top banner

Мэри Назари: «Уже сейчас понятно, что кинотеатр «Художественный» не будет повторять «Пионер»

Автор: Анна Багрова

27 марта 2017

Директор легендарной московской площадки – о планах по развитию, а также секретах успешного проката авторского кино

Александр Мамут, российский предприниматель и финансист, а также владелец сети московских кинотеатров «Пионер», совсем недавно получил в аренду многострадальный столичный кинотеатр «Художественный». Есть информация, что он же в скором времени закроет сделку по приобретению сетей «Синема Парк» и «Формула кино», но покаофициального подтверждения ей нет. Зато уже сейчас ясно, что «Художественным» будет заниматься директор сети «Пионер» Мэри Назари. Мы поговорили с ней о планах по развитию кинотеатра после реставрации, а также о секретах успешного проката авторского кино, о том, может ли площадка жить и процветать без попкорна, и о необходимости открытия кинотеатров с ярким брендом в регионах.

Расскажите, пожалуйста, каковы итоги 2016 года у «Пионера»?

«Пионер» 2016 год завершил, надо сказать, очень хорошо. На 15 процентов выросла посещаемость, в полтора раза увеличился доход от рекламы и мероприятий, более чем на 20 процентов возросла общая выручка. Мы расцениваем это как очень хорошие показатели и объективно, и учитывая то, что рынок находится совсем в другом положении и скорее падает. Поэтому мы довольны прошедшим годом и с оптимизмом смотрим в год наступивший.

По нашим сторонним ощущениям, это какое-то общее место в отрасли после кризиса – констатировать, мол, у нас все хорошо, тогда как у других дела не очень. С чем, как вам кажется, связано подобное увеличение показателей?

Мне кажется, оно связано именно с тем (и это очень важно для меня), что появляется все больше и больше людей, которым наш подход к авторскому кино, к созданию особенной атмосферы в кинотеатре и прочее представляется симпатичным. И они же приходят из сетей, грубо говоря, выбирают тот вариант киносмотрения, который предлагает «Пионер».

На ваш взгляд, в чем секрет успешного проката авторского кино?

У нас «Пионере» действительно прокатывается преимущественно авторское кино. Главными мы считаем две основные вещи. Во-первых, это все-таки разнообразие репертуара и правильное его распределение по сетке. Второй очень важный момент – налаженная, правильно построенная коммуникация со зрителем. Есть публика «Пионера», некое ядро. Многие из таких зрителей, кстати, почти не ходят в другие кинотеатры. И, конечно же, мы захватываем еще и новых людей и выстраиваем коммуникацию разными способами. В этом и заключается успех: разнообразие репертуара и налаженные коммуникации, потому что то, что мы делаем, мы хотим донести до зрителя как можно скорее.

Как налаживаются отношения с новыми зрителями, как воспитывается лояльность?

Самыми разнообразными способами, от офлайна до онлайна. От некой атмосферы, которая внутри кинотеатра, до того, что мы предлагаем зрителю – его участие в формировании того, что он хочет увидеть в любимом кинотеатре. Именно все это вместе.

Из каких факторов складывается ценовая политика «Пионера»?

Ценовая политика в «Пионере» складывается из очень простых факторов. Мы, условно говоря, делим наше время на прайм и непрайм. И ценовая политика у нас только от этого зависит. Самые дорогие сеансы – в праймовое время выходных дней, очень дешевые билеты – на дневные сеансы, утренние и прочие. Плюс, если это не связано с меморандумом, у нас есть скидки для пенсионеров и студентов, и это очень хорошо работает. Потому что если у человека есть время, но нет, например, денег, он может прийти посмотреть условный ЛА-ЛА ЛЕНД не за 700 рублей в субботу вечером, а за 100 рублей днем в будни. И если он студент или пенсионер, то вообще за это платит 70 рублей. Гибкость подходов к ценообразованию позволяет увеличить посещаемость в трудные для кинотеатра утренние часы будних дней, выровнять ее. Плюс у нас сейчас уже разработана и скоро будет введена довольно большая программа разных степеней лояльности, скидок и клубных карт для постоянных зрителей. Мы вводим систему «пионерского membership’а». Разные программы будут внедрены в ближайшее время.

Ассортимент кинобара «Пионера» существенно отличается от привычных рядовому кинозрителю предложений – в частности, в нем нет попкорна. Как это влияет на экономику кинотеатра?

В нашем случае на экономику кинотеатра это влияет самым благоприятным образом. У нас действительно нет попкорна, но у нас нет грязи, которая всегда ему сопутствует – пустые стаканчики, рассыпанный попкорн. Нет у нас и этого запаха. Мы не разрешаем есть в кинозале – с едой вход в зал воспрещен. Соответственно, у нас собирается публика, которая согласна с этими правилами. И оказалось, что в целом она более привлекательна для рекламодателей. Поэтому мы, в отличие от очень многих кинотеатров – и отдельно стоящих, и сетевых, имеем действительно очень большие доходы от рекламы. Ролики перед нашими сеансами намного дороже. К тому же у нас есть партнерские рекламные контракты со многими очень интересными крупными и крутыми брендами, такими, как MasterСard, Mercedes-Benz, «Райффайзенбанк». Эти бренды согласны с нашей политикой отсутствия попкорна и заинтересованы в качественной аудитории, которая приходит в кинотеатр смотреть кино. Что касается самого концешна, то вместо попкорна мы предлагаем зрителям довольно много разнообразного здорового снека – орешки, сухофрукты. Есть напитки, небольшие пирожные, печенье и прочее. Конечно, вы как профессиональное индустриальное издание понимаете, что с себестоимостью попкорна ничего сравниться не может. Да, я признаю, что себестоимость наших продуктов намного выше, чем у попкорна. Но если играть в длинную, то получается, что отсутствие попкорна в конечном счете добавляет нам доходы от других некинотеатральных видов деятельности, привлекает рекламодателей.

Сработала бы эта политика в сетевых кинотеатрах, в мультиплексах?

Конечно, нет. Потому что в принципе это два совершенно разных подхода. У нас клубный кинотеатр, а сетевой – это сетевой кинотеатр. Там совершенно другой репертуар, другая публика и экономика устроена иначе. Думаю, на моем месте профессионального человека было бы глупостью предлагать распространить это и на сетевые кинотеатры. Они изначально придуманы и строились совершенно по-другому принципу. 

На сегодняшний день кинотеатров с ярким брендом, а также прокатывающих преимущественно авторское кино в России не так много. Практически все они находятся в крупнейших городах страны. На ваш взгляд, возможно ли применить бизнес-модель «Пионера» в регионах?

Не только возможно, но и жизненно необходимо для выживания всей индустрии. Я как раз считаю, что если бы в каждом большом городе, не только в миллионнике, были бы кинотеатры, подобные «Пионеру» (как мы знаем, лучший пример – «Победа» в Новосибирске), и если бы таких кинотеатров было больше, пятнадцать, двадцать, тридцать, лицо всей киноиндустрии и всего кинопроката точно было бы совершенно другим. Но для этого нужны люди, у которых другой подход и абсолютно другая мотивация. У них получается. Я знаю владельцев и управляющих кинотеатра «Победа» в Новосибирске. Это люди, которые, так же как и я, находятся на работе 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. И нам от этого не плохо, а наоборот, хорошо. Кинотеатр в какой-то степени становится твоим домом. Я не уверена, что в индустрии много менеджеров, которые хотят таким образом все продвигать. Но я хорошо знаю зарубежный опыт и понимаю, что в Европе есть довольно много таких кинотеатров, и это всегда такая бутиковая история, всегда во главе стоит человек или несколько людей, которые развивают это как некое пространство кино. Они этим живут и горят, и тогда все получается. Конечно, я хотела бы, чтобы открывались такие кинотеатры, и я уверена, что чем больше их станет, тем в целом будет лучше для индустрии. Но вопрос в том, где взять таких людей. Их очень мало. В этом, собственно, проблема. 

Насколько тяжело открыть такой кинотеатр, если все-таки чувствуешь в себе силы и тот самый «огонь»?

Это зависит от того, есть ли уже в городе кинотеатр, которому нужен только косметический ремонт. Наверно, в таком случае это не так дорого и не так страшно. «Пионер», например, был в ужасном состоянии, когда Александр Мамут решил сделать из него классный кинотеатр с хорошим, качественным кино для москвичей. Все зависит от стартовых условий. Да, это тяжело, но в общем возможно. Кстати, хочу вам сказать: сейчас я с интересом слежу за моими коллегами из сети «Московское кино», которой принадлежит 14 московских кинотеатров, расположенных в прекрасных местах, в жилых московских микрорайонах. Сейчас в сеть пришла новая команда, и я думаю, что где-то через три-шесть месяцев мы увидим первые результаты. Я почти уверена, что новой команде сейчас удастся увеличить посещаемость, привести все в порядок, сделать технический аудит и прочее. Мы как коллеги и как москвичи, конечно же, хотим, чтобы у них все получилось, и щедро делимся любым своим опытом, поддерживаем, помогаем. Мы считаем, что нас ждет большой перелом в кинотеатральной жизни Москвы. А если это произойдет в Москве, я уверена, что через какое-то время это распространится и на всю Россию.

