Игорь Мишин: «Сегодня складывается роман ТНТ и российского кинематографа»

Гендиректор канала о связи кино и телевидения, а также о своем фильме «Орлеан»

Новая работа режиссера Андрея Прошкина и продюсера Игоря Мишина ОРЛЕАН не только вошла в основной конкурс 37-го Московского международного кинофестиваля, но и обзавелась прокатчиком – в сентябре проект будет выпускать компания «Централ Партнершип». Мы не могли упустить возможность побеседовать с Игорем Мишиным об ОРЛЕАНЕ, а также о сочетании кино и ТВ в его творческих планах.

Ваша новая продюсерская работа ОРЛЕАН вошла в основной конкурс ММКФ. Вы собираетесь сначала дать проекту пожить своей фестивальной жизнью, а потом выпустите его в прокат? Какие планы по выпуску?

Мы как-то очень вперед забегаем, потому что планы по выпуску должен формировать прокатчик – в нашем случае это компания «Централ Партнершип». Новость о попадании нашего фильма в основной конкурс ММКФ, безусловно, из приятных. Когда запускается подобный проект, любой продюсер понимает, что на сегодняшний день у картин в статусе арт-мейнстрима прокатная судьба может быть лучше, если складывается прежде всего и какая-то фестивальная история. Чем крупнее фестиваль, чем интереснее призы, чем больше прессы, пиара, тем потенциально сильнее ожидание аудитории, которая любит ходить в кинотеатры на подобные фильмы. И, конечно, на сегодняшний день для создателей картины (режиссера, сценариста, актеров и так далее) отметка о фестивале является важным пунктом в их творческой биографии. Но для меня как для продюсера приглашение на ММКФ – это старт пиар-кампании картины, которую мы хотим выпускать в прокат в сентябре. То есть у меня максимально прагматичное и простое представление о том, для чего в судьбе фильма нужно участие в основном конкурсе такого фестиваля, как Московский. Посмотрим на ситуацию с точки зрения арифметики: там одиннадцать конкурсных картин, из них три – русские. Понятно, что отечественные проекты получат очень много внимания прессы. На наш взгляд, ОРЛЕАН (с точки зрения интересов аудитории, ни в коем случае не по содержанию и не по жанру) совершенно точно встает в один ряд с такими недавними картинами, как ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ, ЛЕВИАФАН, БЕРДМЭН. По крайней мере мы в первую очередь рассчитываем на внимание зрителя, который с удовольствием смотрел упомянутые фильмы, хотя они все очень разные. Их заметили и начали обсуждать еще до начала проката, в связи с номинациями на «Оскар» либо призами на различных кинофестивалях. В результате сформировался некий эффект ожидания у целевой аудитории, которая любит подобное кино.

Если говорить о референсах, то, в принципе, в схожей ситуации была ОРДА, предыдущий фильм Андрея Прошкина, который также участвовал в основном конкурсе ММКФ, а затем выходил в прокат в сентябре. Но то было историческое кино, ОРЛЕАН же – гротесковый. Едва ли вообще можно точно определить его жанр. Вы сами как считаете?

ОРЛЕАН – картина крайне необычная, референсов с художественной и содержательной точки зрения в российском кино за последние 10–12 лет у нее нет. Это фильм с очень оригинальным кинематографическим языком. Андрею Прошкину, безусловно, удалось создать гротесковый, смешной и ужасный одновременно мир провинциального городка, в котором, с одной стороны, живут обычные люди обычных профессий (парикмахерша, полицейский, врач), а с другой – все так снято и так преподносится зрителю, будто это жизнь каких-то полуфриков. И в этом есть большая кинематографичность. Мы рассчитываем, что зритель будет и испытывать потрясение, и одновременно смеяться. Картина сделана на стыке двух жанров – черной комедии и мистического триллера. В силу ее необычности и уникальности мы придумали для нее определение «фантасмагория греха». БЕРДМЭН же заявлялся по жанру как «психологический трип по Нью-Йорку». Вот мы и решили в какой-то степени повторить такой опыт, когда указание на придуманный оригинальный жанр одновременно является и теглайном фильма.

