top banner

Надежда Мотина: «Мы хотим, чтобы государство не мешало нам показывать умное кино»

Автор: Анастасия Дугинова

20 октября 2014

Директор по закупкам и кинопрокату Premium Film – об особенностях ограниченного проката

Вот уже довольно продолжительное время проекты Premium Film занимают лидирующие позиции в топ-10 релизов ограниченного проката, а по итогам августа релизы компании и вовсе укрепились на первых четырех строчках чарта. Такие результаты в очередной раз подтверждают, что в кинопрокате, как и в любом бизнесе, чрезвычайно важно найти свою нишу. О выбранной дистрибьютором стратегии и особенностях ограниченного проката «БК» поговорил с директором по закупкам и кинопрокату Premium Film Надеждой Мотиной.

Надежда, на наш взгляд, сборы последних релизов Premium Film БОЛЬШАЯ АФЕРА, КРАСОТКИ В ПАРИЖЕ, ДВОЙНИК, ГОЛГОФА и АВГУСТ можно смело назвать успешными. Как вы сами оцениваете результаты своей работы?

Premium Film работает с сентября 2007 года. Все это время мы старались представлять публике лучшие, уникальные, необычные картины. Гордимся тем, что выпускали ГОСПОДИНА НИКТО Жако ван Дормаля, ПИНУ: ТАНЕЦ СТРАСТИ в 3D Вима Вендерса, ПЕНУ ДНЕЙ Мишеля Гондри, ЛУНУ 2112 (режиссерский дебют Дункана Джонса до ИСХОДНОГО КОДА и ВАРКРАФТА) и многие другие фильмы. ГОСПОДИН НИКТО до сих пор является лидером по наработке: 4,5 миллиона рублей на копию и аншлаги в течение шести недель – это ли не признание публики? Мы очень довольны и перечисленными вами проектами. АВГУСТ кинотеатры держали более десяти недель. Сильно выше наших ожиданий сейчас идут КРАСОТКИ В ПАРИЖЕ. Что касается БОЛЬШОЙ АФЕРЫ, то на третьей неделе проката в кинотеатрах у нее происходит беспрецедентный рост посещаемости и сборов. Трудно вспомнить, когда в последний раз у нашего проекта был такой «сарафан». Учитывая небольшое количество копий, мы имеем практически аншлаги даже на сеансах в будни.

У вас есть опыт работы как с релизами широкого проката, так и с проектами ограниченного. В последнее время вы отказались от первых в пользу вторых. В чем заключаются особенности этой стратегии?

Широкопрокатные релизы с количеством копий от двух сотен мы выпускаем совместно с партнерами. В каждом отдельном случае бизнес-модель разная. Это позволяет очень гибко подходить к бюджету, выбирать лучшие предложения и передовые технологии. Нет рутинного подхода, конвейера. С каждым фильмом можно попробовать что-то новое и сохранить при этом собственный маленький штат. Premium Film работает максимально прозрачно: мы никогда не заявляем релиз на 500 копиях, чтобы потом выйти на пятидесяти. У нас есть пул партнеров, которые хорошо представляют себе потенциал наших фильмов, умеют с ними работать и на них зарабатывать. Они работают с картинами в долгую, поэтому мы стараемся предоставлять им эксклюзивные условия. Нет смысла давать фильм одним сеансом площадке, которая ставит его на неделю для разнообразия репертуара. И кинотеатр будет недоволен цифрами, и мы. Если кинотеатр продвигает умное кино, постоянно находит для него место, то у него формируется аудитория, которая хочет смотреть не только блокбастеры. Люди знают, что в этом зале в это время можно увидеть что-то особенное, модное, актуальное, не для всех. К сожалению, таких площадок у нас немного.

Стараетесь ли вы привлекать новые площадки?

В основном мы работаем с постоянным кругом партнеров. С удовольствием знакомимся и с новыми, особенно когда у них есть интересные идеи – фестивали, программы специальных показов.

Как вы оцениваете спрос на релизы ограниченного проката в Москве, Санкт-Петербурге и регионах? И каким образом обычно распределяются копии?

Как правило, для релизов ограниченного проката около 45–50 процентов приносит Москва, 25–30 процентов – Питер. Мы стараемся бороться с этим, но пока не получается. Помню, по ГОСПОДИНУ НИКТО в эпоху пленки не было возможности встать во всех городах на старте. На «КиноПоиске» тогда проводили голосование – кто хочет показ в своем городе. Самым активным оказался Волгоград. Мы дали им копию, но сборы были сравнительно скромными.

В июле прошлого года Premium Film заключила соглашение о стратегическом партнерстве с компанией «Вольга». Продолжается ли это сотрудничество? Довольны ли вы его результатами?

Совместно с компанией «Вольга» мы выпустили два релиза – ЛИМБ и ДИАНА: ИСТОРИЯ ЛЮБВИ. Оба фильма сработали просто отлично, за что мы благодарны команде «Вольги». По ДИАНЕ мы изначально планировали ограниченный релиз для интеллектуальной аудитории, но наш партнер смог продать фильм широкой аудитории и собрать отличную кассу. Соотношение сборов к расходам дало высокую прибыль. Мы рады, что наше сотрудничество с «Вольгой» продолжается, и в скором будущем мы сможем порадовать зрителя и кинотеатры новыми проектами. На данный момент я не могу озвучить названия ближайших релизов – как только мы определимся с маркетинговой стратегией, компания «Вольга» представит их партнерам, когда посчитает нужным.

Как в целом вы оцениваете опыт объединения усилий с другими прокатчиками? Например, вы выпускали ВУЛКАН СТРАСТЕЙ совместно с «Каскадом». Какие плюсы и минусы для этого конкретного релиза вы видите в сотрудничестве с другим дистрибьютором?

Нам повезло поработать практически со всеми игроками на рынке. Очень интересно учиться у коллег, перенимать их опыт, объединять усилия. Для картины ВУЛКАН СТРАСТЕЙ это только в плюс. Компания «Каскад» очень любит французские комедии и прекрасно с ними работает – вспомните потрясающие результаты 1+1. Фильм с таким тяжелым для нашего рынка сюжетом (дружеские отношения инвалида и темнокожего), выпущенный в прокат после появления пиратской копии хорошего качества, шесть недель держался в топ-10 сборов. Компания поверила в ВУЛКАН и разделила с нами риски, так что мы воспользовались их опытом и знаниями. Картина преодолела сопротивление рынка, и мы добились прекрасного результата в абсолютных цифрах.

Как вы определяете количество копий, необходимое для каждого конкретного релиза? Скажем, КРАСОТКИ В ПАРИЖЕ работали на 43 экранах, в то время как ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НЬЮ-ЙОРК – всего на восьми. С чем это связано?

У каждой картины есть свой формат. Мы его определяем изначально и стараемся придерживаться. Например, такое киноманское кино, как новый фильм Годара ПРОЩАЙ, РЕЧЬ 3D, нужно выпускать на трех-пяти копиях. А легкую комедию КРАСОТКИ В ПАРИЖЕ про секс и отношения с мужчинами можно показать на 43 копиях. У нее найдутся зрители не только в Москве и Питере, но и в других городах.

Бывает ли такое, что вам приходится искусственно удерживать роспись? Если да, то в каких случаях?

Да, бывает, что нам приходится сокращать роспись. Например, по АВГУСТУ было очень много желающих поработать картиной с таким звездным составом. Шутка ли – Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Бенедикт Камбербатч, Юэн Макгрегор, Крис Купер в одном фильме. Но мы хотели сохранить статус фильма-события, добиться заполняемости каждого сеанса на 80 процентов и выше. Когда люди смотрят кино в полном зале, у них возникает совсем другое ощущение. Появляется чувство причастности к чему-то высокому, переживание фильма как искусства, а не попкорна. И наши якорные площадки знают, что с нами можно строить долговременные отношения, что наше кино можно расписывать надолго – мы не будем размывать их аудиторию широкой росписью и приведем новых зрителей.

В чем заключаются особенности маркетинга релизов, с которыми вы работаете? На чем можно сэкономить, а на чем ни в коем случае нельзя?

