Антон Калинкин: «Веб-сериал – это продукт, который живет по новым законам, практически формируя подходы к контенту будущего»

Учредитель сервиса The Digital Reporter – о настоящем и будущем индустрии веб-сериалов

О веб-сериалах говорят все больше. Движение одиночных энтузиастов, создававших небольшие малобюджетные проекты, уже переросло в настоящую индустрию. В этом году о создании собственного сериального контента объявили крупнейшие международные медиагиганты Facebook и Apple. Не отстают от зарубежных коллег и российские соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Появление в России специализированного ресурса, посвященного подобному контенту, было лишь делом времени. Таковым стал сервис Digital Reporter. БК поговорил с его уредителем Антоном Калинкиным о настоящем и будущем индустрии веб-сериалов.

Начнем  с главного вопроса: что такое веб-сериал? 

Какого-то официального определения этого формата, пожалуй, не существует. По сути, под него попадают все сериалы, созданные в первую очередь для показа в интернете. То есть формально веб-сериалами можно назвать всю продукцию Netflix и Amazon. Это такие столпы индустрии в широком понимании. Однако сегодня все чаще именно веб-сериалами называют созданные для интернета многосерийные проекты, продолжительность одного эпизода которых составляет от 1–2 до 15–20 минут. Это могут быть как горизонтальные истории, так и вертикальные сюжеты, объединенные общей темой. Кроме того, веб-сериалы зачастую – особенно в Австралии и Канаде, где эта индустрия находится на высоком уровне развития, – нередко перебираются на телевидение. Начавшиеся в интернете проекты там адаптируют под телеформат с большей продолжительностью эпизодов и, соответственно, с большими производственными бюджетами. Веб-сериал – это продукт, который требует более эмоционального влияния на аудиторию, который требует определенного темпоритма как событий, так и технологически монтажного подхода. В общем, это продукт, который живет по абсолютно новым законам, практически формируя подходы к контенту будущего. Уже на сегодняшний день абсолютно ясно, что основным трендом является формулировка: «Идеология важнее технологии». То есть содержательность данного продукта, попадание в жанр и ритм, в котором готова жить новая аудитория, гораздо важнее в данном формате, чем аттракционы, связанные с бюджетами.

Как в России обстоят дела в индустрии веб-сериалов? 

Мы находимся на начальном этапе создания и формирования этого сегмента. Наверное, многие знают про сериал Арсения Гончукова «Район тьмы», недавно в интернете состоялась премьера игрового веб-сериала «Это я» и документального YoungRussia. Есть также попытки поработать в данном жанре у региональных кинематографистов. Однако какого-то целенаправленного движения по созданию веб-сериалов у нас в стране пока нет. Возможно, потому, что и сам формат пока мало изучен и оттого менее популярен у нас, чем игровое и документальное кино, телевизионные сериалы, короткометражки. Думаю, мы все прекрасно помним, что еще несколько лет назад и короткий метр снимали с неохотой, делали это студенты в лучшем случае, сейчас же это вполне самостоятельный сегмент российского кино, в котором работают и молодые, и уже известные кинематографисты. Я очень надеюсь, что и формат веб-сериалов в России приживется. Важно помнить, что это глобально пока еще довольно новый формат. Как я уже сказал, именно индустрия веб-сериалов существует пока только в Канаде и Австралии. Там даже большие медиахолдинги создают специальные приложения для просмотра веб-сериалов. Интерес к этой индустрии есть в Европе. Но какого-то фаворита в отрасли, на кого равняться, как на Голливуд в игровом кино, в веб-сериалах нет. Поэтому и у России есть шанс на данном начальном этапе влиться в это новое, набирающее обороты движение и, возможно, даже занять в нем лидирующую позицию. Мне бы этого очень хотелось. 

Для того чтобы расширить знания о международном веб-сериальном движении, мы и решили запустить в России издание Digital reporter, где рассказываем о лучших веб-сериалах со всего мира, а также о том, как вообще работает эта индустрия. Мы сотрудничаем с европейскими изданиями, используем много их информации, хоть и с большим количеством наших собственных оригинальных материалов. Мы собрали профессиональную редакцию, а также работаем с журналистами и блогерами, специализирующимися на данных медиа. Подписчики и потребители нашего издания – русскоговорящая аудитория по всему миру, те, кто смотрит веб-сериалы, и те, кто еще только собирается познакомиться с этим новым направлением развития кино и digital-платформ. Помимо редакционных материалов наш Digital reporter будет включать в себя еще и онлайн-базу производителей и заказчиков веб-сериалов – площадку для реализации проектов, поиска инвесторов и творческих команд, способных создавать качественный продукт. Пополняемая самими пользователями, эта база станет источником наиболее точной и проверенной информации и будет содержать контакты режиссеров, сценаристов, операторов, актеров, продюсеров, а также тех, кто готов вкладывать деньги в разработку проектов и ищет творческих и бизнес-партнеров.

Насколько высокий интерес, как вы считаете, будет у вашей площадки? И почему вообще сегодня веб-сериалы становятся популярны?

Я надеюсь, что у нас получится создать качественный и высокопрофессиональный ресурс, который объединит интересы креатива и бизнеса и в целом повысит популярность веб-сериалов в России. Думаю, все прекрасно видят, что именно интернет – это самая перспективная площадка для дистрибуции контента, следовательно, и самая эффективная платформа и для развития интернет-продакшна. Гиганты типа Facebook и Apple, как вы знаете, начали финансировать производство собственных шоу и веб-сериалов для их дальнейшего показа на своих же платформах. Индустрия веб-сериалов именно этим и хороша. Она играет на развитие сразу двух важных – особенно для отечественных кино и медиа – ресурсов. С одной стороны, формат веб-сериала подходит для только начинающих свою профессиональную деятельность режиссеров, сценаристов, актеров, продюсеров. Здесь больше свободы, творчества и меньше производственные бюджеты. С другой стороны, веб-сериалы – это отличное вложение для больших продакшн-компаний, которые затем смогут заниматься развитием собственных дистрибуционных платформ и, соответственно, продавать на них свой же контент. Кроме того, это прекрасная история для телекоммуникационных брендов, да и для многих коммерческих компаний, которые могут использовать веб-сериалы для повышения собственного имиджа, промокампаний и прямой рекламы. Это креатив, движение в ногу со временем. В интернете огромное количество потенциальных зрителей. Гораздо больше, чем аудитория кинотеатров и телеканалов. И, мне кажется, странно было бы и большим компаниям, и стартапам, и молодым кинематографистам не воспользоваться огромными возможностями глобальной сети. 

Тем не менее история с монетизацией интернет-контента и потенциального роста зрительского интереса все-таки многих смущает. 

Конечно, механизмы монетизации в интернете еще только предстоит осваивать. Но мы же видим успешный опыт тех же блогеров, многие из которых за несколько лет смогли стать миллионерами. Да, веб-сериалы в этом плане более сложный продукт. Мы только в начале пути. Естественно, индустрия со своими правилами монетизации не выстроится, пока не будет реализована хотя бы первая критическая масса примеров. А для этого необходимы первые инвестиции. Собственно говоря, задача нашего ресурса и онлайн-базы – как раз поиск таких инвестиций и выстраивание прямых отношений между компаниями и людьми, которые готовы платить за новый, свежий, стильный и обладающий большим потенциалом контент, и творческими кадрами, которые готовы этот контент производить. Это новая для нашей страны и киноиндустрии, работающей в основном за счет бюджетных средств, форма отношений, но мне кажется, она довольно перспективна. Мы со своей стороны готовы рассказывать о мировом опыте, искать вместе с потенциальными участниками российского веб-сериального рынка долгоиграющие механизмы финансирования контента, помогать выстраивать отношения по реализации этого контента и доведении его до зрителей. 

С учетом того, что в вашей онлайн-базе будут размещаться и идеи проектов, готовы ли вы защищать права авторов, потому что многие молодые кинематографисты, как известно, очень часто переживают по этому поводу?

Действительно, защита авторских прав – один из самых серьезных вопросов не только для веб-сериалов, но и для любой творческой индустрии в целом. Мы нацелены на сотрудничество с различными структурами, занимающимися охраной авторских прав, и разработку понятной системы, которая позволит защитить и идеи авторов, и уже готовый контент от плагиата и пиратства. Это вопрос прежде всего защиты идеи, так как технологически с защитой контента за последние годы научились работать практически все, антипиратское законодательство, существующее на данный момент, вполне справляется с удалением нелегального контента. Что же касается защиты идеи, то да, здесь все немного сложнее. Но мы в скором времени готовы предложить авторам работающий механизм охраны их авторских прав на нашем ресурсе. Как я уже говорил, мы бы хотели стать профессиональным и безопасным, юридически выверенным ресурсом, объединяющим все заинтересованные стороны и защищающим интересы всех игроков рынка. 

Что еще входит в ваши планы по развитию индустрии веб-сериалов в России? 

В конце мая мы будем  проводить Первый Международный веб-фестиваль в России. На нем мы покажем лучшие работы со всего мира, для этого мы находимся в контакте со всеми ведущими фестивалями, следим за мировыми трендами, пишем о них на нашем сайте. Важнейшей частью фестиваля станет digital-рынок, который будет работать по принципу кинорынка и участие в котором будет интересно всем производителям и онлайн-площадкам. Это ярмарка контента, которой не хватает на сегодняшний день. Как открыть канал в интернете, знает каждый, а чем его заполнять – это для многих большой вопрос, на который мы и хотим ответить в процессе работы нашего фестиваля и рынка. 


20.11.2017

Самое читаемое

Соцсеть организовала онлайн-премию всех популярных форматов контента

«Одноклассники» выберут лучший российский фильм года

Подробнее
Ранее она занимала позицию директора по контенту в ivi.ru

Софья Квашилава стала директором по контенту Rambler Group

Подробнее
На какие рекорды способны «Фантастические твари»?

Прогноз кассовых сборов в России на 15–18 ноября

Подробнее
Новая лента уверенно опережает показатели первой части

Касса четверга: «Фантастические твари» стартуют фантастически

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100