top banner

Андрей Новиков: «Для меня это крутое драйвовое кино, при просмотре которого я забываю, что я – его продюсер»

Автор: Максим Туула

6 июня 2018

Продюсер фильма «Русский бес» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»

На рубеже 1990-х и 2000-х режиссер и сценарист Григорий Константинопольский стал настоящим героем современной русской культуры – во многом благодаря неординарным музыкальным клипам, каких было мало на тогдашнем российском телевидении, и фильму ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ДОЛЛАРОВ. Сменилась эпоха – и Константинопольский на время оказался в тени, но уже в 2009 году его КОШЕЧКА закрывала «Кинотавр», в 2010-м в прокат вышла САМКА, а не так давно почти что культовый статус обрел снятый режиссером комедийный мини-сериал «Пьяная фирма». Зачин его нового фильма звучит вполне по-московски: художник-дизайнер влюбляется в дочь банкира и, чтобы соответствовать ее статусу, открывает собственный ресторан. В РУССКОМ БЕСЕ находится место и любовной истории, и едкой сатире, и конспирологии, и, конечно же, привычному для режиссера черному юмору. О картине БК рассказал ее продюсер Андрей Новиков.

Это не первый ваш совместный проект с Григорием Константинопольским. Почему вы готовы поддерживать его как продюсер?

РУССКИЙ БЕС – наша третья совместная картина с Григорием Михайловичем после КОШЕЧКИ и САМКИ. Константинопольский – талантливый, яркий и самобытный режиссер. У него абсолютно уникальный почерк, при этом каждый его новый фильм не похож на предыдущий. Все картины он снимает по собственным сценариям, сам монтирует, часто сам пишет музыку, то есть является полноценным автором проекта. Нам как продюсерам интересно работать с такими авторами и делать не только коммерческие фильмы, но и поддерживать авторское кино. Это позиция нашей кинокомпании и, если хотите, наш скромный вклад в индустрию.

Вопрос, наверное, скорее к режиссеру: почему на запуск этого сценария потребовалось столько времени? Изменился ли он за эти годы?

Действительно, сценарий РУССКОГО БЕСА был написан несколько лет назад. Сложность, как и у многих российских картин, заключалась в поиске финансирования. Григорию Михайловичу пришлось переработать и адаптировать сценарий, чтобы снять картину за небольшие деньги. Важно, что за это время сценарий не потерял своей актуальности. Опыт работы над фильмом РУССКИЙ БЕС еще раз доказал, что для хорошей истории бюджет является второстепенным. Все вынужденные компромиссы не отразились на картине. У нас получилось яркое, драйвовое кино.

Компания «АРТЛАЙТ» и вкладывает свои средства, и получает деньги от Минкультуры. Почему в данном случае пришлось прибегнуть к краудфандингу? Какой вы ожидаете отдачи от своей инвестиции?

Нам понравился сценарий, и мы решили поддержать Константинопольского, прекрасно понимая, что широкого релиза у фильма не будет. Мы можем рассчитывать только на возврат средств от ТВ-продаж и интернет-проката картины. Исходя из этого мы рассчитали бюджет, который готовы были вложить в производство. Он составил 100 000 евро. В этих условиях любой дополнительный вклад в картину был бы не лишним. Григорий Михайлович предложил обратиться к краудфандинговой платформе, и оказалось, что это вполне рабочий инструмент для привлечения средств, пусть и небольших. Что касается денег министерства культуры, то государственное участие в картине накладывало бы на нас определенные обязательства и ограничения. По опыту сотрудничества с Константинопольским на предыдущих картинах мы прекрасно понимали, что Григорий Михайлович не из тех режиссеров, кого можно заставить работать в рамках. 

Григорий также называл свой фильм экспериментом. В чем его экспериментальность? Легко ли вам как продюсеру соглашаться на эксперименты в кино?

В первую очередь эксперимент состоял в том, чтобы вписаться в небольшой бюджет. Посмотрев фильм, едва ли кто-то сможет сказать, что это малобюджетное кино. Картина снята всего за двенадцать съемочных дней. Приходилось искать нетривиальные творческие и технические решения. Например, чтобы ускорить процесс, режиссер и оператор полностью отказались от использования искусственного света. Бόльшая часть съемочной группы состояла из дебютантов и волонтеров, которые под руководством Григория Михайловича получили колоссальный опыт на площадке. Глобально же каждый фильм Константинопольского – это эксперимент, поиск нового киноязыка, нового формата, новых героев. С таким автором, как Григорий Михайлович, я готов идти на эксперименты.

Как устроено ваше сотрудничество с Григорием, который также является продюсером? 

Григорий Михайлович выступил полноценным сопродюсером картины. Он собрал группу, нашел потрясающие локации, сумел договориться с одними из лучших российских актеров. 

А почему изменились планы относительно актера на главную роль?

Мы действительно изначально рассматривали другого актера на главную роль в фильме. Однако съемки картины несколько раз переносились. В итоге нам не удалось состыковать его актерский график с нашим КПП. И, кстати, мы очень довольны, что наш выбор остановился на Иване Макаревиче. Он великолепно справился с ролью, и благодаря ему картина получилась такой смешной и жуткой одновременно.

В вашем пресс-релизе сказано, что в основу сценария положена вольная интерпретация сюжетов Достоевского. Что сохранилось от писателя?

Интерпретации сюжета – дело зрителей и кинокритиков. Мотивы романов Достоевского определенно угадываются.

На краудфандинг-странице фильма названы самые разные жанры, которые можно в нем найти: черная комедия, сатира, психологический триллер, история о маньяке, философская притча, даже религиозное откровение. Чем картина прежде всего является для вас?

Честно говоря, не вижу смысла классифицировать этот фильм. Он не попадает в какой-то один жанр или формат. Лично для меня это крутое драйвовое кино, при просмотре которого я забываю, что я – его продюсер, забываю, что миллион раз читал сценарий, и становлюсь просто зрителем.

Востребована ли, по-вашему, сатира в сегодняшнем российском обществе? Для чего она необходима?

Мы считаем, что сатира является крайне важным элементом развития любого общества. Такие авторы, как Григорий Михайлович, помогают выявить болевые точки общества, переосмыслить их, посмотреть на них со стороны.

Каковы ваши прокатные планы?

Прокатные планы в значительной мере будут зависеть от успеха картины на «Кинотавре». Мы уверены, что она найдет своего зрителя. Мы рассчитываем на думающую аудиторию с активной жизненной позицией. Кроме того, у Григория Михайловича большое количество поклонников, которые с нетерпением ждут выхода его новых фильмов.

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте
Подробнее
Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена программа 77-го Каннского кинофестиваля
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
Телеканал «КиноТВ» оштрафован на 1 млн рублей за показ фильма «V значит Вендетта»
Подробнее
Предварительная касса четверга: в десятку попали сразу шесть новинок
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Amazon Prime выпустит российско-ливанский сериал «Ничего личного»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Фестиваль «Окно в Европу» объявил даты проведения и открыл прием заявок
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
«Русский Репортаж» выпустит в российский прокат «Второй акт» Квентина Дюпье
Подробнее
В Москве прошла премьера триллера «Город тайн. Исчезнувшая»
Подробнее
Стала известна дата вручения премии «Оскар» в 2025 году
Подробнее
Американская касса: «Падение империи» показало лучший старт в истории компании A24
Подробнее