Роман Борисевич: «У российской анимации большой кредит доверия на зарубежных рынках»

Продюсер – о международных продажах отечественной анимации, а также о возвращении к авторскому кино

За три года существования компания Романа Борисевича и Василия Ровенского «Лицензионные бренды», специализирующаяся на анимации, выпустила три проекта – ЧУДО-ЮДОДВА ХВОСТА и ПРИНЦЕССА И ДРАКОН. Все три мультфильма – недорогие образцы независимой анимации. Однако амбиции компании растут, и уже следующие ее проекты – БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ и ПИНОККИО 3D – будут претендовать на другую кассу, в том числе и за пределами России. О международных продажах отечественной анимации, а также о возвращении к продюсированию авторского кино и долгострое Алексея Попогребского И-САЙДЕР Роман Борисевич рассказал в интервью БК.

Недавний релиз «Лицензионных брендов» ДВА ХВОСТА собрал в прокате чуть больше 100 миллионов рублей. Насколько эта сумма оказалась близка к вашим ожиданиям?

Этот мультфильм выступил в полном соответствии с нашими эстимейтами. Ему, безусловно, помогла хорошая дата – начало летних каникул, когда дети еще не успели разъехаться из городов. Несложно заметить, что анимация в России лучше всего работает в определенные даты, которых шесть-семь в году. Наш проект ПРИНЦЕССА И ДРАКОН вышел в одну из таких дат, 23 августа – примерно в это же время в разные годы выходили такие проекты, как ЗАМБЕЗИЯ, УПС… НОЙ УПЛЫЛ! и НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СЕРАФИМЫ. Все они собрали для своего жанра и тематики достаточно серьезные деньги и являются в том числе кассовыми референсами для ПРИНЦЕССЫ И ДРАКОНА.

Иными словами, по вашим оценкам, сборы вокруг 100 миллионов рублей – это на данный момент порог для отечественной независимой анимации на современном этапе?

Не только для отечественной – для зарубежной нестудийной и нефраншизной анимации тоже. Чтобы собрать заметно больше, независимый мультфильм должен быть либо основан на популярном первоисточнике как, например, МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ или ФИКСИКИ, либо уникальным по своей тематике и исполнению, как БАЛЕРИНА. Но все в конечном счете упирается в качество продукта – и мы с партнерами прекрасно отдаем себе в этом отчет. Первые три проекта нашей компании – это проба пера, мы изначально делали анимационные картины с небольшими бюджетами в расчете именно на сборы в районе 100 миллионов рублей. Уже следующий наш мультфильм, БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, будет более амбициозным – это другая весовая категория с эстимейтами 250+ миллионов рублей. Это первый наш проект, который задуман как франшиза – сейчас ведется работа над второй частью. У него хорошие международные продажи – ПУТЕШЕСТВИЕ выйдет в прокат на 45 территориях и продажи продолжаются. Причем в большинстве случаев его дистрибьюторами будут локальные мэйджоры или крупные кинотеатральные сети. 

Но самый амбициозный проект «Лицензионных брендов» – это ПИНОККИО 3D, который вы планируете закончить в 2019 году. В какой стадии он сейчас?

Братья Свешниковы написали прекрасный сценарий – это не классический вариант сказки про Пиноккио, а новая история с интересной концепцией. На данный момент готовы концепт-арты, которые мы презентовали на анимационном форуме Cartoon Movie в Бордо весной этого года. Первые видеоматериалы будут к ноябрю этого года, мы их покажем на American Film Market. ПИНОККИО 3D – действительно самый большой наш мультфильм, который мы делаем в расчете на международную копродукцию. Его бюджет – в районе 350 миллионов рублей. Уже в Бордо многие инвесторы и дистрибьюторы проявляли к нему интерес, после AFM, думаю, можно будет говорить о первых сделках. 

Производители российской анимации не скрывают своих претензий на международные рынки, так как мультфильмы – наиболее универсальный кинематографический продукт. Вы ведь тоже наверняка просчитываете возможность международных продаж на ранних стадиях производства?

Конечно. Например, в БОЛЬШОМ ПУТЕШЕСТВИИ рассказана история аиста, который по ошибке принес детеныша китайской панды российскому медведю. Было понятно, что этим сюжетом можно заинтересовать зрителя как в России, так и в Китае. И этот расчет оказался верным – по условиям контракта с китайской стороной, я мало о чем могу говорить, но речь идет о широком прокате БОЛЬШОГО ПУТЕШЕСТВИЯ в Китае. Сейчас на российские анимационные релизы на международных рынках начинает работать их репутация. Все компании, купившие права на показ ДВУХ ХВОСТОВ в своих странах, вышли в плюс – это хороший повод, чтобы в следующий раз вновь приобрести российский мультфильм. Теперь важно правильно рассчитать продажные эстимейты по другим проектам, чтобы не обмануть наших зарубежных партнеров. Если они каждый раз будут фиксировать прибыль, работая с нашими релизами, будет происходить дальнейшая международная экспансия. Это касается не только «Лицензионных брендов», но и всей российской анимации. У нее благодаря стараниям наших коллег, вышедших на рынок раньше, сейчас довольно высокий кредит доверия. 

Ваш опыт закупщика помогает вам в работе над анимационными проектами?

Безусловно. Мой старинный товарищ Василий Ровенский, который и предложил мне создать «Лицензионные бренды» в 2015-м, также имеет опыт закупок. Он в большинстве случаев – автор идей и соавтор сценариев наших мультфильмов. При выборе тем мы всегда останавливаемся на тех, которые купили бы сами. Именно поэтому мы ориентируемся на истории про животных – потому что у них не ярко выражен национальный менталитет, а среда обитания более или менее универсальна. Также мы понимаем, что работают международные бренды – потому и взялись разрабатывать историю Пиноккио. Думаю, не в последнюю очередь благодаря этому опыту мы растем и с каждым разом беремся за все более сложные вещи. Кстати, хотел бы поблагодарить Фонд кино, при поддержке которого в России появилась новая анимационная студия. Надеюсь, теперь уверенность фонда в нас только укрепляется.

Вам же как раз на питчинге Фонда кино, где вы презентовали БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, попеняли тем, что ваш мультфильм подозрительно похож на СЕЗОН ОХОТЫ. Но, быть может, это сознательное сходство?

Я после того питчинга провел личное расследование и сравнил медведя из нашего мультфильма и из СЕЗОНА ОХОТЫ. Они похожи, как два медведя могут быть похожи друг на друга. Более того, нашего медведя рисовал довольно известный немецкий художник, который не занимается плагиатом. С другой стороны, в этом нечаянном сходстве нет ничего предосудительного. Зритель мыслит референсно, и мы сами будем ему эти референсы подсказывать – напишем на афише, что это мультфильм от автора сценария МАДАГАСКАРА. У нас, кстати, как и в МАДАГАСКАРЕ, речь идет о путешествии животных, но это ведь не значит, что БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ – копия мультфильма DreamWorks. Нет, это совершенно оригинальное и самостоятельное произведение. Но если людям наши фильмы напоминают другие качественные проекты – значит, это успех. Бόльшие сборы анимационных сиквелов по сравнению с оригиналами ведь ровно на этом основаны – зритель охотнее пойдет смотреть на что-то знакомое, чем на проект, который ему пока ни о чем не говорит.

Помимо «Лицензионных брендов», вы руководите компанией «Коктебель», главным проектом которой числится И-САЙДЕР Алексея Попогребского. Но это кино уже не первый год пребывает в статусе долгостроя, съемки все никак не начнутся. Что с ним происходит сейчас?

Проект будет осуществлен, его сюжетная канва в целом сохранится, однако в данный момент мы работаем над его переформатированием. Изначально этот фильм планировался как международная копродукция с западными звездами в главных ролях, в жанре молодежного постапокалипсиса. Но сейчас этот жанр переживает кризис, поэтому от такой концепции пришлось отказаться. Теперь мы будем делать фантастический фильм с упором на романтическую линию, его целевой аудиторией будут девушки. Международная составляющая вместе с западными звездами и названием И-САЙДЕР также ушла в прошлое – мы будем снимать картину в России, для российского зрителя, без привлечения иностранных инвесторов. Это в каком-то смысле упрощает нам задачу, потому что в связи с этими изменениями производственный бюджет проекта значительно сократился. Точные цифры пока назвать затрудняюсь – надеюсь, все прояснится к ближайшему питчингу Фонда кино, в котором, надеюсь, мы примем участие. Если все будет хорошо, то планируем начать съемки в конце августа 2019 года. 

Но вы также вернулись к арт-кино – ваша компания запустила проект МОЛОКО ПТИЦЫ. Что послужило причиной?

Я в свое время зарекался работать с авторским кинематографом, и уж тем более – с дебютами, но в этом году руководитель киношколы «Свободное кино» Дмитрий Куповых познакомил меня с молодым режиссером и сценаристом Евгением Марьяном. Он показал мне сценарий своего фильма, и я понял, что мимо такого материала и такого интересного режиссера я просто не могу пройти. Съемки МОЛОКА ПТИЦЫ стартуют ближайшей зимой.

Художественным руководителем МОЛОКА ПТИЦЫ заявлен Борис Хлебников. Получается, вы впервые за шесть лет возвращаетесь к работе с Хлебниковым, которого когда-то открыли и фильмы которого вы вплоть до 2012 года продюсировали?

На самом деле мы с Борей не прекращали сотрудничать, просто совместных проектов у нас не было. Но это моя совершенно сознательная позиция. Мне, с одной стороны, не хотелось, чтобы меня называли «продюсером одного режиссера». Наоборот – я стремился открывать новые имена, хотя это и сложнее, и затратнее. А с другой стороны, мне кажется, что в разных конфигурациях режиссер раскрывается по-разному. И пример того же Бориса это блестяще доказывает. Но я, конечно, рад, что сейчас мы вновь с ним работаем над одним проектом.

Многие режиссеры из тех, что начинали в двухтысячных с маленьких авторских фильмов в том числе в компании «Коктебель», сейчас делают гораздо более амбициозные и успешные картины. С чем вы это связываете?

Тут несколько причин. С одной стороны, известность этих режиссеров возросла. Не в последнюю очередь это произошло благодаря программе Первого канала «Закрытый показ», где представлялись все заметные фильмы, снятые этими авторами. Благодаря телеэфиру они выходили на огромную аудиторию. Потом эта аудитория получила доступ к быстрому Интернету и продолжила смотреть их проекты онлайн – это видно по количеству оценок на том же «КиноПоиске». А теперь на картины этих режиссеров, имена которых превратились в бренды, люди стали ходить в кинотеатры. Конечно, аудитория авторского кино в России сейчас по сравнению с двухтысячными годами увеличилась – в том числе и благодаря росту количества экранов. Плюс не надо забывать, что после повсеместного перехода на DCP дистрибьюторам стало проще прокатывать авторские релизы с не самым большим кассовым потенциалом, потому что не надо тратить значительные средства на печать копий и их логистику. Все эти факторы сыграли свою роль. Но говорить о расцвете проката авторского кино в нашей стране пока, увы, рано – я как продюсер понимаю, что вкладывать деньги в авторские дебюты и сегодня по-прежнему довольно рискованно.

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram  


27.08.2018 Автор: Александр Нечаев

Самое читаемое

Соцсеть организовала онлайн-премию всех популярных форматов контента

«Одноклассники» выберут лучший российский фильм года

Подробнее
Ранее она занимала позицию директора по контенту в ivi.ru

Софья Квашилава стала директором по контенту Rambler Group

Подробнее
На какие рекорды способны «Фантастические твари»?

Прогноз кассовых сборов в России на 15–18 ноября

Подробнее
«Девушка, которая застряла в паутине» стала лучшей из новинок

Касса России: «Богемская рапсодия» собрала еще 199,7 млн

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100