top banner

Элеонора Комина: «По большому счету все заинтересованы в том, чтобы независимые дистрибьюторы и авторское кино остались на рынке»

Автор: Саша Плющ

2 марта 2015

Руководитель отдела кинопроката Cinema Prestige – о ситуации на рынке независимой дистрибуции

Конец 2014 года ознаменовался кадровыми переменами в независимых прокатных компаниях – сразу несколько участников рынка покинуло этот сегмент дистрибуции. В их числе была и Элеонора Комина, оставившая должность заместителя генерального директора компании «Люксор Дистрибьюшн», где в общей сложности проработала девять лет: сначала в кинотеатральной сети, а последние два года – в дистрибуционном подразделении. Покидая компанию в декабре 2014-го, экс-руководитель «Люксора» отмечала, что уходит в никуда, однако этот этап продлился недолго – с февраля 2015 года Комина возглавляет кинопрокатный отдел компании Cinema Prestige. По этому случаю «БК» побеседовал с Элеонорой о стратегии работы на новом месте и о ситуации на рынке независимой дистрибуции.

Элеонора, поздравляем вас с новой должностью! Покидая компанию «Люксор», вы говорили о том, что главное в работе – это возможность чувствовать отдачу и интерес. Чем для вас с этой точки зрения привлекательна компания Cinema Prestige?

Спасибо большое! Да, я действительно так сказала и это правда для меня очень важно. После «Люксора» я некоторое время пребывала в раздумьях по поводу того, чем я хотела бы заниматься, и поняла, что все-таки очень хочу иметь дело с достойным, интересным кино. Конечно, ситуация очень нелегкая, но как бы то ни было, качественное независимое, авторское кино останется. По крайней мере совершенно точно останутся люди, нуждающиеся в таком продукте, и кинотеатры, работающие таким контентом. С этой точки зрения работа в Cinema Prestige очень логична. В высоком уровне и качестве картин этой компании я всегда могу быть уверена, а также в том, что все решения будут взвешены и адекватны относительно масштабов выхода фильмов.

Сложилась ли у вас уже стратегия вашей деятельности в рамках компании? В чем вы видите свои первоочередные задачи как руководителя отдела репертуарного планирования?

Пока я осваиваюсь, встраиваюсь. В ближайшее время у нас выходят фильмы ограниченного проката, что позволит мне лучше подготовиться к весне, к выходу больших проектов. У нас их три: самый крупный – триллер ПОХИЩЕНИЕ ФРЕДДИ ХАЙНЕКЕНА, мы его выпускаем в мае, а также два хороших крепких проекта – комедия НЕ ВИДАТЬ НАМ ПАРИЖ КАК СВОИХ УШЕЙ 16 апреля и ГРАБИТЕЛЬ-ДЖЕНТЛЬМЕН 7 мая. Свои первоочередные задачи я вижу в налаживании четкой организации кинопроката компании, а также хорошей связи со всеми партнерами, не только с теми, кто традиционно работает с Cinema Prestige и ограниченным контентом. Важно, чтобы нас замечали на рынке и рассматривали наши релизы, не отодвигая их априори как артхаус – ведь, например, на весну у нас планируется кино для широкой аудитории. Да, оно качественное, это совсем не артхаус, не высоколобое кино – это универсальные проекты, способные собрать хорошую кассу. Я надеюсь, нам удастся донести это до наших партнеров.

На ваш взгляд, какие релизы ограниченного проката сегодня востребованы зрителями?

На сегодняшний день востребованы картины, которые в той или иной степени способны стать событием – пусть для своей публики, но если это событие, о котором говорят, имеющее резонанс, то оно может разрастись и выйти за границы своей аудитории. Такие картины всегда успешны. Конечно, невозможно каждую из них выпускать как громкое событие – это просто не получится. Тем более что часто для этого необходимы внешние причины – например, то, что случилось с ЛЕВИАФАНОМ. Но бывает, что фильм остается в рамках своей аудитории и при этом успешен – идет «сарафан», неоднозначные отклики, кто-то смотрит его дважды. В таких случаях фильм тоже состоялся в прокате, пусть его заметили не все, зато мы имеем работу в длину и хорошую наработку на копию.

В чем заключаются особенности росписи таких проектов и как отличается работа с ними в Москве, Санкт-Петербурге и регионах? Как вы считаете, нужно ли искусственно сдерживать роспись?

Для фильмов ограниченного проката, наверное, стоит сдерживать роспись, но взвешенно. Для картин, которые выходят из узкого пространства ценителей кино и становятся культурным событием для всех (как, например, в свое время ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ) – нет, не нужно. В таком случае естественное расширение полезно как с точки зрения проката, так и с точки зрения приобщения зрителя к искусству (смеется). В целом же дистрибьютор не должен ставить перед собой цель искусственно наращивать количество копий. Тем более если в этом нет коммерческой целесообразности, если потенциал кинотеатра таков, что он соберет совсем копейки. Это бизнес. Безусловно, Москва и Питер – города, где работа с релизами ограниченного или неширокого проката идет активнее всего. Тут больше кинотеатров, разнообразнее публика, больше площадок, заточенных под работу с авторскими проектами. Но есть и другие, как правило, крупные, города, где имеется интерес к ним, где сами кинотеатры умеют работать с такой аудиторией и, кстати, хорошо на ней зарабатывать.

А как вы оцениваете политику киносетей в плане работы с релизами ограниченного проката?

Что касается сетей, то здесь, как всегда, все сложно (смеется). С одной стороны, крупнейшие сети – это, как правило, самые крупные мультиплексы, которые, по идее, должны предоставлять максимально разнообразный репертуар для любого зрителя. И они регулярно пытаются это делать. Периодически проводят какие-то показы по следам фестивалей, Дни кино и так далее. Стараются ставить авторское, независимое кино. С другой стороны, современные мультиплексы – это такое коммерческое предприятие, сильно ориентированное на среднего зрителя, того, что называют обывателем. И выходит, что в длину авторским проектам работать в крупных сетях тяжело, часто не получается, потому что время вышло – заходят новые массовые фильмы. Такое кино регулярно ставят на пробу – а бывает ведь, что оно начинает активно работать со второй или даже с третьей недели. Рекламную продукцию неохотно размещают – ролики, полиграфию. Говорят, что если фильм пойдет, то он сам себе пробьет дорогу. Отчасти это так, но лишь отчасти – не могу не заметить, что, например, когда вышел тот же ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ, некоторые площадки, в том числе и несколько сетей, не заметили, что произошло событие, потому как либо его вообще не поставили, либо поставили незаметно. Я, конечно, не могу не отметить сеть «Формула Кино», которая всегда старается работать с качественным, интеллектуальным контентом, каким бы ограниченным он ни был, и стремится создать из этого кинособытие. У них это, как правило, получается. Многие другие сети и отдельные кинотеатры также стараются поддерживать хорошее кино, но хотелось бы, чтобы они относились к нему внимательнее и со своей стороны тоже были активны с такими фильмами (я сейчас не говорю про площадки, явно ориентированные на авторское кино). Чтобы не боялись такого контента, а если уж поставили кино, то действительно с ним работали и давали фильму возможность (в виде нормальных сеансов, размещения роликов и рекламных материалов, анонсов, привлечения аудитории) и время реализовать свой потенциал. По большому счету все заинтересованы в том, чтобы независимые дистрибьюторы и авторское кино остались на рынке – и кинотеатры, и зритель, и рекламщики, и сами прокатчики.

Как в целом вы оцениваете ситуацию на рынке независимой дистрибуции? Очевидно, что в последнее время независимым прокатчикам становится все сложнее выживать и работать.

Да, ситуация очень сложная, и этого никто не скрывает. Все понимают, что цены на независимые проекты неподъемные с учетом нынешних курсов. А ресурсов для выпуска фильмов у независимых совсем немного, особенно если у тебя в пакете нет блокбастеров-тяжеловесов. Тем не менее даже у совсем маленьких компаний есть примеры успешного проката, в том числе и сейчас. Я надеюсь, что в перспективе мы станем лучшей компанией в этом сегменте, по крайней мере мы очень будем стремиться к этому. Помимо качественного пакета важна сама кинопрокатная деятельность. Если наши партнеры будут нас знать как обязательную, ответственную компанию, которая умеет работать с каждым своим релизом по отношению к зрителю и с точки зрения организации процесса кинопроката тоже, я думаю, у нас все получится. Когда есть действительно хорошее кино, есть ради чего стараться.

 

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее