Вячеслав Тельнов: «Организационные изменения добавят Фонду кино прозрачности»

Новый глава организации − об итогах деятельности предыдущего руководства и будущем Фонда кино

Вячеслав Тельнов возглавил Фонд кино в ноябре прошлого года, и все это время не давал больших интервью. В разговоре с БК Тельнов подвел итоги деятельности предыдущего руководства фонда и рассказал о том, чего ждать игрокам индустрии в ближайшем будущем. Все озвученные цифры – по данным Фонда кино.

В начале прошлого года вы давали интервью БК по поводу назначения на должность главы Госфильмофонда. В начале этого года мы говорим по поводу вашего назначения в Фонд кино. Как вы оцениваете скорость произошедших изменений?

Меня и туда, и туда назначал председатель правительства России по представлению министерства культуры. Считаю мое передвижение более чем логичным с учетом опыта работы и понимания ситуации на системном уровне.

Как вы оцениваете результаты работы предыдущего руководства Фонда? Какие, по вашему мнению, были его главные успехи и главные ошибки?

Считаю как минимум неэтичным критиковать прежнее руководство Фонда кино. Мы видим его безусловные успехи. По итогам 2018 года российский кинематограф обновил кассовый и зрительский рекорды. Совокупный бокс-офис отечественных фильмов превысил 13,8 миллиарда рублей, тогда как в 2012-м сборы составили только 6 миллиардов. Совокупная посещаемость наших картин выросла – с 28,7 миллиона зрителей до 57,9 миллиона. По сравнению с 2012 годом доля российского кино по количеству зрителей увеличилась с 16,4 процента до 28,9 процента (на 12,5 процентных пункта), а доля по кассовым сборам – с 15,5 процентов до 27,5 процентов (на 12 процентных пунктов). 80 процентов бокс-офиса российского кино в 2018-м пришлось на фильмы, созданные при поддержке фонда. Конечно, без промахов никогда не обходится. Ну, например, прокат некоторых из поддержанных Фондом кино проектов не оправдал ожиданий. Мы сейчас анализируем сложившуюся ситуацию индивидуально по каждой картине с тем, чтобы не только не допускать в будущем очевидных провалов, но и в целом увеличить эффективность поддержки фильмов как в производстве, так и в продвижении. Фонд накопил достаточный опыт, и уже сейчас в процедурах работы произошли некоторые изменения. Успешность этих и других планируемых новых шагов покажет только время.

Последняя «новогодняя битва» завершилась убедительной победой российского кино. Как вы оцениваете ее итог?

«Новогодняя битва» в этом году оказалась самой доходной с момента начала работы Фонда кино. С 30 декабря по 8 января в кинотеатры пришло 16,7 миллиона зрителей против 15 миллионов в прошлом году, кассовые сборы составили 4,5 миллиарда рублей против 4 миллиардов прошлого года. Нашим достижением стало то, что прирост обеспечили именно российские картины, которым отдали предпочтение 12 миллионов зрителей, что на целых 2,6 миллионов человек (или 26,6 процента) больше, чем в прошлые новогодние каникулы. Совокупный бокс-офис российских картин составил 3,3 миллиарда рублей, иностранного кино – 1,2 миллиарда. Новогодний период, как и весь 2018 год, показал, что сборы и посещаемость зарубежных фильмов сокращаются, а соответствующие показатели отечественных кинопроектов, наоборот, демонстрируют рост. Доля российского кино в праздничные дни составила 72,9 процента совокупной посещаемости кинотеатров страны. Созданные при поддержке Фонда кино фильмы обеспечили более половины сборов. Столь высокие показатели прежде всего обязаны успеху поддержанной фондом военной драмы Т-34 режиссера Алексея Сидорова, которая собрала в прокате более 2,2 миллиарда рублей и стала второй самой кассовой российской картиной после ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ. Из поддержанных Фондом кино картин в десятку лидеров по сборам вошли продолжения известных новогодних франшиз ЕЛКИ, ТРИ БОГАТЫРЯ и СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА.

Есть мнение, что сборы российского кино на Новый год не были бы такими высокими, если бы не протекционизм государства. Действительно ли российскому кино необходима раздвижка релизов, и собирать оно может только в отсутствие конкуренции?

Устойчивая тенденция роста посещаемости и кассовых сборов российских фильмов при одновременном спаде у иностранных является лучшим ответом на вопрос, может ли российское кино собирать зрителей только в отсутствие конкуренции. Наше кино стало конкурентоспособным, оно само по себе сильное, качественное, достойное. Этот подтверждает и рост сборов от зарубежных показов, многочисленные призы и премии на самых престижных конкурсах и фестивалях. Как и в любой индустрии с высокой международной конкуренцией, российским производителям нужна поддержка. Раздвижение релизов, безусловно, помогает повысить посещаемость, но нужно понимать, что зрителя невозможно затащить в кинотеатр на слабые фильмы, у него есть выбор не только между проектами текущего репертуара в кино, но и кинопоказом на телеканалах и в Интернете. Задача раздвижки релизов – просто немного помочь нашему кино.

