top banner

Анна Гудкова: «До тех пор, пока мы не будем говорить про больное, у нас не будет никакого кино»

Автор: Павел Гайков

30 мая 2016

Куратор питчинга «Кинотавра» о новом формате мероприятия и поиске новых имен

10 июня на «Кинотавре» вместо традиционного питчинга пройдет «Рынок проектов». За сменой названия скрываются идеологические и структурные перемены: впервые в истории фестиваля организаторы решили сосредоточиться на российских киношколах и результатах их работы. Питчинг будет транслироваться онлайн, а киношкола-победитель получит возможность встретиться с директоратом телеканала ТНТ – лучшие студенты смогут пройти стажировку на проектах канала. Что стоит за этими переменами, куратор «Рынка проектов» Анна Гудкова рассказала в интервью БК.

Питчинг «Кинотавра» за годы своего существования показал себя успешным и эффективным мероприятием. Представленные в прошлом проекты – такие, как ЧАЙКИ, КОРОБКА или 14+ – выходили на экраны, находили своего зрителя. Зачем вообще понадобились перемены – тем более такие кардинальные?

Смысл питчинга на «Кинотавре» начал утрачиваться после того, как питчинговая форма стала основным инструментом госэкспертизы в вопросах финансирования. Все значимые продюсеры теперь ежегодно встречаются на мероприятиях Фонда кино и Министерства культуры, где представляют ключевые для индустрии проекты. После того как это произошло, мы решили принципиально переориентировать питчинг «Кинотавра» на поиск новых имен – в том числе новых продюсеров, которых еще сложно назвать продюсерами, потому что у них нет опыта, своей компании, денег и так далее, но есть желание и идеи. Ключевая проблема нашей отрасли, на мой взгляд, заключается в том, что у ее участников отсутствует идея самостоятельности как таковой – нам не хватает людей, которые собираясь заниматься кино, понимают, что будут делать это сами, и готовы искать новые способы и новые средства, которые позволят им делать кино иначе, не как все. Найти таких людей и дать им возможность проявить себя – вот цели, которые ставит перед собой наше мероприятие в последние годы. Мы пытаемся уйти от поиска под фонарем, где и так светло. Какой смысл фокусироваться на продюсерах и проектах, которые и так попадут на государственные питчинги в поисках финансирования?

Почему вы решили сосредоточиться именно на киношколах?

В этот раз мы ставили перед собой две цели. Во-первых, хотелось получить представление о том, с чем выходят на рынок абсолютно молодые люди: что это за поколение и что его интересует. Я и так стараюсь читать все тексты, которые выходят из киношкол, но такой проект помог мне систематизировать эту работу. Во-вторых, мне хотелось, чтобы дискуссия о кинообразовании, которая идет уже давно, велась на конкретном материале. Хочется, например, наконец-то аргументированно разобрать, где лучше образование: в платной или бесплатной киношколе? На маленькой тренинговой программе или в огромном государственном университете? Как отличаются выпускники заведений разных форматов? В отличие от питчингов предыдущих лет, на которых представлялись проекты, у которых уже было финансирование, производственная группа и так далее, «Рынок проектов» – это рынок «голых» текстов и очень неопытных людей, у которых кроме этих текстов практически ничего нет за душой. Это самая ранняя стадия, на которой проект может быть показан кому бы то ни было. Цель 99-ти процентов людей, которые туда придут, – это продать сценарий. Такого у нас раньше не было ни разу.

Как был организован отбор? Сколько сценариев вы прочитали?

В отборе участвовали почти три десятка киношкол, которые прислали порядка семидесяти сценариев, из которых я отобрала примерно семнадцать – и отдала их своим коллегам на чтение: Елене Гликман, Сабине Еремеевой и Артему Васильеву. Они помогли выбрать десять проектов шести киношкол.

Вы лично прочитали все семьдесят сценариев?

Я все всегда читаю. Я верю себе именно в силу опыта и постоянного чтения всего и вся. Когда я читаю сценарий и вижу, что он совсем никакой, то в какой-то момент я могу остановиться. Но я всегда прочту текст до конца, если это что-то сколько-нибудь выдающееся.

Как получилось, что больше всего проектов – три из десяти – представляют крохотную Сценарную мастерскую Александра Гоноровского, о которой немногие знают?

Вы знаете, по этому поводу у меня были сомнения, я переживала, не будет ли это воспринято странно. Но жюри оказалось бесценным помощником – все три работы были отмечены и сомнений не осталось. Чтобы разобраться, почему так произошло, важно понимать, что образование индивидуализируется – как и вообще все вокруг. Человечество очень долго, вплоть до XX века, могло выжить только большим коллективом, но за последние 20 лет человек стал зависим только от своей техники и кредитной карты – настолько автономным он не был никогда. Эта тенденция подтягивает все прочие процессы, в том числе в культуре и образовании. Человек начинает требовать обучения, приспособленного под его индивидуальные нужды и интересы. Он не готов ходить и слушать потоком любую информацию которая ему нужна и не нужна. В потоке могут оказаться рядом двоечники и отличники, те, кто пришел равнодушно отсидеть пять лет и те, кто готов на все ради возможности реализовать себя. Угодить настолько разным людям одной образовательной схемой невозможно. Выигрывает тот, кто создает особые обучающие инструменты – не столько даже образовательные, сколько тренинговые, коучинговые программы, которые учитывают, каких знаний не хватает конкретному ученику и каким образом их лучше всего ему получить. Саша Гоноровский долгое время сам выбирал людей по личным собеседованиям, он занимается с каждым индивидуально и дает каждому то, в чем он нуждается. Думаю, секрет в этом. Для нас всех ужасно забавно, что Саша в свое время участвовал в сценарной лаборатории «Проекта Культбюро», которым я руковожу. И мне очень интересно следить сейчас за тем, что он делает. Мы как психоаналитики, которые сначала ходят к пациентам, а потом друг к другу, чтобы и с собой поработать тоже. Современный профессионал учится всегда. Сегодня образование нуждается в бесконечном апгрейде – знания, которые вы получили десять лет назад, уже безнадежно устарели по отношению к тому, что есть сейчас.

