал, что во второй половине 2017-го в прокате нас ожидает много украинских фильмов, еще больше их готовится на 2018 год, – говорит Анна Мачух. – Радует, что и дистрибьюторы, и кинотеатры с энтузиазмом берутся за национальный продукт». Ольга Скрипачева также обратила внимание на количество и качество национального кино. «Практически каждую неделю в кинотеатрах выходит тот или иной украинский проект, – рассказывает руководитель компании SVOEkino. – На несколько порядков выросло качество продукта, который предлагается для кинотеатров. Сложный переходный период, который был в украинском кинематографе, начинает давать плоды. Кино стало более коммерческим, интересным, появилось много копродукции, что тоже задает уровень». Ольга возлагает на масштабное, значимое национальное кино большие надежды, так как считает, что оно способно собирать кассу. «В каждой стране зритель ходит на свое кино, близкое по менталитету, где затрагиваются понятные проблемы», – добавляет она. Дистрибьютор провел в Одессе ряд переговоров и надеется на то, что SVOEkino ждет продуктивное сотрудничество со студиями. 

Показчики также готовы работать с национальным контентом. Так, представитель однозального кинотеатра «Дружба» города Чернигова рассказывает, что площадка всячески поддерживает украинские фильмы и берет их в прокат: «Наши зрители уже сейчас постоянно интересуются тем, что выйдет в кинотеатрах в ближайшее время. Ко Дню независимости, 24 августа, у нас стартует картина ЧЕРВОНИЙ, мы ее берем».

Также дистрибьюторы отмечают, что со стороны государства заметны усилия по поддержке кинематографии, в том числе производства и выпуска национальных фильмов. «Увеличение количества украинских картин в прокате произошло во многом благодаря госфинансированию», – комментирует Ольга Скрипачева. В марте Верховной Радой был принят закон о государственной поддержке кинематографии в Украине, сейчас идет работа над прописыванием механизмов и подзаконных актов. В законе, в частности, говорится о введении системы рибейтов, о новых мерах по защите авторских прав от пиратов. Также планируется финансирование создания кинотеатров в малых городах, что на данный момент крайне актуально.

По нашим данным, мысли о создании украинской системы, аналогичной российской ЕАИС, витают в воздухе, но активных действий пока не предпринимается. То же касается и присоединения кинотеатров страны к системе comScore. «Пока подключение Украины не ведется, однако есть понимание, что мы хотим двигаться в этом направлении, – рассказывает генеральный директор российского офиса comScore Роман Исаев. – Мы находимся в процессе обсуждения – как внутреннего, так и со студиями. Надеюсь, до конца года будет принято какое-то решение».

Что касается извечного вопроса ведения полноценной статистики, то значительных подвижек в этом направлении пока не заметно, однако создается впечатление, что это никого не пугает – по мнению отдельных прокатчиков, прозрачность рынка Украины достигает на сегодняшний день 70%. Многие дистрибьюторы обмениваются друг с другом информацией, еженедельно свежие, хоть и неполные данные по бокс-офису можно посмотреть, например, на сайте Kino-teatr.ua. Еще два ресурса планируют публиковать данные о кассе с сентября. Объем рынка пока не позволяет говорить о возможности существования серьезного аналитического издания, однако расширенную аналитику, в том числе по итогам года, периодически публикуют, например, такие ориентированные на медиа порталы, как «Медиа Ресурсы Менеджмент», «Детектор медіа», Delo.ua.

Надо сказать, что в целом существующая статистика выглядит умеренно оптимистично: сборы осторожно, но уверенно растут, да и дистрибьюторы чувствуют себя неплохо – проблемы есть, но у кого их нет? Зато существует понимание и доверие в профессиональных отношениях. С ростом доходов населения, а также с появлением дополнительных кинотеатров ситуация скорее всего будет налаживаться – пусть постепенно, но тем не менее. Жаль, что это рынок, который мы потеряли.


07.09.2017 Автор: Анна Багрова, Дмитрий Некрасов

Самое читаемое

Канал заменит его шоу и сериалами собственного производства

ТНТ отказывается от показа зарубежного кино

Подробнее
Но собирает меньше «Бэтмена против Супермена»

Предварительная касса четверга: «Лига справедливости» захватывает лидерство

Подробнее
На втором месте драма «Чудо»

Касса США: «Лига справедливости» стартует с $96 млн

Подробнее
«Лига справедливости» нацелилась на высокий результат

Прогноз кассовых сборов в России на 16–19 ноября 2017 года

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100