top banner

Сергей Ливнев: «Нынешний фильм – по сути мой второй дебют»

Автор: Максим Туула

5 июня 2018

Режиссер фильма «Ван Гоги» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»

На рубеже 80–90-х годов Сергей Ливнев был одним из самых многообещающих авторов нового поколения: его сценарии (АССА) и режиссерские работы (КИКС и СЕРП И МОЛОТ) немало повлияли на российское кино того времени. Однако последующую четверть века он стал больше известен в индустрии как продюсер и некоторое время – как дистрибьютор: под его руководством Киностудия Горького в 90-е, а позднее – компания «Леополис» отличались не совсем стандартным подходом к работе и выбору проектов. В его продюсерской фильмографии такие разные жанровые картины, как СТРАНА ГЛУХИХ, ЗМЕИНЫЙ ИСТОЧНИК, ГИТЛЕР КАПУТ!, ГОП-СТОП, ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ, СТАТУС: СВОБОДЕН. Спустя годы, вернувшись в режиссуру, Ливнев снял фильм, мало похожий на его первые работы, и совсем не похожий на его продюсерские проекты. Это авторское кино о непростых отношениях отца и сына, пытающихся на склоне лет преодолеть накопившуюся ненависть и найти путь к примирению.

Вы очень долго не снимали фильмов как режиссер. Почему так вышло и что заставило вас вернуться в режиссуру? Насколько вы изменились как автор?

Наверное, все эти годы было просто не о чем снимать, а сейчас появилось. Мой новый фильм совсем другой. Раньше меня интересовали формальные ходы, необычные истории, постмодернистские приемы, и я скорее делал кино, чтобы спрятать то, что хотел сказать. Теперь меня не интересуют никакие формальные изыски – мне хочется больше говорить о том, что беспокоит меня самого, о том, что меня занимает. Я хочу рассказывать об этом напрямую, не прячась за жанром, за стилем. Причина непосредственно во мне, а не в окружающей реальности, – изменился я сам. Собственно, и фильм мало соотносится с современностью, с какими-то социальными явлениями – он говорит о смерти, о любви, о родителях и детях, о вечных вещах.

История взаимоотношений отца и сына в фильме связана с вашим личным опытом?

Безусловно, это не слепок моей личной истории. Речь идет о том, что корни отношений родителей и детей уходят в детство. И это связано с ощущениями моего собственного детства.

Вы принципиально выбрали для героев творческие профессии – художник и дирижер?

Мне попросту понятнее такие люди, потому что практически всю свою жизнь я общаюсь с теми, кто занимается творчеством. Наверное, поэтому я и выбрал такие профессии. Кроме того, в силу естественных причин люди, занимающиеся искусством, более чувствительны, их эмоции обострены. Они переживают те же самые чувства, что и остальные, но намного сильнее. Может быть, потому, что не могут с ними справиться в реальной жизни, они и выбирают искусство – пытаются каким-то образом сублимировать их в своей работе.

Вы много лет пробыли, так сказать, по другую сторону баррикад в киноиндустрии – в качестве продюсера и дистрибьютора. Это повлияло на ваше восприятие кино как режиссера?

Это правда, я много лет находился в кинопроцессе, но все же немного сбоку, я никогда не работал как продюсер на площадке. Нынешний фильм – по сути мой второй дебют. Даже когда я был режиссером много лет назад, то не чувствовал себя профессионалом, и сейчас это тоже происходило как будто в первый раз. Выяснилось, что у меня есть представления о том, как делать кино, но знаний практически никаких, и все казалось мне новым. Но это было очень интересно. Кроме того, мой фильм – нечто совсем другое, нежели проекты, которыми я занимался как продюсер – продюсировал коммерческое кино, а сейчас сделал драму, совсем не жанровую картину.

В вашем фильме много диалогов…

Да, фильм достаточно разговорный, так как это драма о человеческих отношениях, поэтому необходимо много разговаривать, чтоб эти отношения выяснить. Это не масштабный проект, это очень камерная, интимная история. Мне, честно говоря, вообще нравится, когда люди разговаривают, поэтому я люблю писать диалоги.

Насколько я знаю, вы снимали фильм в Риге, потому что вам нужен был не слишком большой город, но с культурным бэкграундом. 

Нет, мне подошел бы и очень большой город – лишь бы с культурой. Но дело просто в том, что герой – дирижер, а в совсем маленьких городках не бывает оркестров. Поэтому действие могло происходить и в другом большом городе: мы смотрели Москву, Петербург, Вильнюс, Таллин, как ни странно, Тбилиси. Но Ригу я выбрал потому, что там подошла натура и прежде всего основной объект – дом героя. Мы в итоге нашли и хороших латвийских партнеров, поэтому бόльшая часть была снята в Риге и Юрмале, хотя еще часть фильма мы снимали в Израиле.

А не дорого снимать в Израиле? Это же довольно недешевая страна для жизни.

Знаете, оказалось, что снимать там не очень дорого. Я с удивлением узнал, что обычный бюджет целого фильма в Израиле – миллион долларов, а мы снимали всего лишь небольшую часть.

Одну из главных ролей в фильме играет Алексей Серебряков, который снимался у вас еще в начале 90-х в СЕРПЕ И МОЛОТЕ.

Да, когда я писал сценарий, то уже понимал, что этим героем будет он. Мы дружим много лет, хорошо друг друга знаем, общались по ходу работы над сценарием, он его читал – и потому никаких сомнений не было. Это мой любимый артист, что тут поделаешь. А вот Даниэль Ольбрыхский, сыгравший вторую главную роль, появился в последний момент. Я был с ним немного знаком: собирался снимать другой фильм и приглашал его на роль. В какой-то момент я понял, что было бы правильно позвонить ему и пригласить в нынешний мой фильм, и я очень рад этому решению, потому что он – потрясающий артист: спонтанный, мощный по присутствию в кадре, безумно талантливый и работящий. При этом он исполнил роль на неродном языке – русском, потому что играет не иностранца, а человека, который всю жизнь прожил хоть и в Риге, но в русскоязычной среде. До того он много играл в русских фильмах – но не русского. Потом он озвучивал себя сам, самоотверженно семь дней в Варшаве стоял перед пультом с утра до вечера, разучивая, как говорить без акцента, а некоторые вещи звучали хорошо и без переозвучивания. Я рад, что героев сыграли два таких блестящих, мощных актера, они в чем-то действительно похожи, и можно поверить, что это отец и сын, хотя по методу они совершенно разные. Мне кажется, что сначала они немного побаивались друг друга, каждый понимал, кто напротив него, но они очень быстро прониклись уважением к партнеру. Возникла даже определенная борьба за первенство, что, по-моему, хорошо сказалось на этом фильме.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее