top banner

Брачная история: как разделение WDSSPR повлияет на рынок

Эксперты не сошлись во мнениях

В январе стало официально известно о том, что крупнейший в России прокатчик WDSSPR разделится на две дистрибьюторские компании – «Дисней Студиос» и «Сони Пикчерс Продакшнс энд Релизинг». Впервые за тринадцать лет они будут выпускать фильмы отдельно друг от друга. И хотя стороны хранят молчание и не готовы обсуждать детали развода, мы попробовали разобраться, как такое разделение повлияет на рынок.

WDSSPR был совместным предприятием двух крупнейших голливудских студий с 2007 года. Тогда международные компании Walt Disney Studios Motion Pictures International и Sony Pictures Releasing International объединились для проката фильмов своих студий на территории России и СНГ. Это решение вскоре принесло свои плоды – впервые в 2009-м, а потом все годы с 2011-го по 2019-й WDSSPR неизменно занимал первое место по совокупным кассовым сборам в России. И с большим отрывом от ближайших конкурентов. По итогам 2019-го доля прокатчика в российском бокс-офисе составила рекордные 36,75%, сборы достигли 20,4 млрд рублей.

Стоит отметить, что прошлый год в целом был выдающимся для компании. Прирост к 2018-му составил 32,5%. Прокатчик выпустил максимальное за последние четыре года количество релизов – сорок. Их посмотрело 79 млн человек. Из них бокс-офис 22 проектов Disney Studios составил 14,5 млрд рублей, доля достигла 26,1%. Sony выпустила в прошлом году восемнадцать релизов, совокупные сборы которых составили 5,910 млрд рублей, а доля – 10,7%. При таком раскладе Disney в любом случае остался бы лидером, а Sony занял бы пятую позицию в общем зачете дистрибьюторов – как раз то, которое раньше занимал Fox. В 2016 году доля «Двадцатого Века Фокс СНГ» в общем бокс-офисе составляла 17%, это было второе место после WDSSPR. Сокращение, а затем и продажа бизнеса глобальной студии привели к уменьшению сборов. По итогам 2019 года доля достигла 6,6%, компания заняла пятую строчку в общем зачете. В топ-10 самых кассовых фильмов в России шесть были выпущены WDSSPR: самый кассовый про-
ект прошлого года КОРОЛЬ ЛЕВ, а также МСТИТЕЛИ: ФИНАЛ, ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: МЕРТВЕЦЫ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ, ЗВЕРОПОЛИС, МАЛЕФИСЕНТА: ВЛАДЫЧИЦА ТЬМЫ, МСТИТЕЛИ: ВОЙНА БЕСКОНЕЧНОСТИ. На одиннадцатом месте сейчас находится ВЕНОМ – наиболее кассовый фильм Sony Pictures. И уже десять лет таблицу возглавляет АВАТАР, выпущенный Fox и собравший в России недосягаемые пока 3,5 млрд рублей.

Начало изменениям было положено еще в прошлом году, когда Антон Сиренко ушел с должности генерального директора WDSSPR и возглавил Sony Pictures Productions & Releasing. Вместе с тем было очевидно, что глобальная покупка Disney Fox приведет к определенным последствиям и на российском рынке. В прошлогоднем интервью БК Сиренко говорил о возможном разделе компании как об отдаленной перспективе. «Совместное предприятие может прожить еще очень долго и пережить многих, кто его хоронит. По одной простой причине. Мейджорам запрещено согласовывать даты релизов, – рассказывал тогда он. – Однако у Sony и Disney есть возможность определять даты своих релизов в рамках совместного предприятия, и это безусловное преимущество – у нас общий аналитический отдел, общая структура, которая принимает решение по той или иной дате, и общий прокатный отдел, который виртуозно балансирует в интересах релизов обоих партнеров. […] Так что совместное предприятие – модель очень устойчивая, потому что взаимовыгодная».

Видимо, какой-то из сторон модель в конце концов перестала быть выгодной. Последние несколько лет Sony Pictures стремилась расширить свое присутствие на международных рынках и обрести независимость в принятии решений. Компания открыла девять новых офисов Sony Pictures Distribution по всему миру. Пять из них ранее также были совместными предприятиями с Disney / Buena Vista – на Филиппинах, в Мексике, Сингапуре, Таиланде и Малайзии. В России находился последний совместный офис двух студий. По опыту разделения в других странах это прежде всего дружественный и стратегический шаг для обеих сторон, подчеркивает пресс-служба Sony Pictures.

«Глобальный тектонический сдвиг, произошедший в рамках сделки по покупке Disney Fox, привел к тому, что мы в данный момент наблюдаем реструктуризацию работы компании WDSSPR, разделившейся на две части, – считает топ-менеджер международной компании, оставивший комментарий на условиях анонимности. – Все этого разделения ждали, рынок к нему был готов, и сейчас вопрос остается только в организационно-структурных изменениях, которые происходят внутри двух компаний. По информации, имеющейся у рынка, практически полный состав компании WDSSPR перейдет в SPPR, а штат Fox в массе своей переходит во вновь созданную структуру Disney Studios». Другой топ-менеджер крупной компании отмечает, что глобально на рынке вряд ли что-то изменится: «От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Не думаю, что случится какой-то мощный рывок. Но допускаю, что Disney усилит свою позицию не только за счет того, что разменял Sony на Fox, а больше за счет того, что Вадим Смирнов пришел в Disney». 

Disney Studios теперь будет представлять в России и СНГ фильмы The Walt Disney Studios, The Walt Disney Animation, Disney, Pixar, Marvel Studios и Lucasfilm, а также проекты производства 20th Century Studios, Searchlight и других студий, вошедших в состав Walt Disney Company в результате покупки части активов компании Fox. Маркетинг по-прежнему возглавит Елена Бродская. Отвечать за дистрибуцию теперь будет Вадим Смирнов. Генеральным директором «Уолт Дисней Компани СНГ» останется Кахабер Абашидзе. «Сони Пикчерс Продакшнс энд Релизинг» займется дистрибуцией и маркетингом проектов студий Columbia Pictures, TriStar, Screen Gems, CBS Films, Sony Pictures Animation и Aardman Animations. Антон Сиренко по-прежнему генеральный директор компании. Sony Pictures также продолжит стратегически важное для себя направление совместного производства художественных фильмов с российскими продюсерами. На последних питчингах Фонда кино многие продюсеры могли похвастаться поддержкой Sony уже на этапе сценария.

Известно, что в рамках совместного предприятия у Disney и Sony разные команды занимались маркетингом фильмов, а общей была административная часть (букеры, бухгалтеры, юристы, логистика). Внутри компаний сейчас проводятся организационно-структурные изменения и кадровые перестановки. «С точки зрения работы с кинотеатрами все методы были давно обкатаны. Глобально в этом смысле, я думаю, ничего не изменится. Как будет структурирована работа внутри тандема Бродская – Смирнов, мы тоже сможем оценить в самое ближайшее время. Я надеюсь, в силу наличия у Disney потрясающего пакета на 2020 год и достаточного количества ярких, достойных картин в пакете Fox компания сможет удержать лидерство на рынке, – продолжает собеседник БК на условиях анонимности. – С количественной точки зрения ничего не изменилось (было два мейджора – и осталось два мейджора), но все же конкретно для Disney многое изменилось принципиально. В России происходит довольно уникальная
ситуация: если везде Disney с поглощением Fox будет работать над выпуском фоксовских проектов самостоятельно, то в российских реалиях фоксовская команда перебралась под крыло Disney, то есть произошло прямо противоположное по вектору изменение. Возникла принципиально иная связка с точки зрения рыночной доли. Если раньше была связка Disney – Sony, то теперь у нас есть связка Disney – Fox, а это сулит заметное перераспределение сил в гонке дистрибьюторов».

Будет ли перераспределение на рынке, покажет только время. Кто-то из игроков его ждет, кто-то считает, что если оно и будет, то не драматичное. «Думаю, на нашу работу разделение компании не повлияет. Если раньше отдельно были Fox и Disney/Sony, то сейчас будут Sony и Disney/Fox. По сути, от перестановки мест слагаемых сумма не поменяется, – считает независимый букер Павел Поляков. – Единственное изменение в том, что теперь каждая компания будет представлять интересы одной студии. Но сложностей в процессе разделения я не вижу. Сейчас мы ждем новостей от партнеров, потому что по росписи проектов на март никакой информации нет. Но все понимают, что это технический вопрос, и он будет решен в ближайшее время. С другой стороны, рекламу на грядущие релизы мы получаем исправно. Сама новость о разделении для нас была ожидаемой, это стало ясно еще с осени 2019 года, поэтому реакция оказалась спокойной. Фильмы те же, компании – тоже. Возможно, будет некая корректировка графика релизов, но скорее всего, все уже устаканилось, и серьезных переездов не предвидится». Менеджер по репертуарному планированию кинотеатров в Благовещенске Андрей Пономаренко также не заметил последствий от разделения компании на своей работе. «Всегда хочется думать, что все, что ни делается, к лучшему. Значит, так надо. Я в любом случае уверен, что мы сможем найти язык со всеми новыми компаниями. И не сомневаюсь в том, что в обеих компаниях будет профессиональный коллектив. Так что на кинотеатрах это разделение отразиться не должно, или отразится, но только в лучшую сторону. Бумаги, оформление договоров, смена электронных адресов – все это дело наживное. Пусть букеры вновь образованных компаний приглашают кинотеатры, будем с ними знакомиться по-новому. Пусть устраивают День Disney и День Sony, мы с удовольствием приедем», – говорит он.

«Сони Пикчерс Продакшнс энд Релизинг» уже успела показать себя в деле. Первым релизом компании стала экшн-комедия ПЛОХИЕ ПАРНИ НАВСЕГДА, третья часть франшизы с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом в главных ролях, результаты которой значительно превзошли ожидания рынка. Следом − мелодрама МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ и сиквел одной из самых успешных своих картин – романтической спортивной мелодрамы с Александром Петровым ЛЕД 2. В этом году зрителей ждет пятнадцать релизов от прокатчика, среди них – продолжение фантастического экшна ВЕНОМ, МОРБИУС, ОХОТНИКИ ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ: НАСЛЕДНИКИ, КРОЛИК ПИТЕР 2 и российские проекты СПУТНИК, БУМЕРАНГ и ХЭППИ-ЭНД.

Последним самостоятельным проектом Fox станет приключенческий фильм ЗОВ ПРЕДКОВ, стартующий 20 февраля. Первым релизом Disney заявлен 5 марта мультфильм ВПЕРЕД. В целом в этом году Disney выпустит более двадцати картин. Крупнейшими из них будут МУЛАН, КРУИЗ ПО ДЖУНГЛЯМ, мультфильмы ВПЕРЕД и ДУША, марвеловские блокбастеры ЧЕРНАЯ ВДОВА и ВЕЧНЫЕ, фильмы 20th Century Studios KING’S MAN: НАЧАЛО и СМЕРТЬ НА НИЛЕ, триллер студии Searchlight ЖЕНЩИНА В ОКНЕ, из российских релизов нам предстоит увидеть продолжение ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ.

«Disney – уникальная компания, в которой кино является частью большой системы и локомотивом, направляющим коммерческий успех в других сегментах бизнеса компании. Прекрасно, что к любимым миллионами людей в России и СНГ брендам, студиям и франшизам присоединяются новые, которые сделают наше портфолио еще более разнообразным, интересным и привлекательным для новых аудиторий», – отмечает руководитель направления маркетинга «Дисней Студиос» Елена Бродская. По мнению главы отдела дистрибуции «Дисней Студиос» Вадима Смирнова, в результате слияния выиграет в первую очередь зритель: «Мы сейчас являемся свидетелями и участниками уникального момента, когда традиции, опыт, мудрость и сила двух самых легендарных, любимых и узнаваемых голливудских студий, Disney и Fox, объединяются под крылом Disney. В результате этого непростого, но очень интересного эпохального процесса выиграет в первую очередь зритель, который получит еще больше ярких киновпечатлений, эмоций, неповторимых переживаний и добра».

Совершенно точно зритель получит еще больше блокбастеров, потому что Disney давно сфокусировался только на производстве такого контента и не выпускает картины, рассчитанные на взрослую аудиторию. В то время как за последние десять лет 23 проекта 20th Century Fox и Fox Searchlight были номинированы на «Оскар» как лучшие фильмы, включая нынешних номинантов FORD ПРОТИВ FERRARI и КРОЛИК ДЖОДЖО. Поэтому некоторые опасения вызывает судьба независимого подразделения Fox Searchlight, специализирующегося на выпуске артового авторского и жанровое кино. Даже если заверения Боба Айгера о том, что Disney всегда интегрирует приобретаемые ею компании без потери их уникальных качеств, оправдаются
и студия продолжит снимать привычный контент, возникает новый вопрос: кто станет прокатывать эти фильмы в России? Будет ли у Disney желание заниматься такими проектами, ведь ранее подобное кино выпускал Sony Pictures? Если нет, то станут ли эти картины доступны независимым дистрибьюторам? Или же для их проката в России будет заведено другое юридическое лицо? «Определенное «растворение» пакета Fox будет, но в фоксовском наследии есть много мощных самостоятельных брендов и киновселенных, как тот же АВАТАР, которого ждет вся мировая индустрия, так что полной ассимиляции достичь не получится, – считает топ-менеджер международной компании. – Но Disney, я думаю, к этому и не стремится. Определенное жанровое направление будет интегрировано в экосистему Disney, а какие-то яркие проекты-бренды, которые могут похвастаться мощной фанатской базой, они трогать, наверное, не будут. Не уверен, что Disney станет рисковать, начнет трансформировать и менять аутентичность
тех киновселенных, от которых фанаты могут из-за этого отвернуться».

С присоединением Fox Disney становился гораздо более мощным игроком внутри совместного предприятия, что скорее всего привело бы к определенным последствиям в работе Sony Pictures. Не говоря о том, что объединение трех мейджоров обеспечило бы компании более 40% общего бокс-офиса, а это потенциально могло бы заинтересовать министерство культуры, и без того активно вмешивающееся в кинотеатральный бизнес, а также антимонопольный комитет. Кроме того, компании пришлось бы балансировать релизы трех студий, подбирая им даты выхода так, чтобы они не мешали друг другу. С уходом Sony Disney не потеряет в количестве проектов. Даже если не учитывать прошлый год, который трудно назвать показательным в силу ударного качества контента, в 2018-м и 2017-м число фильмов у Sony было больше. Однако количество проектов Fox сопоставимо с результатами Sony. Конечно, большой вопрос, будет ли Fox продолжать так же активно выпускать картины под началом Disney уже на уровне головного офиса, но тут пытаться что-либо предсказать очень сложно. По жанровому разнообразию между Sony и Fox также можно поставить равенство, у обоих есть и проверенные франшизы, и популярные кинокомиксы (у Sony остались ЧЕЛОВЕК-ПАУК и ВЕНОМ, а также грядущий МОРБИУС, но с Fox в лоно Disney и Marvel Studios вернулись ЛЮДИ ИКС), и даже оригинальные хиты (здесь у Fox дела обстоят немного лучше).

Однако есть и различия. Между анимационными студиями Blue Sky и Sony Animation знак равенства поставить нельзя. Последние намного чаще выпускают релизы, у них есть проверенные франшизы (МОНСТРЫ НА КАНИКУЛАХANGRY BIRDS) и новые хиты (ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННЫЕ). К тому же, вполне вероятно, Blue Sky может в итоге стать частью одного из анимационных подразделений Disney (Disney Animation или Pixar). Кроме того, Sony генерировала бόльшую часть российского контента. У Fox подобных проектов значительно меньше, и если говорить о сборах, то разница еще более существенная. А от крупных отечественных релизов сейчас многое зависит. В итоге можно предположить, что Disney потеряет в доле российского кино и в сборах анимации, во всех других аспектах серьезных изменений не будет. В плане веса на рынке после разделения Disney останется лидирующим прокатчиком, а вот Sony Pictures, выйдя из-под крыла большого брата, потеряет позиции. Зато будет более свободна в принятии решений. Так как подобное разделение уже происходило в других странах, по его итогам компания сообщает, что эта стратегия показывает отличный результат, и последние три года Sony Pictures переживает один из лучших периодов в своей истории. В конечном итоге развод с одним партнером всегда открывает новые возможности в жизни.

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен   


09.02.2020 Автор: Рая Башинская, Никита Никитин, Дмитрий Некрасов, Ольга Куликова, Георгий Романов

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее
Сергей Минаев и Андрей Золотарев выступят отборщиками фестиваля сериалов «Пилот»
Подробнее