top banner

Аркадий Журавлев: «Основные покупатели – независимые кинотеатры, потому что они считают деньги»

Автор: Мария Позина

24 октября 2016

Гендиректор «Арт Саунд К» – о рынке лазерных кинопроекторов в России.

Кажется, еще не так давно в России завершился переход на «цифру», а западные разработчики уже изобрели новое кинооборудование, в котором источником света служат не дорогие ксеноновые лампы, а лазер. Лазер, впрочем, тоже удовольствие недешевое, но более выгодное в использовании. Во всем мире, в том числе и в нашей стране, начали появляться залы с лазерными установками, а 26 августа в Тюмени открылся семизальный мультиплекс «Матрица», ставший первым отечественным кинотеатром, полностью оборудованным лазерными проекторами. О преимуществах лазера, цене вопроса и о том, нужно ли показчикам срочно задумываться о переоснащении залов, БК пообщался с Аркадием Журавлевым, генеральным директором компании «Арт Саунд К» (АСК), инсталлятора лазерных кинопроекторов в России.

В последнее время чуть ли не каждый месяц в прессе появляются заголовки об открытии кинотеатра или зала с лазерным оборудованием, причем практически каждый из них фигурирует в новостях как «первый в стране». Со стороны человеку, слабо разбирающемуся в технологических тонкостях, это может показаться странным, но ведь наверняка эти лазерные кинотеатры и залы чем-то друг от друга отличаются. В чем, например, уникальность проекта «Матрица» в Тюмени, оборудованием которого вы занимались?

«Матрица» – это первый мультиплекс в России, в котором абсолютно все залы оснащены проекторами с лазерными источниками света. В данном случае это новая модель NEC NC1201L, которая отличается от цифрового оборудования тем, что лазерный блок питания работает 20 тысяч часов и при этом не требует замены ламп. В деньгах это выражается в сэкономленных шести тысячах евро в год на каждый зал. Ну и картинка у лазера лучше, равномерность распределения яркости выше 90 процентов по всему экрану, в отличие от обычного проектора, в котором ксеноновая лампа светит в центр, а по краям яркость падает.

Среднестатистический зритель способен уловить эту разницу?

В октябре 2014 года мы установили первый лазерный проектор в России, это было в Люберцах, в кинотеатре сети «Светофор». Так владелец первую неделю не афишировал, что у него новое оборудование, а просто ходил и слушал, что говорят люди, выходя из зала. И все в голос отмечали: «Какая необычная, красивая картинка». Через неделю он уже сделал объявление, что у них установлен лазер, и поднял цены на билеты в этот зал. До сих пор так и держит эти цены, а люди ходят. Так что обычные зрители все замечают.

В плане технического обслуживания новые проекторы требуют к себе особого подхода и внимания?

Нет, единственное, что они требуют – раз в полгода надо фильтр под горячей водой промывать. Они даже не требуют кинопроекционных, так как работают без вытяжки и имеют минимальный уровень шума. Например, в «Матрице» седьмой зал не был запланирован изначально, он «родился» после того, как уже все было спроектировано под шесть. Просто выяснилось, что можно что-то уменьшить и сделать еще один, но еще одну проекционную вместить было физически невозможно, поэтому проектор установили непосредственно в зале. Если бы изначально кинотеатр планировался под лазерные технологии, то можно было бы вообще обойтись без кинопроекционных, что позволило бы, в свою очередь, сэкономить на аренде площади.

Как в таком случае осуществляется кинопоказ? Нужен ли киномеханик?

В «Матрице» киномеханик в принципе не требуется, потому что там стоит программа автоматизации кинопоказа TMS Rosetta Bridge. Она уже довольно популярна на нашем рынке. В частности, мы на нее сейчас переводим всю сеть «Формула Кино». Эта программа подключается к кассе, берет из нее расписание и оповещает прокатчиков о времени сеансов. Те высылают копии фильмов и «ключи», все это скачивается, и автоматически начинается показ. Если расписание меняется, то программа тут же меняет время, перебрасывает фильмы в другой зал и так далее. Также в этом кинотеатре установлена система удаленного мониторинга NOC, которая контролирует работу кинооборудования по 400 параметрам. Если какой-то параметр оказывается превышен, то, соответственно, кинотеатр и наши инженеры получают оповещение по электронной почте или по SMS. Далее наш специалист может дистанционно из любой точки мира удалить и поправить цифровые баги. Это позволяет устранить до 70 процентов поломок.

Звучит все очень убедительно, но большинство российских кинотеатров, по сути, недавно заменили свое пленочное оборудование на цифровое. Им есть смысл сейчас бежать и опять все менять?

Если честно, я не вижу смысла выкидывать то, что работает. Другое дело, что первому поколению цифровых проекторов уже двенадцать лет, и их ресурс очень близок к окончанию. Но решение по этому поводу принимает каждый кинотеатр. У меня пока нет ни одного знакомого, который взял бы и выкинул проектор первой серии, потому что ему захотелось новый. Не та экономическая ситуация сейчас в стране, чтобы выбрасывать работающее оборудование. На Западе же идет активное переоснащение. NEC на сегодня инсталлировал более тысячи единиц проекторов с лазерным источником света по всему миру. Но там все немного по-другому устроено, там кинотеатры, приобретая оборудование, получают рассрочку на десять лет. В России с этим сложно, у нас таких услуг никто не предоставляет. Так что у нас первые цифровые проекторы будут работать и двадцать, и тридцать лет, можете мне поверить.

Насколько лазерное оборудование на сегодня востребовано в России?

Если сравнивать со спросом на цифровое оборудование, последние два года мы больше продаем лазер. В свою очередь, существуют две модификации лазерных проекторов – лазерно-фосфорные и RGB, которые отличаются источником света в виде лазерных модулей. Разница в применении этих двух технологий в том, что лазерно-фосфорные проекторы сегодня предназначены для экранов шириной не более 17 метров (в ближайшее время разработчики обещают увеличить возможности демонстрации до аналогичных показателей в 22 метра), а RGB, соответственно, уже могут работать на больших экранах до 40 метров. RGB пытаются продвигать как премиальный бренд, потому что там качество изображения значительно лучше (REC 2020). Но они стоят безумно дорого, до 230 тысяч евро, и в России, по-моему, единственная установка есть только в новом зале IMAX сети «Формула Кино». А лазерно-фосфорный проектор стоит 35 тысяч евро и при этом позволяет экономить на лампах и электроэнергии по сравнению с цифровым. В повседневном использовании они более удобны для кинотеатров с небольшими экранами, выгода их понятна всем. Поэтому спрос на них в России активно растет, и на сегодняшний день мы уже оборудовали этими моделями 21 зал.

Кто ваши основные покупатели? Крупные сети, регулярно открывающие новые площадки?

Нет, я сказал бы, что наоборот. Сети не торопятся что-то кардинально менять, они заняли выжидательную позицию, пока говорят, что дорого. Основные наши покупатели – независимые кинотеатры, потому что они считают деньги, и для них экономия в 6 тысяч евро в год – это серьезный аргумент. А что такое эта сумма для крупной сети? Наверное, ею можно пренебречь. С другой стороны, у сетей и нет такого количества маленьких экранов.

Какие перспективы вы видите в сфере кинопоказа? «Цифра» отойдет полностью?

Очевидно, что лазер заменит лампу, потому что уже сейчас у мэйджоров дальнейшие разработки сосредоточены именно в области лазерных проекторов. Продажи ламповых моделей сокращаются на бывших лидирующих рынках из-за почти полного переоборудования кинотеатров, что сказывается на их доступности. Лазер – это неотвратимое будущее, и в свою очередь RGB найдут свое место на рынке как дополнение к лазерно-фосфорным проекторам, так как рассчитаны на экраны практически любых размеров. Ведь они сегодня слабо продаются не только из-за высокой цены. Просто по своим техническим характеристикам эти проекторы способны выдавать цветовую палитру (REC 2020), на 50 процентов превышающую ту, что сегодня производят голливудские студии. Для них нужен контент, снятый камерами нового поколения, с более высоким количеством кадров в секунду, а этот шаг требует огромных вложений со стороны кинокомпаний. В ином случае глупо тратить такие деньги на проектор, который будет работать вполсилы. Пока что мы видели только фотографии с тем качеством картинки, которое он способен воспроизводить. И это, конечно, совершенно другой уровень, ни с чем не сравнить.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее