Георгий Николаев: «В Якутске мы все стараемся помогать друг другу чем можем»

Замдиректора якутского кинотеатра «Лена» − о креативных подходах к выпуску фильмов и специфике региона

14 марта в 24 якутских кинотеатрах в прокат вышел фильм АГЕНТ МАМБО. На старте картина показала невероятную наработку на площадку – около 200 тысяч рублей. Премьера проекта прошла в кинотеатре «Лена». Заместителю директора этой площадки Георгию Николаеву незнакомо состояние инертности – во многом благодаря ему «Лена» славится креативным подходом к выпуску фильмов, как якутских, так и всех остальных. Мы поговорили с ним об отношениях с другими кинотеатрами города и производителями якутского кино, а также попытались выяснить, почему в Якутске даже в неудачный для рынка год растет бокс-офис.

Как вы готовились к премьере АГЕНТА МАМБО? Чем можете объяснить такой успех фильма?

Ребята обратились к нам еще осенью, тогда мы и начали готовиться к премьере, вместе выбрали удачную дату. Конечно, я надеялся, что там будет больше фильмов для детей, в том числе КОРОЛЕВСКИЙ КОРГИ, но вышло по-другому. Мы помогали с наружной рекламой, оформили фойе кинотеатра, к нам на премьеру пришел мэр города, были все создатели фильма. Мы не ожидали такого интереса, в понедельник даже пришлось добавить сеансы. Народ очень ждал эту картину, давно не было хороших комедий, поэтому так и получилось. Еще успех определило то, что авторы проекта очень популярны в «Инстаграме», в соцсетях. У них есть две группы, Suoratt и Hitsprod, и они все время публиковали посты со съемок, анонсы. Год назад они организовали концерты, и таким образом заработали деньги на создание фильма. На сегодняшний день после первого уикенда проката касса АГЕНТА МАМБО у нас больше, чем у КАПИТАНА МАРВЕЛ за две недели. В нашем однозальном кинотеатре на счету фильма уже 1,5 миллиона рублей.

Какие еще якутские фильмы в ближайшее время попробуют повторить результаты АГЕНТА МАМБО?

На этой неделе у нас стартует первая экранизация детской народной якутской сказки, которая называется БЭЙБЭРИКЭЭН. В фильме очень красивые костюмы. Билеты на премьеру у нас раскупают хорошо. В апреле выйдут еще две якутские картины. Одна из них – молодежный фильм ужасов ПРОКЛЯТЫЙ ХОМУС. Это хоррор очень молодого режиссера Петра «Хики» Стручкова, ему всего лишь 24 года. Со своей командой он снял летом эту картину, которая недавно получила на фестивале «Дух огня» главный приз режиссерского жюри в российском конкурсе. А в конце апреля у нас будет очень красивое, почти оскаровское кино НАДО МНОЮ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ. Представители якутских кинотеатров видели черновые варианты всех этих картин. Мы плотно общаемся с авторами фильмов каждый день, есть группа в WhatsApp, где мы пишем, кому что нужно – макеты, фотографии и прочее. Также они показывают нам материалы, и мы вместе планируем выпуск фильмов еще на стадии разработки. Кино в Якутии снимают не так часто, но мы стараемся выход каждого проекта сделать событием. Мы со всеми дружим, вы не представляете, какие у нас ребята, которые снимают фильмы на голом энтузиазме, без бюджета! Наверное, секрет успеха в прокате якутского кино в том, что мы общаемся и стараемся придумать какие-то интересные события.

Республика Саха много лет остается главным производителем кино в регионах. Почему, на ваш взгляд, именно якуты так активно занимаются кинематографом и почему кино так популярно у зрителя? Какие жанры наиболее близки кинопроизводителям и зрителям Якутии?

У нас очень любят кино. Как вы понимаете, зима долгая и холодная, поэтому людям не сидится дома, они идут в кинотеатры. Якуты любят глазами и еще ушами – визуальное, аудиовизуальное. Еще в советские времена у фильмов в Якутии были довольно высокие сборы. В каждой деревне находились клубы, в которых показывали кино. Я сам родом из маленького населенного пункта, где живет 800 человек, и нам каждую неделю привозили новые фильмы. Во всех поселках были кинотеатры, где картины показывали с кинопленки. Поэтому привычка ходить в кино в Якутии осталась еще с советских времен. Местные зрители очень любят комедии, мелодрамы, исторические картины, фильмы ужасов, семейное кино.

В «Лене» вы стараетесь нестандартно продвигать и все остальные фильмы. К старту ЗАТЕРЯННЫХ ВО ЛЬДАХ вы пригласили в кинотеатр Кэрэчээне Туприну, девушку, выжившую после шести дней блужданий в тундре в октябре 2018 года. Мадс Миккельсен специально записал для нее приветствие. Как родилась идея такого продвижения? Как акция отразилась на зрительском интересе к фильму?

Вы знаете, что прокатчик фильма Маша Вогт родом из Якутска, в детстве она очень любила ходить в наш кинотеатр. Когда она попросила нас взять это кино, мы с радостью поставили его в сетку и решили воспользоваться знакомством. Маша сказала, что может сделать для нас все что угодно. Я придумал вот такую историю, вспомнил про эту девочку, нашел ее, мы записали обращение Мадса Миккельсена, пригласили ее на телевидение и показали ей это обращение. Она была очень рада. Мы выложили видео в Интернет, и оно пользовалось успехом. В итоге у нас была одна из лучших наработок по стране, мы собрали больше 325 тысяч рублей.

О каких еще случаях креативного продвижения фильмов или самой площадки вы можете рассказать? Например, известно, что в кинотеатре «Лена» есть место Тома Харди, билеты на которое стоят дороже. Как оно появилось?

Представляете, сколько проектов у нас было за двадцать лет? И о каждом можно говорить много. Том Харди посещал наш кинотеатр, когда приезжал на съемки документального фильма Discovery о стихиях. От знакомых мы узнали, что он будет проездом в Якутске по пути в самую холодную точку Земли, Оймякон. И оказалось, что приезжал он за день до мировой премьеры фильма ЗНАЧИТ, ВОЙНА. Мы пригласили Харди на премьеру, он пришел к нам встретиться со зрителями, пофотографироваться. Был, конечно, очень рад, что его и тут все знают. Но мы не делали афиш, потому что не знали, придет он или нет. Мы объявили о его участии в районе пяти-шести вечера, за два часа до премьеры, и набежал почти полный зал, хотя сначала все подумали, что это шутка. Фильмы тогда были на пленке, и копия ЗНАЧИТ, ВОЙНА к тому времени уже приехала в Якутск. Я позвонил «Фоксам», чтобы согласовать более ранний выпуск картины. Они тоже сначала не поверили, что к нам приедет Том Харди, а на следующий день, когда до них дошла информация, спохватились, спрашивали фотографии, видео (смеется). Первый канал тоже интересовался, что Том у нас делал, а он тогда уже уехал в Оймякон и его было не поймать. Но факт в том, что эта информация попала на центральные каналы. Это было давно, а в прошлом году, когда выходил ВЕНОМ, мы сделали нашивку на кресло, в котором он сидел. Мы активно пользуемся нестандартной рекламой, стараемся выходить через знакомых на создателей фильмов или людей, которые как-то с ними связаны. К примеру, в среду у нас в киноклубе прошел показ фильма ЧАСТНАЯ ВОЙНА. В Москве есть очень известный военный фотограф Юрий Козырев. Он приезжал к нам года два назад с журналом «Штерн» снимать репортаж для материала про якутское кино. Потом оказалось, что наш друг Юрий лично знает Мэри Колвин, которая стала прототипом героини фильма ЧАСТНАЯ ВОЙНА, и он рассказал про нее. Мы сделали с ним интервью для некоторых изданий и выпустили материал про Мэри с его фотографиями.

Насколько охотно в Якутии смотрят российские фильмы? Как, например, прошли ЕЛКИ ПОСЛЕДНИЕ, которые на Кинорынке так ярко представили якутские артисты?

Устроить историю с Чысхааном на Кинорынке компании Bazelevs помогли мы, а они в ответ очень помогли нам в Якутске. Каждый сентябрь мы проводим мероприятие для первокурсников «Посвящение в кинозрители». На нем мы презентовали ЕЛКИ ПОСЛЕДНИЕ, рассказали, что они приедут в Якутск. Еще есть очень интересный якутский фестиваль «Зима начинается с Якутии», мы сотрудничали и с ним. В результате у нас был феноменальный спрос на картину, в Bazelevs были рады с нами работать. Но в целом российских фильмов у нас выходит немного. Недавно, например, шел СПАСТИ ЛЕНИНГРАД. Мы выяснили, что режиссер картины из Якутска, работал здесь на телевидении, сделали с ним интервью по скайпу и выложили его в Интернет. Мы дружим с WDSSPR, они всегда выделяют нам много сувенирки, подарков, и мы очень благодарны компании за особое отношение к кинотеатру. Наверное, мы самые древние их партнеры. Их фильмы всегда хорошо у нас проходят, в том числе отлично отработала позапрошлогодняя сказка ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ. К премьере ЛЬДА в прошлом году мы сделали у входа в кинотеатр ледяную скульптуру в форме сердца, с которой можно было фотографироваться.

Привозите ли вы российских актеров на премьеры фильмов в Якутске?

Мы готовы принять всех, но понимаете, гонорары платить очень сложно. К тому же мы находимся далеко, и не каждый актер готов к нам лететь. Но мы все равно стараемся приглашать актеров и режиссеров, и в свое время у нас были Татьяна Догилева, Станислав Говорухин, Андрей Панин, Гоша Куценко. Когда выходил фильм ПРОГУЛКА, к нам приезжал актер Павел Баршак.

Смотрят ли в Якутии казахстанское кино, азиатское кино в принципе, афроамериканские фильмы? Как, на ваш взгляд, в Якутии и в России с СНГ в целом отработал бы прошлогодний фильм CRAZY RICH ASIANS, если бы он все-таки вышел в прокат?

Если бы такие фильмы были в прокате, мы, конечно, с удовольствием их показывали бы, но их почти нет. Что касается CRAZY RICH ASIANS, конечно, непонятно, почему для нашего региона такое кино не выпускается. Да и вообще, с точки зрения кинобизнеса странно, что картина, являющаяся одним из самых ярких событий кинопрокатного года и собирающая очень хороший бокс-офис в мире, в России не выходит. Она могла бы пользоваться успехом на Новый год, на 8 Марта, на День всех влюбленных, и не только в отдельных регионах. В свое время в России не работали ДЕВУШКИ МЕЧТЫ с Бейонсе, в широкий прокат не выходила ПРИСЛУГА. Я считаю, что это позор для нашего кинопроката. На такие особенные фильмы нужно обращать внимание. Ведь та же ЧЕРНАЯ ПАНТЕРА стала для нас самым ярким событием прошлого года.

Насколько у вас в кинотеатре востребованы эксклюзивные проекты, альтернативный контент, документальное кино, фильмы в оригинальной озвучке с субтитрами? Работаете ли вы с театральными постановками?

Из-за того, что у нас однозальный кинотеатр, мы не можем брать в прокат многие достойные картины. Поэтому каждую среду в формате киноклуба пытаемся показывать особые фильмы, которые интересны нашим зрителям, в том числе оскаровские. В следующую среду у нас пройдет показ документального проекта очень известного якутского рок-музыканта ГАННИБАЛ, его представят герой фильма и режиссер. Из неигровых картин недавно еще был ВЕЛИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ. Мы показывали и ВОКРУГ СВЕТА, предыдущую работу Леонида Круглова, и тогда даже устраивали встречу с режиссером. Также у нас выходил ГЕНЕЗИС 2.0, который сняли режиссер из Швейцарии Кристиан Фрай и наш земляк Максим Арбугаев. В нашем кинотеатре фильм заработал одну четвертую всего своего российского бокс-офиса. В последнее время появилось много людей, которые хотят смотреть большие картины на языке оригинала. Поэтому в день премьеры мы стараемся обязательно ставить один сеанс с оригинальным звуком. Например, ЧЕРНАЯ ПАНТЕРА работала и в дубляже, и с субтитрами. Сейчас мы созрели для показа театральных постановок и думаем, с какой стороны зайти. У нас очень театральный город, много активных театров – Государственный театр оперы и балета, Русский драматический театр, Саха академический театр и не только. Мы ведем переговоры с CoolConnections о том, чтобы в новом зале со следующего года работать театральными проектами. Недавно мы показывали их концерт BTS. На четыре сеанса у нас заранее раскупили билеты, фанатов пришло очень много, мы были удивлены, что у нас есть интерес к этой группе. Еще мы очень любим проекты «Невафильма». Когда выходил концерт Дэвида Гилмора, мы нашли человека из Якутска, который ездит за группой Pink Floyd по всему миру, посетил более пятидесяти ее выступлений. Его сын тоже начал увлекаться этой музыкой, и они сделали в нашем кинотеатре выставку афиш, пластинок.

По итогам 2018 года мы констатировали рост числа проданных билетов на душу населения в Якутске – этот показатель составил 4,81 и стал самым высоким среди всех городов, которые мы рассматривали. С чем связан рост кинохождения в Якутске в такой не самый удачный для кинопроката год?

Это связано в первую очередь с открытием новых кинотеатров. Площадок становится больше, чему мы очень рады. В прошлом году в городе появился пятизальный кинотеатр, в этом году – трехзальник в спальном районе, оборудованный по последним технологиям. Мы в «Лене» пока официально оформляем второй зал. Репертуар там будет особенный, очень хочется работать со всеми кинокомпаниями, брать больше хорошего кино. Всего сейчас в Якутске действует шесть кинотеатров и киноконцертный зал, еще есть площадки в пригородах. В конце года откроется еще один очень большой кинотеатр.

Якутск – город небольшой, с населением немногим более 300 тысяч человек. Не создают ли новые кинотеатры излишнюю конкуренцию старым?

Я считаю, что все нормально, у каждого кинотеатра есть свой зритель. А «Лена» – одна из самых старых площадок, поэтому мы не боимся конкурентов. Город у нас действительно не такой уж и большой. Все московские компании, наши партнеры, удивляются, какие у нас отношения с другими кинотеатрами. Но дело в том, что во многих из них трудятся наши коллеги, люди, которые работали в «Лене», можно сказать, мои ученики. И я не понимаю, как между нами может быть какая-то вражда. Мы всегда вместе ходим к нашим букерам, и они все время удивляются. Мы стараемся, чем можем, помогать друг другу – например, если у кого-то закончился попкорн, не хватает афиш, флаеров.

Создание нестандартных кейсов для продвижения фильмов и даже простые бонусы посетителям кинотеатра в виде, например, бесплатной фотосессии на 14 февраля – это необходимость или все же ваша личная инициатива? Сколько сил, времени и средств вы вкладываете в разработку и воплощение в жизнь своих идей?

Дело в том, что в последнее время появляется очень много видов досуга и развлечений, а хочется, чтобы люди обратили внимание и на кино тоже. Поэтому мы стараемся сделать нестандартную рекламу, чтобы привлечь побольше зрителей. Мы работаем не только на свой кинотеатр, но и на другие, рекламируем не только площадку, но и сам продукт. Со всеми кинотеатрами устраиваем совместные акции. В эти выходные, например, в нашем районе пройдут проводы зимы, и мы с тремя другими площадками будем развлекать жителей. Всеми мероприятиями в нашем кинотеатре занимаются всего два человека. Мы тратим деньги в основном на печать баннеров, на оформление фасада, а также на нестандартное украшение кинотеатра к Новому году, Дню всех влюбленных и так далее. Но это небольшие деньги – все, что возможно, мы стараемся делать своими руками. Встречи и такое продвижение, какое было, например, у ЗАТЕРЯННЫХ ВО ЛЬДАХ, обычно ничего нам не стоят. Самое главное – желание, любовь к своему делу и к зрителю.


15.04.2019 Автор: Анна Багрова

Самое читаемое

В пятерку лучших также попадают фильмы из Индии и Китая

Международная касса: «Темный феникс» показывает хороший старт

Подробнее
Технология обеспечивает панорамный показ фильма с обзором в 270 градусов

Сеть «КИНО OKKO» откроет первый в России зал ScreenX

Подробнее
Она заменит Дмитрия Большакова, покинувшего компанию накануне

За маркетинг «Двадцатого Века Фокс СНГ» будет отвечать Анастасия Полякова

Подробнее
Его легко опередила «Тайная жизнь домашних животных 2»

Американская касса: «Темный феникс» взлетел слишком низко

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100