top banner

Анастасия Гурина: «Потолок сборов белорусского фильма в национальном прокате – 200 тысяч долларов»

Автор: Александр Нечаев

3 сентября 2018

Директором по репертуарному планированию сети Silver Screen – о кинопрокатном рынке соседней страны

Минск находится всего в восьми часах езды от Москвы, это самая близкая к нам столица соседнего государства. Однако, несмотря на это, информация о рынке белорусского кинопроката поступает отрывочная. Про кинопроизводство в Беларуси у нас многие и вовсе не знают практически ничего. Для восполнения хотя бы некоторых пробелов мы поговорили с директором по репертуарному планированию единственной частной белорусской сети кинотеатров Silver Screen cinemas Анастасией Гуриной.

Для начала хотелось бы поговорить про белорусский рынок кинопроката в целом. Какова его общая емкость на данный момент? Как она изменилась за последние годы? Какой белорусский фильм сейчас самый кассовый?

У нас есть данные «Невафильм Research» только за 2016 год, которые показывали емкость рынка в 38 миллионов белорусских рублей и 6,9 миллиона кинозрителей, при этом средняя цена кинобилета по Республике Беларусь составляла 5,55 белорусского рубля. Долгое время кинорынок нашей страны был в стагнации, монополистом на нем была государственная сеть кинотеатров. Silver Screen cinemas вошла в кинобизнес в 2014 году и, конечно, столкнулась с сопротивлением – ведь пришлось ни много ни мало переворачивать представление зрителей об уровне сервиса, о современных технологиях, о возможностях времяпровождения в кинотеатре. Мы предпочли пойти по непроторенному пути, используя новое программное обеспечение, уникальное в своем роде, которое позволяет, к примеру, проводить соревнования между кассирами. Это амбициозный проект, который учитывает специфику кинопроката и использует лучшие технологии управления продажами и качеством обслуживания. Для наших кинотеатров мы сами разрабатываем дизайн и планировочные решения, выкладку товаров, избегая при этом штампов и шаблонов. Стремимся предложить такой уровень сервиса и комфорта, чтобы каждый зритель чувствовал себя значимым, уделяем внимание каждой мелкой детали. Большинство белорусов, особенно это касается людей после 45 лет, до недавних пор предпочитали смотреть фильмы дома и последний раз в кино были в молодости. Именно открытие нашей сети оживило белорусский кинорынок и ввело в привычку посещение кинотеатров, которые стали пространством для нового интересного времяпровождения. Ходить в кино стало модно, и это, как следствие, увеличило посещаемость, в том числе и государственных кинотеатров. Выход на рынок частного бизнеса способствовал конкуренции и смог обычный поход в кино превратить в культурное событие, наравне с посещением театра. Что касается белорусских фильмов, то у государственных картин долгий путь заработка, но не через прокат, а через продажу прав на показ по ТВ. Больше всех предположительно заработал фильм СЛЕДЫ НА ВОДЕ – источник Nn.by называет сумму в 163 000 белорусских рублей при бюджете в 1 976 600 рублей. [Здесь и далее имеются в виду белорусские рубли. – Прим. БК) Однако точные официальные кассовые сборы этой картины не разглашаются. В белорусском прокате окупился только независимый проект ГАРАШ – его бокс-офис составил 17 625 рублей при бюджете в 10 000 рублей. На данный момент белорусский рынок кинопроката совсем небольшой. Наши коллеги-дистрибьюторы предполагают, что при прокате только в местных кинотеатрах потолок сборов коммерческого национального фильма, предварительно разрекламированного, может составить максимум 200 тысяч долларов. Хватает в бизнесе и сложностей, различных барьеров. Пока ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы, но мы верим в перспективы.

Как собирают в Беларуси российские кассовые чемпионы? В этом году в России, как известно, четыре крупных национальных хита: ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, ЛЕД, ТРЕНЕР и Я ХУДЕЮ. Насколько хорошо прошел каждый из этих фильмов у вас?

