top banner

Сергей Светлаков: «Для меня важно, чтобы у нас получилось кино, понятное абсолютно всем»

Автор: Мария Мухина

11 апреля 2016

Продюсер и исполнитель главной роли в комедии «Жених» о проекте и юморе в нем

Интервью опубликовано в печатном номере «Бюллетеня кинопрокатчика» № 3, 2016

Если попытаться поздравить знакомого немца с 9 Мая, он вежливо удивится. Пояснения про День Победы не добавят понимания – в конце концов, западный мир празднует окончание Второй мировой войны 8-го числа. Точно так же и с анекдотической ситуацией, легшей в основу нового фильма ЖЕНИХ – в чем прикол, поймет только наш соотечественник. Про особенности национального юмора и скорый выход нового проекта мы поговорили с продюсером и исполнителем главной роли в картине Сергеем Светлаковым.

Расскажите, пожалуйста, про проект. В какой стадии он сейчас находится? 

У нас идет постпродакшн (Интервью состоялось в начале марта 2016 года. Прим. ред.). Над монтажом работаем каждый день. Все горит, все хочется доделать в лучшем виде. Это, по-моему, обычное дело, как у любых киношников, которые с трепетом относятся к своему продукту.

ЖЕНИХУ едва ли удастся избежать аналогий с ГОРЬКО! и ВЫПУСКНЫМ. А вы сами на какие фильмы ориентировались?

Меня порадовало, что после первого показа ограниченному кругу людей (там были представители нашего прокатчика «Каро», представители ТНТ, продюсеры – всего порядка 15–20-ти человек) еще совсем сырого материала, во-первых, мы подуспокоились, потому что материал сработал, люди смеялись, а во-вторых, несколько человек, правда, не самых молодых, сравнили ЖЕНИХА с картиной ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ. Это для нас серьезный такой ориентир. Получается, что материя там есть, там есть любовь, есть и юмор, хорошая актерская игра. Мы очень долго кастингом занимались. Получается, работает, раз вот такой аналог у взрослого поколения возникает. Для меня важно, чтобы это было кино, понятное абсолютно всем. И что наша русская душа там как-то отражается. Я буду счастлив, если не нас будут с кем-то сравнивать, а свое кино потом будут сравнивать с нашим. К этому надо стремиться, мне кажется. Мы как люди, рожденные в Советском Союзе и воспитанные на советских фильмах, постарались, чтобы лента была не трэшовая, чтобы она не была по-черному современной. В ней нет много водки, нет какой-то совсем алкашной темы. Понятно, что там есть застолье, но у нас нет пьяных людей, нет какой-то альтернативной реальности, где все персонажи нами придуманы. Там абсолютно узнаваемые ситуации и типажи из жизни. Главный движок всего – это, соответственно, анекдотическая ситуация, фантазия на тему того, что 9 мая немец приезжает свататься к русской девушке. У всех тут же рождается эмоция – мы пробовали, тестировали: стоит только произнести этот концепт, как сразу у людей возникают какие-то ассоциации. Мы эту тему, мне кажется, нормально так прокачали, и при этом без агрессии, допустим, к Европе или к немцам. Все достаточно толерантно сделано и все шутки у нас безобидные, но понятные, на злобу дня. Там есть и про санкции (немец провез с собой моцареллу), и про Путина, и про Крым (не знаю, войдут эти шутки в монтаж или нет), и вообще про взаимоотношения людей в то время, в которое мы живем, про то, что каждый имеет право на ошибку – и отдельно взятый человек, и нация. И все это на фоне абсолютно понятной человеческой истории, когда бывший муж возникает на горизонте только тогда, когда, грубо говоря, петух в задницу клевать начинает, когда приходит понимание, что он может упустить свою любимую.

Вспоминается наша беседа с Жорой Крыжовниковым перед САМЫМ ЛУЧШИМ ДНЕМ, в ходе которой возникала ностальгия по советскому кино. Как, на ваш взгляд, может сочетаться актуальность тематики и тоска по советским комедиям?

Из советского кино идет в первую очередь желание сделать фильм, где не видно американской кальки. Я давно это понял и очень радуюсь за всех людей, которые не пытаются делать тупо какой-то перевертыш, когда берется американский фильм и переносится на наши российские реалии, на нашу действительность и так далее. Это все не работает. Мы не можем конкурировать с Голливудом в плане развлекательности никак иначе, кроме как за счет наших каких-то шуток. Других полян нет, надо рассказывать на нашем киноязыке о нашем менталитете, копаться в нашей душе, нашей природе, мыслях, ситуациях. Что никак не противоречит актуальности – но не в том смысле актуальности, что вот, мол, сейчас есть противостояние между Россией и Западом, давайте про это пошутим. Все придумано было намного раньше – именно эта ситуация анекдотическая. А уже на площадке мы добавляли какие-то современные шутки. Притом мы не занимали чью-то сторону, говоря, что у вас там плохо, а здесь у нас хорошо. Мы просто смеемся над глупостью с обеих сторон и, наоборот, переживаем за разрыв каких-то человеческих отношений, всего, что происходит из-за большой политики. Это такое народное кино – мне не хотелось бы этот термин употреблять, но другого пока как-то не найдено, не знаю, как по-другому выразить, что в нашем фильме будет все то, о чем мы все говорим на кухнях. Только с юмором, а не через призму депрессивной или утопической реальности. Все-таки в этом во всем есть какой-то просвет, есть национальная гордость, даже пускай основанная иногда на пустом месте.

А почему, как вам кажется, в последнее время недобирали некоторые комедии, в результате чего заговорили об усталости зрителей от этого жанра? В чем проблема?

На мой взгляд, нет вообще никакого смысла копаться в жанрах и говорить о том, что сейчас в тренде комедии, а потом, не знаю, какой-нибудь трэш или что-то там еще. Есть удачные и хорошие фильмы, а есть неудачные. Если посмотреть список комедий за последнее время, то может получиться, что из тридцати фильмов, может быть, два окажутся более-менее неплохие, а остальные – просто низкопробная шняга.

А какие комедийные фильмы из последнего, кроме ваших, порадовали лично вас?

Да мне и свое не всегда нравится. Возможно, кто-то считает меня лишним человеком в этой профессии, в этой индустрии. Я тоже со многими не схожусь по причине того, что вижу их отношение к работе, их стремление сделать большое количество слабых фильмов и заработать на производстве. Я не считаю свою команду исключительной, но мы по крайней мере стараемся. У нас может не получиться, но то, что мы стараемся, это однозначно. В последнее время я много не смотрел, но какие-то фильмы, как правило, больше 15–20 минут выдержать не могу. Это просто безвкусица. Часть моих фильмов тоже, наверное, может попасть в эту же категорию, и я не стану спорить. Но есть и работы, которыми я горжусь и, опираясь на которые, я верю, что у нас получится, потому что мы что-то понимаем в юморе и с каждым годом, как мне кажется, все больше понимаем в кино.

Собственно, это большее понимание и привело Александра Незлобина в режиссерское кресло?

Изначально мы не планировали, что он будет снимать фильм. Сценарий мы написали с Сашей вдвоем, как и до этого написали ВЫПУСКНОЙ. Параллельно с доработкой сценария шел кастинг, искали режиссера. Был большой список, десятков из двух имен, и на исполнителя главной роли, и на режиссера. Мы начали с ними со всеми встречаться, и где-то на середине пути очень умный киночеловек по имени Джаник Файзиев сказал нам такую правильную, на мой взгляд, вещь: «Ребят, вы сейчас потеряете кучу времени, но, уверяю вас, не найдете людей, идеально подходящих под ваш сценарий. Никто, кроме вас самих, лучше это не сделает». Я не хотел играть, хотел быть за кулисами – креативным продюсером каким-нибудь. То же самое и Саша Незлобин хотел. Но, в отличие от меня, у Саши давно были режиссерские амбиции, так скажем. Он ходил на курсы в Лос-Анджелесе, в Москве тоже постоянно посещает какие-то мастер-классы режиссеров и сценаристов. Он хотел снять кино в качестве режиссера, это было дело времени. На том же ВЫПУСКНОМ он много разных функций выполнял, в том числе и как бы сорежиссером был. И вот, посовещавшись с каким-то количеством режиссеров, мы сделали вывод, что Саше надо рискнуть. В итоге он согласился только с единственным условием – что главную роль буду играть я. Мол, если вписываемся, то по всем пунктам: и играем сами, и снимаем сами, и ночью переписываем сами, и потом монтируем сами. В общем, полностью за это в ответе – вообще за все стадии.