Прочитав семьдесят сценариев выпускников и студентов киношкол, какие выводы вы сделали для себя? Насколько эти люди готовы работать в индустрии? И что вообще их интересует?

Честно говоря, все довольно грустно, но важно понимать, что проблема не столько в киношколах, сколько в системе образования вообще, которая ушла из авангарда государственных интересов и разрушается чудовищным образом. Киношколы имеют дело с последствиями длительного процесса обучения людей, которые пришли к ним с уже накопившимся багажом знаний – или их отсутствия. Есть ряд системных проблем, и две вещи огорчают меня больше всего. Во-первых, оторванность молодых авторов от какого-либо контекста нашей жизни вообще. Истории, которые они описывают, происходят не в Москве, не в Сибири, не в Нью-Йорке – они происходят в какой-то абстрактной пустоте, как принято говорить, in the middle of nowhere. В романе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» есть любимый мной фрагмент, где герой попадает в «описываемое будущее»: то есть если в книге написано, что «человек стоял в галстуке и в цилиндре», то он именно таким и предстает – и больше на нем ничего нет. Прочитанные мной сценарии напоминают именно это описываемое будущее. Кинематограф становится событием, только когда он предельно точно диагностирует, что происходит с людьми и с обществом. В противном случае запускается процесс многократного воспроизведения уже существующих образцов и их «разжижения». Сценаристу всегда важно ставить вопрос – почему будущего зрителя будет волновать происходящее на экране? Почему эта история вообще его касается? В случае с большинством прочитанных мной сценариев я не могу ответить на этот вопрос. До тех пор, пока мы не будем говорить про больное, пока не будем рисковать и идти семимильными шагами навстречу неизвестному, у нас не будет никакого кино. Есть такое известное высказывание: «Дети – это не наше будущее, это наше настоящее». Так вот студенты киношкол – настоящее российского кино. И если этих людей ничто искренне не волнует, или они не способны это сформулировать, то это наша огромная общая проблема. Второе наблюдение смыкается с первым: отсутствие ремесла. И это уже прямая ответственность киношкол. Подавляющее большинство того, что я прочла, находится за гранью профессионализма вообще: нет героев, драматургически выверенной конструкции и так далее. Почему так происходит, я не знаю – либо студентов не учат, либо они сами не учатся, но это комплексная проблема, которую надо так же комплексно решать. Наконец, меня очень удручает отсутствие новых форматов и прорывных идей. Во всем мире уже начал угасать сериальный бум, а я последние три года прошу прислать мне проект сериала, но их нет. Все почему-то считают, что на питчинг нужно нести нечто, что потом можно будет показать только в рамках артхаусного фестивального гетто. Почему молодые ребята с утра до ночи смотрят в Интернете то, что нам всем нравится – европейские и американские сериалы обо всем на свете, – но не пишут ничего даже близко похожего? На свете есть политика, есть болезни, есть яркие страсти и невероятно разнообразное общество – а мы живем в экранной ретрофактуре и с помощью нее пытаемся каким-то образом объяснить собственное существование, что абсолютно невозможно и не работает. Современные технологии, новые форматы и способы коммуникации с аудиторией остаются за бортом. Давайте вы, пока молоды, придумаете то, чего мы не знаем, а не будете показывать нам то, что мы уже всю жизнь смотрим? Но, конечно, я очень рада, что нам удалось найти десять оригинальных и интересных проектов. Они показывают, что повод для оптимизма тоже есть.

Самое читаемое

Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках мая
Подробнее
Касса России: «В списках не значился» возглавил прокат
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в апреле 2025 года
Подробнее
Okko рассказал о новинках мая
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 28 апреля – 4 мая 2025 года
Подробнее
Названы самые успешные голливудские проекты 2024 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «В списках не значился» расположился на первой строчке чарта
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках мая
Подробнее
Сериал «Ландыши» получит второй сезон
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Группа крови» опережает «Финал»
Подробнее
Международная касса: «Громовержцы*» стартовали на всех ключевых рынках
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 8-11 мая
Подробнее
«Газпром-Медиа Холдинг» договорился о сотрудничестве с индийской компанией Quantext Media
Подробнее
Дональд Трамп предложил обложить 100-процентными пошлинами иностранные фильмы
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск»
Подробнее
Пятый канал покажет прямую трансляцию вручения XII премии АПКиТ
Подробнее
Фестиваль «Новое движение» расширит образовательную программу
Подробнее
Джон Войт предложил Дональду Трампу свой план по спасению Голливуда
Подробнее
Американская касса: «Громовержцы*» уверенно возглавили прокат
Подробнее
Официальная касса России: время побед
Подробнее