Гийом Проценко: «Нам хотелось снять неглупый и при этом увлекательный фильм»

Режиссер ленты «Разбуди меня» о своем проекте-участнике «Кинотавра»

В 2008 году кинематографистам Татьяне Петрик и Гийому Проценко пришла до странности смелая идея: на основе опыта Александра Медведкина в 30-е годы запустить международный документальный проект под названием «Кинопоезд». Соединяя в небольшие съемочные группы молодых кинопрофессионалов со всего света, продюсеры «Кинопоезда» отправляли их в железнодорожное путешествие из Москвы во Владивосток, из Бишкека в Москву, по российскому Северу и Сибири. Короткометражки, снятые во время этих лабораторий, побывали на фестивалях от Локарно до «Сандэнса». В этом году создатели «Кинопоезда» привозят на «Кинотавр» фильм совсем другого рода – это режиссерский дебют Гийома Проценко, спродюсированный Татьяной Петрик, в котором поучаствовало немало европейских кинематографистов. Действие РАЗБУДИ МЕНЯ происходит на границе реальности и сна, а сам фильм балансирует на грани между авторской драмой и криминальным триллером, между европейским мейнстримом и молодым российским арт-кино.

Мы давно следим за проектом «Кинопоезд» и были приятно удивлены, что картина его организаторов попала в конкурс «Кинотавра». Каким образом РАЗБУДИ МЕНЯ связан с этим проектом?

Да, мы проделали долгий путь. Каким-то образом проекты действительно связаны. Например, трейлер нам смонтировал Димитрис Толиос из Греции, участник всех выпусков «Кинопоезда». Композитор Джорджио Джампа тоже был как-то отобран для «Кинопоезда», но не смог участвовать. Мы держали контакт, и он появился в нужный момент. Звукорежиссер Евгений Горяинов участвовал еще в первом «Кинопоезде». Первый монтаж мы сделали с Бернадетт Туза-Риттер из третьего «Кинопоезда», но она не смогла закончить работу, и потому мы пригласили Ольгу Гриншпун и Сергея Петрова. Оператор, британец Джон Крейн, тоже из этого проекта – во время третьего «Кинопоезда» мы с продюсером Таней Петрик отметили, как хорошо он работает. Тогда по разным причинам сложилось так, что ему пришлось снимать параллельно два фильма. В условиях «Кинопоезда» это очень тяжело, но Джон трудился день и ночь, при этом очень качественно. Мы не ошиблись, когда взяли его снимать РАЗБУДИ МЕНЯ: с ним было легко, интересно и очень спокойно. Были, например, сложные моменты, когда нужно было влезть с большой камерой и светом в тесное пространство – но он ни разу не занервничал. Таня добивалась, чтобы я чувствовал себя комфортно в съемочной группе.

Получается, работа над идеей фильма началась параллельно «Кинопоезду»?

Вообще, я закончил режиссуру игрового кино во ВГИКе, и у меня в голове всегда были какие-то идеи. Я давно хотел снять жанровое кино, придумал какие-то элементы, ключевые моменты: хотел, например, чтобы это была история женщины, чтобы присутствовала сюжетная линия со снами, чтобы не было понятно, какой герой хороший, а какой плохой, чтобы не было однозначности и все играли в некой серой зоне. Хотел снять аэропорт – наверное, в связи с тем, что я иностранец, который десять лет живет в России и постоянно проходит паспортный и таможенный контроль в Шереметьево. Не было только самого сценария. У Тани большой талант собирать людей в команду, и не знаю, как, но она сумела привлечь Андрея Стемпковского, который и написал первый вариант сценария. Для него это был первый опыт, когда он работал над сценарием для другого режиссера. В течение пары месяцев Андрей один-два раза в неделю присылал мне то, что у него получалось, а я писал ему отзывы. Мне кажется, правда, что он предпочитает более жесткое, прямое, откровенное кино, у нас же оно больше на полутонах. Потом мы дошли до пункта, когда его работа закончилась, дальше я немного подредактировал текст под себя, под локации, под какие-то продюсерские вещи. Но тут возникла проблема с диалогами: писать по-русски – явно не моя сильная сторона. Мы пригласили драматурга Вячеслава Дурненкова, который работал с нами на расстоянии. Он помог не только с диалогами, но и с какими-то важными драматургическими моментами. Тем не менее в итоге мы многое меняли на стадии монтажа, рассматривали несколько вариантов финала.

Во время съемок вы намеренно добивались некоего визуального эффекта отстраненности?

Да, была задача достигнуть определенной степени отстраненности. Мы в принципе играли с разными уровнями реальности, которая переходит в сны, но старались не акцентировать границу между ними. Чтобы добиться эффекта взгляда со стороны, мы старались не подходить слишком близко к актерам, не снимать слишком крупных планов – мы смотрим на происходящее немного с расстояния, с осторожностью, как будто через какой-то фильтр. Во всех интерьерах мы часто использовали дым при освещении, что дает особый эффект: вроде все выглядит привычно, но все же немного странно. Эти решения предлагал как раз Джон, мы с ним много работали над цветовой гаммой фильма. Главным визуальным референсом для нас был ФАРГО, хотя это и несколько другой жанр.

Как вам удалось привлечь таких известных актеров – при том что это ваш режиссерский дебют?

Все актеры шли нам навстречу, хотя бюджет у нас был совсем не огромный. Несмотря на то, что я какое-то время прожил в России, я не всегда понимал, какие ассоциации связаны с их образами, и постоянно спрашивал Таню, что эти лица дают фильму, о чем говорят зрителю, ну а решение мы принимали уже совместно с продюсерами. Не было задачи привлечь именно звезд – мы просто хотели правильно составить ансамбль. Сам я ориентировался исключительно на пробы, на то, как играют актеры. А, например, Ирина Вербицкая, которая снялась в главной роли, – актриса вовсе не такая известная.

Если говорить о бюджете, то ваш фильм, тем не менее, выглядит довольно-таки прилично для независимого кино. 

Мы снимали исключительно на частные деньги – благодаря финансированию со стороны продюсера Андрея Епифанова. Он некогда поддержал наш третий «Кинопоезд», и ему понравился результат. После этого он заинтересовался кино, и они с Таней решили сделать этот фильм. 

Мне показалось, что РАЗБУДИ МЕНЯ выглядит не как типичное русское кино, а как какой-то европейский, французский арт-триллер.

Мы с Таней поставили перед собой простую задачу: делать то кино, которое нам нравится. Может, это звучит немного упрощенно, но нам хотелось снять неглупый и при этом увлекательный фильм. Я не фанат популярного кино и не фанат чистого авторского. Во мне смешаны и француз, и русский, и ливанец, и украинец, я родился в русско-украинской семье во Франции, где прожил много лет, потом учился и уже десять лет живу в России. Может быть, поэтому я сам люблю все смешивать, и мне трудно засунуть что-то в строгие рамки, я их стараюсь избегать. При этом, судя по первым отзывам, для европейского зрителя фильм слишком коммерческий, а для русского – более авторский. Но я бы не хотел, чтобы о нем рассуждали как о русском или французском, я сам не относил бы себя к какому-то кинематографу. Пусть на этот вопрос ответят за меня.


11.06.2016 Автор: Максим Туула

Самое читаемое

Это проект, созданный компанией «Цифровое телевидение»

В России начинает вещание телеканал фэнтези и аниме

Подробнее
Зрителей интересовало супергеройское кино и российские сериалы

«Яндекс» назвал фильмы и сериалы, лидировавшие в поисковых запросах в 2018 году

Подробнее
За это спасибо Китаю

Международная касса: «Аквамен» уверенно занял первое место

Подробнее
Предновогодняя битва: «Хищные города» против «Щелкунчика»

Прогноз кассовых сборов в России на 6–9 декабря

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100