top banner

Василий Коктыш: «У нас все зарубежное – и российское кино тоже»

Автор: Мария Позина

3 августа 2015

Гендиректор «Киновидеопроката» Минска о государственных кинотеатрах белорусской столицы

Василий, расскажите, пожалуйста, сколько кинотеатров сейчас входит в унитарное предприятие «Киновидеопрокат». Изменилось ли количество залов за последнее время?

К сожалению, количество залов у нас не увеличилось. Ну если не считать, что в 2008 году построили фестивальный кинотеатр и нашли возможность открыть в кинотеатре «Ракета» еще один зал на сорок мест. Но там демонстрируется фестивальное кино, артхаусное. Всего у нас 14 кинотеатров и 24 зала.

И один из них, «Победа», сейчас закрывается на ремонт?

Нет, «Победа» пока не закрывается на ремонт, но мы сейчас приостановили работу для того, чтобы провести обследование несущей конструкции на предмет безопасности. Здание «Победы» – памятник архитектуры. Кинотеатр пока не «оцифрован», до настоящего времени мы работали в нем артхаусными фильмами на DVD, а устанавливать цифровое оборудование не было смысла, раз «Победу», вероятно, ждет реконструкция – архитектурный проект уже есть, еще должен быть подготовлен строительный проект. До 15 сентября будет проходить проверка, по итогам которой мы примем решение, как и сколько еще эксплуатировать кинотеатр. 

А сколько залов «Киновидеопроката» на данный момент «оцифровано»?

У нас «оцифрованы» почти все кинотеатры, в основном с возможностью 3D-показа. Есть некоторые большие заведения, где мы не устанавливали 3D – это «Октябрь» и «Москва». Хотя сделали шикарный ремонт «Москвы», и уже в прошлом году там проходило открытие кинофестиваля «Листопад» вместо дворца «Республика». Теперь это современный зал, но, к сожалению, всего один, на 700 мест. До ремонта было 900 мест – стало 700 после того, как мы немножко изменили амфитеатр, поставили новые кресла и обеспечили более комфортный подъем пола, к которому уже привык современный зритель. Естественно, во многих кинотеатрах мы не можем этого сделать, изменить их конструкцию, так как это огромные деньги, но вообще, все наши заведения приведены в порядок, кроме «Победы». Правда, сейчас, в жаркую пору, у нас другая проблема – с кондиционированием, но, надеюсь, к концу июля или началу августа мы еще семь залов кондиционерами обеспечим.

Ваша сеть, будучи государственной, получает какую-то финансовую поддержку для технического переоснащения своих площадок? 

В том, что касается «цифры» – да, по Минску распределение такое: 60 процентов денег было выделено из городского бюджета, а остальные 40 процентов мы сами искали. Но вообще мы государственные дотации не получаем, в отличие от региональных показчиков.

Почему? Как вообще изменилась государственная поддержка кинотеатров за последние годы?

Знаете, я чувствовал поддержку, когда кинотеатры были развалены и люди не ходили в кино. А теперь все вроде как привыкли, что мы тут работаем успешно, и зрители у нас постоянно прибавляются. Мы вышли на самоокупаемость и больше не получаем дотации. Самоокупаемость – это, конечно, хорошо, у нас и зарплаты чуть выше, чем в регионах, потому что Минск – все-таки более дорогой город, и потребности минчан повыше. Тем не менее дотации нам обязательно нужны на инвестпроекты – такие как строительство еще одного многозального кинотеатра, капитальный ремонт и реставрация той же «Победы», ну и некоторое техническое переоснащение тоже. Пока что эти проекты финансированием не обеспечены. На следующий год мы попытаемся еще что-то получить, но есть некоторые сомнения в том, что это удастся. Нам нужны деньги на развитие, ну а текущую деятельность мы обеспечиваем собственными силами. 

Несколько лет назад в Беларуси планировалось ввести льготы по НДС для кинопоказчиков. Было ли это осуществлено?

Да, причем для всех – и для коммерческих кинопоказчиков, и для государственных. Как раз благодаря этому мы сегодня обеспечиваем безубыточную работу и не пользуемся дотацией. Нам удается и ремонты осуществлять, и поддерживать кинотеатры в нормальном, безопасном состоянии – каждый год мы что-то делаем, каждый день зритель видит какие-то изменения. Но для того чтобы происходило дальнейшее развитие, необходимо строительство новых современных кинотеатров. У нас есть план четырехзальной площадки, но, к сожалению, финансирование нам пока не выделяется. Конечно, хотелось бы уже и звук самый современный сделать, и 3D-оборудование поставить…

В России сейчас, напротив, планируют отменить льготы по НДС на билеты на зарубежные фильмы. Как вы к этому относитесь?

Меня это беспокоит, потому что если введут НДС на билеты на зарубежное кино в России, то каким-то образом, конечно, и у нас с нашими партнерами, которые нам предоставляют фильмы, возникнут некоторые вопросы. Я боюсь, что будут предъявлять более жесткие требования по количеству сеансов, по росписи. И также беспокоит, что у нас тоже такой закон могут принять, но в Беларуси два отечественных фильма в год выходит, а то и меньше. У нас все зарубежное – и российское кино тоже как бы зарубежное. Пока мы смотрим в будущее с оптимизмом. Самая большая заслуга нашего «Киновидеопроката» (а у нас не больно-то много других кинопоказчиков) в том, что мы приучили зрителя ходить в кино, это стало модно. И самое главное, что ходят семьями, потому что раньше у нас менталитет был такой: если это анимация, то сугубо за 10 копеек и сугубо для детей. Сейчас, конечно, мы ставим крупные анимационные проекты и уверены, что будут полные залы. 

В целом наблюдаете ли вы изменения посещаемости и кинотеатральной аудитории в последнее время?

Посещаемость выросла, есть аудитория и у наших артхаусных площадок. В целом же массовый зритель, конечно, изменился – сейчас больше востребованы громкие фильмы с большим бюджетом, а на картины хорошего художественного уровня, на крепкие «середнячки» ходят все меньше и меньше. Наверное, их смотрят все-таки больше по Интернету, к сожалению. Такую тенденцию я наблюдаю последние два года, и она прогрессирует. Люди готовы отдавать деньги только за те фильмы, в которых они уверены – уверены, что получат те эмоции, которых ждут. Вот ТЕРМИНАТОР: ГЕНЕЗИС у нас хорошо стартовал. Хотя до ФОРСАЖА 7 он, наверное, недотянет.

В России в последние годы довольно жестко соблюдаются возрастные ограничения. Как с этим обстоит дело в белорусском кинопоказе? Мы слышали, что, например, ПЯТИДЕСЯТИ ОТТЕНКАМ СЕРОГО у вас присвоили рейтинг 18+ в самый последний момент, когда определенное количество билетов на фильм уже было продано. 

У нас была очень вредная комиссия лет семь назад, когда над нами тут почти издевались и было очень сложно работать, но сейчас к этому подходят более мягко. И еще поменяли возрастные категории – сейчас у нас 12+, 14+ и 16+, а раньше был и 18+. Сегодня действует в большей степени ознакомительный принцип, то есть мы зрителя предупреждаем, что ему, может быть, нежелательно идти на этот фильм. То есть каждый человек сам должен отвечать и за свое физическое, и за свое моральное здоровье. Что касается ПЯТИДЕСЯТИ ОТТЕНКОВ СЕРОГО, то вот семь лет назад мы этот фильм не показали бы. А так все было спокойно, у нас не было проблем, вопросов. Да, 18+, да, мы показывали его только в одном кинотеатре, но так долго, пока ходил зритель. Вот ЛЮБОВЬ Гаспара Ноэ, конечно, будет покруче НИМФОМАНКИ и ПЯТИДЕСЯТИ ОТТЕНКОВ СЕРОГО. Мы попробовали бы показать его комиссии и поставить в одном из кинотеатров. Хотя я думаю, что и в России вряд ли ЛЮБОВЬ покажут. Но если это произойдет, то и мы будем искать такую возможность. 

Какова на данный момент ценовая политика вашей сети? Отличается ли она от политики коммерческих кинотеатров? 

Мы не смотрим на частные кинотеатры – скорее они по нам сверяют свои цены. По некоторым особо кассовым фильмам мы идем навстречу дистрибьюторам и чуть повышаем цены – это ведь у нас обоюдный процесс, договорной. Также у нас есть специальные детские сеансы, скидки на утренние показы. В зависимости от комфортности кинотеатра тоже разные цены на билеты – чем выше комфорт, тем больше стоимость. Я бы сказал, прейскурант у нас достаточно демократичный. Средняя цена билета – порядка 30 тысяч белорусских рублей, доллар по сегодняшнему курсу равен 15 400 белорусским рублям, так что это около двух долларов.

Насколько сильно вы вообще ощущаете конкуренцию с коммерческими площадками?

Понимаете, наши кинотеатры построены в 50-е и 80-е годы, кроме «Беларуси», который появился позже – это современный пятизальный кинотеатр. Но, к сожалению, пять залов и мультиплексом назвать нельзя. Тем не менее мы стремимся сохранить зрителей, да и они, в общем-то, уже привыкли к нашим площадкам, за что мы им всегда благодарны. Плохо, когда в кинотеатре всего один зал, а с другой стороны, визуальный эффект от просмотра фильма на таком большом экране сильнее, чем в маленьких залах. Например, у нас в «Октябре» ширина экрана 20 метров, а в «Москве» – 22 метра. Это, конечно же, зрителям нравится. И все же самая главная проблема у нас одна – не хватает кинозалов. Очень сложно расписывать фильмы в однозальниках. Ну что такое 24 зала в общей сложности? Если бы они были в одном кинотеатре, то да, легче было бы расписать. Будь у нас хотя бы 40 залов на всю сеть, уже жилось бы проще. Свыше сорока и не надо, большое количество залов тоже не всегда хорошо. Мы стремились к этой цифре, но пока у нас нет возможности, бюджет ограничивает. Все-таки у нас импортозависимое предприятие, поэтому сложно пробивать инвестиционные проекты и строительство новых кинотеатров. И, конечно, коммерческие площадки открываются – 7 залов уже работают и еще 6 откроются, будет 13 залов у частного кинобизнеса. Так что будем с ними конкурировать. Сложно расписывать фильмы, сложно выполнять те требования, которые нам предъявляют компании по большим проектам, но мы договариваемся. 

А как сейчас строятся ваши отношения с российскими дистрибьюторами? Что-то изменилось за последние годы?

Нет, ничего не изменилось. Я благодарен своим российским коллегам, у нас давнее сотрудничество, мы давно друг друга знаем, давно работаем, и мы никогда их не подводили. Был период в 2011 году, когда у нас обвалился белорусский рубль и возникли проблемы с платежами. Но мы этот период прошли без каких-либо потерь. Мы работаем со всеми компаниями напрямую, естественно, на процентных условиях, на долгосрочных договорах, каждый год их пролонгируем.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Минкультуры хочет увидеть больше семейных патриотических фильмов в кинотеатрах
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Международный фестиваль фильмов для детей и юношества «Герой» представил шорт-лист и гостей форума
Подробнее
Больше 50% россиян пользуются подпиской на онлайн-кинотеатры
Подробнее
В Москве прошла светская премьера фильма «Шпион на всю голову»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках мая
Подробнее