Дмитрий Казуто: «Индустрия не стоит на месте, и вместе с ней развивается и «Кино Экспо»

Подробнее о настоящем и будущем форума

Семнадцатый «Кино Экспо» состоится немного позднее обычного – с 27 сентября по 1 октября в Санкт-Петербурге. И у этого слета место встречи останется прежним – официальной площадкой «Кино Экспо 2015» объявлен выставочный комплекс «Ленэкспо». «БК» побеседовал с директором форума Дмитрием Казуто о том, почему у «Кино Экспо» пока не складывается с переездом и что нового ждет участников сентябрьской встречи.

 

В прошлом году вы говорили о том, что в следующий раз «Кино Экспо» пройдет уже на новой площадке – в международном конгрессно-выставочном комплексе «Экспофорум», который должен был быть официально открыт в октябре 2014-го. Однако главной площадкой предстоящего сентябрьского слета по-прежнему остается «Ленэкспо». С чем это связано? Насколько нам известно, некоторые мероприятия все же, возможно, пройдут в конгресс-центре – какие и почему?

К сожалению, кризисные явления в экономике стали причиной (или поводом) для строителей, а именно – для компании «ЛенспецСМУ», срыва всех мыслимых сроков завершения отделочных работ в конгресс-центре нового выставочного комплекса. Уже в апреле там был запланирован целый ряд мероприятий, для проведения которых пришлось возводить конференц-залы в выставочном павильоне! А нам для наших целей нужен именно конгресс-центр, так как в нем находится зал-амфитеатр, ради которого мы и планировали переезжать на новую площадку. Ведь его добавили в проект специально для «Кино Экспо», по нашей просьбе, и проектировала его компания «Невафильм». Поясню, что новый выставочный комплекс как таковой работает уже с октября прошлого года, и отзывы о нем исключительно положительные. Недоделан лишь конгресс-центр, но нам без него никак не обойтись. Вместе с тем нам обещают, что он будет полностью сдан в сентябре. Но после стольких задержек мы не можем идти на такой риск, и поэтому приняли решение: «Ленэкспо» в любом случае останется базовой площадкой в этом году. Если новый конгресс-центр все же будет сдан, то, возможно, мы проведем там день презентаций, который, как всегда, предшествует выставке, и, может быть, какие-то отдельные выездные мероприятия. Пользуясь случаем, хочу развеять все опасения относительно транспортной доступности и якобы удаленности нового выставочного комплекса от центра города. Во-первых, он находится в пяти минутах езды от аэропорта (на автомобиле), и это не преувеличение – это действительно пять минут. Что, конечно, удобно для прибывающих из других регионов и для зарубежных гостей. Во-вторых, удаленность от центра нельзя даже сравнивать, например, с московским «Крокус Экспо». До ближайшей станции метро десять минут на автомобиле, до центра города – не более получаса, это можно проверить по «Яндекс.Карте» (смеется). Причем в сторону центра, как правило, проблем с трафиком нет. Надеюсь, что у нас будет возможность ознакомить наших делегатов с новой площадкой уже в сентябре.

До «Кино Экспо» еще пять месяцев, поэтому о программе, конечно же, говорить пока рано. Но все же – изменится ли как-то формат мероприятий форума? Стоит ли ожидать каких-либо особенно интересных нововведений?

Индустрия не стоит на месте, и вместе с ней развивается и «Кино Экспо». Поэтому да, нововведения будут! И некоторые уже можно анонсировать. Мы запускаем масштабный проект, не имеющий аналогов в России и СНГ. И даже в мире, пожалуй, будет сложно найти что-то полностью идентичное ему. В рамках форума и выставки «Кино Экспо» впервые состоится «Контент Экспо». Это новый формат, который предполагает представление всех видов аудиовизуального контента (пока кроме новостей и спортивных программ) для кинотеатров, телевидения и современных цифровых медиа, а также всего, что с ним связано – производство, постпродашкн, реализация различных прав, дистрибуция, маркетинг, доставка и лицензирование. Таким образом, в нашей стране появится уникальное новое мероприятие, в рамках которого каждый, кто работает в сфере создания и демонстрации контента, получит возможность прикоснуться к будущему индустрии развлечений. В последние годы спектр делегатов форума значительно расширился, и помимо кинотеатрального проката он также охватывает производство и все каналы распространения аудиовизуального контента. К нам приезжает все больше участников из сферы кино- и телепроизводства, телевидения, новых цифровых медиа, таких как онлайновые видеосервисы. Помимо специальных разделов выставочной экспозиции для всех этих категорий делегатов будут отдельные мероприятия в деловой программе. Поэтому, с одной стороны, мы не откажемся от линейности программы, но с другой стороны – линейность будет соблюдаться только в рамках определенных направлений. То есть мероприятия, например, для кинотеатров не будут проходить параллельно. Но одновременно с ними вполне может идти что-то для телеканалов. Также мы прорабатываем возможность расширения деловой программы для кинопоказчиков за счет таких тем, как взаимодействие кинотеатров и операторов коммерческой недвижимости, F&B, развлекательные технологии для фойе, digital signage и так далее. Будет развиваться и Университет «Кино Экспо». То, что мы находимся на правильном пути, подтверждает тот факт, что в прошлом году на выставке CineAsia начали проводить точно такой же проект (технические семинары и презентации в конференц-зале на выставочной площади) и с таким же названием – CineAsia University. Подобная программа теперь есть и в Барселоне. Поэтому мы вновь приглашаем на форум и выставку как владельцев и руководителей кинотеатров, так и технических специалистов, управляющих и сотрудников кинобаров. В то же время представители кино- и телекомпаний, телеканалов и новых цифровых медиа, дистрибьюторы контента и правообладатели, представители технических компаний в области кино- и телепроизводства в рамках нашего нового проекта «Контент Экспо» получат универсальную площадку как для презентации контента и для реализации прав, так и для представления различных технологий. И в этом одно из отличий концепции «Контент Экспо» от обычной модели кино- и телевизионного Кинорынка. И ведь кстати, даже эта классическая модель в России и СНГ тоже в полной мере не реализована ни на одном из мероприятий – ведь у нас нет событий, подобных AFM, FILMART, MIPCOM и других. Соответственно, «Контент Экспо» займет и эту нишу, но при этом у нас будет представлен и технологический аспект, что сделает наше мероприятие уникальным. Его реализация в рамках «Кино Экспо» позволит нам помочь продюсерским компаниям найти дистрибьюторов для своих проектов, а также представить свои новые фильмы самой широкой аудитории. Для этого будет организовано отдельное мероприятие.

Есть ли у вас уже какие-то идеи и планы по мероприятиям международного формата и привлечению иностранных участников?

Мы продолжим наше успешное стратегическое партнерство с Фондом кино и будем стремиться к тому, чтобы «Кино Экспо», который уже сейчас входит в тройку самых масштабных форумов кинобизнеса, также стал и площадкой для представления российской продукции всему мировому киносообществу. В этой связи в настоящее время мы прорабатываем проект проведения в рамках «Кино Экспо» Российско-китайского кинофорума. Будут и другие нововведения и события, но их пока немного рано анонсировать.

Ставите ли вы перед собой задачу вновь собрать всех мэйджоров для проведения своих презентаций, как это было в прошлом году?

Как я уже отмечал в других интервью, участие тех или иных кинокомпаний в наших мероприятиях зависит исключительно от наличия у них интересных материалов для демонстрации кинотеатрам. Конец сентября – очень удобное время для представления материалов по релизам, выходящим в октябре – январе, а ведь это самая горячая пора для кинопроката. Поэтому, как правило, в «Кино Экспо» участвуют все мэйджоры, и пока нет никаких оснований предполагать, что этот год станет исключением.

Вот уже больше года как вы оставили пост исполнительного директора «Киноальянса». Продолжаете ли вы сотрудничество с этой организацией? И если да, то в чем оно заключается?

Я продолжаю помогать президенту, председателю правления и исполнительной дирекции «Киноальянса», как делал это и раньше (в том числе и до того, как был назначен на свою должность), в частности, по вопросам международной деятельности. Буквально на днях я принимал участие во встрече Эдуарда Пичугина с Крисом Марсичем, президентом MPA по международной деятельности. Обсуждалось множество вопросов взаимодействия «Киноальянса» и MPA, возможно, через несколько недель можно будет объявить о некоторых совместных инициативах.

Если не лукавить и не заигрывать с читателями, то надо признать, что «Киноальянс» как организация, в общем-то, крайне беспомощен сейчас. Почему? Что, на ваш взгляд, мешает его развитию?

Отвечая на ваш вопрос, я должен сначала отметить, что спикерами «Киноальянса» являются президент и председатель правления, поэтому я могу выражать лишь мою личную точку зрения, а не позицию организации. Я считаю, что за последние годы «Киноальянс» добился очень многого! Его деятельность сэкономила кинотеатрам сотни миллионов рублей за счет отмены таможенной пошлины на проекторы, отмены решения о лишении кинотеатров льготы по НДС, эффективной пиар-кампании, направленной на объяснение неэффективности квотирования и многих других мер. Взять хотя бы вопрос квотирования, я напомню его историю. С тех пор как у «Киноальянса» в конце июня 2012 года появился еще только самый первый законопроект о квотировании, была проведена колоссальная работа по разъяснению позиции кинотеатров. Именно эта организация консолидировала совместную позицию всей киноиндустрии по данному вопросу, организовывала различные мероприятия, как, например, круглый стол в Госдуме в 2013-м. Эта работа не останавливалась ни на один день и в итоге дала результат: о том, что квотирования не будет, мы услышали от самого министра культуры. Благодаря тому, что президент «Киноальянса» сейчас реализует государственную задачу по возрождению киностудии «Ленфильм», у него есть возможность постоянно общаться с чиновниками самого высокого уровня и доносить до них позицию кинотеатров. Это сыграло главную роль в решении вопроса о квотировании, хотя в нынешней политической ситуации задача усложнилась еще больше. Отдельная работа проводилась и по законопроекту о запрете рекламы в кинотеатрах, ситуации с ВОЛКОМ С УОЛЛ-СТРИТ. Поэтому о беспомощности «Киноальянса» говорить несколько необоснованно. Если бы не его работа, кинотеатры платили бы за проекторы как минимум на 10 процентов больше, уплачивали бы НДС с выручки от продажи билетов и были бы вынуждены смириться с квотированием. Что сейчас мешает развитию «Киноальянса»? То же самое, что и раньше – пассивная позиция самих кинотеатров. Я не представляю, что еще нужно сделать, чтобы те кинотеатры, которые не вступают в «Киноальянс», наконец-то приняли такое решение. Ведь чем большее количество из них будет платить взносы, тем шире возможности появятся у организации. Я думаю, что проблема может быть в том, что информацию о «Киноальянсе» получают руководители кинотеатров, которые часто не обладают полномочиями принять решение о вступлении, а собственники слишком далеки от этих вопросов и вообще не имеют своего мнения. Других объяснений у меня нет. Ведь когда ранее проводились опросы, почему тот или иной кинотеатр не вступает в «Киноальянс», мы редко слышали ответы по существу. Чаще всего отвечали, что, например, не видят от него пользы. Что говорило только о том, что люди даже не вникали в суть вопроса. Может быть, «БК» вновь вернется к этой теме и проведет опрос кинотеатров? Действительно интересно разобраться, почему они не хотят сами себе помочь…

Какие в этом году планы на барселонский форум CineEurope? Какие ключевые темы предполагается обсудить с европейскими коллегами?

Европейские коллеги сейчас больше всего озабочены буквально маниакальным желанием Еврокомиссии «либерализовать» аудиовизуальный рынок в ЕС до такой степени, чтобы полностью разрушить принцип очередности релиза и уничтожить кинотеатральное окно. Якобы это будет способствовать культурному разнообразию и большей популярности европейского кино. К счастью, Еврокомиссия нам не указ, но всегда полезно быть в курсе того, что происходит.

Известно ли уже, насколько многочисленна будет российская делегация на предстоящем конвенте в Барселоне и кто войдет в ее состав? На ваш взгляд, отразится ли кризис на возможности участия представителей отечественной киноиндустрии в CineEurope? Состоятся ли в этом году презентации российских компаний в рамках основной программы форума?

Я думаю, что участие представителей российской киноиндустрии в CineEurope будет последним, на чем скажется кризис (смеется). Как всегда, в Барселону поедут представители и кинотеатров, и дистрибьюторов, и технических компаний. Что касается презентаций, то это опять же будет зависеть от наличия у прокатчиков интересного контента, который надо срочно показать. Мне пока ничего не известно о подобных планах.

Как сейчас строится ваше сотрудничество с Европейским союзом ассоциаций кинотеатров? Состоится ли в этом году в Барселоне традиционная встреча UNIC? Какие вопросы в ее рамках видятся вам наиболее актуальными? Примут ли в ней участие российские делегаты?

Строится как и прежде – на основе доброжелательного партнерства и эффективного информационного обмена. Да, делегация «Киноальянса» примет участие во встрече UNIC в Барселоне, но повестки дня еще нет – другая сторона пока готовится к мероприятию в рамках Каннского кинофестиваля.

Мы понимаем, что Российский Международный Кинорынок – в общем-то ваш конкурент, а о конкурентах редко говорят публично. При этом многие воспринимают «Кино Экспо» как еще один Кинорынок, но со своими нюансами. Стремитесь ли вы обозначить отличия? Что в целом вы думаете сегодня о формате Кинорынков?

Я не думаю, что Российский Международный Кинорынок – конкурент «Кино Экспо», и уверен, что и наши коллеги оттуда не считают свое мероприятие таковым. Если это и конкуренция, то дружеская. Мы сотрудничаем с Кинорынком еще с 2000 года, когда многие наши соратники по киноиндустрии еще в школе учились (смеется). Но мы понимали, что углубление нашего партнерства могло бы привести к монополизации, и это, наверное, никого не обрадовало бы. На мой взгляд, участники «Кино Экспо» и Российского Международного Кинорынка все же видят разницу. Наш форум в последние несколько лет сравнивают скорее с CinemaCon и c CineEurope, и вот для своих зарубежных партнеров мы уже стали, как вы говорите, «еще одним из этих конвентов», что для нас, конечно же, является большим достижением. По количеству участников и занимаемым площадям мы оставили позади и ShowEast, и CineAsia. Будем стремиться к новым свершениям и брать самое лучшее от других мировых событий киноиндустрии, таких как IBC, AFM, MIPCOM… Что же касается формата Кинорынков, то он выдержал испытание временем, и сейчас уже практически не слышно разговоров о том, что таких мероприятий слишком много, что их надо сокращать и так далее. Ведь если бы не было Кинорынков, то дистрибьюторам пришлось бы собирать представителей кинотеатров самим (что они иногда и делают, но в экстренных случаях). Кинорынки и «Кино Экспо» дают дистрибьюторам возможность не только представлять свои материалы показчикам, но и самим быть в курсе того, что показывают их коллеги, а это тоже очень важно. Поэтому такой формат выгоден для всех, и я не вижу предпосылок для радикальных изменений. Мне кажется, что так же думает и большинство участников рынка.


04.05.2015 Автор: Саша Плющ

Самое читаемое

«Джуманджи: Новый уровень» с превью-сеансами − второй

Предварительная касса уикенда: «Холодное сердце 2» вновь на вершине

Подробнее
На суд экспертов представили 18 проектов

Питчинги Фонда кино 2019: детское и семейное кино

Подробнее
Фотоотчет из мультиплекса «КАРО 11 Октябрь»

Премьера фильма «Алла Пугачева. Тот самый концерт»

Подробнее
«Джуманджи: Новый уровень» пока отстает

Предварительная касса четверга: мощный старт сиквела «Полицейского с Рублевки»

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru