top banner

Александр Роднянский: ««Дуэлянт» – аттракционная картина о человеческих отношениях, мести, любви, чести»

Автор: Мария Мухина

30 сентября 2016

Продюсер о фильме Алексея Мизгирева

Материалы по ДУЭЛЯНТУ, показанные на Кинорынках,приглянулись подавляющему большинству всех тех, с кем нам довелось переговорить. Фильм целиком вызвал уже не такую однозначную реакцию. Накануне премьеры картины на кинофестивале в Торонто БК пообщался с продюсером фильма Александром Роднянским и обсудил с ним все переживания о том, быть  этому фильму событием или не быть.

ДУЭЛЯНТ попал в программу Торонто! Это, безусловно, огромное достижение, которое, тем не менее, только усилило наши совместные с некоторыми кинотеатрами опасения: а не слишком ли артовым для фильма-события получилось позиционирование проекта?

Лично я, как и мои коллеги, убежден в том, что мы живем в новый период взаимоотношений кино со зрителем. Большие франшизы посыпались. Меж тем в этом году «выстрелили» крайне неожиданные картины, не запускавшиеся годами и построенные на пассионарной энергии их авторов. И это те самые фильмы, что вызывали сомнения либо своей артовостью, либо, так сказать, своей неполиткорректностью. В первую очередь я имею в виду ВЫЖИВШЕГО, ДЭДПУЛА, ОТРЯД САМОУБИЙЦ – фильмы жесткие, выходящие за пределы классического, якобы успешного кинематографа, того, который последние годы замечательно работал в кинотеатрах. Мы имеем дело все-таки с очень нелинейным процессом: аудитория и ее предпочтения меняются, меняются вкусы, политическая ситуация, климатическая – что хотите. Неслучайно сейчас доминируют жесткие фильмы, да и не только фильмы, но и вообще жесткий контент. Сказка вымыта из «Игр престолов», самого популярного сериала в современном мире, который только наивно можно было бы называть фэнтези. В нем ничто хорошее для благородных героев не гарантировано и в любую секунду может произойти самое страшное. ВЫЖИВШИЙ – фильм категорически дискомфортный по отношению к классическим элементам успешной картины. Во-первых, он вообще лишен мелодрамы, лирической линии как таковой. Во-вторых, герой если не за гранью, то на грани умирания. В принципе, мне кажется, он фактически умер в конце первого акта, когда его убитый сын похоронен. Следующие два акта он, борясь за жизнь, живым практически уже не является. Его ведет только страстное желание отомстить. Два часа сорок минут! Никаких час сорок пять. И сто процентов нединамично. Иными словами, мир изменился. Мы это давно понимали для себя отчетливо и твердо, и еще, ко всему прочему, у нас же нет шансов продолжать успешные франшизы. Русских МСТИТЕЛЕЙ, ЛЮДЕЙ ИКС и тому подобного мы же не создавали, поэтому и двигаться в уже апробированных направлениях не получается. Я рад успеху ЭКИПАЖА, но и с ним не все было понятно, правда же? Каждый раз мы задаемся вопросом, до какой степени это будет успехом и будет ли успехом, потому что все может случиться. Я сам много раз обманывался и в одну, и в другую сторону, если честно. В одних случаях, полагаясь на массу звучавших вроде бы очень убедительно обстоятельств, проигрывал, а в других – несмотря на сомнения и огромное количество оных у окружающих, вдруг выигрывал.

Я вам признаюсь честно: 9 РОТУ мы не могли пристроить дистрибьютору. Это известная история. Я отчетливо помню один разговор, который остался у меня в памяти на всю жизнь: что фильм нужно сократить до часа тридцати минут и выкинуть из него безошибочно три лучшие сцены. Те, в которых герои воспринимаются неоднозначно, становятся чуть более сложными и объемными. Например, когда старшина, герой Бондарчука, отправляет за спичками в аул героя Крюкова, Джоконду. Короче, очень многие люди, с которым мы общались тогда, были озадачены тем, что не было прецедентов. Наше мышление прецедентно, особенно в России. Мы всегда опираемся на аналогичный успех аналогичного фильма. У 9 РОТЫ не было прецедента до этого, и все сомневались. За исключением замечательного Ханса-Бодо Мюллера, который, посмотрев первые минут двадцать материала вместе со своей командой, воспламенился. Если бы он тогда не поверил и не вложился в фильм, ничего бы не получилось. Хотя у картины имелся потенциал. А какие сомнения были по поводу СТАЛИНГРАДА, помните? Потому что хейтерская аудитория была велика в силу разных причин. И военные сюжеты в сочетании с 3D вызывали раздражение у очень многих – мол, совсем уже заигрались и так далее. Хотя понятно, что мы двигались в направлении массовой аудитории, предлагая и IMAX, и 3D, снимая войну иначе – ровно так, как современное кино, которое привыкла смотреть в кинотеатрах доминирующая на сегодняшний день молодая аудитория.

То же самое происходит с ДУЭЛЯНТОМ. Это драматичная увлекательная история, с одной стороны, опирающаяся вроде как на отечественную классику, а с другой – это абсолютно современное кино, взять тот же IMAX. Я на днях с интересом прочитал, дескать, ДУЭЛЯНТ сочетает в себе и «Поединок» Куприна, и что-то еще из школьной программы. Может быть, но этот культурный код одновременно и наше достоинство, и самая большая для нас угроза, поскольку мы никоим образом не делаем историческое кино, экранизацию русской литературы. А все, что ассоциируется у русского человека с дуэлями, это в первую очередь Пушкин, Черная речка и так далее. ДУЭЛЯНТ про другое. Дуэли сами по себе – аттракцион, и никто, я убежден, в отечественном, и не только в отечественном кино не видел дуэлей столь разнообразных, как у нас в фильме. Плюс русская дуэль (и я не устаю это повторять) – это поединок не столько с оппонентом, сколько с провидением, с высшей силой, что всегда интригует аудиторию. И вот это ощущение мистическое разлито по фильму: что произойдет с героем, какая тайна за ним стоит. Это все – так или иначе элементы большого жанрового кино. Фильм на самом деле сочетает в себе несколько жанров, как и большинство на сегодняшний дней успешных картин. В нем есть герои, есть любовь, есть враг, есть история мести, есть безумно, непривычно красивый, на мой взгляд, мир. Никто не пытался снять Петербург, якобы существовавший в 19-м веке, эдакий придуманный Петербург, но опознаваемый. Вы увидите какие-то совершенно другие мосты, если внимательно будете смотреть, увидите совершенно другие улицы. Кроме того, понято, что это Петербург после наводнения, поэтому улицы там залиты еще остатками выброшенных водой на берега и на улицы лодок, грязи и так далее. Герои одеты совершенно непривычно. Это красиво, это увлекательно, интригующе, история сама по себе держит, и поэтому с того момента, как я прочитал напечатанное на одной страничке ее краткое изложение, и до сегодняшнего дня убежден в том, что эта картина претендует на внимание большой аудитории. Она не артовая. В ней есть, я бы сказал, признаки дарования авторов, которые у нас ошибочно принимают за артовость. Это не артовость – просто очень одаренные люди, которые работают в кино, стараются построить неожиданный мир и предложить его аудитории.

ДУЭЛЯНТ – в принципе, это тот уникальный случай, когда до того, как мы увидели картину целиком, не было сомнений в том, что она будет качественной. И ЭКИПАЖ, и СТАЛИНГРАД подобной уверенности на данном этапе не вселяли. По ДУЭЛЯНТУ все вопросы связаны с тем, как привести на него публику. Когда мы говорим о таких фильмах, как ВЫЖИВШИЙ, ДЭДПУЛ или даже ЭКИПАЖ, то должны признавать, что в отношении них социум спорил. Будет ли подобное бурление в случае с ДУЭЛЯНТОМ?

Слушайте… Каждый раз я, да и любой человек, с которым вы говорите, оказываюсь в неловком положении. Естественно, раз мы делаем картину и вложили в нее несколько лет жизни, помимо прочих достаточно рискованных обстоятельств, то мы в нее очень верим. Это ясно. С другой стороны, ну не буду же я тут сейчас убеждать, как у нас там гениально все придумано, продумано и сделано. Я говорю и извиняюсь, что это все – не более чем моя субъективная точка зрения, разделяемая другими компетентными людьми, в том числе из Sony Pictures, которые вместе с нами рискуют финансово, вкладываясь в продвижение. Я думаю, что ДУЭЛЯНТ безусловно вызовет у аудитории то, что вы называете бурление. И людей, которые его посмотрят, фильм расколет. Как вы, мне кажется, очень точно сказали, сомнений в ее качестве и в художественной полноценности не будет. Мы же даже делали несколько раз фокус-группы и сталкивались с разными точками зрения, но в любом случае, как бы условно критично ни высказывались люди, средняя оценка фильма в любой демографической группе была очень высокая. Но там, например, есть безусловно скандальный эпизод, который может вызвать у кого-то раздражение. Там есть персонажи, которые, на наш взгляд, вызывают трогательное сочувствие, а у части аудитории могут вызвать безумное раздражение. И потом, мы же играем на табуированной территории – для многих наших зрителей русский 19-й век такой, как учили в школе. Это такой золотой век русской истории с красивыми благородными мужчинами и с красивыми, не менее благородными милосердными женщинами. У нас же он совершенно другой, у нас он настоящий, в том смысле, какова и настоящая жизнь. У нас там разные люди, они сложные. Вот персонаж Машкова. Он очень необычный, явно негативный и при этом обаятельный. Он может вызвать симпатию, как это часто происходит, когда вы сталкиваетесь с очевидным злом. Мы уже видели по фокус-группам, что «все было не так», что есть эпизоды, связанные, я бы так сказал, с излишней откровенностью, картина все-таки 16+. Там есть и откровенные эпизоды, и жесткие сцены. И турбулентность в связи с этим будет. Мне кажется, ДУЭЛЯНТ в состоянии расколоть аудиторию.

А что приведет людей в первый уикенд? Какие планы у вас в отношении рекламной кампании? О ДУЭЛЯНТЕ будут говорить из каждого утюга или из каждого второго утюга?

Помимо объема медийных коммуникаций, на мой взгляд, подчас важнее будет их содержание – что именно будут говорить из каждого утюга или не из каждого утюга. Мы позиционируем ДУЭЛЯНТА как аттракционную, жесткую картину о человеческих отношениях, о мести, любви, чести. На самом деле несложные вещи. В своей рекламной кампании мы, конечно, не будем ссылаться на артовые компоненты, на биографию замечательного Мизгирева, на все то, что для нас важно внутри процесса. У нас аттракционное кино, неожиданное, большое, в формате IMAX, немыслимо красивое, что будет понятно по любому кадру, который вы увидите. Сейчас мы делаем несколько очень жестких роликов для Интернета, те, которые нельзя показать в эфире телевизионного канала. Какое-то количество материалов, ки-арты и прочее вы уже видели, они все качественные. Понятно, что с кинотеатрами мы работаем уже давно, у нас практически год идет там кампания, им рассказывать про это не надо: у нас были тизер, два трейлера, был первый тизерный постер, и с этим постером на достаточно большом количестве значимых площадок были стенди. Сейчас мы разослали всем без исключения кинотеатрам основной постер и основные стенди. Совершенно отдельная программа у нас для залов IMAX. Со вторым трейлером эксклюзивно вышла трехминутная сцена фильма. Для них отдельно сделали белый плакат, это именно аймаксовский постер. Им очень нравится. Мы делаем немалое количество разнообразных материалов, как для Интернета, так и для телевизионных каналов. Торонто нам понадобился не потому, что мы очень заинтересованы в фестивальных перипетиях фильма, неслучайно это именно Торонто – фестиваль, стоящий наиболее близко к жанровому кино. Фактически это рынок большого Голливуда, нуждающийся в жанровом кино извне, у которого есть желание зайти на территорию Северной Америки. Мы выбрали Торонто по двум причинам: потому что это классическая голливудская площадка жанрового кинематографа, сделанного талантливыми людьми с авторским почерком, и потому что он проходил с 8-го по 18 сентября, а для нас это прекрасная информационная волна, которая за две недели до выхода картины позволит создать дополнительное напряжение. Мы пригласили с собой какое-то число журналистов. Я убежден, что будет много материалов в самых разнообразных электронных и печатных медиа. Иными словами, мы продумали какое-то количество (это я еще не начал про рекламную кампанию) информационных поводов по отношению к фильму, которые должны постоянно создавать напряжение вокруг него. Мы хотим создать ощущение необычного жанрового фильма с необычным аттракционом, очень близкого нашему культурному коду, но сделанного абсолютно языком и средствами современного международного кино. Ну а что касается рекламной кампании, то понятно, что она будет большая. Sony и мы согласны с тем, что у фильма огромный потенциал, и, соответственно, кампания движется по тому максимальному рекламному бюджету, который может позволить себе любая крупная компания, выпускающая картину в стране. У нас очень большой объем рекламы на телевидении.

А конкретнее?

Во-первых, права на показы разделили между собой «Газпром-Медиа» и ВГТРК, поэтому они будут участвовать в рекламной кампании помимо естественной, проплаченной части. На ВГТРК это будет объем межпрограммный и рекламный, плюс к информационному. А «Газпром-Медиа» – это НТВ и рекламная часть ТНТ. У нас очень большой объем на Первом канале, реально большой. И я надеюсь, что, как и всегда, ключевые форматы, которые важны для аудитории, мы покроем. Я имею в виду «Вечернего Урганта» и так далее. Естественно, еще у нас планируются и ТВ-3, и 2 х 2, но там уже много меньше. В общем, с точки зрения объема медийных коммуникаций на телевидении он максимально возможный. Я бы так сказал.

Представители кинотеатров говорят, что от них просят росписи СТАЛИНГРАДА. А реклама на ТВ будет на его уровне?

Это сопоставимо.

Но у СТАЛИНГРАДА же, кажется, помимо всего прочего, была поддержка Первого канала. Или нет?

Нет. У нас никогда не было поддержки Первого канала. Это был ВГТРК. С удачными картинами у всех всегда ощущение, что был Первый канал. У нас так произошло с 9 РОТОЙ, хотя там была поддержка СТС. Но у всех ощущение, что Первого канала.

Какая аудитория для вас является ключевой? Когда мы рассуждаем о каких-то больших российских фильмах-событиях, то чаще всего говорим о необходимости поднять с диванов совсем взрослую аудиторию. Насколько для нее приемлем киноязык ДУЭЛЯНТА?

Мы рассчитываем, конечно, на статус событийной картины, которая притягивает в кино публику, регулярно туда не захаживающую. Это могут быть люди возрастные, а могут быть и не очень возрастные – просто не классическая аудитория кинотеатров. Но при этом мы стараемся не допустить ошибку, рассчитывая в первую очередь на этих случайно появившихся зрителей. Для нас самое главное – быть приемлемыми и интересными как раз для самой активной киноходящей аудитории. И надо сказать, что все фокус-группы демонстрируют оценки молодых демографий, буду с вами откровенен, выше, чем у возрастных. Они свободнее. У людей постарше консервативное, очень трудно сдвигаемое представление в отношении многих вещей, тем более – об эпохе и обстоятельствах. И повторюсь, у нас же картина откровенная, подчас герои там ведут себя скорее свойственным сегодняшней молодой аудитории образом. Но, тем не менее, я убежден, что у ДУЭЛЯНТА есть потенциал завлечь в кино нетрадиционную публику. Вот за это я меньше всего волнуюсь. Потому что фильм привлекает очень многих людей, которых раздражает отсутствие в кинотеатрах содержательных фильмов, имеющих отношение к истории, говорящих о людях интереснее, чем черно-белое изображение характеров в комиксах.

Если апеллировать цифрами, то каковы ваши ожидания? Пятьсот плюс, миллиард плюс?

Это, безусловно, выше пятисот. Миллиард – хорошая цифра, я бы так сказал. Но посмотрим. Я полагаю, что где-то в этом районе мы должны сработать, по идее, учитывая объем. Телека много, очень много онлайна, он необычный – помимо понятного объема рекламы баннерной, контекстной, у нас очень много содержательного онлайна, спецпроектов. Они построены в основном на ньюсмейкерах и людях, которые сами по себе являются средствами массовой информации, на блогерах. Это тот случай, когда мы не боимся показывать картину. Естественно, у нас есть и наружка. Хотя в последние годы она не имеет принципиального значения, в случае, когда фильм претендует на событийность, она должна быть. Ее не особенно много, но и не мало, она очень тщательно выбрана и касается в первую очередь электронных носителей – минимум бумаги, кроме кинотеатров. Для нас по качеству фильма референс – это ВЫЖИВШИЙ. У ДУЭЛЯНТА есть преимущества по отношению к ВЫЖИВШЕМУ и недостатки. Из очевидных – там нет Леонардо ди Каприо. Извините, но его нет вообще. Зато есть самый популярный сегодня в стране Машков, есть блистательно выглядящий, измененный внешне Петя Федоров – это его лучшая роль, очевидно. Он отчаянно хорош. Есть молодая и необычная, дебютирующая, ярко выглядящая Юлия Хлынина, очень хорошая театральная актриса. Есть немецкая звезда, обладатель трех Кубков Европы за лучшую роль, театральный актер Мартин Вуттке, который играл у нас в ОБЛАЧНОМ АТЛАСЕ, в сериале Homeland («Родина»). В лицо его узнают все, он – абсолютная европейская мегазвезда, и это блистательная его роль. И есть красивая, очень нестандартная, играющая великую княгиню Франциска Петри, тоже немецкая актриса, снимавшаяся один раз в русском фильме – у Кирилла Серебрянникова в ИЗМЕНАХ. Есть звездопад второстепенных ролей, очень хорошо сыгранных. А плюсы понятны. ДУЭЛЯНТ на час короче ВЫЖИВШЕГО – это все-таки час сорок пять минут. И в нем есть наш культурный код. Он ближе нам. И необычнее. Не в смысле эксперименты и изыски – их там нет. Там линейное повествование – из пункта А мы двигаемся в пункт Б, но фильм с небанальными героями, яркими, за которыми каждый раз ожидаешь поворота. ВЫЖИВШИЙ по настроению, мрачности близок нам, но при этом ДУЭЛЯНТ – не мрачный фильм, который оставляет зрителей в недоумении по окончании, нет. В финале ты выходишь, мне кажется, скорее просветленным. На всех фокус-группах без исключения некоторые женщины плакали. Причем плакали не от того, что там что-то непоправимое, ужасное происходит, а потому что трогает. И это хороший признак. Я верю в то кино, которое по-настоящему волнует. Поскольку мы находимся в иной ситуации, нежели Голливуд, и давно уже не создаем новые технологии, то должны рассказывать истории так, чтобы они волновали. Так просто сделать, условно говоря, версию большого голливудского комикса не получится.

При этом, кстати, есть ощущение комиксовости в придуманном мире ДУЭЛЯНТА.

Понятно, что есть зрители, которые ожидают от него стимпанка, но это не стимпанк все равно. Да, в каком-то смысле Готэм – не Нью-Йорк, но он же Нью-Йорк – стоят небоскребы и прочее. В этом смысле Питер близок Готэму. Но мы на этом не настаиваем. То есть там есть мосты, которых в Питере нет. Многие заподозрили в нашем проекте ШЕРЛОКА ХОЛМСА. Я один раз сдуру сказал вначале, что мы пытаемся сделать Петербург 19-го века так, как, собственно говоря, выглядел Лондон у Гая Ричи в ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ. Но все восприняли это как желание сделать версию ШЕРЛОКА ХОЛМСА. Это не он, конечно, но мир в каком-то смысле похож.

По итогам работы над фильмом выбор на столь масштабный коммерческий проект режиссера авторского кино по-прежнему кажется вам хорошей идеей?

Кино – это удел одаренных людей. Мы как-то так привыкли, что одаренные люди в России в силу сложившихся обстоятельств делали небольшие независимые авторские картины, и все. А другие люди, подчас не очень одаренные, делали картины для массовой аудитории. В результате сложилось отношение к русскому кино, скажем мягко, скептическое, потому что массовая аудитория видела те фильмы, которые делали неодаренные люди, и не видела и заранее скептически морщила нос по отношению к авторскому кино. В это время в большом Голливуде все без исключения гиганты современного коммерческого кино – это и выходцы, и люди, продолжающие работать в авторском. Начиная с главного – моего любимого Кристофера Нолана. Посмотрите тизер ДЮНКЕРКА – это же фильм Венеции в лучшем случае, чисто артовое кино, но все понимают, что Нолан из этого сделает совершенно другое пространство и мы сумеем полюбить его героев. Или всеми любимое НАЧАЛО – это как? Уж более артового фильма, чем сон внутри сна внутри сна, не придумаешь. Это делают Кристофер Нолан, Гильермо дель Торро со своим невероятным внутренним миром, совершеннейший визионер, пришедший из артового кино, Альфонсо Куарон, снявший ГРАВИТАЦИЮ, хотя до этого в Мексике он делал лабораторное кино, Иньярриту со все тем же ВЫЖИВШИМ. Я это к чему говорю: вся история большого Голливуда построена на поиске одаренных людей, которым поручались большие проекты. Когда я смотрел ровно с этой целью на ландшафт российского независимого кино, то точно для себя понимал, что Мизгирев, Хомерики и Попогребский – безусловно режиссеры большого жанрового кино. А почему нет? У них блистательное кинематографическое образование, они владеют профессией, в отличие от многих людей, которые делали жанровые картины. Они сделали несколько ярких фильмов, заметно выступивших в своем сегменте. У них есть интерес к людям. Так что для меня никаким удивлением не стало то обстоятельство, что Хомерики делает ЛЕДОКОЛ, что Попогребский снимает один из главных телесериалов будущего года для «России» и что Мизгирев подарил нам вот такое неожиданное кино. Не то что мы ни разу не пожалели, а я считаю это главным условием победы – наличие его такого необычного внутреннего мира, его способность любить своих героев, придумывать их и рассказывать о них так, что все понятно любому, даже самому неискушенному зрителю.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат
Подробнее
Фонд кино безвозвратно выделит 3,1 млрд рублей на поддержку фильмов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Новый указ президента России предполагает госзаказ на историческое кино
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
На «Кинопоиск» и Wink составили протоколы о пропаганде ЛГБТ*
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
Оригинальнее некуда: итоги 2023 года для российских онлайн-кинотеатров
Подробнее
Официальная касса России: сборы фантастики «Сто лет тому вперед» превысили 900 млн рублей
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках мая
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Как я встретил ее маму» обходит «Папашу в бегах»
Подробнее
«Сто лет тому вперед» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» остается лидером третью неделю подряд
Подробнее
Warner Bros. готовит новые фильмы во вселенной «Властелина колец»
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Кантемир Балагов готовится к съемкам англоязычного проекта
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 9–12 мая 2024 года
Подробнее
Вадим Перельман готовит триллер с Джимоном Хонсу
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в апреле 2024 года
Подробнее