Будучи генеральным директором канала ТНТ, вы хорошо знаете интересы массовой, в том числе и региональной аудитории. Каким образом эта публика может прийти на ОРЛЕАН и не ужаснуться, не решить, что ей предлагают что-то сложное, заумное?

Во-первых, там нет ничего заумного. Это очень простая история о том, как люди накосячили в своей жизни, насовершали массу неблаговидных, аморальных и выходящих за пределы норм человеческих отношений поступков, и в итоге жизнь предъявляет им счета. Там нет сложных бесед и рассуждений, не эксплуатируются какие-то основы знания о мире, о вселенной, о чем бы то ни было. Это очень бытовая история с точки зрения фабулы и сюжета. Во-вторых, сегодня стало заметно, что прокат интересных картин в России ожил, мы видим, какие цифры появляются у фильмов наподобие тех, что я уже упомянул ранее, мы наблюдаем неожиданно хорошие телевизионные рейтинги у «Открытого показа» в эфире ТНТ, который идет в ночь с воскресенья на понедельник. Средняя доля этого тайм-слота, где демонстрируется русский арт-мейнстрим, не ниже средней доли канала, и это удивительно, таких цифр никто не ожидал. И еще удивительно, что аудитория «Открытого показа» приблизительно наполовину состоит из людей, которые специально включают ТНТ в час ночи, и аудитории «Дома-2», которая совершенно спокойно перетекает и с удовольствием смотрит предлагаемые картины, не пропуская при этом интересные и кассовые фильмы в кинотеатрах. Поэтому, исходя из разных косвенных источников, аудиторию, потенциально готовую пойти в кино и купить билет на арт-мейнстрим, интересное, необычное кино, можно оценить в миллион человек. Это достаточно большая цифра, и выпускать такие фильмы на сегодняшний день уже гораздо приятнее, и результаты у них лучше, чем несколько лет назад.

Получается, сегодня вы настроены гораздо более оптимистично, нежели пять лет назад, когда «самокатом» выходили ОВСЯНКИ?

Безусловно, за эти пять лет ситуация сильно изменилась. Сегодня арт-мейнстримные картины в нашей стране демонстрируют на 400–500 экранах. ОВСЯНКИ в свое время прокатались 36 экранами. И, что особенно сейчас уже воспринимается с удивлением, на тот момент из 36-ти копий у ОВСЯНОК было только две цифровых, остальные – на пленке. А теперь уже кажется: «Как – пленка? Какая пленка? Разве еще кто-то катает пленку?» Все изменилось принципиально – и технологически, и с точки зрения зрительской конъюнктуры. На сегодняшний день у таких картин, если не наделать ошибок в маркетинге (а в этом мы приличные специалисты), если правильно их расписать (нет сомнений в том, что компания ЦПШ сделает это максимально хорошо), могут быть достаточно приличные сборы. Мы же видим, что происходит с художественными (в полном смысле этого слова) фильмами в стране, и в этом году, я думаю, нам еще предстоит пережить очень необычный и удивительный успех тоже далеко не рядовой, сильной картины, коей является РОДИНА Петра Буслова.

У ОРЛЕАНА будет поддержка канала ТНТ?

Да, на сегодняшний день мы уже можем подтвердить, что в продвижении картины будет задействован весь ресурс канала ТНТ, который возможен – и пиаровский, и маркетинговый. Конкретные цифры озвучивать преждевременно, потому что всё в стадии переговоров, но это тот случай, когда мне кажется, что прямое обращение через эфир ТНТ – это как раз обращение к той части аудитории, которая готова прийти в кинотеатр, чтобы посмотреть подобную премьеру.

Когда в марте на Кинорынке было объявлено, что ТНТ поддерживает РОДИНУ, это не могло не вызвать удивления, ведь канал ранее довольно редко, за исключением собственных проектов, поддерживал картины в прокате. Теперь вот еще и ОРЛЕАН. Что изменилось?

Поддержка подобных проектов, будь то РОДИНА Буслова или ОРЛЕАН Прошкина, для ТНТ не является чем-то выпадающим из ряда событий последнего года. Ведь упомянутое появление «Открытого показа» – это был некий эксперимент, и многие пессимистично прогнозировали, что этот тайм-слот в эфире ТНТ провалится. В итоге «Открытый показ» – достаточно успешный проект. Плюс за последние год-два мы привлекли большое количество кинорежиссеров для работы над проектами ТНТ. Это и Борис Хлебников, и Вадим Перельман, и Максим Пежемский, и Валерия Гай Германика, и Гриша Константинопольский. Они отлично делают качественный сериальный продукт, который или уже вышел на ТНТ, или ожидает премьеры этой осенью и следующей весной. То есть, в принципе, на наших глазах складывается некий роман ТНТ и российского кинематографа, и это естественный шаг в развитии канала, в поиске новых смыслов и акцентов, в коммуникации с собственной аудиторией при верности стратегической мысли, что прежде всего это канал развлекательный, канал комедий. Просто развлечения на сегодняшний день совершенно точно должны состоять в том числе и из таких точечных вкраплений очень крутых и качественных продуктов, коими и являются уже упомянутые РОДИНА и ОРЛЕАН.

Конечно, роман ТНТ с кино сложно не заметить, но знаете, была крамольная мысль, что «Открытый показ» стал некой антикризисной мерой – мол, дешевле закупить для этого тайм-слота российский арт-мейнстрим, нежели что-то иное.

«Открытый показ» был задуман в июне 2014 года и полгода подбирались конкретные наименования – шли переговоры, чистились права, формировалась сетка. А в прошлогоднем июне про кризис еще никто ничего не знал. Тем более что с точки зрения основных затрат, которые несет канал ТНТ, бюджет на очистку прав для «Открытого показа» – это микроскопическая величина, принципиально ни на что не влияющая.

Вернемся к картине ОРЛЕАН. Известно, что прошлой весной были некоторые трудности перед началом съемок в Крыму, но затем ситуация довольно быстро разрешилась и производство было запущено. А в целом насколько тяжело шла работа над фильмом?

Я думаю, что существуют кинопроекты, которые даются своим авторам и продюсерам бόльшим пόтом и большей кровью, чем ОРЛЕАН. Да, прошлой весной картина оказалась в ситуации, когда в Крыму было немножко неспокойно и нестабильно – было непонятно, чем же все это закончится. Но для воссоздания мира ОРЛЕАНА настолько идеально подходила природа Крыма восточнее Феодосии, настолько там оптимальное сочетание погодных условий, заливов, рельефа, воссоздающего алтайскую степь с ее солеными озерами, что мы не стали искать новые точки съемок, а просто подождали. И когда поняли, что в Крыму уже достаточно спокойно и условия для съемок комфортные, то сняли картину в нормальные, обычные сроки – за 36 съемочных дней. И по актерским графикам все сложилось, хотя и Лена Лядова, и Виктор Сухоруков, и Виталий Хаев – очень занятые актеры. Даже Олег Ягодин, звезда театра Коляды, совершенно спокойно летал из Екатеринбурга в Крым и обратно. Организационно все было очень комфортно. И сам сценарий, сама история, и образы героев привносили атмосферу хулиганского веселья, или веселого хулиганства, во время съемок – в хорошем смысле, конечно. Ну и, безусловно, надо отметить, что деятельность всей художественно-постановочной части и режиссера Андрея Прошкина – это работа слаженного коллектива. Андрей невероятно комфортен как для актеров на площадке, так и для выстраивания зачастую непростых отношений «продюсер – режиссер». Мы все свои претензии выяснили через материал, в процессе работы над сценарием, и к моменту съемок все было уже много раз проговорено. Подготовительный период очень хорошо прошел, поэтому дальше уже никаких сюрпризов не было. Если не упоминать очень тревожную, но теперь даже смешную историю с появлением музыки в этом фильме.

Музыка в ОРЛЕАНЕ совершенно бесподобная! Расскажите о ней, пожалуйста.

История с появлением музыки и весь коллапс вокруг этого заключается в следующем. Наташа Кучеренко, режиссер монтажа картины, супруга Андрея Прошкина, просто взяла и по своей инициативе при первой сборке стала использовать треки британской группы The Tiger Lillies из альбома 2008 года The Freaks. И как-то это так все легло, что картина долго жила и собиралась в атмосфере постоянного звучания голоса Мартина Жака, лидера группы, и так к этому все привыкли, что когда осенью надо было приземлять все решения по музыке, ничего больше не подходило. Ни я, ни режиссер не могли слышать там никакую другую музыку. The Tiger Lillies частенько приезжают в Россию, приблизительно раз в год. И так совпало, что группа как раз приехала в Москву с концертом, мы познакомились, показали им кусочек нашего фильма, им понравилось. Они сказали: высылайте, когда все будет собрано. Мы отправили им финальную сборку ОРЛЕАНА, сделали английские субтитры. Мартин со своими «одногруппниками» посмотрел и сказал: да, мы готовы написать специальный альбом Orleans. Они написали заглавную песню и еще двенадцать треков. Это будет альбомом 2015 года, который они собираются продавать, выкладывать в iTunes и так далее. То есть для нашей картины была проделана абсолютно отдельная работа. И все было бы неплохо, если бы, когда Андрей Прошкин уже слетал в Берлин, в студию, когда треки подогнали по звучанию, чтобы все было красиво, Мартин не написал ему письмо о том, что они еще раз пересмотрели картину и поняли, что не готовы дать нам права на использование альбома, который записали с нашей подачи. Возникла ситуация коллапса. Все сроки уже прошли, делать что-то новое, хорошее, художественное времени уже не было, и мы понимали, что либо мы разрешаем всю эту коллизию с Мартином, либо откладываем картину на какой-то неопределенный срок, потому что торопиться и принимать абы какое решение по музыке нельзя. Компромиссом явилось то, что Мартин попросил официально подписать допсоглашение к нашему контракту, и в результате в титрах стоит надпись, что морально-нравственная позиция группы The Tiger Lillies не совпадает с позицией авторов фильма. С появлением этой надписи мы вернулись к тому, что у нас есть права на использование этого специального альбома. Плюс они нам подарили права на две песни из альбома 2008 года, и в фильме звучат в основном новые треки, которые поклонники этой группы услышат в первый раз при его просмотре. Когда уж там коллектив выложит этот альбом официально и объявит о выпуске, мы не знаем, так как права у нас поделены: наши права – на кино, а у них – на все остальное.

А при продвижении картины вы можете использовать музыку и упоминание группы?

Мы имеем право использовать треки для создания рекламных материалов – трейлеров, роликов, телевизионных или кинематографических, и чуть позже будем это делать.

Есть ли у вас еще какие-то кинематографические проекты в запуске или в разработке?

Нет, только ТНТ и связанные с ним проекты. Я запускал ОРЛЕАН еще до своего прихода на канал, поэтому надо этот фильм красиво и правильно завершить, а дальше – на ТНТ столько всего нового и интересного, что параллельно вести какие-то кинопроекты невозможно. Не то что из-за нехватки времени, просто пока чему-то другому нет места в моей голове.

Не зря с момента возникновения телевидение считалось главным конкурентом кинематографа (смеется). Кстати, как, на ваш взгляд, сейчас обстоят дела с этой конкуренцией, а также с соперничеством за аудиторию с различными онлайн-площадками?

На наших глазах в эти годы, 2014-й и 2015-й (а в 2016-м все только усилится), формируется некое такое новое современное состояние, новые тенденции в потреблении аудиовизуального продукта. На сегодняшний день говорить о том, кто кому мешает или кто кому помогает, бессмысленно, потому что процессы а) идут с высокой скоростью, б) они идут непрогнозируемо. Скажем, еще год назад никто не мог предполагать такие цифры в Сети: у первого сезона «Физрука» в течение двух месяцев после его выхода было более двухсот миллионов просмотров двадцати серий на сайтах «ТНТ-онлайн» и RuTube. Кто год назад мог сделать такой прогноз? Комментировать, как между собой коррелируют поход в кинотеатр, просмотр продукта в Интернете и наш эфир, можно, лишь только если время от времени это исследовать. Вот такое исследование в данный момент мы заказали TNS и к 1 июля получим результаты, из которых узнаем мнение наших зрителей и их отношение ко всему этому, поймем, может, есть какое-то перетекание аудитории между эфиром, цифровой средой и кинотеатром. Никто никому не конкурент в прямом смысле слова, то есть ни один из этих способов потребления кино или сериалов не является убийцей другого способа, конкуренция не насмерть. Просто у зрителя расширяется меню приятного времяпрепровождения за просмотром видео, и как-то это все должно между собой сочетаться и жить, причем сочетание это будет постоянно меняться – не то что год от года, а от полугодия к полугодию. Прогнозировать сейчас, как это ударит по телевизионным рейтингам, что случится с аудиторией, абсолютно бессмысленно. Как будет выглядеть рынок спустя два года – не по объемам денег или рекламы, а с точки зрения закономерности потребления – сегодня не знает никто.

На недавней конференции «Индустрия кино» Александр Акопов поднял вопрос о создании единой площадки для онлайн-просмотра продукции российских производителей. Контент ТНТ является одним из самых востребованных в Интернете. Что вы думаете об этом предложении?

Вообще, это отдельная тема для разговора, но если комментировать, что обсуждалось в рамках той конференции, то можно констатировать одно: на сегодняшний день интересы вещателей и производителей чаще всего не совпадают. Не надо забывать, что предложение по объединению площадок, ресурсов и так далее – это объединение прежде всего производителей контента. У вещателей совершенно другие цели и задачи, они где-то пересекаются с производителями, но они не идентичны. Это не стопроцентное пересечение. Мы за всеми подобными предложениями следим, но пока нет никаких проектов, которые реально могли бы перевернуть ситуацию вокруг тех цифр, которые получает продукт ТНТ через наши официальные ресурсы – «ТНТ-онлайн» и RuTube. Ничего такого серьезного не произошло, на что можно было бы обратить внимание или обеспокоиться. У нас сейчас гораздо более важная задача – понять, как монетизировать многомиллионные просмотры на наших официальных ресурсах.

Вы как производитель ОРЛЕАНА хотели бы, чтобы эта картина как можно скорее оказалась в онлайн-пространстве?

Я как производитель ОРЛЕАНА хочу, чтобы у картины был приличный прокат. А после этого – чем больше ее будут тиражировать, чем дольше она будет жить на любом бесконечном количестве цифровых ресурсов, тем радостнее. Это же не коммерческий продукт в чистом виде, это проект большого эмоционального потрясения, и важно, чтобы его посмотрело наибольшее количество зрителей.

Вы подавали заявку на участие в других международных фестивалях, презентовали ОРЛЕАН на других Кинорынках, тестировали реализацию зарубежных прав?

На сегодняшний день я понимаю, что это чисто теоретическое упражнение. Мой опыт продажи фильма ОВСЯНКИ более чем в двадцать стран подсказывает мне, что это очень трудные и маленькие деньги одновременно. Для меня как продюсера, который занимается штучными, «бутиковыми» проектами в кино, вся история с международными продажами – это такой маленький приятный бонус к основной задаче: кино должно посмотреть максимально много людей в родной стране. Надеюсь, так и произойдет.


01.06.2015 Автор: Мария Мухина

Самое читаемое

Локации, декорации, трюки и спецэффекты

Где и как снимали фильм «Аквамен»

Подробнее
Ставки на «Аквамена» и «Т-34»

Прогноз БК на «новогоднюю битву»: кто выйдет победителем?

Подробнее
Среди других новинок лидирует «Бамблби»

Предварительная касса уикенда: «Аквамен» собрал полмиллиарда

Подробнее
Ленте не дали лицензию на прокат

В Таджикистане запретили «Богемскую рапсодию»

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100