Как вы догадываетесь, на 3–50 копий мы не можем давать телевизионную рекламу. Мы работаем прежде всего за счет пиара, нестандартных акций с самыми разными партнерами, за счет активностей в социальных сетях. Стараемся показывать фильмы на предпремьерных показах, чтобы нас поддержало «сарафанное радио». Конечно, очень важно заранее снабдить площадки полным пакетом POS-материалов. Иногда мы создаем оригинальные постеры, которые используются даже в других странах, например, ЛУНА 2112 и ЦУНАМИ 3D. Главное в этом деле – не переборщить. Материалы по фильмам должны смотреться органично и не обманывать зрителей. Сейчас мы готовим к выпуску триллер ОДЕРЖИМОСТЬ, получивший два приза на фестивале «Сандэнс» в этом году и высокие оценки критиков. Продюсером проекта выступил Джейсон Блум, создатель всех ПАРАНОРМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ, АСТРАЛА и СИНИСТЕРА. Блум умеет создавать атмосферное, страшное кино. Но мы решили не использовать его имя в маркетинге и не продавать фильм для поклонников жанра ужасов. Да, это история жесткого противостояния молодого музыканта и маэстро. Там есть кровь, боль и невероятное напряжение, ведь мэтр – возможно, самый страшный садист и поломал жизни многим юным дарованиям. И до самого конца непонятно, выдержит ли все это главный герой или сломается. Мы показываем ОДЕРЖИМОСТЬ как психологический триллер, представляем его за месяц до релиза на фестивалях, работаем с клубами, концертными площадками, музыкальными сообществами и радиостанциями. Исполнитель главной роли Майлз Теллер известен прежде всего молодежной аудитории по комедиям 21 И СТАРШЕ, ПРОЕКТ Х: ДОРВАЛИСЬ, фантастический антиутопии ДИВЕРГЕНТ. Его пока не воспринимают как звезду умного кино, хотя в этом фильме он сыграл свою лучшую роль.

Можно ли говорить о том, что в этой нише есть свои звезды, привлекающие своего зрителя, но не работающие на широкую публику? Как вы считаете, схожа ли аудитория таких проектов с аудиторией сериалов? Например, в АВГУСТЕ многих мог привлечь факт участия Бенедикта Камбербатча.

Да, есть просто звезды, а есть звезды ограниченного проката. Думаю, что успех БОЛЬШОЙ АФЕРЫ основан на участии в этом фильме Брендана Глисона. Что касается Камбербатча, то он, несомненно, привлек часть аудитории к АВГУСТУ. Рассказывали, что на некоторых сеансах в моменты его появления на экране по залу проносилось дружное «ах!».

Ранее, в пору существования пленки, для независимых дистрибьюторов крайне острым стоял вопрос пошлины, составляющей 10 процентов от таможенной стоимости кинопленки и других материалов. С развитием цифрового кинопроката эта проблема потеряла актуальность. Что сегодня осложняет жизнь независимым прокатчикам?

Сейчас мы все волнуемся по поводу квот, санкций и прочих ограничений. Все эти разговоры о запрете проката фильмов «с низким коммерческим потенциалом» пугают. Мы хотим, чтобы государство не мешало нам показывать умное кино вне зависимости от его бюджета и страны происхождения.

 

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат
Подробнее
Фонд кино безвозвратно выделит 3,1 млрд рублей на поддержку фильмов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Новый указ президента России предполагает госзаказ на историческое кино
Подробнее
«Сто лет тому вперед» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Warner Bros. готовит новые фильмы во вселенной «Властелина колец»
Подробнее
На «Кинопоиск» и Wink составили протоколы о пропаганде ЛГБТ*
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Как я встретил ее маму» обходит «Папашу в бегах»
Подробнее
Оригинальнее некуда: итоги 2023 года для российских онлайн-кинотеатров
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках мая
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Официальная касса России: сборы фантастики «Сто лет тому вперед» превысили 900 млн рублей
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 мая
Подробнее
Сериал «Король и Шут» получит полнометражное продолжение
Подробнее
Онлайн-кинотеатр KION рассказал о новинках мая
Подробнее
Вадим Перельман готовит триллер с Джимоном Хонсу
Подробнее
Министр культуры Ольга Любимова может сохранить пост в новом правительстве
Подробнее
Кантемир Балагов готовится к съемкам англоязычного проекта
Подробнее