top banner

Артем Темников: «NO COMMENT» – это интерпретация «Фауста» на фоне реальной истории

Автор: Мария Позина

9 июня 2015

Режиссер о своем проекте в конкурсе «Кинотавра»

Режиссер Артем Темников много лет проработал на телевидении и принимал участие в создании таких рейтинговых программ, как «В поисках приключений» и «Далеко, еще дальше» с Михаилом Кожуховым, «Вокруг света» и многих других. На «Кинотавре» он представит свой дебютный полнометражный игровой фильм. Картина рассказывает о немецком юноше Томасе, выросшем в обычной благополучной семье, который неожиданно для всех принимает ислам, вступает в ряды ваххабитов и едет воевать в Чечню.

 

Вы по образованию режиссер игрового кино, но долгое время снимали документальные фильмы и познавательные программы для телевидения. Что послужило толчком к возвращению в профессию? Как родилась идея фильма NO COMMENT?

По окончании института я как молодой кинематографист снимал все, что мог – документальные фильмы и телевизионные программы. Большинство людей, которые учились со мной во ВГИКе в 90-е, после вообще ничего не снимали, не находили работу по профессии. А мне за прошедшие годы посчастливилось сделать большое количество телевизионных и документальных фильмов, я работал как в горячих точках, так и в кругосветных путешествиях. И вот, работая несколько лет назад над одним документальным фильмом, где одним из сюжетов была война в Чечне, я получил найденные после боя видеокассеты с отчетными записями боевиков и видеофиксацией рейдов спецназовцев. Когда люди в закрытых коллективах снимают свой быт и работу, всегда интересно смотреть. Заглянув в их жизнь, ты видишь, как они в моменты затишья улыбаются, шутят, подначивают друг друга, отмечают праздники. Потом одни идут минировать дороги и устраивают засады, а другие уходят в рейды, ищут первых, по пути дурачатся, едят тушенку или ягоды прямо с куста. Все живут своей жизнью, а потом эта жизнь перемешивается с фрагментами, снятыми в бою или после боя, и ты видишь тех же людей, как с одной, так и с другой стороны, но уже раненых или убитых. И понимаешь, что это такие взрослые игры, замешанные с кровью. Еще меня заинтересовала проскальзывающая за кадром немецкая речь и иногда появляющийся юноша, говорящий по-немецки. Под конец второй чеченской местных боевиков уже почти не оставалось – туда приезжали либо ваххабиты, либо просто наемники. И в группе под Сержень-Юртом, состоящей из нескольких десятков боевиков, было только два чеченца, а остальные – арабы и турки, а также один молодой немец, который был больше похож на студента, чем на солдата. Глядя на этого худого юношу в больших ботинках, я думал: «Зачем же ты променял свой тихий бюргерский городок с баварскими сосисками на блиндаж, где в перерывах между минированиями, по очереди спали сорок человек? Зачем ты приехал в этот далекий лес?» Так, увидев удивленный взгляд юного немца и его нелепую фигуру, я понял, что хочу снять антивоенное кино, и начал писать сценарий.

То есть можно сказать, что ваша история основана на реальных событиях?

Отчасти. Образ главного героя, немца Томаса, собирательный, как и образы русских военных и чеченской семьи. А основные события в жизни героев имели место, и такие юноши, как Томас, которые принимали ислам и попадали на войну в Чечню, были не единожды. В лагерях боевиков часто мелькали парни европейской внешности – и русские, и датчане, и немцы, которые принимали ислам или приезжали на каникулы пострелять по живым мишеням. Но к концу войны таких было уже мало, единичные случаи. А если углубиться еще дальше, то NO COMMENT – это интерпретация романа «Фауст» Гете на фоне реальной истории. Мне хотелось передать по наследству ищущий характер старого алхимика молодому герою, наделив своего главного персонажа, уже «правнука» доктора Фауста, некоторыми его чертами. Поставить его в ситуации морального выбора, так же путать в словах и поступках, подвергнуть искушениям и проверять страстями. В картине есть отсылки к действию из великой трагедии, которые можно считать, но канва сценария все же имеет в основе реальные события.

Нет ли опасений, что кто-то может найти скрытый политический смысл в том, что у вас главный герой, сбившийся с пути, – именно немец, учитывая сегодняшнюю напряженную обстановку в мире?

Мы старались быть объективными в принципиальных вопросах, привлекли к работе консультантов как с одной, так и с другой стороны. Но, конечно, любой кинокритик будет находить какой-нибудь свой смысл, ведь это его работа. Да и каких политических обвинений можно опасаться после того, что сейчас происходит в мире, когда раскупорен ящик Пандоры? Мы рассказываем одну из историй, каких было много. Было немало мирных чеченцев, просто попавших в колесо войны, и военных, которые выполняют свой долг и не хотят войны, и молодых европейцев, которые приходят в ваххабитские ячейки и едут на одну из современных войн. Молодые люди ищут себя: кто-то влюбляется, кто-то теряет контакт с близкими, кто-то жаждет чего-то нового, а кто-то горит желанием восстановления попранной, по их мнению, справедливости.

Как бы вы сформулировали основной посыл картины?

Основной посыл – антивоенный. Главную мысль высказывает молодой офицер, роль которого исполняет Дмитрий Журавлев, кстати, очень похожий на молодого Анатолия Солоницына. На привале он рассуждает о том, почему люди и в 21-м веке продолжают убивать друг друга, ведь это неправильно, надо запретить войны вообще. Это и мое личное убеждение. Есть масса способов решения конфликтов и борьбы человеческих амбиций – например, в судах, на Олимпиадах.

Где проходили съемки фильма?

Съемки были в Крыму, в Германии и в Москве.

Для кого в первую очередь предназначена эта картина?

Для тех, кому интересно серьезное кино, кино, поднимающее вопросы бытия. Кому-то будет интересна история молодого человека, так круто изменившего свою жизнь, а кого-то заинтересуют будни противников на войне.

Чего вы ждете от участия в «Кинотавре»?

Для каждого режиссера-дебютанта фестивали – очень полезная вещь. Как говорил Сергей Сельянов, который самый первый заинтересовался синопсисом NO COMMENT: «Дебютанту нужны фестивали, чтобы не потеряться». Да и реальнее будет искать финансирование для следующих картин. Так что, конечно, это важно для меня, как, наверное, и для продюсеров, которых могут заинтересовать мои новые проекты. У нас уже три фестиваля в планах. Фильм отобран в конкурсную программу «Кинотавра», во внеконкурсную ММКФ и кинофестиваля в Шанхае. Мы показывали фильм французским, немецким и нашим известным кинокритикам, все его очень хвалили. Тем более что тема, в свете недавних событий в Париже, весьма актуальная.

Планируете ли вы прокат NO COMMENT в кинотеатрах?

Да, продюсеры планируют театральный прокат. С рекламными бюджетами блокбастеров нам, конечно, не тягаться, но определенный интерес к авторскому кино все еще остается. Несмотря на приоритет жанрового кино, часть кинотеатров все равно показывает серьезные фильмы. Так что сколько-то копий продюсеры собираются выпустить в прокат.

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 11–17 марта 2024 года
Подробнее
Минюст РФ признал актера Семена Трескунова* и режиссера Романа Либерова* иноагентами
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Позывной «Пассажир» уступил «Командиру»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Позывной «Пассажир» стартовал со второй строчки
Подробнее
Касса четверга: «Онегин» продолжает лидировать
Подробнее
Минкультуры призвало увеличить число компаний – лидеров отечественного кинопроизводства
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Позывной «Пассажир» стартовал с третьей строчки официального прокатa
Подробнее
Сборы «Вызова» в Китае за первый месяц проката могут достигнуть $7 млн
Подробнее
Официальная касса России: «Онегин» показал лучший старт среди проектов братьев Андреасян
Подробнее
Как здорово, что все мы здесь сегодня
Подробнее
Суд отклонил иск к Виктору Хориняку на 8 млн рублей
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 14–17 марта
Подробнее
Госдума нашла решение для ограничения выплат вознаграждений по авторским правам иноагентам
Подробнее
Кристофер Нолан уже приступил к работе над новым фильмом
Подробнее
Российская драма «Просточеловек» получила награду на фестивале в США
Подробнее
Андрей Кончаловский запустил культурологическое исследование «Это мы. Родные люди»
Подробнее
Выручка онлайн-кинотеатров в России выросла на 45% в 2023 году
Подробнее
ФНС приостановила банковские операции компании «Телеспорт Груп»
Подробнее