Какие задачи вы ставите перед собой как новый исполнительный директор фонда? Каковы ваши планы на ближайший год?

Я уже достаточно сказал о значительном росте доли российского кино за последние годы. Однако для того, чтобы она составила хотя бы половину рынка, потребуется, если идти такими же темпами, еще лет 10–12. Мы считаем, что это слишком много, наша задача – постараться сократить этот путь. Уверен, что профессиональная команда Фонда кино при активном содействии всех участников кинорынка справится со столь амбициозной задачей.

Последние годы Фонд кино демонстрировал эффективную работу, а изменение устава и смена руководства вызывают некоторую тревогу игроков киноиндустрии. Можете ли вы это прокомментировать? Произойдут ли в работе фонда какие-то перемены, кроме учреждения нового совета? Будут ли внесены изменения в систему поддержки кинопроизводства?

Не секрет, что главной болью игроков является система поддержки. Изменения предлагаются всеми участниками процесса. Например, уже в цикле отбора 2019 года при комплексной оценке новых заявок обязательно будет учитываться своего рода «кредитная история» заявителей – успешность предыдущих фильмов компаний-производителей. В этом году мы начали раньше обычного проводить конкурс на поддержку производства. Уже в апреле будут закончены все конкурсные процедуры, и организации кинематографии смогут войти в летний съемочный период с выделенными Фондом кино средствами.

Насколько фонд самостоятелен в своих решениях сейчас? И что будет с его относительной автономностью дальше? Или вы считаете нормальным, что роль министерства культуры постепенно будет возрастать?

Фонд кино и министерство культуры не конкурируют между собой, они совместно решают единую задачу по развитию отечественной кинематографии. Мы считаем, что совершенно логична передача Минкультуры части полномочий учредителя фонда, особенно тех, что касаются стратегических решений и установок. Фонд при совместной с министерством работе не может быть абсолютно автономен. Организационные изменения добавят его работе прозрачности и открытости. Надеюсь, это будет способствовать еще большей эффективности его деятельности.

Как вы реагируете на проверки счетной палатой деятельности фонда за последние три года?

Мы понимаем необходимость контроля за работой Фонда кино со стороны государства и готовы к проверкам на постоянной основе.

Один из показателей эффективности работы фонда – зарубежные продажи. Какие итоги 2018 года вы можете подвести в этой сфере? Как вы считаете, необходимо ли государству финансировать маркетинг российских фильмов, особенно если речь идет о блокбастерах?

Здесь необходимо уточнение. На самом деле одним из показателей эффективности работы фонда по поддержке кинопроизводства является не объем продаж, а количество зрителей национальных фильмов за рубежом. Наметилась устойчивая положительная тенденция. Третий год подряд российские картины за границей смотрит около 10 миллионов зрителей, а кассовые сборы превышают 40 миллионов долларов. В 2018-м в зарубежном прокате побывало 87 российских картин. Их посмотрело более 8 миллионов зрителей 60-ти стран, а касса составила 41,2 миллиона долларов. Наибольшим успехом пользовалась российская анимация, на которую пришлось более половины зрителей и сборов за границей. Анимационный фильм СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА 3. ОГОНЬ И ЛЕД привлек в 2018 году 2,7 миллиона зрителей и собрал 14,2 миллиона долларов, а всего в зарубежном прокате мультфильм посмотрело 3,6 миллиона человек, выручка составила 19 миллионов долларов, это высший результат. Интересно, что итоги проката этого фильма оказались значительно лучше, чем в России: почти в три раза больше зрителей и в четыре раза – сборов. Пока есть только один пример поддержки маркетинга за рубежом. В начале 2018 года Фонд кино выделил средства на продвижение двух анимационных проектов студии Wizart Animation. Что касается российских блокбастеров, то пока их основная аудитория сконцентрирована в России. В частности, результаты зарубежного проката фильма ЛЕД составляют только 12 процентов его совокупных сборов. За границей в 2018 году картина собрала 3,6 миллиона долларов, а в России – 25,5 миллиона. Подобная ситуация у САЛЮТА-7: 3 миллиона долларов за рубежом против 13 миллионов в России. У ВИКИНГА и ПРИТЯЖЕНИЯ с зарубежным прокатом еще хуже: 3,1 миллиона и 2,2 миллиона долларов соответственно, тогда как на родине картины собрали в долларовом выражении 24,8 миллиона и 17,5 миллиона. Действительно высокий потенциал с точки зрения международных сборов сейчас демонстрируют российская анимация, хорроры и авторское кино. На сегодняшний день окупаемости фильмов именно этих жанров поможет продажа прав на зарубежные территории в сочетании с поддержкой маркетинга.

Что сейчас происходит с инициативой Фонда кино по предоставлению модернизированным кинотеатрам российских фильмов без минимальной гарантии? С какими трудностями пришлось столкнуться при внедрении этой инициативы?

После запуска программы модернизации кинозалов все участники проката оценили важность и нужность этой работы. Со следующего года фонд будет инициировать увеличение пороговой численности жителей в поддерживаемых населенных пунктах, где проживает до 1 миллиона человек. В части проката мы считаем, что минимальной гарантией являются сами кинотеатры, уже поддержанные по нашей программе, даже в самых маленьких населенных пунктах. Мы пытаемся им помогать и надеемся, что вместе с партнерами в течение этого года нам удастся создать единую агентскую сеть, которая возьмет на себя расходы и организацию доставки контента. Сейчас мы в активном поиске партнеров и агентов для совместной работы в этом направлении.

Как вы оцениваете эффективность трекера киноаудитории, который Фонд кино недавно запустил? Есть ли какие-то новые проекты в разработке?

Трекер киноаудитории стал логичным продолжением развития исследования, инициированного фондом в конце 2016 года. Тогда нам удавалось провести опрос аудитории только для четырех, хотя и самых кассовых уикендов года и набрать базу для анализа 20 кинопроектов. Полученные выводы сделали очевидной необходимость детального анализа публики каждого уикенда в разрезе фильмов. Был проанализирован опыт наших исследований, опыт других стран, имеющих развитые инструменты мониторинга киноаудитории (США, Франции, Великобритании), и создан уникальный российский трекер «Кинозритель». Его функционал позволяет видеть реакцию зрителя, только что вышедшего из зала после просмотра фильма. «Кинозритель» стал инструментом объективной оценки конкурентных качеств российского зрительского кино, он дает уникальную информацию о киноаудитории в разрезе фильмов, которую раньше продюсеры были вынуждены заказывать точечно. После запуска трекера летом 2018 года было опрошено почти 30 тысяч кинозрителей. С января 2019-го фонд начал выпускать отчеты о киноаудитории по итогам каждого уикенда, содержащие данные как в обобщенном виде, так и в разрезе основных фильмов периода.

Каковы итоги года для развития кинокомиссий? Какие регионы наиболее востребованы кинематографистами?

На сегодняшний день сформировалось три вида кинокомиссий, созданных при поддержке Фонда кино, Минкультуры, Ассоциации продюсеров кино и телевидения и Агентства стратегических инициатив. С рибейтом из субсидии следующего года, с фиксированной суммой – это кинокомиссия Приморского края, во Владивостоке. С рибейтом из субсидии текущего года, с плановой суммой сформированы кинокомиссии Калининградской, Ульяновской, Вологодской и Иркутской областей. Уже в 2019 году к системе компенсации расходов до 20 процентов присоединилась администрация Новгородской области, где также была создана аналогичная организация. Кинокомиссии без рибейта действуют в Москве, Астраханской и Тульской областях. Есть еще один вариант кинокомиссий с рибейтом, но созданных усилиями региональных инициативных кинематографических групп с частичной поддержкой администраций регионов, – сегодня это организации Крыма, Татарстана, Башкортостана и Архангельска, а также кинокластер в Карелии. По региональному охвату системой рибейтов нам предстоит еще много поработать.

Как вы относитесь к возможности запуска частного фонда Романа Абрамовича по поддержке российского кино?

Пока у нас нет достаточной для каких-либо прогнозов информации об этом фонде. Давайте дождемся подробностей. Но в любом случае мы будем рады финансовой поддержки киноотрасли.

После первого заседания Фонда кино в декабре вы говорили, что открыты предложениям и идеям членов совета. Прозвучали ли какие-то интересные инициативы?

Пока, наверное, рано говорить о новых инициативах, проектах, идеях. Все они должны быть проработаны на предмет актуальности, реализуемости, да и, что скрывать, коммерческой эффективности. Нас вдохновляет желание игроков рынка генерировать варианты решения накопившихся проблем, мы поддерживаем этот энтузиазм, верим, что совместными мозговыми штурмами найдем самые лучшие решения.

Когда вы возглавили Госфильмофонд, то так же говорили, что начали с обсуждения с коллегами их идей, многие из которых впоследствии были реализованы. Такой подход внушает оптимизм – это то, чего не хватает во взаимоотношениях отрасли и министерства культуры. Как вы думаете, как можно было бы наладить генерирование идей о работе киноиндустрии не со стороны государства, а от отраслевых игроков?

Мы считаем, что механизмы генерации идей запущены, нам нужно не просто слушать, но и слышать, что говорят, почти кричат (смеется) отраслевые игроки. У нас существует множество площадок, где они открыто, четко и достаточно обоснованно высказывают свои мысли. Повторюсь, начинать надо с ключевого – услышать!


12.03.2019 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

Старт комедии «Отпетые мошенницы» превзошел ожидания

Официальная касса России: «Мстители: Финал» постепенно снижают обороты

Подробнее
Но проект Marvel все же сохранил первое место за собой

Американская касса: «Детектив Пикачу» почти одолел «Мстителей»

Подробнее
Фонд отчитался по итогам конкурсов по финансированию кинопроизводства

Названы победители питчинга Фонда кино для иных компаний

Подробнее
«Покемон: Детектив Пикачу» отстал всего на чуть-чуть

Касса четверга: «Джон Уик 3» выравается в лидеры

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100