top banner

Игорь Дериглазов: «Дистрибьюторы не могут договориться, чтобы публиковать казахстанский бокс-офис»

Автор: Мария Позина

15 августа 2016

Президент компании «Меломан» и ее директор по кинопрокату Максим Колодкин о рынке Казахстана

Почти год прошел с того момента, как в Rentrak появились отдельные вкладки для всех стран СНГ. Однако нельзя сказать, что рынки наших ближайших соседей стали более прозрачными. Например, такой важный и крупный для России партнер, как Казахстан, так пока и не начал публиковать свой бокс-офис в свободном доступе. О том, что происходит сегодня в кинобизнесе страны, какие проблемы стоят перед местными дистрибьюторами и кинопоказчиками, БК побеседовал с Игорем Дериглазовым и Максимом Колодкиным, президентом и директором по кинопрокату компании «Меломан», представляющей в Казахстане релизы WDSSPR, Paramount, ЦПШ, «Базелевса»  и Enjoy Movies, а также владеющей сетью кинотеатров «Арсенал».

Насколько мы помним, в сентябре прошлого года в Алма-Ате была организована встреча представителей кинобизнеса Казахстана, на которой обсуждались наиболее насущные проблемы отрасли. В частности, подключение кинотеатров к Rentrak и несправедливое с точки зрения показчиков распределение доходов от кинопроката между ними и дистрибьюторами – сорок на шестьдесят. Что-то изменилось за год? Какие-то вопросы были сняты?

ИГОРЬ ДЕРИГЛАЗОВ: Что касается ситуации с Rentrak, то основные сети уже все подключены, кроме Kinopark. Постепенно все налаживается в этом вопросе. Другой момент, что достоверной и полной картины по Казахстану все равно пока нет, потому что в Rentrak передают данные только по мэйджорскому кино, а по независимому рынку ситуация достаточно непонятная: кто-то из прокатчиков дает сборы, кто-то – нет. Но главное, что мы не видим цифр в открытом доступе и по студийным релизам. Дистрибьюторы пока не могут договориться между собой, чтобы начать публиковать казахстанский бокс-офис отдельно. Все ждут, кто первый начнет.

А касательно разделения доходов? Удалось что-то изменить? Как вы – одновременно и представители мэйджорской студии, и владельцы киносети – смотрите на этот вопрос?

ДЕРИГЛАЗОВ: Ситуация не изменилась, и мы согласны, что это мешает развитию кинотеатров. Но голливудские студии считают, что разделение шестьдесят на сорок – это нормально, и мы на них в этом вопросе повлиять не можем. Их официальный ответ: «Да, денег берем больше, чем в России, но зато даем вам качественное кино». Все решают в Лос-Анжелесе.

МАКСИМ КОЛОДКИН: Но сейчас стало легче с независимыми кампаниями, с ними уже получается договариваться на пятьдесят процентов. И студии, когда они прокатывают российское кино, мы тоже стараемся уговорить на лучшие условия: «Хорошо, вы не можете дать фильм Warner Bros. пятьдесят на пятьдесят, но это же российский фильм, созданный при поддержке Фонда кино, вы же на него деньги не тратите. А почему мы должны отдавать так много?» Вот по российскому и независимому кино уже работаем пятьдесят на пятьдесят.

Тогда на встрече представители кинотеатров говорили, что их подкосило падение рынка, что зрители стали ходить в кино меньше. Так ли это?

КОЛОДКИН: У нас, в принципе, картина такая же, как в России. Был стремительный рост рынка с 2010-го по 2013 год. Тогда открывалось много торговых центров, в которых, соответственно, строились кинотеатры. В 2014-м наступил кризис, все остановилось, несколько площадок даже закрылось. 2015 год был не очень хорошим, в начале этого все вроде стало налаживаться, но сейчас опять пошло падение. Все как в России. Но не только кризис влияет, наверное. Зритель сегодня стал совершенно другой. Он уже видел и хорошее кино, и плохое, и хорошие кинотеатры, и плохие. Люди уже не едут, как пару лет назад, специально в новые кинотеатры, потому что их было мало, потому что они были красивые.

ДЕРИГЛАЗОВ: Кстати, мне кажется, что они у нас даже лучше московских.

КОЛОДКИН: Возможно. Наша первая сеть «Кино-парк» в свое время задала очень высокую планку. У них были немецкие проектировщики, и они все привезли из Германии, вплоть до болтиков, до гаечек. А казахстанцы любят все красивое. У нас же молодежь продвинутая, все ездят учиться в Европу, они уже привыкли к хорошему, любят комфорт, удобные залы, дизайн. И многие специально ездили в эти кинотеатры. Но сейчас это все проходит. Люди идут туда, куда ближе. Сейчас все решают расположение кинотеатра и контент. Ну и цена билетов. Мы начали снова вводить специальные акции, День студента и тому подобное, про которые уже давно забыли – последние годы ведь только поднимали цены. Теперь приходится придумывать гибкий график расценок: на будни, на выходные, на праздники, на блокбастеры.

Вы упомянули строительство кинотеатров. Сколько площадок сейчас в вашей сети? Насколько насыщен рынок кинопоказа Казахстана?

КОЛОДКИН: У нас сейчас четыре кинотеатра: в Астане, Павлодаре, Атырау и Шымкенте. Плюс в ближайшие пару лет мы планируем открыть еще три площадки. В целом в Казахстане существуют четыре ключевые сети. Самая крупная – Kinopark. Они первые начали открывать кинотеатры и сегодня занимают 30 процентов рынка – им принадлежит восемь многозальников. Дальше идут «Чаплин», Star Сinema и «Арман». Остальные – независимые игроки, старые советские кинотеатры. Не думаю, что рынок уже насыщен, особенно в регионах. Например, в городе Атырау, где живут нефтяники и где самая высокая цена на билеты, всего лишь два двухзальных кинотеатра. У нас на ДЭДПУЛЕ снесли кассу – такая давка была… И хорошо, что снесли, мы давно хотели эту кассу поменять, все денег не хватало. Вот заработали на ДЭДПУЛЕ и поменяли (смеется).

Государство как-то принимает участие в развитии кинопоказа?

КОЛОДКИН: В республике есть два государственных кинотеатра. Вот, слава богу, их хоть оцифровали недавно. Были какие-то разговоры создать программу по строительству залов в малых городах, но не видно, что государство сильно хочет этим заниматься. Все только на словах и как-то быстро затухло.

Какое кино сегодня смотрят в Казахстане?

КОЛОДКИН: Все так же, как в России. Зритель очень хорошо информирован благодаря Интернету и идет на большие ожидаемые фильмы. Бывают, конечно, исключения, неожиданные вспышки. Последний такой случай – ЗАВТРАК У ПАПЫ. Но в основном, конечно, блокбастеры зарабатывают. Поэтому и роспись такая в многозальниках, что каждые 15 минут идет ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ. Наверное, это не очень хорошо и есть люди, которые жалуются, что нет французского кино и так далее. Но мы зарабатываем деньги, поэтому ориентируемся на то, что собирает.

Раз вы упомянули ЗАВТРАК У ПАПЫ, интересно, какое в целом отношение к современному российскому кинематографу?

КОЛОДКИН: Боюсь, что сегодня ощущается падение интереса к российскому кино, потому что пошел вал фильмов с элементами патриотизма. Нашей молодежи они не очень интересны. И вторая проблема, что производители очень часто продают нам кино через медийные лица. А многих популярных в России ведущих, комиков, певцов в Казахстане никто не знает. Билан с орденами в Казахстане не работает.

ДЕРИГЛАЗОВ: У нас стабильно хорошо работают ЕЛКИ, потому что это уже бренд. Ну и, честно скажем, поскольку Тимур Бекмамбетов – наш, казахстанский, и лично занимается с нами продвижением. Всегда отдельно снимает ролик, дает интервью различным СМИ. В Казахстане большой информационный вакуум. Страна маленькая и интересных событий практически нет. Поэтому даже небольшая активность по релизу дает результаты. К сожалению, это не все понимают. А Тимур понимает, поэтому показателям «Базелевса» мэйджоры завидуют. Enjoy Movies тоже всегда активно работает со своими проектами – Гевонд Андреасян лично контролирует продвижение, любой их фильм мы практически на плечах выносим. Но в целом не хватает пиар-продвижения по российским релизам – это заметно добавляет интереса аудитории.

В каком состоянии находится национальный кинематограф? Снимается ли кино? Насколько оно востребовано?

КОЛОДКИН: Да, кино у нас сейчас снимают. В основном хорошо собирают комедии, которые делают наши бывшие кавээнщики, комики типа Comedy Club. Например, два года назад вышел фильм КЕЛИНКА САБИНА, который собрал 2,2 миллиона долларов. Пока что это рекорд для национального кинематографа. И кино само по себе хорошее, смешное. Это история про городскую девушку, которую похищает деревенский парень и увозит жить в свой колхоз.

ДЕРИГЛАЗОВ: Еще у нас любят большие эпические полотна, связанные с историей Казахстана. КОЧЕВНИК и МОНГОЛ Сергея Бодрова-старшего, МЫН БАЛА очень хорошо прошли.

Вы сами работаете с национальным кино?

КОЛОДКИН: Работаем, но очень избирательно. К сожалению, у продюсеров часто встречается не всегда адекватная оценка своих проектов.

Хочется тут немного отойти назад и вспомнить историю компании. Насколько мы знаем, «Меломан» же изначально специализировалась на продаже DVD. Как вы перешли в кинопрокат и как вам удалось стать представителями мэйджорских студий?

КОЛОДКИН: Да, мы начинали тридцать лет назад, сначала продавали CD, потом подключили DVD, росли, развивались, завоевали репутацию. Поэтому когда компаниям Sony и Disney понадобился партнер в Казахстане, то тут уже сработал наш авторитет. Они получили рекомендации от наших партнеров и обратились к нам с предложением. Мы решили попробовать и очень признательны Ольге Нечаевой и Антону Сиренко, которые в нас поверили и дали возможность заняться таким замечательным бизнесом.

Но первый бизнес тоже не закрываете. Как поживает DVD-рынок в Казахстане?

ДЕРИГЛАЗОВ: Рынок падает со скоростью пятьдесят процентов в год, но пока кое-что продается. Настоящие фанаты кино и музыки остались и всегда с болью воспринимают очередное сокращение торговых площадей с физическими носителями. Раньше у нас сеть состояла из ста магазинов, сейчас осталось пятнадцать. Мы прекрасно понимали пять лет назад, что DVD умрет, поэтому сначала добавили в ассортимент книги, потом – игрушки и детские товары. Очень логичная цепочка получилась – кино и музыку покупают мужчины, вместе с книжками в магазин пришли женщины. А если есть в магазине женщины, то сам бог велел поставить игрушки. Но главное – не товары, главное – эмоции. Нас же продавать кино учили специалисты из Голливуда. И они нам показали, что нужно создавать атмосферу праздника. Если ты узнал что-то новое, у тебя остались положительные эмоции после похода в магазин, ты будешь туда возвращаться. Мы сумели приучить людей ходить в «Меломан» покупать фильмы, музыку, книги, получать от этого удовольствие и чувствовать себя причастным к высокому миру искусства. Компании в следующем году исполнится тридцать лет. Нам безумно приятно, что те, кто в 90-е покупал в наших магазинах «Матрицу», «Криминальное чтиво» или «Титаник», сегодня приходят к нам вместе со своими детьми. Для многих это стало частью образа жизни. Мы создали свою локальную культуру потребления. Кстати, то, что не смогли сделать в России из-за засилья пиратства.

Поделитесь, как вам это удалось?

ДЕРИГЛАЗОВ: В Казахстане, конечно, это сделать было проще, потому что страна меньше. Мы просто в какой-то момент инициировали встречу трех крупнейших игроков и договорились, что переходим на лицензионную модель. Дальше мы стали сообща бороться с пиратами. И в этом смысле нас еще очень поддержало государство. Мы имели прямой выход на министра юстиции, активно участвовали в обсуждении и принятии антипиратских законов, работали с министерством внутренних дел. Вот так мы смогли в отдельной стране реально победить пиратов – достаточно было договориться трем игрокам. Правда, выжили в итоге только мы, остальные закрылись.

Вы продаете кино не только в своей розничной сети, но и через интернет-магазин. Напрашивается вопрос: не планируете ли открыть онлайн-кинотеатр?

ДЕРИГЛАЗОВ: Изначально нам это было очень интересно. Но в этот бизнес первыми побежали телекомы и инвесторы. И на студию приходил, допустим, «Билайн» и говорил: хочу открыть онлайн-платформу, дайте права на фильмы. И платил минимальную гарантию в несколько миллионов долларов, понимая, что первые два-три года будут убыточными. Соответственно, для небольших игроков порог входа на рынок становится очень высоким, а бизнес – нерентабельным. Ну а сегодня я уже и не понимаю, зачем иметь казахстанский онлайн-кинотеатр, если есть российские, которые все смотрят. Так что нет, не планируем.

Вам удалось пройти очень длинный путь в таком нестабильном бизнесе. Что, по-вашему, помогало вам выстоять все эти годы?

ДЕРИГЛАЗОВ: Я уверен, что главное – это моральные принципы и голова на плечах. Все знают, что мы никогда никого не подводили. Мы в первую очередь думаем о людях, о партнерах, о клиентах, о зрителях, а не о том, чтобы сегодня урвать кусок побольше. И нужна команда, которая разделяет твои принципы. Мы в «Меломане» все очень любим кино, мы тут все – законченные киноманы (смеется).

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат
Подробнее
Фонд кино безвозвратно выделит 3,1 млрд рублей на поддержку фильмов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Новый указ президента России предполагает госзаказ на историческое кино
Подробнее
На «Кинопоиск» и Wink составили протоколы о пропаганде ЛГБТ*
Подробнее
«Сто лет тому вперед» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Warner Bros. готовит новые фильмы во вселенной «Властелина колец»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Как я встретил ее маму» обходит «Папашу в бегах»
Подробнее
Оригинальнее некуда: итоги 2023 года для российских онлайн-кинотеатров
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках мая
Подробнее
Официальная касса России: сборы фантастики «Сто лет тому вперед» превысили 900 млн рублей
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 мая
Подробнее
Сериал «Король и Шут» получит полнометражное продолжение
Подробнее
Вадим Перельман готовит триллер с Джимоном Хонсу
Подробнее
Онлайн-кинотеатр KION рассказал о новинках мая
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 9–12 мая 2024 года
Подробнее
Кантемир Балагов готовится к съемкам англоязычного проекта
Подробнее