Рубен Дишдишян: «Наша сила в том, что мы хорошо чувствуем российский рынок»

Глава «Марс Медиа» рассказал о ситуации в отрасли и проектах своей компании

В первой половине 2015 года в российской киноиндустрии произошло множество знаменательных событий, которые затронули почти всех участников этого бизнеса. Сложная экономическая обстановка в стране, сказавшаяся на государственной поддержке кинематографа, различные законодательные инициативы, просевший рынок телевизионной рекламы, перспективы сотрудничества с Китаем – все это диктует новые правила игры для участников рынка. «БК» пообщался с основателем и генеральным продюсером «Марс Медиа» Рубеном Дишдишяном, обсудил ситуацию в отрасли и узнал, какие задачи ставит перед собой кинокомпания в это непростое время.   

Давайте начнем с Вашего последнего прокатного проекта – фильма ЕДИНИЧКА. Лента отработала слабее ожиданий, и у вас наверняка были иные эстимейты. Что пошло не так? 

Каким количеством копий выходить в прокат – 10-30 или шире – было для нас вопросом. Ждали монтажа фильма и по его итогам должны были принять решение. ЕДИНИЧКА мне очень понравилась, и мы запланировали выпустить картину на 200-300 копиях. Но, увы, лента в стиле доброго советского кино не сработала. Мы ожидали большего. У нас расписались около 150 копий. Думаю, ошиблись с датой, и надо было выходить под 9 мая. Но там уже было скопление больших военных фильмов. Тогда мы отошли на месяц и попали под МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА. Получили, что получили, хотя мне казалось, что потенциально могли бы заработать на уровне той же ДОРОГИ НА БЕРЛИН. Сейчас разместили ЕДИНИЧКУ на цифровых площадках и платформах, и там она пользуется большим спросом. Это говорит о том, что кино действительно хорошее. Мы его продали на «Первый канал». 

Давайте перейдем к более актуальным проектам. Недавно у вас стартовали съемки молодежного фэнтези КРЫЛЬЯ. Чем вас, как продюсера, привлек этот проект? Вам нравится жанр?

В этом проекте все сложилось. Был очень хороший сценарий Олега Маловичко. Это главный фактор для меня всегда. Жанр не на первом месте. Когда я вижу в сценарии бизнес-логику, я вступаю в проект. А здесь еще наметилось партнерство с Вадимом Горяиновым и Леонидом Ярмольником. Сейчас у нас первый месяц съемок, и материал, который получается и который вижу, мне нравится. Это очень круто и сильно! Такого у нас еще не было, и потому, мы надеемся на хорошую кассу.

Есть ли к КРЫЛЬЯМ интерес с стороны дистрибьюторов?

Конкретного дистрибьютора у нас пока нет. Но я уверен, что интерес к проекту будет и большой. Мы хотим разговаривать с крупными компаниями и мэйджорами. У нас режиссер Эмилис Виливис, который снял самый кассовый фильм Литвы. Его прокатывала Sony, поэтому они его знают. И мы смотрим на них, как на потенциальных прокатчиков КРЫЛЬЕВ. Скоро сделаем первый тизер фильма, и тогда уже сможем показывать, так сказать, «товар лицом». А еще мы сейчас договариваемся о переводе фильма в формат 3D. 

Расскажите о других кинопроектах «Марс Медиа», которые сейчас находятся в разработке.

Осенью начинаем снимать фильм ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. Режиссером будет Сарик Андреасян. Полтора года работали над сценарием, сильно его переписали, на мой взгляд сумели «поженить» два жанра: драму и фильм-катастрофу. Мне очень нравится, как этот проект сейчас движется, нравится исполнитель главной роли – Константин Лавроненко. Мы проводим кастинги в Москве и Армении, идет выбор натуры. Финансирование собрано, бюджет вырос до 200 млн руб. и, если все будет нормально, начнем съемки 15 октября. Картину закончим к августу 2016 года и осенью выйдем в прокат. Прокатчика пока нет, но, думаю, проблем не будет.

На следующий год у нас запланировано шесть фильмов, четыре из которых – крупные коммерческие, и два – авторские (один из них – дебют). О двух проектах могу подробнее рассказать уже сейчас. Первый – под рабочим названием Т-34 с бюджетом 600 млн руб. Снимать его будет Алексей Сидоров, сейчас он пишет сценарий и получается очень круто. Мы хотим сделать эдакий ФОРСАЖ на танках. В основе лежит реальная история о том, как советский танкист оказывается в плену, где его отбирают в экипаж «живых мишеней», на котором немцы опробируют новейшее оружие против танков «Т-34». История про его побег на этом танке через всю Германию в сторону восточной границы. Сильная, трогательная история. Это наш самый большой проект на следующий год, сейчас мы собираем для него финансирование. Референс для нас – 9 РОТА и СТАЛИНГРАД. Идем на кассу в миллиард рублей.

Второй фильм – ТАНЦЫ. Сначала мы хотели делать небольшой проект, танцевальную историю с бюджетом в 75 млн., но рассмотрели в нем больший потенциал. Возможно, теперь это будет фильм-шоу в стиле ШАГА ВПЕРЕД. Обсуждаем его с телеканалом ТНТ.

Помнится, когда «Марс Медиа» только появилась, вы рассматривали возможность создания собственного кинопрокатного подразделения. Что с этими планами?  

Речь шла о возможном объединении с кем-то. Пока открытых планов по созданию прокатной компании у нас нет. Заниматься этим, когда ты делаешь по два-четыре фильма в год, нецелесообразно. А покупать зарубежное кино в сегодняшней ситуации рискованно и невыгодно. К тому же, если делаешь качественное конкурентное кино, проблем с поиском прокатчика не бывает. И не жалко заплатить им требуемую комиссию, чтобы получить достойный результат. 

Из ваших ближайших релизов, что намечается к выходу?
У нас прошли премьеры двух картин на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. Это лента Алены Званцовой НОРВЕГ с Евгением Мироновым, Ксенией Раппопорт, Северией Янушаускайте и Дмитрием Марьяновым. И картина КЛИНЧ – режиссерский дебют Сергея Пускепалиса, где главную роль сыграл Алексей Серебряков. 

В каком соотношении у вас в компании распределяются производство сериалов, телефильмов и полнометражного кино?  
По прошлому году – 90% телепродукции и 10% - кино. В этом – 75/25. В следующем, если всю линейку кино запустим, получится где-то 60/40. 

Можно ли сказать, что такое изменение долей связано с кризисом на телевидении? Вы его почувствовали?

Кризис на ТВ, безусловно, чувствуется. Мы здесь очень зависимы от каналов, от их заказов, но пытаемся найти пути решения проблем. Еще недавно была полугодовая пауза с заказами, связанная с проблемами на рекламном рынке. Но сейчас ситуация, вроде бы начинает стабилизироваться. Заказы пошли. Да, в этом году у нас их не так много, но они есть – сейчас в производстве нашей кинокомпании 10 проектов. 

Число каналов-партнеров у вас не изменилось?

Мы работаем со всеми основными телеканалами: «Первым», «Россией 1», НТВ, ТВЦ. Надеемся в следующем году запуститься на СТС, обсуждаем что-то с ТНТ. Но исторически сложилось, что главный партнер - это «Первый канал». Они нас поддержали в самом начале, за что, мы им благодарны. Осенью на «Первом» выходит наш большой телепроект «Великая» про Екатерину II, где главные роли сыграли Юлия Снигирь, Павел Деревянко, Сергей Шакуров. А еще «Прощай, любимая» с Константином Лавроненко и Полиной Агуреевой и «Крестный» с Сергеем Пускепалисом и Андреем Смоляковым. А на «России-1» – комедия «Все могут короли» с Максимом Галкиным. 

Ну раз уж мы начали говорить о цифрах. Успех «Родина» показал, что адаптации знаковых мировых сериалов могут быть крайне успешными в России. Есть ли у компании планы на создание таких проектов?  

Я позволю себе не согласиться с тем, что «Родина» - успешный сериал. Да, по цифрам там все было хорошо, но с художественной точки зрения сериал мне не понравился. На мой взгляд, он снят не современно и сильно проигрывает американскому аналогу. Этот пример еще раз убедил в том, что мое решение не заниматься адаптацией иностранных форматов является правильным. Вокруг нас сформировался достаточно широкий круг авторов, которые могут создавать оригинальные идеи. Я думаю, время адаптаций осталось в прошлом. Нужно разрабатывать собственные проекты. Тем более, зритель хорошо на них реагирует: сегодня самые популярные форматы – «Кухня», «Физрук» – оригинальные, российские. В «Марс Медиа» сейчас в разработке порядка 50-ти отличных оригинальных проектов. Например, байопик «Левитан» с Костей Хабенским в главной роли. Он был заморожен в связи с ситуацией на ТВ, но сейчас мы его возобновляем. Еще очень хороший сценарий написан для телеканала «Россия» про Столыпина, с которым надеемся стартовать в конце этого года. Осенью Михаил Вайнберг приступит к съемкам сериала «Гостиница «Россия». Кирилл Белевич начнет снимать современный детектив «Второе зрение». Ну и самый мой любимый сериал, к которому сценарий создавался два года, – «Золотая Орда» про отношения Киевской Руси времен Александра Невского и Золотой Орды Это будет грандиозный проект, микс «Игры престолов» и «Великолепного века». 

Это будет именно сериал, а не кинофильм?

Да, сериал, но может стать фильмом, если будет успех у первого сезона. Тогда до создания второго сезона мы снимем полнометражную картину о Золотой Орде и сделаем большое зрелищное кино.

Когда-то вы заявляли о желании экранизировать роман Бориса Акунина «Алмазная колесница». Что с этим проектом?

Алексей Поярков написал сценарий, но дальше пока решили не двигаться. Мне проект очень нравится, но пока мы его заморозили до лучших времен. 

К вопросу об экономической ситуации в российской киноиндустрии. Как вы относитесь к многочисленным инициативам поддержки отечественного кино, вроде введения НДС на кинобилеты для зарубежных фильмов?

Я достаточно спокойно и даже положительно отношусь к протекционистским мерам в поддержку российского кино. Другое дело, что они должны быть продуманы и не ущемлять интересы других игроков рынка. Считаю, что нужно увеличить бюджет «Фонда кино» в два раза и помогать 15-20 ведущим продюсерам, которые в год делали бы 50 сильных коммерческих фильмов. Тогда мы смогли бы поднять долю отечественного кино до 30%!  И такая программа нужна лет на 5-10 лет, поскольку российское кино до сих пор находится на стадии становления.

Еще одной тенденцией в развитии российского кинобизнеса в этом году является сотрудничество с Китаем. Вы тоже, насколько я знаю, будете делать совместные проекты.

Да, мы с моими партнерами Игорем Прокопенко и Георгием Шабановыми работаем с Китаем по сериалу «Ясное небо». Сейчас пишем сценарий, летом 2016 года начнем съемки, который пройдут в России и Китае. Рассматриваем еще несколько проектов для копродукции, в том числе, и полнометражных картин. Работать с китайцами непросто, но очень интересно. 

Кстати о копродукции. Вы ведь являлись одним из продюсеров фильма ШРАМ Фатиха Акина. Интересно ли вам дальнейшее участие в подобных проектах? Это должно быть фестивальное кино или вы, по примеру вашего коллеги Александра Роднянского, рискнули бы войти в проект массового жанрового кино? 

ШРАМ для меня и моего партнера Арама Мовсесяна был очень личным проектом. Мы не ставили себе цель заработать на этом фильме. Подружились с Фатихом и планируем привлечь его к съемкам здесь, в России. Что же касается чисто коммерческих проектов – мы открыты к обсуждению. Если проект нам нравится, если в нем есть бизнес-логика – почему бы и нет? Но приоритет для нас – российский рынок, который, как мне кажется, мы хорошо чувствуем. Лучше быть в первой тройке у нас, чем в третьей сотне на западе.


24.08.2015 Автор: Артур Чачелов

Самое читаемое

Зато «Стриптизерши» неожиданно обошли «Щегла»

Предварительная касса четверга: «Оно 2» не заметил конкурентов

Подробнее
«Стриптизерши» – первые среди новинок

Предварительная касса уикенда: «Оно 2» снова обошел всех

Подробнее
Он появится в кинотеатре в московском ТЦ «Метрополис»

«КИНО OKKO» откроет первый в России кинозал Dolby Cinema

Подробнее
Проект вошел в чарт Most Popular TV Shows портала IMDb

«Лучше, чем люди» стал самым популярным российским сериалом в мире

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru Rambler's Top100