top banner

Игорь Толстунов: ««Ледокол» – одна из самых технически сложных картин в моей практике»

Автор: Артур Чачелов

17 октября 2016

Продюсер о своем самом большом проекте в карьере и особенностях индустрии

C 20 октября на экранах страны ЛЕДОКОЛ. Однако те, кто побывал на «Кино Экспо» в Санкт-Петербург, смогли увидеть картину за месяц до релиза. БК поговорил с продюсером проекта, директором компании «ПРОФИТ» Игорем Толстуновым о фильме, особенностях его производства и маркетинговой кампании.

Судя по всему, такая масштабная картина дается всем ее создателям непросто.

Да. И производственно, и технически. Это одна из самых технически сложных картин в моей практике. У меня было строительство декораций, целых комплексов, ручные, так сказать, работы. А здесь много работы нематериального характера со всякого рода электронно-цифровой составляющей. И выясняется, что это даже сложнее, чем просто взять и построить. Когда в монтаже появляется шот с компьютерной графикой, иногда возникают интересные неожиданности: мы с удивлением понимаем, что кадр был задуман одним, а «нарисован» другим. И это требует доработки остального материала. Наши партнеры – студии компьютерной графики – осваивают это ранее неизведанное пространство вместе с нами. Да, почти все научились качественно «рисовать» воду, а вот сделать колющийся лед в таком же качестве еще никто не пробовал. И приходится «изобретать велосипед».

У вас много студий компьютерной графики задействовано?

Много. Studio Amalgama VFX, Film Direction FX, Argunov Studio… Где-то четыре-пять крупных компаний и несколько десятков фрилансеров. Последние делают большой объем незаметной для зрителя, рутинной при производстве работы вроде пейзажей в иллюминаторах и прочего.

Насколько легко индустрия преодолевает все эти сложности? Она вообще готова к таким проектам, как ЛЕДОКОЛ?

Основной проблемой, с которой мы столкнулись, оказалось создание пространства, в котором существуют наши герои, визуализация их мира. Опыта и правда пока мало, причем как у исполнителей, так и у нас, заказчиков. Мы поначалу вообще думали, что для супервайзеров достаточно нарисовать эскизы того, что мы хотим, как делали это для строительства декораций. Но декорации – это статика, которую можно снимать с разных точек, а трехмерная графика – это динамичное изображение. Надо было делать аниматики. Причем чуть ли не всего фильма сразу. Вот, к примеру, наш основной, так сказать, антагонист – это айсберг. Мы его постоянно дорабатывали. Нам хотелось, чтобы он был «очеловечен», чтобы приобрел какие-то характеристики, присущие живому объекту. И достигали мы этого путем постоянных проб, перерисовывания, добавления деталей, фактур и так далее. В Голливуде, наверное, все это уже рутина, а вот для нас было крайне интересно и познавательно.

Графика графикой, но ведь наверняка и снимать натуру на данную тематику довольно непросто – все эти ледоколы, Север, падающие вертолеты?

Да, так и есть. На протяжении полугода мы выкладываем в Интернете ролики о том, как это все снималось. Роль основного нашего ледокола играло несколько кораблей, в том числе легендарный ледокол «Ленин». А снимали мы эти корабли в разных местах, даже в Севастополе. Это довольно забавно, но здесь мы вынуждены были ориентироваться на график интересующего нас корабля, а он в тот момент как раз стоял в Крыму. Съемки также проходили в Мурманске, под Кировском, в Питере. Это все накладывало свой отпечаток на логистику производства. Но это как раз привычное дело, стандартные «отягчающие обстоятельства».

Однако все это звучит очень дорого. Каков ваш бюджет?

430 миллионов рублей. Изначально было, конечно, поменьше. Нам пришлось немного подкорректировать бюджет, когда уже начались съемки. И с тех пор мы движемся в рамках запланированных средств.

А каков в нем процент господдержки?

Чуть больше 45 процентов, около 200 миллионов рублей невозвратных. Остальные – возвратная часть, собственные средства и средства наших партнеров.

Когда вы представляли проект ЛЕДОКОЛ в Фонде кино, «ПРОФИТ» находился в списке компаний-лидеров, а затем, спустя какое-то время, из него выпал. Сам факт присутствия или отсутствия в этом списке как-то отражается на компании?

Для начала стоит отметить, что в системном режиме такие сложнопостановочные картины наша индустрия стала производить с появлением и активизацией деятельности Фонда кино. Благодаря ему и господдержке мы год от года имеем несколько таких масштабных проектов. В их числе и наш ЛЕДОКОЛ. Однако тот факт, что список лидеров все-таки иногда меняется, имеет негативную сторону, особенно для тех компаний, которые в него повторно не попадают. Все просто: если у меня не будет понимания, получу я господдержку или нет в объеме, превышающем стандартный, то я не смогу на постоянной основе заниматься разработкой сложнопостановочных и высокобюджетных проектов. Потому что даже разработка таких фильмов – это очень дорого, около 10–20 миллионов рублей. Так что мне, конечно, хотелось бы, чтобы государство увеличило объем поддержки кино, чтобы в этот заветный перечень вошло еще какое-то число компаний, в том числе и тех, которые работают не «кассетным методом», а снимают один большой сложнопостановочный проект в течение нескольких лет.

Вернемся к ЛЕДОКОЛУ. Проводили ли вы по этому проекту какие-либо социологические и маркетинговые исследования и для каких целей?

Для нашей истории с ЛЕДОКОЛОМ мы провели тестирование в трех разновозрастных фокус-группах людей, активно посещающих кинотеатры. У нас не было возможности показать фильм целиком, мы представили первый готовый фрагмент, ролик и постер. Не буду говорить, что все приняли материал на ура, были и скептики. Большинству понравилось. Но в данном случае мы не исследовали реакцию на уровне «нравится / не нравится». Мы тестировали людей по конкретным вопросам, которые нас сильно волновали: например, реакция женщин, потому что у нас хоть и есть романтические линии, но они все же не главные. И выяснилось, что женщины наравне с мужчинами готовы пойти и посмотреть. У нас очень хорошая драматургия, серьезный конфликт, и это является такой же важной частью картины, как тот же самый «нарисованный» айсберг. Сейчас мы уже не будем показывать картину тест-группе. Ей нужно продемонстрировать целый фильм, но когда он будет готов, какой бы ни была реакция, мы просто не успеем ничего глобально в нем изменить.

На какую прокатную кассу вы рассчитываете?

Мне сложно судить. Я не хочу гадать. У нас есть тайные надежды, что мы соберем больше 500 миллионов рублей. Понятно, что это сильно зависит от самого фильма, его окончательной версии. Но мне кажется, что у рынка и, главное, у публики есть интерес. После показа в Сочи мы получили очень позитивный отклик от представителей кинотеатров. А еще меня радует, что обычные зрители следят, ждут наши ролики. И мы становились лидерами по просмотрам на YouTube, когда выпускали там наши трейлеры. Зритель, конечно, может по-разному оценивать эти ролики, но он их смотрит. При этом у нас крайне низкий процент негативных отзывов о них. Недавно мы сделали отдельный показ начального, 20-минутного фрагмента фильма на кинофестивале «Короче», и по окончании даже раздавались призывы «давай дальше!» (Смеется.) Значит, вроде бы работает.

Чтобы достигнуть ожидаемых вами цифр, должна быть запланирована достаточно большая кампания, как по рекламе, так и по промо. Что готовите?

Наша кампания идет уже не первый месяц. С августа в некоторых крупных киносетях у нас крутятся ролики фильма на плазмах, а сейчас мы выслали в кинотеатры специально подготовленный трейлер для плазм без звука. Он должен работать гораздо эффективнее. Кроме того, у нас недавно появился совершенно новый трейлер. В конце лета мы начали рассылку трех видов стенди и двух видов постеров. Они уже размещены во множестве кинотеатров. Ближе к выходу фильма мы начнем программы сотрудничества с сетями и отдельными площадками по размещению рекламных активностей в барах, кассовых зонах, на полу, на фасадах кинотеатров и так далее. Подклейка нашего ролика к релизам началась с новогодних ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ. Дальше были все релизы «Нашего кино». В киносетях и отдельных кинотеатрах наши ролики вставали перед МСТИТЕЛЯМИ, ЭКИПАЖЕМ, ОТРЯДОМ САМОУБИЙЦ, ДНЕМ НЕЗАВИСИМОСТИ и другими крупными релизами. Кроме того, наш проект присутствует в ролике Фонда кино, посвященном Году российского кино, а его показывают на 90–100 тысячах сеансов в месяц. И, наконец, для кинотеатров мы сделали любопытный бонус: ролик для зрителей с призывом «Выключи мобильник».

А что с прямой рекламой?

Партнером фильма выступает канал НТВ. Мы будем там активно размещаться. Еще у нас ожидается большой объем рекламы на Первом. Не меньший, чем обычно бывает у блокбастеров. И, конечно, на ТНТ, где сосредоточена молодежная аудитория. Будут у нас и промоактивности в эфирах этих каналов. Мы не хотим делать массовый полив наружной рекламой, но отдельные площадки, самые крупные, все же намерены задействовать. Большой ресурс мы используем в Интернете. Это не только прямая реклама, но и промо. У нас созданы группы, посвященные фильму, мы сеем проморолики, делаем публикации. С нами будут сотрудничать топовые блогеры. Сейчас у нас идут спецпроекты с Afisha.ru, Rambler и MaximOnline. В Интернете и на телевидении планируем продолжать активности до середины ноября.

Будет что-то необычное?

Мы отдаем себе отчет в том, что маркетинговая компания должна быть многогранной – одним телевизором зрителя не заманишь. Вот участвовали в фестивале ледоколов в Питере, наш стенд посетило несколько десятков тысяч зрителей. В столице сделали квест, посвященный нашему фильму, это очень любопытная акция. Сотрудничали с проектом «Ночь кино»: в парке в Москве показали ролики о создании спецэффектов ЛЕДОКОЛА. И ведь огромное количество зрителей туда пришло и посмотрело. А еще специально для нас завод «Очаково» выпустит пиво «Ледокол». Правда, пока это разовая акция. Интересно, во что она выльется.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Официальная касса России: лидером проката осталась фантастика «Сто лет тому вперед»
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Sony и Apollo хотят обсудить предложение о покупке Paramount Global за $26 млрд
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат
Подробнее