В топ-10 фильмов 2017 года в нашей сети вошли проекты исключительно голливудских студий, а самые популярные прошлогодние российские картины – ЕЛКИ и САЛЮТ-7 – оказались лишь на пятнадцатом и шестнадцатом местах. Кассовые чемпионы России этого года были тепло приняты и у нас. ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ занимает вторую строчку топа после новых МСТИТЕЛЕЙ, на четвертом месте – О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ, на седьмом – Я ХУДЕЮ, а замыкают топ-10 ЛЕД и ТРЕНЕР – девятое и десятое места соответственно.

Насколько велика в стране доля авторского кино? Как у вас прошли российские хиты арт-мейнстрима АРИТМИЯ, ДОВЛАТОВ, ЛЕТО?

Можно сказать, что Silver Screen cinemas является основным показчиком авторского кино в Республике Беларусь, нередка ситуация, когда 100 процентов доли арт-мейнстрима приходится на нашу сеть. Мы гордимся тем, как работаем с авторским кино. АРИТМИЯ у нас выступила по сборам и посещению на одном уровне с фильмами СОБИБОР и ЖИВОЕ. ЛЕТО собрало так же, как СНЕГОВИК. По ЛЕТУ мы проводили рекламную кампанию и устраивали предпремьерный показ с приглашением прессы, кинокритиков и лидеров мнений. Наша сеть организовала рекламную кампанию и единственная в стране показала картину ДОВЛАТОВ. Кроме того, мы привезли этот фильм в страну с эксклюзивным правом проката, что позволило ему за первый уикенд собрать больше, чем лента Уэса Андерсона ОСТРОВ СОБАК за три недели. У ДОВЛАТОВА также был предпремьерный показ, где собрались представителей ведущих белорусских СМИ, и мы выступили перед ними не только как кинопрокатчики, но и как дистрибьюторы фильма. Отличный пример работы с арт-контентом – это наш собственный проект Velcom Silver Art, в рамках которого показываются знаковые работы независимых авторов и фестивальные картины, фильмы таких режиссеров, как Михаэль Ханеке и Дэвид Линч. Отдельное направление – нашумевшие и известные ретроспективы, на которые собираются полные залы, как, например, на фильме ЗАЛЕЧЬ НА ДНО В БРЮГГЕ. Огромную роль при показе таких проектов играет умение создать долгоиграющий шлейф на новостных ресурсах и в социальных сетях. При работе с подобным контентом мы привлекаем блогеров и лидеров мнений с подходящей целевой аудиторией, устраиваем нестандартные пиар-акции, публикуемся на специальных ресурсах, работаем с таргетингом в соцсетях, запускаем собственные видеоролики, созданные специально к рекламной кампании, и интригуем публику тизерами.

Хватает ли белорусским картинам пиара? Выросло ли их количество в прокате за последние годы?

К сожалению, пиара белорусским картинам явно не хватает, режиссеры и продюсеры зачастую даже не закладывают маркетинг в общий бюджет фильма. Поэтому нередка ситуация, когда проекты незаметно появляются в прокате и так же незаметно исчезают. Локальный контент можно разделить на три неравные части: государственное кино, которое снимается полностью за госбюджет, зачастую огромный по меркам республики, частное коммерческое кино, которое производится на привлеченные средства, в основном за счет продакт-плейсмента, и независимое фестивальное кино, которое снимается на личные средства режиссеров и их команд, иногда – с помощью краудфандинга.

Несколько лет назад разговор о белорусском кино сводился главным образом к обсуждению работы национальной киностудии «Беларусьфильм». То есть сейчас ситуация изменилась?

Ситуация немного изменилась благодаря усилиям отдельных частных компаний. Есть случаи господдержки таких компаний – например, сериал «Автошкола», снятый студией «Синетехно» при некотором участии «Беларусьфильма». Стало больше полностью самостоятельных работ. Из последних это ГАРАШ и PARTY-ZAN ФИЛЬМ – обе картины белорусского режиссера Андрея Курейчика вышли в прокат как в Минске, так и в регионах. 30 августа на экраны выйдет фильм Дарьи Жук ХРУСТАЛЬ, снятый при участии частной кинокомпании «Демарш-фильм». Эту картину наша страна впервые за двадцать лет выдвинула на «Оскар». Она получила Гран-при Одесского кинофестиваля, была отмечена на престижном фестивале в Карловых Варах и представлена букерам белорусских кинотеатров на специальном показе. А 16 июля подвел итоги 29-й кинофестиваль в Марселе, где состоялась международная премьера белорусского независимого фильма ЗАВТРА Юлии Шатун. Картина участвовала сразу в трех конкурсах и удостоилась там четырех наград. Это единственная лента, получившая такое количество призов на международном кинофестивале в Марселе этого года. В белорусском прокате она появится в сентябре.

Какие разрешения нужны для показа фильма в кинотеатрах? Насколько беспроблемным выглядит процесс получения прокатного удостоверения?

Все картины, которые выпускаются в прокат в кинотеатрах, должны пройти процедуру получения решения о классификации фильмов в Министерстве культуры Республики Беларусь. Это касается лент и для фестивального показа, и для кинотеатрального. Если проект содержит специфическую информацию, его могут отправить на рассмотрение в республиканскую экспертную комиссию по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости. Ситуаций раздвижки релизов у нас практически не возникает. Если российский дистрибьютор согласен выпустить свой фильм в Республике Беларусь в ранее запланированную дату, то в основном мы работаем без сдвигов. ПАДДИНГТОН 2, ЧЕРНАЯ ПАНТЕРА, РАСПРЕКРАСНЫЙ ПРИНЦМЕКТУБ, МОЯ ЛЮБОВЬ и другие фильмы вышли у нас в первоначально обозначенные дистрибьюторами сроки, без каких-либо сдвигов, как в России.

Какова структура рынка кинопоказчиков? Существуют ли какие-нибудь квоты для национальных фильмов в государственных и/или частных кинотеатрах?

По данным «Невафильм Research», на начало осени 2017-го всего в Республике Беларусь насчитывалось 133 зала в 84 кинотеатрах, при этом лидирующие позиции в качестве операторов сетей занимали со стороны частных кинотеатров сеть Silver Screen cinemas (20 залов в 3 кинотеатрах), со стороны государства – УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома (22 зала в 13 кинотеатрах). По нашим сведениям, в настоящее время ситуация не сильно изменилась. За счет большого количества залов в мультиплексах и благодаря политике репертуарного разнообразия и привлечения альтернативного контента сеть Silver Screen cinemas достаточно часто становится единственным показчиком проектов независимых дистрибьюторских компаний. Каких-либо квот для национальных фильмов не предусмотрено, все кинотеатры исходят из коммерческого потенциала картин.

Какая реклама имеется в ваших кинотеатрах?

Наши кинотеатры отказались от устаревших форматов рекламы ввиду множества ограничений и перешли на современные решения, отвечающие самым высоким требованиям взыскательной публики. В Silver Screen cinemas присутствуют коммерческая цифровая реклама на огромном количестве профессиональных цифровых панелей, вшитые трейлеры и коммерческие ролики перед сеансами, информация на сайте и официальных страницах в социальных сетях. Кроме известных всем инструментов продвижения, наша сеть предлагает партнерам территорию кинотеатра для создания креативных зон для продвижения товара или услуги, которую невозможно создать где-либо еще, так как кинотеатр, как известно, – это уникальная рекламная площадка, позволяющая рекламодателю в рамках одного пространства оказывать на целевую аудиторию одновременно эмоциональное и рациональное воздействие, а также формировать опыт использования своего продукта или даже услуги. И в нашем портфолио множество таких примеров – от FMCG-сектора до модной индустрии.

В кинотеатрах вашей сети присутствует альтернативный контент. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее. Для вас это в большей степени бизнес-история, культуртрегерство или работа на имидж?

Наша сеть работает под девизом «Silver Screen – это больше, чем просто кинотеатр». Мы стремимся быть первыми во всем и не боимся экспериментов. Это скорее наша философия бизнеса, нежели только работа на имидж. Желание сделать культурную жизнь в стране более насыщенной, разнообразной и где-то даже нестандартной. Так, в этом году впервые в формате кинотеатров у нас прошла «Ночь музеев» – целая ночь, посвященная искусству. Программа объединила показы фильмов о знаменитых картинах Босха, Караваджо и Ван Гога в деталях, живой концерт этно-группы Shuma прямо в кинозале, квизы и видеоигры на большом экране. Недавно в нашем кинотеатре прошла «МозгоБойня» (паб-квиз, популярный в Республике Беларусь и в России). Организаторы игры впервые в своей бизнес-истории опробовали такой формат проведения квиза, а кинотеатр получил положительные отзывы и полные залы участников. Также мы регулярно показываем трансляции спортивных и киберспортивных событий, оказались единственными, кто транслировал игры чемпионата мира по футболу 2018 года на большом экране, и вот уже третий раз демонстрируем гранд-финал The International Dota 2 Championships. Музыкальные концерты, театральные и оперные постановки в записи и live-трансляции, документальное кино, показы ретроспектив и артхауса, тематические вечера, приуроченные к громким премьерам, – все это на постоянной основе присутствует в репертуаре нашей сети. Дистрибьюторы доверяют нам проведение рекламных кампаний фильмов с предпоказами задолго до их выхода в широкий прокат. Мы организовываем масштабные тематические ивенты с приглашенными звездами, актерами и режиссерами, со специально разработанной программой, фотографом, фуршетом и ведущим. Делаем все, чтобы создать настроение и погрузить гостей в атмосферу нового фильма – и формируем вокруг себя сообщество настоящих киноманов. Сеть Silver Screen cinemas первой в стране стала на регулярной основе показывать премьерные картины в оригинале с русскими субтитрами и работать в плане показа таких фильмов с Белорусским обществом глухих. Сотрудничаем мы и с различными IT-компаниями, которые проводят у нас специализированные конференции. В будущем планируем запустить совместные проекты по обучающему направлению. Вообще, сервис и гостеприимство – это те два слова, которые находятся в сердце каждого нашего сотрудника, поэтому гости на любом мероприятии чувствуют здесь себя так же комфортно, как дома. Пока зрители наслаждаются яркими премьерами, целая команда работает над тем, чтобы все было на высочайшем уровне. Продуманная расстановка и универсальность сотрудников с легкостью позволяют обслуживать наши многоуровневые кинотеатры. Гости редко смотрят фильмы без нашего свежего попкорна, имбирного чая, безалкогольного глинтвейна зимой и натурального лимонада летом, приготовленных по собственным рецептам нашими поварами. И с удовольствием проводят время до или после просмотра фильмов в наших уютных кофейнях за чашечкой ароматного кофе с эксклюзивными десертами, созданными нашими кондитерами. Конечно, очень часто мы сталкиваемся и с проблемами, которые на первый взгляд невозможно решить. Но наша позиция «Все невозможное возможно» помогает с ними справиться. Например, при проведении показов «Ночи искушений 18+», мы столкнулись с рядом трудностей в законодательном плане. Путем переговоров удалось найти компромисс, который позволил нам все-таки провести мероприятие.

По вашим ощущениям, чего не хватает отрасли?

Не хватает прозрачного и открытого финансирования фильмов. У нас пока действует только республиканский конкурс кинопроектов, который закрыто рассматривает предложения кинематографистов. Республика Беларусь также не может рассчитывать на совместные проекты с европейскими государствами, так как мы не являемся членами фонда Eurimages и не имеем подписанного соглашения с проектом Сreative Еurope. Это ограничивает белорусский кинематограф в возможностях сотрудничества. Национальная система образования в сфере кино все еще цепляется за советские наработки и выпускает специалистов с прицелом на работу в телестудиях, а молодых кинематографистов никто не ждет. Молодежь, которая стремится создать какой-то смелый самостоятельный креатив, сталкивается с многочисленными трудностями и обречена максимум на участие в фестивалях.

Есть ли у вашей сети планы по открытию новых площадок? Планируете ли вы развивать премиальные форматы показа?

Наша сеть активно развивается: за три года мы открыли три мультиплекса в столице, и в дальнейшем планируем открытие площадок не только в Минске, но и в регионах. Это ультрасовременные пространства с уникальными интерьерами и самым технологичным оборудованием, которых нет даже во многих европейских кинотеатрах. Все наши мультиплексы оборудованы серебряными экранами с разрешением 4K, поддержкой формата 3D и звуковыми системами Dolby Digital и Dolby Atmos. Единственная в стране площадка в Premium Large Format – зал VOKA в нашем кинотеатре Velcom cinema by Silver Screen. Его отличительными особенностями являются большой экран, звук Dolby Atmos и сдвоенный проектор с разрешением 4K. Что касается технологии IMAX, то мы просчитывали возможность ее приобретения и пока убеждены, что для нас это не совсем рентабельная история. Мы постоянно смотрим вперед, изучаем возможность внедрения новых технологий и думаем, что вскоре сможем предложить нашим зрителям что-то совершенно революционное, что еще больше изменит представление о кинотеатре. Наши мультиплексы уже получили множество наград как лучшие заведения кинопоказа в стране, что отразилось на общем валовом сборе Беларуси и увеличило приносимую нашим партнерам выручку, поскольку значительно выросло количество людей, желающих проводить свой досуг в кинотеатрах. Кроме всего прочего, у нас очень гибкая ценовая политика, предусматривающая льготные билеты для детей, пенсионеров и людей с инвалидностью, есть дисконтная программа лояльности Red Carpet Club со скидками для постоянных клиентов сети и специальными предложениями. Сеть Silver Screen cinemas стремится подарить посетителям искренний сервис, который подкрепляется самыми современными технологиями и новинками в области кинопоказа. Сейчас мы обладаем уникальным опытом и владеем рядом конкурентных преимуществ, которых нет даже во многих крупных российских киносетях. Все это позволяет привлекать в наши кинотеатры более одного миллиона человек в год уже сейчас. Впоследствии планируем поделиться своим опытом и с другими рынками. Мы верим, что будущее за теми представителями кинобизнеса, которые смогут стать чем-то бόльшим, чем просто кинотеатр.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат
Подробнее
Фонд кино безвозвратно выделит 3,1 млрд рублей на поддержку фильмов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Новый указ президента России предполагает госзаказ на историческое кино
Подробнее
«Сто лет тому вперед» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Warner Bros. готовит новые фильмы во вселенной «Властелина колец»
Подробнее
На «Кинопоиск» и Wink составили протоколы о пропаганде ЛГБТ*
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Как я встретил ее маму» обходит «Папашу в бегах»
Подробнее
Оригинальнее некуда: итоги 2023 года для российских онлайн-кинотеатров
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках мая
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Официальная касса России: сборы фантастики «Сто лет тому вперед» превысили 900 млн рублей
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 мая
Подробнее
Сериал «Король и Шут» получит полнометражное продолжение
Подробнее
Онлайн-кинотеатр KION рассказал о новинках мая
Подробнее
Вадим Перельман готовит триллер с Джимоном Хонсу
Подробнее
Кантемир Балагов готовится к съемкам англоязычного проекта
Подробнее
Изабель Юппер возглавит жюри Венецианского кинофестиваля
Подробнее