Сложно переоценить и культурное значение открытия кинотеатров, в том числе с упором на авторское кино, в регионах.

Это то, что я уже много раз говорила на различных форумах, включая бизнес-школу «Сколково» и прочее. Я уверена, что экономическая и культурная жизнь города (и вообще очень многое) может измениться, если в нем начнет работать кинотеатр. Более того, мы даже помогали с программированием этих кинотеатров. Общие инвестиции не такие большие, если кинотеатр есть. Если он в нормальном состоянии, то там нужно поменять, может быть, проектор, звук, экран, иногда в здании даже сразу бывают неплохие кресла. Но главное, чтобы там было некое правильное программирование, чтобы люди туда приходили и с радостью смотрели то, что там показывают. Кинотеатр – всегда сердце любого города. Как ни странно, не музей, не выставочный зал, не детский сад, не кафе и не ресторан, а именно кинотеатр. Если он начинает жить и продуцировать, генерировать некий контент и поток людей, жизнь в городке или моногородке абсолютно преображается в течение года. Люди перестают оттуда уезжать. Вот как ни странно! Это действительно феноменальная история, но в кино, похоже, есть magic, и никуда от этого деться невозможно.

Возможно, нужно создать какое-то объединение, которое помогало бы независимым кинотеатрам, особенно занимающимся авторским кино? 

Мы с удовольствием создали бы такое объединение и много раз пытались, но проблема в том, что из нормально, стабильно работающих, помимо «Пионера», есть только кинотеатр «Победа» в Новосибирске, и мы с ним сотрудничаем. С другими кинотеатрами тоже взаимодействуем, но «Победа» – это большая стабильная площадка с внятной программой, с внятной аджендой, что называется, и с ними мы работаем с удовольствием. А многие из кинотеатров, с которыми мы начинаем сотрудничать, в какой-то момент почему-то перестают интересоваться показом авторского кино, пытаются стать какими-то большими сетями. Вообще, мы открыты к любым коллаборациям и готовы объединяться, сотрудничать с другими площадками.

Кинотеатр «Пионер» входит в европейские объединения «Евримаж» и Art Cinema CICAE. Как осуществляется ваше взаимодействие с этими организациями? В чем состоят ваши обязанности по отношению к ним? Какие преимущества этого сотрудничества вы можете отметить?

Наше взаимодействие происходит прекрасно, мы показываем до 50% европейского кино, поэтому не только выполняем, но и перевыполняем все квоты. По квотам нужно 33%, а у нас в 2016 году было даже 50%. Взаимодействие заключается в том, что надо соблюдать некоторые правила, главным образом по количеству европейских фильмов в прокате, и после этого организации помогают материально. Каким-то кинотеатрам, которым это нужно (а «Пионеру» это не нужно), они помогают установить цифровые проекторы, каким-то просто дают помощь в виде гранта, который можно потратить на то, что связано с проможизнью кинотеатра. Это действительно хорошие организации. У них есть свои требования для вступления, но я всегда рекомендую небольшим кинотеатрам пытаться туда попасть. Помимо материальной помощи, эти ассоциации еще и помогают интеллектуально. У них проводится много мастер-классов, небольших семинаров по маркетингу, по дистрибуции, по букингу. Конечно, лучше, если бы небольшие кинотеатры России могли бы пользоваться их интеллектуальными, профессиональными разработками. Мы всем этим пользуемся и страшно довольны.

Ваш новый совместный проект с Александром Мамутом – это кинотеатр «Художественный». Как в целом строится ваше сотрудничество?

Александр Мамут – владелец «Пионера», его создатель. Это он в 2008 году придумал, что москвичам нужен приятный, клубного типа кинотеатр и нужно его найти, что он, собственно, и сделал. Александр Леонидович вдохнул жизнь в умирающий кинотеатр возле Третьего кольца, сделал там замечательный ремонт, и семь лет мы практически ничего не меняем. И потом он пригласил меня, мы с ним находимся в довольно тесном контакте, потому что он, во-первых, любит кино сам, во-вторых, очень хорошо в нем разбирается, а в-третьих, он, конечно, обладает довольно дивной прозорливостью в отношении чего-то такого, что мне, например, не всегда видно. Он постоянно смотрит вдаль. И, на мой взгляд, у нас действительно очень хорошее, рабочее сотрудничество. Во многом успех «Пионера» объясняется тем, что у нас есть это сотрудничество, и я со стороны Мамута всегда чувствую содействие, помощь, некоторое вдохновение и радость от того, что у нас получается вместе. 

Расскажите, пожалуйста, в какой стадии сейчас находится реконструкция «Художественного»? В какие сроки планируется ее завершение?

Это очень большой и сложный вопрос. Формально мы получили кинотеатр 1 декабря 2016 года. Когда заглянули внутрь, то увидели, конечно, очень печальное зрелище. Там просто абсолютные руины, все надо строить заново, поэтому сроков мы пока не называем. Но надеемся, что в течение плюс-минус двух лет мы завершим этот ремонт. Просто жалко, что кинотеатр простоял четыре года безо всякой профессиональной консервации. И видимость – это пока руины, а что там дальше, вообще неизвестно. 

Есть ли уже какие-то планы по развитию кинотеатра после его реконструкции?

«Художественный» был построен в начале века как главный премьерный кинотеатр Российской империи. Он чудом в этот наш кровавый век сохранился на углу Нового Арбата, который весь перестроен. Это же действительно чудо. Конечно, нам кажется, что наш долг – вернуть городу этот главный, один из старейших кинотеатров (есть три самых старых кинотеатра в мире, наш «Художественный» – один из них). Он и строился как премьерный, и всегда был таким. И, конечно же, мы хотим это сохранить. Там будет большой исторический зал на 500–600 мест, разумеется, мы его оставим. Все это будет с потрясающим кинооборудованием, с цифровым оборудованием. Еще там будет два дополнительных зала. 

А какой будет репертуарная политика?

По репертуарной политике есть скорее задумки и мысли, но обсуждать все это мы будем ближе к открытию, потому что в мире все быстро и часто меняется. Конечно, у нас, во-первых, есть планы, во-вторых, есть опыт, а в-третьих, у нас есть открытость к разного рода новым тенденциям и влияниям. За два года, пока мы строимся, будем смотреть, что происходит в этой области в Европе, в Америке, и ближе к открытию сформируем некую репертуарную адженду. Уже сейчас понятно, что кинотеатр «Художественный» не будет повторять «Пионер». Потому что прежде всего это совершенно другая локация, а кинотеатр очень сильно зависит от потока, от доступности, и «Художественный» и «Пионер» совершенно невозможно в этом смысле сравнить. При этом понятно, что мы – люди тонкие, по-прежнему находящиеся в восхищении от кино, и, конечно же, это будет кинотеатр с очень продуманным репертуаром. И мы будем гораздо шире его программировать, чем «Пионер», это очевидно.

Какие мероприятия будут проводиться в обновленном кинотеатре?

Будут премьеры, будут разного рода фестивали, встречи. Еще у нас есть задумки по некоторому синтезу искусств, потому что в Москве в последние годы невероятно развиваются всевозможные театральные движения, и это отрадно. Конечно же, мы в эту сторону тоже смотрим. Будем делать «Художественный» таким вот сложносочиненным.

Как вы считаете, какой в идеале должна быть роль государства в жизни киноиндустрии? С одной стороны, оно сейчас помогает открывать кинотеатры по программе поддержки залов в малых городах. С другой – для площадок, работающих авторским кино, опасна инициатива с повышением платы за прокатное удостоверение до 5 миллионов рублей.

Я считаю, что роль государства в идеале должна сводиться не к тому, чтобы вводить пятимиллионную стоимость прокатного удостоверения, и не к тому, чтобы придумывать, как еще регулировать кинопрокат. Это ведь наиболее рыночная отрасль. Она прекрасно развивается сама по себе, государственное регулирование здесь, как ни странно, совершенно не нужно, более того, противопоказано. А вот в чем роль государства состоит и должна состоять – это в некой культурной миссии, понимаете? Конечно же, государство должно помогать людям открывать эти кинотеатры. У них очень много платежей, коммунальных и прочих, и желательно, чтобы государство их от этого освобождало. И аренда, и коммунальные платежи для культурных институций надо рассчитывать по льготному курсу, чтобы билеты не были дорогими. В этом и должна состоять роль государства. И это все будет работать. Конечно, сейчас есть большая государственная программа по переоборудованию маленьких кинотеатров, и это хорошая программа. Но я надеюсь, что она не остановится только на уровне того, что туда инсталлируют проекторы. Я надеюсь, что все это будет продолжаться и дальше. Опять же мы, «Пионер», сильная наша сторона, с удовольствием готовы поучаствовать в программировании таких площадок.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее