top banner

Сарик Андреасян: «Будущее у индустрии за деньгами, которые будут приходить из других стран»

Автор: Мария Мухина

21 сентября 2015

Режиссер и продюсер о скандалах в Интернете, творческих планах и секретах кинобизнеса

Месяц назад в интернет-пространстве разгорелся скандал в связи с тем, что сайт «Кинодата», которым руководит по-прежнему считающий статистику СНГ исключительно в долларах Сергей Лавров (он когда-то работал в «Кинобизнес сегодня»), опубликовал информацию о низких стартовых сборах в Штатах картины Сарика Андреасяна ОГРАБЛЕНИЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ. Цифры в заметке были приведены некорректные, а градус язвительности зашкаливал. Это уже не первая ситуация, когда кому-то из отрасли оказываются такие знаки внимания, но, пожалуй, впервые уязвленная сторона официально заявила о намерении судиться с обидчиком. Когда двое дерутся, третий вроде как не должен вмешиваться, но в свете роста значимости международных продаж нам показалось интересным побеседовать с Сариком Андреасяном, который действительно не понаслышке знает, как все устроено на этом самом магическом североамериканском рынке. По крайней мере по отношению к российским интервентам. Разговор оказался невероятно познавательным, тем более что это едва ли не первое полноценное интервью Сарика Андреасяна нашему изданию.

Что вас так задело во всей этой истории со сборами ОГРАБЛЕНИЯ ПО-АМЕРИКАНСКИ в Штатах?

Начну с бизнес-модели этого проекта. Когда мы запускали ОГРАБЛЕНИЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ, то понимали, что на североамериканском рынке релиз будет платформенным – есть такое понятие в Америке. Это довольно формальный выход в 10-ти, максимум 25-ти кинотеатрах. У нас его еще называют техническим прокатом. Платформенный релиз нужен для того, чтобы повысить стоимость фильма на остальных носителях. Конечно, можно попытаться выпустить его широко, но в Америке выход фильма – это порядка 10 тысяч долларов рекламного бюджета на экран. И чтобы расписать кино на 2500 экранов, нужно потратить 25 миллионов долларов. Вкладывать 25 миллионов долларов в P&A фильма, который стоит 8,5 миллионов – это не очень правильно. Если бы это был ужастик за 100 тысяч долларов, который вдруг стал ПАРАНОРМАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЕМ, то, наверное, тогда еще можно было бы обсуждать. Но в случае с криминальной драмой в этом нет смысла. Все видели результаты ГАНМЕНА или НОЧНОГО БЕГЛЕЦА – эти фильмы не окупили свой P&A. Соответственно, и Saban, которые купили у нас права, и Lionsgate, которым они перепоручили наше кино выпускать, мы сказали, что не готовы вкладывать такие деньги. И они ответили, что тоже не готовы. Было принято решение выходить платформенным релизом. Мы как продюсеры зарабатываем в первую очередь с продажи прав, а не с проката. Мы продали фильм за 2 миллиона долларов на Северную Америку и за 4 миллиона на другие территории. Плюс мы еще получили 2 миллиона долларов налоговый возврат от штата Луизиана. Таким образом из 8,5 миллионов долларов производственного бюджета практически 8 миллионов нам вернула дистрибуция за рубеж. Плюс сборы в России – 150 миллионов рублей, плюс права на ТВ и прочие носители. Все это покрыло недостающую сумму. Так что по бизнес-модели ОГРАБЛЕНИЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ – это, на мой взгляд, успех. И ведь официально это не американский фильм, это российско-европейское производство. Я не знаю другую российскую картину, которая была бы продана на domestic за 2 миллиона долларов. И после чтения новости от некомпетентных людей, мол, это какой-то антирекорд за всю историю человечества, мне становится стыдно, что в индустрии, где я работаю, есть такие непрофессиональные издания.

Неужели даже на столь прозрачном рынке, как североамериканский, основной заработок продюсера – это минимальные гарантии?

MG – это гарантированная сумма. Как вообще строится этот бизнес? Мы продали ОГРАБЛЕНИЕ после того, как его показали в основной конкурсной программе фестиваля в Торонто. Нам тогда сделали предложения сразу 18 компаний. Мы выбрали самую большую минимальную гарантию. Продали права. Дальше выпуском на всех носителях занимается дистрибьютор: iTunes, PPV, VoD – абсолютно все, около 9-10 окон дистрибуции, включая авиаправа. Сначала они возвращают себе эти 2 миллиона, которые вложили в минимальную гарантию, а потом уже с каждого последующего доллара отчисляют нам около 35 центов. Получается, что лет через пять-десять, когда этот фильм будет продолжать свою жизнь, мы будем продолжать получать отчисления. Уж не знаю, какая это будет сумма, у меня еще нет такого опыта, возможно, через время я расскажу, что ОГРАБЛЕНИЕ не только окупилось, но и хорошо заработало. В любом случае это библиотека. То же самое я могу сказать и про КУТИС. Этот релиз тоже будет платформенным в США. И я больше чем уверен, что 18 сентября, когда он выйдет, опять несколько некомпетентных людей напишут про еще один «о господи, провал». Я знаю, что КУТИС выйдет в 10–20 кинотеатрах, я знал это еще год назад, когда Lionsgate этот фильм купила. Хочется, чтобы это как-то учитывали, раз уж пишут. Понятно, что я не могу требовать от простых обывателей осознания, что такое кинобизнес, но люди из индустрии-то должны понимать, о чем речь. Проблема ведь не в том, что мы обижены на маленький сайт. Мы недоумеваем, почему все перепечатали новость, не проверив ее. Saban Films и Lionsgate не давали официальных цифр. Мы с ними связывались, они считают, что это их дело, давать такие новости или нет – по платформенному релизу они не видят смысла присылать Box Office Mojo какие-то данные. Для нас они будут делать официальные отчеты каждые три месяца, и мы будем понимать судьбу своего фильма. Но то, что все перепечатали, это не данные Box Office Mojo или The Hollywood Reporter, это какой-то независимый сайт, который опубликовал сборы за пятницу одного кинотеатра в маленьком городке в Канаде. Дело даже не в цифре, а в раздувании глупого скандала. Допустим, французский фильм ДИОР И Я заработал тысячу долларов за две недели, но никто такого ажиотажа не устраивает. Зайдите на Box Office Mojo и посмотрите сборы за пределами первой двадцатки – это все фильмы без P&A, платформенные релизы. Вот вся правда.

Вы грозились судиться с журналистами, распространившими недостоверную информацию. Это было просто предупреждение или действительно подадите иск?

У нас нет задачи судиться со всеми необразованными людьми, которые это перепечатали. Но первоисточник должен нести ответственность за публикацию ложной информации. Хотите раскрутить сайт – потратьте лучше деньги на продвижение. Заголовки, конечно, поражают воображение. Меня практически занесли в Книгу рекордов Гиннесса!

Вернемся к ОГРАБЛЕНИЮ. Это был ваш первый зарубежный релиз. Какие уроки преподнесла эта школа и что будет дальше в плане международной истории?

Cамый большой урок – маленькое кино остается маленьким при любом раскладе. Чтобы ты ни сделал. Если ты хочешь, чтобы в твой фильм кто-то вложил 30 миллионов долларов P&A, будь добр, сними за 60. Тогда студия сама пойдет в банк, возьмет кредит, потому что люди хотят вкладывать в большой продукт. Что себя обманывать? Давно наступила эпоха блокбастеров. Все драмы, комедии и прочее – все уходит в телек, в Интернет, на другие носители. Это происходит во всем мире. Назовите мне последнюю «выстрелившую» где-либо комедию. Все собирает мало. Почему? Потому что через две недели открывается окно, iTunes или VoD, уже даже в Америке, и все. Это не must-see. И мы, люди, которые хотят делать кино не на Западе, а для Запада, уже понимаем, что не будем снимать два фильма, один за восемь миллионов долларов, а другой – за три. Мы сделаем один за 25 – как ЛЮСИ или ЗАЛОЖНИЦА. Тогда нам открыты двери уже не в Saban Films или Lionsgate, а в Paramount. Чтобы понять, как это все работает, нам понадобилось два-три года. Мы приходили с тем же ОГРАБЛЕНИЕМ и в Sony, где нам говорили: «Это прекрасный фильм! Броуди – божественный актер, как он тут играет! Но ребята, знаете, мы тут все деньги потратили (условно говоря) на ЧЕЛОВЕКА-МУРАВЬЯ». Теперь мы там побывали, поняли, как там получать актера, как сотрудничать с американцами, как проходят их Кинорынки, что они обязательно участвуют в фестивалях. Если бы ОГРАБЛЕНИЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ не попало в основной конкурс Торонто, то фильм продался бы где-нибудь за 750 тысяч долларов, но никак не за два миллиона. Торонто, кстати, никто в нашей стране толком не осветил, а вот такие глупые, примитивные новости собирают ажиотаж. Сейчас все, что мы делаем, мы делаем с ориентиром на Запад, на продажу. Не на прокат, а на продажу. Ту же самую МАФИЮ, тех же ЗАЩИТНИКОВ мы делаем с прицелом, что минимум за 2 миллиона мы должны их продать Западу. 

А что для этого нужно? Это увеличивает производственный бюджет или можно просто несколько изменить концепцию, оставаясь в рамках тех же самых сумм?

Конечно, есть удорожание. Но это все просчитывается и оно того стоит. Та же МАФИЯ вызывает большой интерес. Мы не строим иллюзий – если все сложится с МАФИЕЙ в США и Канаде, это опять будет платформенный релиз. Но и этого надо добиться. МАФИЯ выглядит дорогой фантастикой, это понятная тема, это международный фильм с международным потенциалом, хоть в нем и говорят по-русски. Мы понимаем: российскую комедию можно продать за тысячу, ну за две тысячи долларов, а МАФИЮ – за 70 тысяч и даже за 100 тысяч долларов. Соответственно, продав на 15–20 главных территорий, можно с фильма выручить полтора-два миллиона долларов. Будущее у индустрии за деньгами, которые будут приходить из других стран. Иначе недобор, кто бы что ни говорил. Особенно это касается комедий. Посмотрите, в этом году только 8 НОВЫХ СВИДАНИЙ «выстрелили». Раньше таких комедий было четыре в год. За ними по сборам идут ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ! 2 и ЖЕНЩИНЫ ПРОТИВ МУЖЧИН, 180 миллионов и 150 миллионов рублей соответственно. Рынок изменился и чуда не случится. Через год будет еще хуже. Да, такая зрелищная комедия, как ШПИОН, может «выстрелить». Но мне как российскому производителю нет смысла за 10 миллионов долларов снимать комедию. Лучше их вложить в сай-фай или еще что-то. Времена комедий, как мы считаем, прошли.
 
Вы больше ориентируетесь на Запад, при этом наша индустрия вслед за страной в целом развернулась в сторону Китая и других азиатских рынков. Насколько данное направление кажется вам важным и перспективным? И возможно ли усидеть на двух стульях?

Это кажется невероятно важным направлением, но пока у нас нет завязок с Китаем. Просто США и Европа сейчас более понятные мне рынки. В то же время я смотрю на ВИЯ 2: ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ и понимаю: молодцы, это правильно! Наверное, можно усидеть на всех стульях. Это вопрос опыта. Нужен фильм, который и соответствовал бы китайским реалиям, и не смутил бы американцев с европейцами. Почему мы делаем МАФИЮ или тех же ЗАЩИТНИКОВ? Фильм про супергероев, пусть даже российских, будет понятен во всем мире. Тогда как ПРИКЛЮЧЕНИЕ СЕРАФИМЫ не будет понятно никому, даже если оно будет дорогим и качественным. Один из проектов, которые мы сейчас разрабатываем, потенциально мог бы быть интересен китайцам. Так что мы думаем в этом направлении, разрабатываем, рисуем концепты. Это будет очень крутой, дорогой фильм, на уровне ЗАЩИТНИКОВ.

Это будет ваш режиссерский проект?

Скорее всего да. РОБОТЫ (таково рабочее название) будем снимать, вероятно, осенью-зимой. Пока не могу разглашать детали. Но могу рассказать немного о другом проекте – КОМА, его производство запланировано у нас на следующую весну. Это история про то, что между раем и адом существует некое пространство, в которое со всего мира попадают люди в коме. Фантастическая антиутопия, некий мертвый город, в котором это все происходит. Мне кажется, что это отличный концепт, режиссером выступит Никита Аргунов, наш креативный продюсер, который сейчас отвечает за визуальную часть МАФИИ и ЗАЩИТНИКОВ. В Питере мы покажем концепты этого проекта.

На нашем рынке действительно ощущается необходимость в собственных фэнтезийных, фантастических проектах, но ведь это безумно рискованно – производить что-то такое масштабное. Почему вы решили взяться за это все, хотя ведь раньше всегда шли по наименее рискованной бизнес-модели, проторенными дорожками, так сказать?

Cкажу откровенно: для нас ни МАФИЯ, ни ЗАЩИТНИКИ, ни ГОЛОСА БОЛЬШОЙ СТРАНЫ, которые мы сейчас снимаем, не были бы возможны без помощи Фонда кино. Если бы мы не оказались в мэйджорах, то не пошли бы дальше своих первых фильмов. По одной простой причине: бизнес-модель не сработала бы без 30 процентов государственного бюджета. А когда тебя поддерживает государство, ты можешь уже быть более открытым, вести переговоры, привлекать деньги инвесторов. Это очень важно. Мы год разрабатывали ЗАЩИТНИКОВ, но если бы фонд нам отказал, мы просто их не запустили бы. Потому что большое кино стоит больших денег. Все эти разговоры «сними за рубль, а в кадре будет десять» – такого не бывает. Рубль выглядит рублем. При этом мы, например, сняли с питчинга две комедии – по собственной воле. Просто поняли: раз уж государство дает тебе деньги, то будь добр, сделай такое кино, которое поднимет имидж нашего кинематографа как в России, так и в мире. В этом, мне кажется, смысл существования такой организации, как Фонд кино. Давать нужно на большие проекты, я считаю. Маленькое кино начинает умирать, потому что раньше, когда фильм собирал 150 миллионов рублей при бюджете в 45 миллионов, это считалось успехом. Плюс телевидение приносило 30 миллионов рублей. Теперь уже не приносит. Озвучиваются цифры в лучшем случае 7-8 миллионов. Я знаю, что за последние год и три месяца вообще мало кто хоть что-то продал на телек. Отдали или за бартер, или за копейки. Потому что надо выплачивать кредиты, банки давят. Что делать? Давить российских производителей. По сути, сейчас все каналы застопорили покупку русского кино. Они выполняют обязательства перед западными компаниями. А перед русскими никаких обязательств как бы и нет. Наверное, это изменится по окончанию срока действия этих долларовых контрактов. Но сейчас страдает отечественное кино, потому что никто не может его продать. И как тут снова не заговорить о важности международных продаж, когда да, интернет-рынок более-менее еще растет (три года назад он приносил 3,5–5 миллионов рублей, сейчас это до 10 миллионов доходит спокойно), но DVD мы полностью потеряли (некогда продавали права за 800 тысяч долларов, а сейчас это стоит 200 тысяч рублей, и то, если очень событийное кино). Украину тоже потеряли – раньше она с каждого фильма приносила нам по 10 миллионов рублей чистыми. Даже если мы там выходим – это формально. Прибалтика тоже потеряна. Она раньше давала неплохую MG, за каждое кино платили 30–40 тысяч долларов, а сейчас ничего не платят. Выйдешь – и заработаешь или не заработаешь, это уже под вопросом. Казахстан развивается, но в связи с кризисом он тоже немножко встал.

Правильно ли мы понимаем, что идеальной моделью покорения зарубежных территорий для вас видится путь Люка Бессона и его компании EuropaСorp.?

Бессон – наш герой. Это мечта – достичь того уровня, которого он достиг. И при этом, вы знаете, я практически два года в Америке, будем откровенны, Бессон там неизвестен. Американцы знают только американское, Бессон для них – посторонний человек, но сама его бизнес-модель работает – фильмы выходят в большой прокат и прочее. Опять же, в чем Бессон изначально был умнее, в отличие от нас: он сразу снимал дорогое кино. ПЕРЕВОЗЧИК был дорогим, у ЗАЛОЖНИЦЫ 25–30 миллионов долларов бюджет. Это не были проекты за 8–10 миллионов. Он не занимался ужастиками за 2–3 миллиона, потому что это все лотерея. Ты можешь произвести двадцать ужастиков, но только один из них «выстрелит». А когда ты производишь большое кино, даже если оно получилось не таким, как ты предполагал, то все равно имеет шанс. К примеру, ВТОРОЙ ШАНС с Аль Пачино – на мой взгляд, потрясающий фильм, но вышел он платформенным релизом, и никого не волнует, что это Аль Пачино, великий человек. Так устроен бизнес: можно быть кем угодно, но если ты не соответствуешь определенному уровню зрелищности и кинотеатральности, то многого не достичь. Следующим летом мы собираемся снимать большой фильм, про который уже писали, что Сарик Андреасян согласился снимать кино с бюджетом в 50 миллионов долларов. Это правда. Мы не имеем права о нем говорить, пока окончательно не договоримся с партнерами, со студией, не сделаем предпродажи, пока точно не подпишем контракт с актером. Кстати, это даже совет коллегам: каждый раз, когда они заявляют, что у них будет играть Кира Найтли, то должны отчетливо понимать – в этот момент они попадают в черный список в Америке. Никто в мире так не делает, пока не подписан контракт – агенты все это отслеживают. Мы один раз оказались в этой ловушке. Все очень строго, никто не имеет права ничего заранее объявлять. Мы уже год занимаемся этим проектом и молчим как партизаны, но через год-два все расскажем. Мы хотим пойти по этому пути, потому что нам нужны свои первые ЗАЛОЖНИЦА или ЛЮСИ – чтобы потратить 30 миллионов, а собрать 400 по всему миру, и чтобы все ахнули. У Бессона была ЗАЛОЖНИЦА в 2007-м, потом, спустя восемь лет, случилась ЛЮСИ. Все эти годы он сводил концы с концами, потому что у компании были долги перед кредиторами. И только ЛЮСИ вывела его в плюс. Мы сейчас говорим про человека, который прошел путь с конца 80-х, это 25 лет. Поэтому когда мне люди начинают что-то говорить, я отвечаю: пока только два-три года прошло, давайте поговорим через десять лет.

А что с вашими ближайшими проектами, о которых уже можно говорить? Что с МАФИЕЙ, с ГОЛОСАМИ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ?

Оба проекта обладают, на мой взгляд, существенным потенциалом. Конечно, я не буду голословно называть цифры, но на Новый год МАФИЯ должна войти как минимум в первую тройку. Понятно, что на первое место я ставлю ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ, а за второе мы будем соревноваться. Если на МАФИЮ придет то же количество зрителей, какое в свое время было у ЧЕРНОЙ МОЛНИИ и ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА, то, учитывая 3D и нынешнюю цену билета, это будет 800 миллионов рублей. Мы делали с «КиноЭкспертизой» фокус-группы по МАФИИ, тестировали маркетинг, трейлер, и из 64-х опрошенных все сказали, что они пойдут на этот фильм. Это была аудитория от 14-ти до 32-х лет. Нам сообщили, что это может быть порядка двух миллионов зрителей, а это 600–700 миллионов рублей точно. Поэтому мы не боимся вставать на 1 января, потому что все остальные российские фильмы, при всем уважении к ним, не обладают таким уровнем зрелищности и концептуальности, именно поэтому мы ставим себя на порядок выше в плане сборов. Что касается ГОЛОСОВ, то я помню историю, когда Роман Петренко, тогда еще глава ТНТ, презентовал НАША RUSSIA и сказал: «Ребята, мою передачу смотрит двадцать миллионов человек каждую неделю. В кино ходит два-три миллиона». Я могу то же самое сказать о ГОЛОСАХ. Безумное количество людей смотрит передачу «Голос», знает ее участников. На YouTube у каждого из них не по одному миллиону просмотров, и все эти двадцать человек у нас задействованы. В нашей стране у этой передачи и у этих людей есть кредит доверия. Это истории не про крутые машины и дорогие часы, они не псевдоартисты. Участники «Голоса» – это истории про талант и честный успех. Мы очень рассчитываем, что на ГОЛОСА придет много взрослых, которые сидят у телевизоров. А молодежь будет по-любому, потому что нам достаточно разместить два-три клипа в Интернете, чтобы люди просто поняли уровень продакшна. То, что сделал со всеми треками наш креативный и музыкальный продюсер Антон Беляев, это потрясающе!

О’кей, вы не боитесь вставать на Новый год. Но почему все-таки Новый год?

Все честно, справедливо – это самое безопасное время. Голливудских блокбастеров, если их туда искусственно не двигать, нет. Получается, сам бог велел русскому производителю вставать на Новый год и зарабатывать свои деньги. Это хорошая дата для российского кинематографа. Мы – мэйджоры, почему бы нам там не стоять? Это еще и амбициозная история – участвовать в «новогодней битве». Уйти на другую дату? Их нет. Начиная с конца января, каждую неделю выходит по блокбастеру. ГОЛОСА – на мой взгляд, это хорошая рождественская история, семейная, ведь там еще есть участники детского «Голоса». С МАФИЕЙ по жанру они не пересекаются, поэтому мы считаем, что поставить два фильма с разницей в неделю в «новогоднюю битву» – это нормально.

В прошлом году вы тоже были уверены, а в итоге роспись оказалась разочаровывающей.

Мы вели переговоры с несколькими прокатчиками, чтобы понять, кто какие эстимейты дает и какую роспись обещает. Мы всех выслушали, пришли в «Каро» и спросили: «Друзья, вы сможете вот так?» Они сказали: «На это кино – сможем». Мы покажем на «Кино Экспо» большой фрагмент МАФИИ, а на декабрьском Кинорынке представим фильм целиком. И все поймут, что они такого в принципе еще не видели. Я думаю, что в этот Новый год мы будем спать спокойно.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Okko рассказал о новинках мая
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
Международная касса: сборы «Кунг-фу панды 4» в мировом прокате превысили $500 млн
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Американская касса: лидером уикенда стали «Претенденты» Луки Гуаданьино
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее