Николай Расторгуев: «У нас нет задачи во что бы то ни стало окупить все свои вложения»

Продюсер военной драмы «72 часа» о фильме, бизнесе и кинопрокате

Медийные лица, телеведущие или поп-исполнители, снимающиеся в кино, – практика уже привычная, хотя и далеко не всегда оправдывающая себя. А вот в продюсировании люди, сделавшие себе имя в других творческих областях и ранее к кинематографу отношения не имевшие, встречаются реже. Один из таких примеров – участие известного музыканта, лидера группы «Любэ» Николая Расторгуева в качестве продюсера в фильме 72 ЧАСА, который компания «Каропрокат» выпустит на экраны 5 мая. Зачем уже признанному в своей области артисту осваивать новый и рискованный бизнес, легко ли привлекать в кинопроизводство частные инвестиции и чем интересен проект 72 ЧАСА – обо всем этом БК и расспросил новоявленного кинопродюсера.

Николай, вы – известный музыкант, лидер популярного коллектива. Почему вы решили заняться еще и кино?

Причина простая: мне стало интересно это попробовать. Мы вместе с моими товарищами нашли интересную историю, решили ее реализовать. В итоге у нас получился фильм 72 ЧАСА, который 5 мая уже выходит в кинопрокат.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что представляет собой проект 72 ЧАСА и как он создавался.

Так случилось, что мы были в Калужской области и встречались там с местным губернатором Анатолием Артамоновым. На встрече он нам рассказал о молодежном подполье, которое существовало в годы Великой Отечественной войны в городе Людиново. С 1941-го по 1943-й он был оккупирован. Целых два года немцы находились в городе, используя его как некий перевалочный пункт, пока их оттуда не выбили советские войска. И вот совсем молодые ребята, вчерашние школьники, организовали партизанский отряд и своими силами боролись с врагами. В итоге их предали, и весь отряд был казнен. Такая трагическая судьба, напоминающая «Молодую гвардию». Лидер подполья, 17-летний мальчишка, посмертно получил звание Героя Советского Союза, ему поставили памятник в Людиново. Эта история нас очень заинтересовала, мы стали ее изучать, встретились с родственниками ребят, почитали документы, воспоминания. Сначала возникла идея снять документальный фильм, но потом мы решили сделать полный метр на основе реальных событий.

А что означает название 72 ЧАСА?

72 часа – это срок, на который может быть задержан подозреваемый до момента предъявления ему обвинения. По сюжету фильма, после окончания войны предатель, выдавший ребят из подполья нацистам, был пойман и взят под арест. И у следователя есть 72 часа, чтобы доказать вину арестованного или выпустить его на свободу.

Кино явно носит патриотический, воспитательный характер. Вы обращались за поддержкой в Фонд кино или снимали исключительно на частные инвестиции?

У нас были и частные инвестиции, и государственная поддержка. Общий бюджет фильма составляет около 56 миллионов рублей, из них около 28 миллионов дало министерство культуры и 10 миллионов на возвратной основе предоставил Фонд кино. Но если бы даже не было помощи государства, мы реализовали бы проект все равно. Раз уж взялись за дело, то надо доводить до конца в любом случае.

Кого вы видите своей целевой аудиторией? И насколько фильм, по-вашему, будет востребован современными кинозрителями? Ведь в кино сегодня ходит в основном молодежь, которой нужна зрелищность, а серьезные драматические картины чаще всего остаются без внимания.

Что касается целевой аудитории, то в фильме есть несколько тяжелых сцен, из-за которых мы получили возрастной рейтинг 12+. Больше никаких ограничений для зрителя я не вижу, мы делали кино для самой широкой публики. Я прекрасно понимаю, что молодежи сегодня в кино не хочется думать. Им хочется прийти, купить попкорн, пепси-колу и тупо поржать. Их интересуют фэнтези и комиксы, им хочется развлекаться, и в этом, в принципе, ничего плохого нет. Но лично мне очень хотелось бы, чтобы молодые люди иногда ходили и на серьезное кино, интересовались историей своей страны. Наши герои – это юные ребята, сверстники кинозрителей. Мне кажется, молодежи будет интересно сравнить, как они жили, как поступали, подумать, а смог бы я, попав в такие условия, проявить мужество и защитить родину. Может быть, глупо вспоминать свое детство, мы все-таки жили в другое время, но лично мне, когда я был подростком, было интересно смотреть военные фильмы. И у меня есть надежда, что, может быть, и современным молодым людям еще не совсем наплевать на нашу историю, что не все приходят в кинотеатр, только чтобы посмеяться, кто-то способен и сопереживать.

Как вы планируете привлекать этих зрителей в кинотеатры? Конечно, вполне логично выпускать фильм о войне в канун Дня Победы. Но вместе с тем эта дата весьма неоднозначна – многие россияне предпочитают проводить майские праздники за городом. Как будет строиться рекламная кампания?

Не совсем согласен, что все на майские уезжают. Обычно я наблюдаю в праздники огромное количество народа в торговых центрах, где обычно и располагаются кинотеатры. Очень много людей, как правило, бывает в эти дни, многие специально приезжают отдохнуть в крупные города из регионов, из глубинки. Почему бы им после похода по магазинам не сходить в кино? Активная маркетинговая и промокампания начнется в 20-х числах апреля. В данный момент в кинотеатры уже рассылаются рекламные материалы. В пяти крупных сетях наш ролик будет крутиться перед ЭКИПАЖЕМ. Сейчас мы ведем активные переговоры с Первым каналом о продаже прав на показ фильма. Надеюсь, что сделка подтвердится, и тогда канал примет участие в пиар-кампании картины. Будет прямая реклама на ТНТ, РЕН ТВ, ТВ-3. Пятый канал выступает партнером, он тоже поддержит фильм. В Интернете мы собираемся достаточно активно размещаться, делаем упор на мужские ресурсы, такие как «Спорт-экспресс», «Чемпионат.ру». Фильм получил статус социально значимого проекта, благодаря этому будет дополнительная наружная реклама в ряде крупных городов. Запланировано несколько региональных премьер, в которых примут участие создатели фильма. В целом кампания будет пусть не грандиозной, но заметной.

Сложно ли было найти дистрибьютора для проекта?

Да, мы прошли определенный этап поиска дистрибьютора. И для нас большая удача, что компания «Каропрокат» согласилась с нами сотрудничать и выпустит фильм в широкий прокат. Сейчас мы активно работаем над рекламной кампанией картины и подготовкой релиза. Нам повезло, что в этом году 72 ЧАСА окажется единственным фильмом на военную тему, который выйдет на майские праздники.

Каковы ваши прогнозы по кассовым сборам? Какие результаты стали бы для вас успехом?

Я не буду делать каких-то прогнозов, потому что это дело неблагодарное, тем более когда речь идет о российском кино – здесь трудно что-то предсказать. В любом случае в нас вселяет оптимизм тот факт, что компания «Каропрокат» взяла проект в работу. Ведь если бы они не верили в то, что фильм принесет им какие-то деньги, они его просто не прокатывали бы. Для нас большая удача, что 72 ЧАСА в принципе выйдет в прокат и его не постигнет участь множества российских картин, которые были показаны только на телевидении.

С другой стороны, возможно, это был бы менее рискованный путь – ограничиться лишь телевидением и Интернетом. Ведь кинопрокат – это дополнительные вложения, которые могут и не окупиться.

Во-первых, у нас и нет задачи во что бы то ни стало окупить все свои вложения. Для нас как для создателей очень важно, чтобы фильм обязательно вышел в кинопрокат. Это большое достойное кино, которое мы снимали для широкого экрана, и для нас возможность показать 72 ЧАСА в кинотеатрах в канун Дня Победы – это то, к чему мы шли. Во-вторых, выход в прокат может позитивно сказаться на последующих продажах фильма: оказать влияние на ситуацию в других регионах, на различных телеканалах и так далее. Это бизнес, тут все взаимосвязано, просто нужно грамотно им заниматься и следить за процессами, которые происходят в индустрии.

По-вашему, в каком состоянии сегодня находится российский кинематограф? Что мешает большинству отечественных проектов быть конкурентоспособными и востребованными зрителями?

На мой взгляд, существует огромная проблема со сценаристами. Хорошее кино начинается с хорошего сценария, и сейчас все продюсеры и режиссеры находятся в поиске качественно прописанных историй, которые будоражили бы, показывали настоящие человеческие переживания, а не только развлекали. Чтобы кино запомнилось зрителю, чтобы оно стало событием, мало красивой картинки, нужно еще и содержание. И вот таких историй, которые цепляли бы, которые хотелось бы рассказать, крайне мало. Бόльшая часть фильмов, которые выходят в прокат, разочаровывает как продюсеров, так и зрителей.

То есть дело исключительно в качестве самого кино? Насколько в таком случае нужно участие государства в развитии кинематографа? Как вы оцениваете государственные инициативы в этом направлении: субсидирование, регулирование дат выхода, квотирование?

В какой-то степени государство, наверное, должно участвовать. Другое дело, что оно не может все время выступать спонсором и за все платить, кинобизнес должен начать самоокупаться. Для этого в кино нужно привлекать частные инвестиции. А чтобы их привлечь, инвесторы должны быть уверены в том, что они вернут свои деньги, что это будет выгодное вложение. Все упирается опять же в качество фильма, оно должно быть таким, чтобы люди на него пошли и заплатили деньги. Может быть, есть смысл использовать опыт Франции, которую все время приводят в пример, и ограничить количество голливудской продукции в кинотеатрах. Может быть. Но это требует очень серьезного подхода, изучения, чтобы кинотеатры в одночасье не прогорели после принятия очередного непроработанного закона. К этому нужно относиться очень аккуратно.

Несмотря ни на что, вам все же удалось привлечь на свой проект частных инвесторов. Насколько это сложно?

Это невероятно тяжелая история. Ведь финансовый успех в кино, а тем более – в российском, никто гарантировать не может. Никто не знает, что получится – шедевр или проходная история. Поэтому заинтересовать инвестора исключительно финансовой мотивацией невозможно. Здесь должно сработать много факторов. Одно из главных условий – говорить потенциальному инвестору правду и увлечь его проектом. Человек должен почувствовать себя участником процесса, общего значимого дела, а не просто источником средств, который дает деньги, а потом получает прибыль. Нужно, чтобы он загорелся идеей. Только тогда вы получите полноценного партнера, готового рискнуть вместе с вами. Но находить таких людей, к сожалению, очень сложно.

У вас есть дальнейшие планы, связанные с кино?

Да, планы есть. Нашли очень интересную историю, пока не могу раскрыть ее детали. Могу лишь сказать, что по жанру это будет приключенческое костюмированное кино с элементами детектива. Сейчас идет работа над сценарием, уже, кстати, нашлись инвесторы, заинтересованные этим проектом, так что, думаю, все должно сложиться.


04.05.2016 Автор: Мария Позина

Самое читаемое

Общая касса уикенда стала лучшей в этом году после новогодних праздников

Официальная касса России: «Капитан Марвел» установил сразу несколько рекордов

Подробнее
Лучшая из новинок – «Пиковая дама»

Предварительная касса четверга: «Капитан Марвел» сохранил лидерство

Подробнее
Фотоотчет из мультиплекса «Каро 11 Октябрь»

В Москве прошла премьера фильма «Балканский рубеж»

Подробнее
Для этого будет создана совместная компания − конкурент «Роскино»

Кинопродюсеры и телехолдинги объединятся для продвижения контента за рубежом

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100