Алексей Учитель: «Удержаться в списке лидеров сложнее, чем туда попасть»
Глава студии «Рок» – о том, как оправдать статус лидера и на какие фильмы будет делаться ставка
Интервью было впервые опубликовано в печатном БК №3 (140), за март 2018 года.
В этом году компании-лидеры кинопроизводства поделят между собой 2,5 млрд рублей, из них 2 млрд будут безвозвратными. В список мэйджоров теперь входит и студия «Рок» Алексея Учителя. Она уже фигурировала в нем в 2012–2013 годах, когда фестивальные успехи кинокомпаний имели бόльшее значение, и исчезла из него, как только главным критерием отбора стали показатели сборов. Как «Рок» теперь планирует оправдывать статус лидера и на какие фильмы делает ставку, – об этом БК рассказал основатель и директор компании Алексей Учитель.
Алексей Ефимович, вы недавно ездили на кинофестиваль и на Кинорынок в Берлин? Что смотрели, с кем встречались?
Мне было очень приятно побывать на премьерном показе фильма ДОВЛАТОВ Алексея Германа-младшего. Мне кажется, это его лучшая картина, мне она очень понравилась. Еще мы встречались с представителями немецкой компании Kinostar, которая занимается международными продажами МАТИЛЬДЫ. В апреле она стартует в Великобритании, затем будет прокат в Японии, Китае и многих других странах. Будет четырехсерийная телевизионная версия, которую мы представим в апреле на телерынке в Каннах.
Вы довольны тем, как складывается иностранный прокат МАТИЛЬДЫ?
Количество стран, охваченных прокатом, радует, финансовые результаты пока непонятны – отчеты, как всегда, придут позже. Фильм показали во многих европейских странах, широкий прокат был в Германии, что объяснимо, так как в фильме играют немецкие актеры. Там картина вышла в двух версиях – дублированной и с субтитрами, для русскоговорящей аудитории. У первой заполняемость была лучше. В Эстонии МАТИЛЬДА показала рекордную посещаемость, там чуть ли не каждый взрослый зритель ее посмотрел. Конечно, за рубежом выход картины прошел без такого возбуждения, как в России, но и там вышло много публикаций и интервью в СМИ, связанных со скандалом вокруг фильма на родине. То есть это не был релиз совсем никому не известной российской ленты, как это часто случается. На премьерах в Лондоне, Вене, в немецких городах я видел переполненные залы, было приятно. А в США и Канаде премьеры проходили не в кинотеатрах, а в театральных залах на тысячу и больше зрителей, по два премьерных сеанса, и тоже все время наблюдались аншлаги.
Значит, скандал все-таки пошел на пользу прокату?
Я считаю, что он нам больше повредил. В первый и второй уикенд проката в России мы видели большие цифры посещаемости, но дальше нужно было привлекать аудиторию из небольших городов, где про этот скандал не слышали, и мы просели. Ведь его обсуждали только в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, а за их пределами о выходе фильма попросту не узнали. Нам очень не хватило рекламы на телевидении – как вы знаете, у каналов было табу на любую информацию о МАТИЛЬДЕ. Это нам сильно помешало.
Тем не менее почти 2 миллиона зрителей МАТИЛЬДЫ в кинотеатрах позволили вашей студии «Рок» вернуться в число лидеров отечественного проката. Что дальше?
Удержаться сложнее, чем попасть. Нам надо будет теперь выпускать новые зрительские картины уровня МАТИЛЬДЫ, но, надеюсь, без скандалов. И самый большой наш проект – это СТРЕЛЬЦОВ, посвященный великому советскому футболисту с интересной драматической судьбой. Его сравнивали с Пеле, они должны были встретиться на поле во время чемпионата мира, но вместо этого Эдуард Стрельцов попал в лагерь. Отсидев семь лет, он вернулся и еще дважды становился лучшим футболистом Советского Союза, а его «Торпедо» выигрывало золотые медали. Стрельцов опередил свое время не только в футболе. Он был очень свободным человеком, который отказывался понимать многие вещи, и за это скорее всего и пострадал. Неординарная личность – стандартная фраза, но он действительно был ею, поэтому и интересен. Мы разрабатываем этот проект пять лет, нас будет консультировать известный футболист Александр Мостовой. Сейчас мы проводим кастинг, подготовительный период завершится к маю, летом пройдут съемки. Мы надеемся на копродукцию с Беларусью, в Минске встречались с министром культуры. Кстати, там МАТИЛЬДА прошла очень хорошо, и это нам тоже помогает. Мы видим большой зрительский интерес к спортивному кино и, учитывая уникальность рассказанной нами истории, рассчитываем на интересный результат. Для меня с этим проектом связаны еще и волнения личного характера – как режиссер снимать этот фильм будет мой сын Илья Учитель.
Тяжело ли руководить проектом сына?
Тяжело, потому что он ничего не слушает (смеется). Но на самом деле потому что он – мой сын, с него и спрос больше. А еще мы с ним серьезные соперники в футболе: я болею всю жизнь за «Зенит», хоть и живу сейчас в Москве, а Илья переключился на «Спартак», как только мы переехали.
На какой стадии находится ваш проект о Цое?
Он называется 47 – фильм о Цое, но без Цоя, своеобразное роуд-муви, основанное на реальном факте. После гибели Виктора автобус с телом музыканта и всеми его близкими три дня ехал из Риги в Петербург, а за рулем был водитель того самого «Икаруса», в который врезался Цой. Он вообще ничего не знал о группе «Кино», но другого водителя не нашлось – все отказались. Этот человек и стал главным героем фильма, который, по сути, расскажет о том, как люди меняются благодаря Цою и его творчеству. Этот фильм я буду снимать сам, кастинг начнется в марте, а съемки планирую провести в августе-сентябре. 47 мы также собираемся делать в копродукции: ведем переговоры с представителями Казахстана, в Берлине встречались с компанией из Финляндии.
За новостями о фильме ЛЕТО Кирилла Серебренникова вы следите?
Слежу, конечно, как и за всем, что происходит в жизни Кирилла, переживаю за него, потому что все происходящее вокруг него кажется мне бредом. Мы общаемся и с продюсером картины Ильей Стюартом, знаю примерно, о чем фильм – он совсем о другом периоде, чем наш, о времени создания группы «Кино». Мне же интересны последние три года жизни Цоя, это этап больших перемен и в его судьбе, и в жизни страны. Из маленьких залов и подвалов Цой и другие выходили на стадионы, у людей полностью менялось представление о том, кто такие рок-музыканты. История этого фильма давно сидела у меня в голове, потому что я прошел ее лично – встречался и с этим водителем, и со следователем. Есть у нас и еще один молодежный проект моего ученика, режиссера Анара Аббасова, о состязаниях уличных танцоров. Анар когда-то снял документальный фильм о парне, который потерял слух, но смог со своей командой выиграть чемпионат России и попасть на чемпионат мира. С этого все началось. Все три фильма уже получили господдержку, в этот раз мы подаемся на дофинансирование СТРЕЛЬЦОВА. И еще я очень хочу сделать картину о Шостаковиче, мы сейчас ведем переговоры с писателем Джулианом Барнсом, чтобы выкупить права на его биографический роман «Шум времени», но это все уже несколько отдаленные планы. Вообще, я искренне радуюсь, что за последние полтора-два года восприятие зрителя ощутимо поменялось – он все-таки пошел на наше кино. Я желаю всем не сбавлять обороты, чтобы эта тенденция продолжалась, а показатели российских фильмов росли. Думаю, это принесет пользу всем нам.