Какова роль ТНТ во всей этой истории? Мы так понимаем, что канал максимально подключается на стадии промоподдержки проекта?

Да, это такой уникальный случай – после САМОГО ЛУЧШЕГО ФИЛЬМА и НАША RUSSIA: ЯЙЦА СУДЬБЫ не было больше у ТНТ своего кино с точки зрения продюсирования, и вот они поверили в нашу команду, включились уже на уровне сценария, их редакторы и продюсеры помогали нам и со сценарием, и с кастингом. Евгений Никишов и Валерия Федорович – известные ребята, продюсеры канала ТНТ, которые выпустили одни из самых рейтинговых сериалов и до этого работали на «Мосфильме» у Шахназарова. То есть они одновременно и кино-, и телевизионные люди. Это они своей экспертной оценкой рекомендовали нас каналу. Фильм уже продан ТНТ, и идея была в том, что полученные от них деньги мы тратим на рекламу, то есть я лично, допустим, с продажи этого фильма ни копейки не получаю, а верю в то, что больший объем средств, потраченный и на производство, и на продвижение, даст более широкий резонанс и принесет большую прибыль. Так что ТНТ сюда вписывается по полной, будет много рекламы. По внутренним ценам, так скажем, пакет будет на 40 миллионов рублей – это и просто телевизионная реклама, и интеграция в различные программы: новый сезон «Танцев», и «Камеди Баттл», и «Дом-2», и «Битва экстрасенсов». Можно будет почувствовать, что к этому продукту ТНТ имеет непосредственное отношение. Плюс какие-то интернет-продвижения еще будут, их собственные миллионные площадки тоже будут задействованы. Надеюсь, это окажется сотрудничество, с которого все свое поимеют.

Насколько, по вашим ощущениям, выросли цены на производство, на маркетинг? Менялась ли смета в процессе съемок?

Изменение цен мы ощутили, наверное, уже на постпродакшне, потому что снимали осенью, а тогда все стоило примерно столько же, как и в начале года, когда мы все просчитывали. У нас там был перерасход, но это случилось просто потому, что нам требовалось чего-то еще больше – еще смены или, например, понадобился танк. Он не предполагался изначально, а это все такие затратные вещи. Но вот того, что мы закладывали на постпродакшн, конкретно не хватает, потому что по сравнению с прошлым годом все стόит уже на порядок дороже. Люди больше денег немножко берут, аренда чуть дороже, компьютерщики – тоже, какой-то там пересъем, досъем... Да даже авиабилеты, если группа куда-то едет, и те подорожали. Все по отдельности незаметно вроде выросло, а вместе уже другой объем средств получается. Уже тяжелее. Сейчас еще такой период, что люди не готовы что-то дешевле сдать, чтобы камера или гримвагены работали. Они готовы лучше отсидеться – сдавать реже, но дороже.

Значит, и зарабатывать картине надо больше, а динамика посещаемости пока нестабильная. Что позволяет вам надеяться, что в народ пойдет в кино на вашего ЖЕНИХА? В Новый год вот не все дошли до кинотеатров.

Мне кажется, что нет одного сценария на все годы. Сейчас сложно предположить, какое будет настроение у людей, что случится в мире и какими мыслями все будут заняты. Каждый год складывается некая уникальная ситуация, но вся наша реклама будет зазывать.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее