top banner

Авдотья Смирнова: «История про то, что люди полны добрых намерений, но когда эти намерения соединяются, получается черт знает что»

Автор: Максим Туула

8 июня 2018

Режиссер фильма «История одного назначения» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»

ИСТОРИЯ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ – похоже, самое масштабное и серьезное произведение в фильмографии Авдотьи Смирновой (и единственная картина, которую можно отнести к жанру исторического кино в кинотавровском конкурсе). Основано оно на реальных событиях, одним из героев которого стал молодой Лев Толстой. В 1866 году рядовой Шабунин по недоумию оскорбил офицера, поляка по происхождению, и теперь ему грозит расстрел. Юный поручик Григорий Колокольцев в числе троих офицеров-судей должен решить судьбу провинившегося, а сам Толстой по просьбе поручика выступает в суде защитником. Хотя фильм и обращается к происшествию, случившемуся полтора столетия назад, говорит он о темах, не потерявших злободневности и сейчас – и говорит языком кинематографа 21-го века.

Идея снять ИСТОРИЮ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ пришла к вам несколько лет назад, но фильм вы закончили только сейчас. Это связано с долгой работой над сценарием или с поиском финансирования?

В 2015 году я прочла книгу Павла Басинского о Льве Толстом «Святой против Льва». Это вторая книга его толстовской трилогии, которая описывает отношения Толстого и Иоанна Кронштадтского. И там есть маленькая главка, буквально на три страницы, «Спасти рядового Шабунина», где рассказывается история дела Василия Шабунина, которого военный трибунал приговорил к расстрелу. Толстой вызвался защищать этого солдата в суде. Позже он писал, что эта история имела на него влияние значительно большее, чем имущественные успехи и разорения, чем успехи его литературы, чем даже болезни и смерти близких. И именно она сделала Толстого абсолютно непримиримым противником смертной казни, которую он до самой своей смерти считал главным преступлением против человека. И так меня поразила эта история, что я захотела снять об этом кино. В сентябре того же года мы вместе с Павлом Басинским и Анной Пармас начали писать сценарий, а через год мы его уже закончили. Потом искали финансирование, а в 2017-м – в конце августа, сентябре и октябре – мы фильм сняли. Все логично.

Сам Басинский в свою очередь ссылается на четырехтомную книгу Павла Бирюкова. [Друг и биограф Толстого. – Прим. БК] Вы обращались к другим источникам, в которых затрагивалась эта история?

Павел Басинский является соавтором сценария, но помимо этого, мы обращались и к другим источникам, нам очень помог наш исторический консультант Джон Шемякин, который раскопал то, что мы не могли найти или понять.

В какой степени вы придерживались исторических фактов, а в какой – допридумывали историю?

Из персонажей в сценарии придуман только один – отец Гриши Колокольцева, генерал Колокольцев. В реальности его отцом был вовсе не генерал. Какие-то события мы уплотняли, какие-то – переносили; речь Толстого в суде придумана нами. В принципе, весь текст придуман, хотя и основан на реальных фактах и событиях – это естественная работа сценариста.

Почему вы выбрали главным Гришу Колокольцева, а не кого-то еще из действующих лиц?

У нас три главных героя: Гриша Колокольцев, граф Лев Толстой и Василий Шабунин. Если сделать центральной фигурой Шабунина, то получится житие – мы будем рассказывать, как человек становится мучеником (в православном смысле слова), и это не совсем то, чего мне хотелось. Если рассказывать историю через Толстого, будет байопик. Это я тоже не собиралась снимать. Остается Гриша Колокольцев, который по-юношески влюблен в Толстого и находится под его влиянием. Кроме того, согласно исторической правде, именно Колокольцев приехал в Ясную Поляну, рассказал Льву Николаевичу о происшествии и предложил ему стать адвокатом Шабунина в суде.

В книге Бирюкова подробно описана, например, даже внешность Шабунина. Вы каким-то образом имели в виду эти описания, когда выбирали актеров на роли?

Нет. Тот же Шабунин в фильме совсем не похож на себя реального. Кастинг был минимальным, потому что я изначально знала, кого хочу снимать. Роль Гриши была написана для Алексея Смирнова, Софьи Андреевны – для Иры Горбачевой, и так почти со всеми. Я разве что пробовала только Евгения Харитонова на роль Льва Николаевича. К моменту запуска у нас не было Шабунина и Тани Берс – сестры Софьи Андреевны. На роль Тани я пробовала разных актрис, но они мне не подходили, и Ира Горбачева посоветовала мне Лизу Янковскую, которую я сразу же утвердила. С Шабуниным вышла смешная история: когда мы писали сценарий, Боря Хлебников искал актрису на главную роль в АРИТМИИ, и я посоветовала ему Горбачеву; он мне вернул дружеский долг тем, что предложил попробовать на роль Шабунина Филиппа Гуревича. Пробы с ним мы снимали практически на телефон, и когда он начал произносить текст, я его остановила и сказала, что он утвержден. Еще мы искали польского артиста, и я выбирала по фотографиям, которые мне прислал наш польский товарищ. Мне понравился Лукаш Симлат, он записал видеопробу в Варшаве, по которой я его тоже быстро утвердила.

Снимали вы в Ясной Поляне?

Мы снимали в Ясной Поляне, в Псковской области (в так называемой кинодеревне в 40 километрах от Пушкинских Гор, там мы снимали роту) и в Петербурге – частично живые интерьеры в музее Некрасова и музее Державина, частично в павильонах «Ленфильма». Оператор-постановщик у нас Максим Осадчий, с которым я работала на двух предыдущих своих фильмах – КОКОКО и ДВА ДНЯ.

В истории Шабунина сосредоточено много важных тем и мотивов, актуальных и сегодня. Что именно привлекло вас?

Когда я прочла эту главу в книге, всего три страницы, я не могла ни о чем другом думать. Я читала дальше – и все равно постоянно возвращалась к ней. В первую очередь меня привлекла, к сожалению, неизбывная российская коллизия (если не вечная, то очень почтенная): закон против справедливости. Во-вторых, поскольку мы рассказываем историю через молодого героя, Гришу Колокольцева, то получается, как это называлось раньше, «роман воспитания» – тоже довольно интересный жанр. Но самое современное в этой истории можно выразить фразой Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». История именно про это: люди полны добрых намерений, но когда эти намерения соединяются вместе, получается черт знает что. Для меня важно, что это современная история, она некоторым образом происходит здесь и сейчас, это не костюмная драма про 19-й век, от которой у меня самой скулы сводит. Поэтому мы с Осадчим с самого начала искали язык камеры. Мы даже сознательно боролись с собственным эстетством. Я когда-то сказала Максиму: если бы мы с тобой снимали картину, все действие которой происходит на помойке, то помойка у нас с тобой дымилась бы «под Рембрандта», и это наше ограничение. Так вот здесь изображение для нас обоих совсем непривычное – дышащее, подвижное, с ломаными композициями, не «нарядное». По этой же причине я позвала писать музыку Василия Вакуленко, Басту. Поначалу коллеги пальцем у виска крутили, когда я говорила, что хочу в музыке биты и электронику. Все же считают, что историческое кино должно идти под струнный оркестр или фортепьяно. А я была уверена, что Вакуленко – именно то, что мне нужно. Василий же – исключительно умный музыкант. И мне кажется, что саундтрек не просто украшает картину, а дает ей живой современный воздух, делает героев сегодняшними.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее